СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА
“Молись Богу, от Него победа!” А.В. Суворов
СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА
29.04.2019

Светлая седмица .jpg

Светлая седмица – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

Каждый день после Литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.

Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6). Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».


ПАСХА И СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА: КАК ПРАВИЛЬНО ВСТРЕТИТЬ И ПРОВЕСТИ, ЧТОБЫ НЕ ПЕРЕЧЕРКНУТЬ ТРУДЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА?

На Пасху человек снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение.

Известный советский кинорежиссер Иван Пырьев, экранизировавший романы Федора Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы», рассказывал о своем детстве следующее…

…Он родился в старообрядческой семье. В Прощеное воскресенье перед Великим постом к ним в дом съезжались родственники. Они чинно крестились, становились друг перед другом на колени, земно кланялись и испрашивали прощения друг у друга со словами «Прости меня Христа ради». Потом вместе шли в храм на службу. После, уже дома, садились за стол. И здесь начиналась вторая – темная – половина встречи. Родственники напивались страшно, потом происходила драка. И по завершении Прощеного воскресенья родственники, обозленные друг на друга, разъезжались по своим деревням. Во время одной из таких драк был убит отец Пырьева. 

Я это рассказываю к тому, что в нашей широкой и многогранной славянской душе великое христианское благочестивое чувство часто соседствует с языческим пьяным разгулом. Последнее особенно вырывается, как пар из клокочущего чайника, во время праздников.

Человек долго и честно себя сдерживал во время Великого поста. Старался вести более-менее благочестивую покаянную жизнь. После Пасхи ему дали «зеленый свет». И он перестал себя смирять. Пружина распрямилась с мощной кинетической энергией. Итог – в худшем случае несварение желудка, больница или запой на период Светлой седмицы. Человек несколькими днями перечеркивает в себе все достижения поста. Почему это бывает?

Потому что он часто неправильно относится к посту, воспринимая его нормативно-механистически: не есть того-то, выполнить то-то и прочее. И потом, не стараясь изменить свою внутреннюю духовную природу, исправить ее, взывая к Богу о помощи, человек усилием воли пытается обуздать свои страсти. Но не искореняя их в глубине сердца, а сдерживая где-то на поверхности. Потому в праздники – Пасху или Рождество Христово – он снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» писал: «Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца), в будущия блага и питать благочестивые добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно маловерным, холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал через известное празднуемое лице или событие».

Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь. Через них Господь изменяет-исцеляет нашу духовную природу. Вот в чем самоцель праздника. И нам необходимо откликнуться на этот призыв Всевышнего, а не вернуться к лени, пьянству и чревоугодию. Не без того, конечно, чтобы тело отдохнуло. Это тоже нужно. Особенно в Светлую седмицу. Но все хорошо в меру. Это не значит, что вышли из храма после Пасхальной службы и забыли дорогу к церкви. Будем только есть, пить, веселиться. Нет, жизнь во Христе продолжается, как и борьба с диаволом, со страстями своими. Ведь, наоборот, сатана начинает уловлять нас тогда, когда мы расслабимся.

– Слава Богу, причастился! – думает человек.

А бес уже ждет, чтобы ножку подставить.

– Слава Богу, дождался Светлого Воскресения Христова. Теперь разговеюсь! – мыслит постник.

Но сатана уже ждет, чтобы он разговелся ТАК, чтобы перечеркнуть все свои усилия и труды.

Потому, дорогие братья и сестры, будем иметь перед собой не плотяные, а духовные цели. Важно на Светлой седмице не скатиться вниз, но продолжать с Божьей помощью упорное тяжелое восхождение вверх – в Царствие Небесное.

Для тех же, кто желает и в Светлую седмицу участвовать в богослужениях и причащаться Святых Христовых Таин, хочется сказать несколько слов о подготовке к Евхаристии в данный период. Пищевой пост мы не держим. Это запрещено Церковным Уставом. Соблюдается только евхаристический пост: с двенадцати ночи и до момента причастия. Вместо подготовительных канонов читается один канон Святой Пасхи, вместо утренних и вечерних молитв – часы Святой Пасхи. Последование ко Святому Причащению не опускается, оно обязательно для готовящихся к Евхаристии и во время Светлой седмицы.

Не будем же, дорогие братья и сестры, перечеркивать собственные усилия и труды Великого поста. Главное изменяться сердцем, соединяться душой с Господом нашим Иисусом Христом посредством праздников, в том числе и Светлого Христового Воскресенья. Ведь нам нужно просить у Бога, чтобы Он помог нам, неразумным, оставаться в свете Его Божества, а не упасть в грязь пьянства и чревоугодия.

Мы должны и разговеться, и отдохнуть, и побыть с близкими своими, поделиться с ними пасхальной радостью, но вместе с тем помнить, что ГЛАВНОЕ достижение Пасхи – наша воскресающая обновленная душа. Не будем же ее снова втаптывать в грязь страстей.

Иерей Андрей Чиженко. Православие.Ру


МОЛИТВОСЛОВИЯ ЧАСОВ ПАСХАЛЬНЫХ

Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

Тропарь:

Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды)

Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению: се бо прии́де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое́м Воскресение Его: распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши. (Трижды)

Ипакои:

Предвари́вшия утро я́же о Марии, и обре́тшия камень отвале́н от гроба, слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что ищете яко человека? Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Кондак:

Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.

Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ся светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:

Вы́шняго освяще́нное Божественное селение, радуйся: Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.

Господи помилуй. (Сорок раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:

Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.

Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (Трижды)

Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.