К 430-летию учреждения Патриаршества в Москве
“Мужественные подвиги достовернее слов.” А.В. Суворов
К 430-летию учреждения Патриаршества в Москве
21.03.2019

Патриархи Руси.jpg

«Патриарх Москвы и всеа Великия и Малыя и Белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств»

Первая Христианская Церковь, как общеизвестно, возникла в Иерусалиме, откуда она начала безудержно распространяться по всему миру, во исполнение слов её Основателя. Первый Собор Апостолов состоялся в 51 году тоже в Иерусалиме, под председательством брата Господня Апостола Иакова, первого Иерусалимского епископа. Благодаря миссионерству Апостолов Петра и Павла в римской провинции Сирия, в состав которой тогда входил и Ирусалим, возникла около 37 года Антиохийская Церковь, под омофором Апостолов Петра и Павла. (Между прочим, если исходить из утверждений Римской Церкви, что ей принадлежит старшинство среди христианских церквей, ибо её первым предстоятелем был Апостол Пётр, то в таком случае это старшинство принадлежит Антиохии, ибо Апостол Пётр сперва был первым предстоятелем в Антиохии).

В Антиохийской Церкви впервые стало применяться определение «Кафолическая (Соборная) Церковь», затем включенное в Символ веры. Оно встречается впервые в послании Самарянам предстоятеля Антиохийской Церкви Игнатия Богоносца, в начале второго века. Александрийская церковь была основана около 42 года апостолом Марком. По преданию, Константинопольская церковь была основана апостолом Андреем Первозванным, который около 38 года рукоположил своего ученика Стахия во епископы греческого города Византион, ставшего столицей Римской Империи под именем «Новый Рим» в 330 году, затем именуемого «Константинополь», а по-славянски Царьград. Этот Новый Рим был столицей всей Римской Империи до 395 года, когда испанский Император Феодосий Великий разделил Римскую Империю на Восточную и Западную, по 19-у меридиану, немного западнее от Белграда, при старшинстве Нового Рима. С падением Первого Рима в 476 году, Второй Рим оставался единственной столицей, вплоть до 1453 года, Римской Империи. Лишь через сто лет после падения Нового Рима в1453 году, какой-то немецкий автор решил называть Восточную Римскую Империю «Византийской», по первоначальному, доимперскому, имени её столицы..

Порядок этих пяти Больших Православных церквей, со временем получивших имя Патриархатов, в диптиках (списках для поминовения во время Богослужений) менялся, в связи также и с политическими переменами государственных режимов на их территории. IV (Халкидонский) Вселенский Собор, состоявшийся в 451 году, определил в правиле 28-м этот порядок и установил верховенство кафедры епископа Константинополя на Востоке: «Сто пятьдесят боголюбезных епископов предоставили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита (Сената), и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем.»

Значит, порядок чести (но отнюдь не административной власти) Православных Христианских Церквей не зависит только от хронологического порядка их основания, ни от самих основателей, но также и от их местонахождения, по отношению к той государственной власти, про которую сам Христос сказал: «отдайте кесарю кесарево». С 312 года эта власть возглавляется Православным Царём, под сенью военного Стяга с Крестом, являющегося, согласно А. Хомякову, не только Помазанником Божиим, но также и представителем церковного народа в рамках соборного строя Православной Церкви.

Последней исторической переменой этого местонахождения было венчание на царство в 1547 году внука византийской царевны Софии Палеолог, Великого Князя Московского Иоанна Васильевича, что и было признанно тогда всей Православной Церковью. В своей Грамоте царю Иоанну Васильевичу, от 1561 года, «Иоасаф, Божьей милостью Архиепископ Константинополя, Нового Рима и Вселенский патриарх» подтверждает ему этот царский титул: «Да будешь и ты между царями, как равноапостольный и приснославный Константин». Так Москва стала столицей Православного Царя, то есть Третьим Римом.

Затем при активном участии царя Фёдора Иоанновича, в Москве учреждается 26 января 1589 года Константинопольским Патриархом Иеремией II также и Патриаршество, что в следующем 1590 году подтверждается и Восточными Патриархами. (А. В. Карташев. Очерки по итории Русской Церкви). Первым Патриархом Московским был Патриарх Иов. Полный титул одного из его преемников был: «Божиею милостию, великий господин и государь Никон, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа Великия и Малыя и Белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх.» + 

Кадетское письмо № 111. Буэнос-Айрес, март 2019 года. XXV год издания.
Бюллетень русских кадет в эмиграции.
Основан в 1955 году А.Г.Денисенко, кадетом VII выпуска Крымского кадетского корпуса, в эмиграции. Не издавался с 1961 года. С ноября 1995 г. выходит под новой нумерацией, на правах рукописи.
Ссылка на источник обязательна. Издатель и редактор: И.Н.Андрушкевич, кадет XXVI выпуска Первого Русского Кадетского Корпуса, в эмиграции.
Электронный адрес: kadetpismo@hotmail.com
Некоторые предыдущие номера КП помещены на блоге: http://i-n-andruskiewitsch.blogspot.com.ar