Программа
проведения мониторинга состояния кадетского образования и воспитания в образовательных организациях Российской Федерации
1. Пояснительная записка
Актуальность разработки программы мониторинга.
Новая роль и место России в современном противоречивом мире в условиях нарастания угроз и вызовов суверенным государствам требуют решения задач, связанных с укреплением и развитием государства и государственности, с совершенствованием подходов к организации государственной (военной, гражданской, правоохранительной) службы, формированию национальной элиты в Российской Федерации.
В качестве ключевой задачи современной государственной политики Российской Федерации, отвечающей запросам государства и общества, Президент Российской Федерации определил духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе базовых национальных ценностей. Реализовать государственный и социальный запрос на воспитание граждан России - убежденных патриотов, готовых служить Отечеству, защищать его, призвано кадетское образование. Кадеты способны стать в российском обществе идейным и организующим фактором патриотической «мягкой силы» в политически чрезвычайных и социально кризисных для России ситуациях.
Выработка государственной политики в области кадетского образования возможна только при наличии полной, достоверной информации о его состоянии, перспективах роста, рисках, дефицитах, тенденциях к систематизации и концептуализации, что и определяет актуальность данного мониторингового исследования.
Нормативная база мониторинга.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Предмет мониторинга - современная система кадетского (казачьего) образования в образовательных организациях Российской Федерации.
Объект мониторинга - оценка состояния и развития кадетского (казачьего) образования с точки зрения его нормативно-правового, организационно-структурного, информационно-ресурсного, программно-методического, материально-технического, кадрового обеспечения.
Цель мониторинга – получение объективной информации о состоянии, проблемах и перспективах кадетского (в том числе казачьего) образования в Российской Федерации.
Задачи мониторинга:
· получить сведения, отражающие количественные и качественные характеристики организационно-структурных показателей образовательной деятельности общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую в Российской Федерации;
· исследовать состояние нормативно-правовой базы, регламентирующей образовательную деятельность общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую;
· изучить состояние, получить количественные показатели и качественные характеристики учебной и воспитательной деятельности общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую в РФ;
· изучить состояние и особенности учебно-методического обеспечения и сопровождения образовательной деятельности общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую;
· исследовать состояние кадровых ресурсов в системе кадетского (казачьего) образования; особенности реализации системы подготовки (переподготовки) педагогических кадров, реализующих образовательные программы по отдельным учебным предметам, определяющим специфику образовательной организации кадетской/казачьей направленности;
· провести анализ полученных результатов мониторинга;
· разработать методические рекомендации по организации педагогической и методической поддержки преподавателям общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую.
Ожидаемыми результатами мониторингового исследования является получение объективной информации о состоянии, проблемах и перспективах кадетского (в том числе казачьего) образования в Российской Федерации. Эта информация позволит:
· определить организационно-структурные элементы системы кадетского (казачьего) образования в РФ;
· выявить особенности нормативно-правового регулирования образовательной деятельности общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую на предмет соответствия единому образовательному пространству РФ;
· получить данные о качественных и количественных показателях учебной и воспитательной деятельности общеобразовательных организаций кадетской (казачьей) направленности на предмет соответствия требованиям ФГОС;
· получить данные о материально-техническом обеспечении, учебно-методическом сопровождении педагогической деятельности преподавателей, работающих в области реализации кадетского компонента образовательных программ;
· получить данные о дефицитах в сфере кадетского/казачьего образования, в том числе о проблемах обеспечения образовательных организаций педагогическими кадрами, которые реализуют образовательные программы по отдельным учебным предметам, определяющим специфику кадетской/казачьей составляющей.
Результаты обработки количественных показателей и качественных характеристик будут отражены на специализированной странице сайта Министерства Просвещения Российской Федерации.
Обработанные материалы дадут основание для вычленения важнейших проблем и тенденций развития системы кадетского образования в РФ. Их осмысление будет положено в основу подготовки соответствующих методических рекомендаций.
Сроки проведения мониторинга: май - июль 2019 года.
Этапы проведения мониторинга
- разработка инструментария мониторинга образовательной деятельности общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую (анкетный лист, инструкция по заполнению анкетного листа, рекомендации по проведению анкетирования, методика обработки результатов), определение уполномоченных лиц в субъектах РФ;
- проведение анкетирования, обеспечение удаленной поддержки участников анкетирования;
- анализ анкет;
- подготовка методических рекомендаций по организации педагогической и методической поддержки преподавателям общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую;
- разработка и информационное сопровождение ресурса «Кадетское и казачье образование» на сайте Министерства Просвещения Российской Федерации.
2. Разработка инструментария мониторинга образовательной деятельности общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую
Основным методом проведения исследования является анкетирование. Преимущества проведения опроса в форме анкетирования заключаются в доступности, понятности, нейтральности и однозначности вопросов, что позволяет обеспечить наибольшую объективность ответов; в ориентации на предполагаемую самостоятельность ответов респондентов; в возможности получения большого объема информации; в оптимизации процесса анализа анкетных листов.
Для проведения мониторинга образовательной деятельности общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую разрабатывается диагностический инструментарий для трех групп респондентов:
1. Специалисты органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие управление в сфере образования.
2. Руководители общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую.
3. Руководители общеобразовательных организаций со специальными наименованиями, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую.
Выбор указанных групп респондентов мотивирован необходимостью выявить:
- особенности организации образовательной деятельности общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую, на уровне субъекта Российской Федерации (региональный уровень);
- специфику деятельности образовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую, на уровне конкретной организации (школьный уровень);
- выявить особенности осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую в специализированных средних военно-учебных заведениях.
В анкетировании принимают участие респонденты из 85 субъектов Российской Федерации. В соответствии с целью и задачами мониторинга для каждой группы респондентов составлена отдельная анкета, которая заполняется в электронной форме на сайте: https://eit.edu.ru/
Содержание анкетного листа для разных групп респондентов включает вводную и основную части. Вводная часть содержит обращение к респонденту, тему, цель исследования, краткую инструкцию по заполнению анкеты. Основная часть анкет представлена общими и персонифицированными вопросами открытого и закрытого типа, которые по-разному сформулированными для разных групп респондентов. Вопросы касаются организации учебного и воспитательного процесса, материально-технического, кадрового обеспечения и статистических данных.
Итоговые выводы по результатам мониторинга состояния и развития общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую, должны содержать конкретные данные, характеризующие состояние, проблемы и перспективы кадетского, в том числе казачьего образования в Российской Федерации.
Качество полученных аналитических данных по результатам анкетирования оценивается по следующим критериям: полнота, научность, точность, логичность, аргументированность, ясность, корректность.
1. Анкета для представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования.
Уважаемые коллеги!
Министерство просвещения Российской Федерации проводит всероссийский мониторинг образовательной деятельности общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую. Просим представить статистические и иные сведения по Вашему субъекту Российской Федерации.
1. Субъект Российской Федерации (выберите из списка).
2. Общее количество общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе имеющих в своей структуре дошкольные отделения.
3. Общее количество дошкольных образовательных организаций в регионе.
4. Общее количество дошкольных образовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую.
5. Укажите данные на 2018-2019 учебный год о количестве образовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую.
Общеобразовательные организации |
Количество |
Президентское кадетское училище |
|
Суворовское военное училище |
|
Нахимовское военно-морское училище |
|
Кадетский (морской кадетский) военный корпус |
|
Кадетская школа |
|
Казачий кадетский корпус |
|
Образовательные организации с кадетскими классами |
|
Образовательные организации с казачьими классами |
|
Профессиональные образовательные организации с кадетской составляющей |
|
Профессиональные образовательные организаций с казачьей составляющей |
|
6. Внесите информацию об образовательных организациях со специальными наименованиями (президентское кадетское училище; суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) военный корпус и т.д.).
Таблица 1
Полное наименование ОО |
Статус ОО |
Ведомственное подчинение |
Особенности пребывания обучающихся |
ФИО директора |
Адрес официального сайта |
Почтовый адрес |
телефоны |
Адрес электронной почты |
|
-государственные федеральные; -государственные региональные; -муниципальные частные |
-Министерство просвещения; -Министерство обороны; ФСБ России, МВД России, МЧС России, Росгвардия, Следственный комитет РФ |
-интернат (полный пансион) -дневное пребывание -другое (указать) |
|
|
|
|
|
7. Внесите информацию об общеобразовательных организациях, реализующих кадетскую составляющую (таблица 1)
8. Внесите информацию об общеобразовательных организациях, реализующих казачью составляющую (таблица 1)
9. Внесите информацию о дошкольных образовательных организациях, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую (таблица 2).
Таблица 2
Полное наименование ОО |
Статус ОО |
Особенности пребывания обучающихся |
ФИО директора |
Адрес официального сайта |
Почтовый адрес |
Телефон |
Адрес электронной почты |
|
государственные федеральные государственные региональные муниципальные -частные |
-интернат (полный пансион) -дневное пребывание -другое (указать) |
|
|
|
|
|
10.Внесите информацию о профессиональных образовательных организациях, реализующих кадетскую составляющую (таблица 1).
11.Внесите информацию о профессиональных образовательных организациях, реализующих казачью составляющую (таблица 1).
12.Перечислите нормативно–правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных организаций со специальными наименованиями.
13.Перечислите нормативно–правовые документы, регламентирующие деятельность общеобразовательных организаций, реализующих кадетскую составляющую, на уровне субъекта Российской Федерации.
14.Перечислите нормативно–правовые документы, регламентирующие деятельность общеобразовательных организаций, реализующих казачью составляющую, на уровне субъекта Российской Федерации.
15.Перечислите нормативно–правовые документы, регламентирующие деятельность профессиональных образовательных организаций, реализующих кадетскую составляющую, на уровне субъекта Российской Федерации.
16.Перечислите нормативно–правовые документы, регламентирующие деятельность профессиональных образовательных организаций, реализующих казачью составляющую, на уровне субъекта Российской Федерации.
17. Укажите основные механизмы финансирования образовательных организаций, реализующих кадетскую и казачью составляющую:
· Финансирование в полном объеме осуществляется за счет средств государственного (федерального/территориального/местного) бюджета
· Финансирование осуществляется за счет средств государственного (федерального/территориального/местного) бюджета с привлечением средств общественных организаций, реализующих гражданско-патриотическое направление и пр.
· Финансирование осуществляется за счет средств государственного (федерального/территориального/местного) бюджета с привлечением средств родителей / законных представителей
· Финансирование в полном объеме осуществляется за счет средств родителей/законных представителей
· Финансирование осуществляется за счет средств, получаемых от осуществления приносящей доход деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе доходы от оказания платных дополнительных образовательных услуг
· Финансирование осуществляется за счет средств региональных целевых программ патриотического воспитания, развития образования, а также ДОСААФ России
· Иное (указать)
18.Перечислите организации, которые совместно с образовательными организациями принимают участие в реализации кадетской, в том числе казачьей составляющей в субъекте Российской Федерации (например, реестровые войсковые казачьи общества, общественные организации казаков, общественно—патриотические и др.).
Таблица 3
Полное наименование |
Сфера совместной деятельности |
ФИО руководителя |
Адрес официального сайта |
19. Осуществляется ли в регионе взаимодействие образовательных организаций, реализующих кадетскую, в том числе казачью составляющую, с религиозными объединениями?
Да
Нет
20.Осуществляется ли в регионе сопровождение кадетского (казачьего) образования на уровне исполнительной власти?
Да (если да, то укажите уровень специалиста)
Нет
21.Были ли запланированы в 2018-2019 учебном году региональные конкурсные мероприятия (конкурсы, смотры, олимпиады и т.д.) кадетской/казачьей направленности для обучающихся образовательных организаций?
Да
Если да, то укажите наиболее массовые из них (не более 5).
Нет
22.Существует ли региональная система подготовки/переподготовки педагогических кадров для образовательных организаций, реализующих кадетскую/казачью составляющую?
Да
Нет
Если да, то внесите информацию
Категория слушателей |
Название организации, осуществляющей подготовку/переподготовку педагогических кадров |
Название программы подготовки/переподготовки педагогических кадров |
Руководители (заместители руководителей) образовательной организации |
|
|
Педагоги, реализующие образовательные программы по отдельным учебным предметам, которые определяют специфику образовательной организации кадетской/ казачьей направленности |
|
|
Педагоги дополнительного образования |
|
|
Воспитатели, в т.ч. офицеры-воспитатели |
|
|
23. Существуют ли в регионе структуры (объединения, центры, службы, отделы и др.), оказывающие методическую поддержку образовательным организациям, реализующим кадетскую/казачью составляющую?
Да
Нет
Если да, то укажите их (не более 3):
Полное наименование образовательной организации |
ФИО руководителя |
Адрес официального сайта |
|
|
|
24.Выберите из предложенных направлений организации деятельности образовательных организаций, реализующих кадетскую/казачью составляющую те, по которым в регионе осуществляется комплексный подход (существуют единые требования):
- правила приёма в образовательную организацию кадетской/казачьей направленности;
- условия пребывания воспитанников;
- продовольственное довольствие;
- вещевое довольствие;
- специализированное материально-техническое обеспечение деятельности;
- система повышения квалификации педагогических кадров;
- подход к отбору кадров;
- иное.
25.Укажите основные проблемы, связанные с организацией кадетского/казачьего образования в регионе:
- нормативно-правовое регулирование;
- финансирование;
- обеспечение специализированными кадрами;
- система повышения квалификации педагогических кадров;
- методическое сопровождение образовательной деятельности;
- материально-техническое оснащение;
- организация образовательной деятельности;
- иные.
2. АНКЕТА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ КАДЕТСКУЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ КАЗАЧЬЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Общие вопросы
1. Полное наименование Вашей образовательной организации (по Уставу)
___________________________________________________________
2. Субъект РФ (Выберите из списка)
3. Укажите, где расположена Ваша образовательная организация
Столица РФ
Город федерального значения
Административный центр субъекта Российской Федерации
Город (городской округ)
Посёлок городского типа
Сельское поселение
4. По уровню подчинения Ваша образовательная организация
Государственная (федерального подчинения)
Государственная (регионального подчинения)
Муниципальная (созданная муниципальным образованием)
Частная (негосударственная, созданная общественными и религиозными организациями, коммерческими организациями, частными лицами)
5. Тип Вашей образовательной организации с учетом организационно-правовой формы
Бюджетное учреждение
Казённое учреждение
Автономное учреждение
6. Укажите, какая составляющая основной образовательной программы реализуется в Вашей образовательной организации
Кадетская
Казачья
7. Укажите, кто является инициатором создания Вашей образовательной организации, реализующей кадетскую, в том числе казачью составляющую
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования
Региональный орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования
Муниципальный орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования
Администрация школы
Профильные министерства, службы, ведомства
Общественная организация гражданско-патриотического направления
Иные структуры государственно-общественного управления
8. Укажите, какими документами в Вашей образовательной организации регламентируется деятельность в части реализации кадетской/казачьей составляющей образовательной программы:
Приказ учредителя
Устав образовательной организации
Положение о кадетских (казачьих) классах
Договор о совместной деятельности по открытию и организации работы кадетского (казачьего) класса между образовательной организацией и внешней организацией, участвующей в реализации кадетской (казачьей) составляющей
Приказ по образовательной организации об открытии кадетских (казачьих) классов администрации образовательной организации
Решение педагогического совета образовательной организации
Решение управляющего совета образовательной организации
Иное _________________________________________________________
9. Укажите основные источники финансирования образовательной деятельности в части реализации кадетской/казачьей составляющей:
Финансирование в полном объеме осуществляется за счет средств государственного (федерального/территориального/местного) бюджета
Финансирование осуществляется за счет средств государственного (федерального/территориального/местного) бюджета с привлечением средств общественных организаций, реализующих гражданско-патриотическое направление и пр.
Финансирование осуществляется за счет средств государственного (федерального/территориального/местного) бюджета с привлечением средств родителей/законных представителей
Финансирование в полном объеме осуществляется за счет средств родителей/законных представителей
Средства, получаемые от осуществления приносящей доход деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе доходы от оказания платных дополнительных образовательных услуг
Средства региональных целевых программ патриотического воспитания, развития образования, а также ДОСААФ России
Иное (указать)
10. Укажите общее число классов Вашей образовательной организации по уровням образования
Начальная школа _____
Основная школа _____
Средняя школа _____
11. Укажите количество классов в каждой параллели, в которых реализуется кадетская/казачья составляющая
Класс |
Количество классов |
1-ые классы |
|
2-ые классы |
|
3-и классы |
|
4-е классы |
|
5-е классы |
|
6-е классы |
|
7-е классы |
|
8-е классы |
|
9-е классы |
|
10-е классы |
|
11-е классы |
|
12. Укажите гендерный состав воспитанников-кадет/учащихся казачьих классов:
девочки
мальчики
девочки и мальчики
13. Правила приема обучающихся в классы, реализующие кадетскую, в том числе казачью составляющую
Единые правила приёма для обучающихся всех классов (на общих основаниях)
Преимуществом пользуются некоторые категории обучающихся (дети военнослужащих, дети сироты и др.)
По результатам вступительных испытаний
14. Если выбрано по результатам вступительных испытаний, то укажите каких
Вступительные испытания по общеобразовательным предметам
Социально-психологическое тестирование
Результаты прохождения медицинской комиссии
Вступительные испытания по определению уровня физической подготовки
Иное __________________________________________________________
15. С какими организациями профильных министерств, служб, ведомств Вашей образовательной организацией заключен договор об их участии в создании и организации деятельности кадетских/казачьих классов по направлениям кадетской/казачьей подготовки?
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России)
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)
Прокуратура Российской Федерации
Государственная противопожарная служба Российской Федерации
Следственный комитет Российской Федерации
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России)
Федеральная налоговая служба (ФНС России)
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)
Федеральная таможенная служба (ФТС России)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России)
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской
Федерации (Росгвардия)
Цели и содержание кадетского образования
16. Укажите, какие из указанных ниже учебных дисциплин (курсов, модулей программы) реализуются в Вашей образовательной организации по направлениям кадетской/казачьей подготовки в рамках внеурочной деятельности, вариативной части учебного плана, дополнительных образовательных программ:
|
Вариативная часть учебного плана |
Внеурочная деятельность |
Дополнительные образовательные программы |
Изучение военной истории России и истории военного дела (в том числе по родам войск) |
|
|
|
История и основы государственной гражданской службы в РФ
|
|
|
|
История и основы государственной службы российского казачества |
|
|
|
История и основы деятельности судебной системы, прокуратуры, органов юстиции РФ |
|
|
|
История и основы государственной службы Следственного комитета России |
|
|
|
История государственной службы МВД России |
|
|
|
История и основы государственной службы ФСБ России |
|
|
|
История и основы государственной службы Национальной гвардии России |
|
|
|
История и основы дипломатической службы в РФ |
|
|
|
История и основы ГО, государственной службы МЧС России |
|
|
|
Основы военной (в т.ч. военно-воздушной, военно-морской) подготовки |
|
|
|
Строевая подготовка |
|
|
|
Конно-спортивная подготовка |
|
|
|
Физическое развитие и спортивно-оздоровительная работа |
|
|
|
Основы медико-санитарного дела |
|
|
|
Валеология |
|
|
|
Хореография, хоровое пение, музыкальное и изобразительное искусство |
|
|
|
История кадетского образования |
|
|
|
Туризм, краеведение |
|
|
|
Культурология |
|
|
|
Экономика и право |
|
|
|
Информационные системы (IT-технологии) |
|
|
|
Экология |
|
|
|
Другое |
|
|
|
17. Укажите долю выпускников-кадет/учащихся казачьих классов Вашей образовательной организации, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку для государственной гражданской и военной государственной службы
В 2016-2017 учебном году |
В 2017-2018 учебном году |
В 2018-2019 учебном году |
|
|
|
18. По каким направлениям физкультурно-спортивной подготовки реализуется кадетская, казачья составляющая в Вашей образовательной организации?
|
Вариативная часть учебного плана |
Внеурочная деятельность |
Дополнительные образовательные программы |
Военно-прикладной спорт |
|
|
|
Стрельба |
|
|
|
Различные виды спортивных единоборства |
|
|
|
Плавание и другие виды водного спорта |
|
|
|
Игровые виды спорта (в т.ч. военно-игровые) |
|
|
|
Конный спорт различных видов |
|
|
|
Парашютный и авиационные виды спорта |
|
|
|
Национальные виды спорта |
|
|
|
Спортивное ориентирование |
|
|
|
Скалолазание (альпинистская подготовка) |
|
|
|
Медицинская подготовка |
|
|
|
Пожарно-прикладной спорт |
|
|
|
Другое |
|
|
|
19. Организованы ли в Вашей образовательной организации для воспитанников-кадет/учащихся казачьих классов следующие формы учебно-практической деятельности:
ð военно-спортивный лагерь
ð полевые лагерные сборы
ð иное
Оценка качества образования кадетского (казачьего кадетского) образования
20. Отметьте показатели оценки качества освоения образовательных программ, реализующих кадетскую/казачью составляющую?
Результаты ГИА
Академическая успеваемость (результаты экзаменов, зачетов, контрольных и т.д.)
Количество кадет, принимающих участие в мероприятиях федерального, регионального и муниципального уровней (конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях, олимпиадах и др.)
Количество призёров и победителей мероприятий (конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, олимпиад и др.) федерального, регионального и муниципального уровней, в которых участвуют кадеты
Количество проектов, выполненных кадетами в рамках дополнительных образовательных программ
Результаты тестов (профориентационных, психологических, профессиональных и др.)
Портфолио
Количество обучающихся, поступивших в профильные ВУЗы
Другое
21. Каким образом отслеживаются результаты воспитательной деятельности в Вашей образовательной организации?
ð Психолого-педагогическое наблюдение
ð Анкетирование кадет
ð Анкетирование родителей (законных представителей)
ð Тестирование
ð Интервьюирование
ð Активность обучающихся в культурно-массовых мероприятиях
ð Другое _________________________________________________
Материально-техническое, учебно-методическое и финансовое обеспечение кадетского (казачьего кадетского) образования
22. Отметьте, каким вещевым довольствием обеспечиваются воспитанники-кадеты/учащиеся казачьих классов Вашей образовательной организации:
Обмундирование (форменная одежда)
Белье
Обувь
Снаряжение
Другое
23. Укажите, за чей счет приобретается вещевое довольствие:
образовательная организация
родители (законные представители)
другое
24. Обеспечиваются ли воспитанники бесплатным продовольствием?
да
нет
25. Укажите условия пребывания воспитанников-кадет/учащихся казачьих классов в вашей образовательной организации:
Интернат (полный пансион)
Дневное пребывание
Другое
26. Укажите, какие из компонентов образовательной среды используются в образовательном процессе воспитанников-кадет/учащихся казачьих классов:
ð Стадион
ð Полоса препятствий
ð Плац
ð Флагшток
ð Спортивный тренажёрный зал
ð Плавательный бассейн с дорожками
ð Учебные морские (речные) суда, лодки, катера
ð Дистанции для лыжных гонок
ð Скалодром (скалолазная стенка)
ð Ипподром
ð Аэродром
ð Военные тренажеры, симуляторы
ð Специализированные кадетские классы
ð Тир
ð Мастерские
ð Учебная военная техника
ð Тематический музей (экспозиция)
ð Хореографическая студия
ð Танцевальный зал
ð Медицинский пункт с муляжами и иным учебным оборудованием
ð Загородная база
Другое ________________________________________________________
27. Выберите вариант степени обеспеченности средствами обучения и оборудованием для образовательной деятельности по направлению кадетской/казачьей подготовки:
– недостаточная,
· – достаточная
|
Вариативная часть учебного плана |
Внеурочная деятельность |
Дополнительные образовательные программы |
Учебники |
|
|
|
Учебные пособия |
|
|
|
Электронные, мультимедийные пособия |
|
|
|
Учебно-методические пособия для педагогов |
|
|
|
Лабораторное, демонстрационное оборудование |
|
|
|
Компьютеры |
|
|
|
Программное обеспечение |
|
|
|
Орг. техника (интерактивные доски, принтеры, сканеры, проекторы и др.) |
|
|
|
Спортивный инвентарь |
|
|
|
Армейское снаряжение, вооружение, лётное оборудование |
|
|
|
Другое |
|
|
|
Кадровое обеспечение кадетского (казачьего кадетского) образования
28. Укажите, кто в Вашей организации руководит кадетскими/казачьими классами:
Классный руководитель-преподаватель
Воспитатель из числа учителей, освобождённый от учебной нагрузки
Воспитатель из числа офицеров запаса Вооруженных Сил РФ, прошедших переподготовку и получивших соответствующую педагогическую специальность
Ваш вариант ответа
29. Какие специалисты в Вашей образовательной организации осуществляют преподавание в кадетских/казачьих классах по предметам вариативной части учебного плана и дополнительным образовательным программам кадетской/казачьей направленности?
Преподаватели общеобразовательных предметов
Преподаватели организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций
Преподаватели организаций дополнительного образования
Преподаватели из числа офицеров запаса Вооруженных Сил РФ, прошедших переподготовку и получивших соответствующую педагогическую специальность
Преподаватели из числа сотрудников профильных министерств, служб, ведомств
Преподаватели из числа сотрудников культурно-просветительских, спортивно-массовых, военно-спортивных и общественных организаций
Другие специалисты
30. Какие специалисты Вашей образовательной организации, осуществляющие преподавание в кадетских/казачьих классах, прошли повышение квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам или модулям программ кадетской/казачьей направленности
Преподаватели общеобразовательных предметов
Педагоги, реализующие образовательные программы по отдельным учебным предметам, которые определяют специфику образовательной организации кадетской/ казачьей направленности.
Преподаватели из числа офицеров запаса Вооруженных Сил РФ
Другие специалисты
31. Отметьте основные источники получения педагогами Вашей образовательной организации методической поддержки по вопросам обучения и воспитания кадет/учащихся казачьих классов
Очные курсы повышения квалификации
Дистанционные курсы повышения квалификации
Муниципальное методическое объединение учителей
Стажёрские площадки или базовые школы
Школьное методическое объединение (кафедра) учителей в образовательной организации (ШМО)
Сетевое объединение учителей
Администрация образовательной организации
Методическая литература
Интернет-источники
Затрудняюсь ответить
32. Существуют ли в регионе структуры (объединения, центры, службы, отделы и др.), оказывающие методическую поддержку Вашей образовательной организации в части реализации кадетской/казачьей составляющей? Если да, укажите их.
Да
ð Нет
___________________________________________________________________
33. Укажите основные дефициты в сфере кадетского/казачьего образования в Вашей образовательной организации:
- нормативно-правовое регулирование
- финансирование
- обеспечение педагогическими кадрами, которые реализуют образовательные программы по отдельным учебным предметам, определяющим специфику кадетской/ казачьей составляющей
- система повышения квалификации педагогических и иных кадров
- методическое сопровождение образовательной деятельности
- организация образовательной деятельности
- продовольственное довольствие
- вещевое довольствие
- материально-техническое оснащение
Степень открытости информационно-образовательной среды образовательной организации
34. Заключены ли Вашей общеобразовательной организацией договоры (соглашения) с профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования, регулирующие правила/условия поступления кадет/учащихся казачьих классов в эти организации для продолжения образования?
ð Да
ð Нет
35. Взаимодействует ли Ваша образовательная организация
ð с культурно-просветительскими организациями региона в целях организации кружков, студий, секций и проведения внешкольных мероприятий для кадет/учащихся казачьих классов
ð с администрацией и педагогическими работниками других общеобразовательных организаций Вашего региона, в которых открыты кадетские/казачьи классы (консультации, обмен опытом, использование ресурсов и т. д.)
ð с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательных организаций других регионов, в которых открыты кадетские/казачьи классы (консультации, обмен опытом, использование ресурсов и т. д.)
36. Существует ли в Вашем регионе организация, осуществляющая поддержку образовательных организаций, реализующих обучение и воспитание кадет/учащихся казачьих классов?
ð Да
ð Нет
ð Не знаю
37. Перечислите организации, которые принимают участие в реализации кадетской, в том числе казачьей составляющей в Вашей образовательной организации (например, реестровые войсковые казачьи общества, общественные организации учащихся казачьих классов, общественно—патриотические организации и др.)
38. Участвуют ли кадеты/ учащиеся казачьих классов Вашей образовательной организации в Российском движении школьников:
ð Юные армейцы
ð Юные спасатели
ð Юные пожарные
ð Юные казаки
ð Юные пограничники
ð Юный спецназ Росгвардии
ð Юные друзья полиции
ð Юные инспектора движения
ð Волонтерско-добровольческие отряды
ð Поисковые отряды
ð Информационно-медийные группы
ð Экоотряды
ð Актив школьных музеев
ð другое
3. АНКЕТА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ КАДЕТСКУЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ КАЗАЧЬЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Общие вопросы
1. Полное наименование Вашей образовательной организации
___________________________________________________________
2. Субъект РФ (Выберите из списка)
3. Укажите где расположена Ваша образовательная организация
Столица РФ
Город федерального значения
Административный центр субъекта Российской Федерации
Город (городской округ)
Посёлок городского типа
Сельское поселение
4. Статус Вашей образовательной организации
Федеральная государственная (создана Российской Федерацией или федеральным органом власти)
Государственная (создана субъектом федерации)
Муниципальная
Частная (негосударственная, создана общественными и религиозными организациями, коммерческими организациями, частными лицами)
5. Тип Вашей образовательной организации
Бюджетное учреждение
Казённое учреждение
Автономное учреждение
6. Укажите основные источники финансирования образовательной деятельности в части реализации кадетской/казачьей составляющей:
Финансирование в полном объеме осуществляется за счет средств государственного бюджета
Финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета с привлечением средств родителей/законных представителей
Финансирование в полном объеме осуществляется за счет средств родителей/законных представителей
Средства, получаемые от осуществления приносящей доход деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе доходы от оказания платных дополнительных образовательных услуг
Средства региональных целевых программ патриотического воспитания, развития образования, а также ДОСААФ России
Иное (указать)
7. Укажите общее число классов Вашей образовательной организации.
Начальная школа _____
Основная школа _____
Средняя школа _____
8. Укажите, в каких классах реализуется кадетская/казачья составляющая:
Уровни общего образования |
Количество кадетских/казачьих классов в 2018-2019 учебном году |
Начальное общее образование |
|
Основное общее образование |
|
Среднее общее образование |
|
9. Укажите гендерный состав воспитанников-кадет/казаков:
девочки
мальчики
девочки и мальчики
10. Правила приема обучающихся в организацию
Принимаются все желающие на общих основаниях
Преимуществом пользуются некоторые категории обучающихся (дети военнослужащих, дети сироты и др.)
По результатам вступительных испытаний
11. Если выбрано по результатам вступительных испытаний, то укажите каких
Вступительные экзамены по общеобразовательным предметам
Социально-психологическое тестирование
Результаты прохождения медицинской комиссии
Вступительные испытания по определению уровня физической подготовки
Иное __________________________________________________________
Цели и содержание кадетского образования
12. Укажите, какие из указанных ниже учебных дисциплин (курсов, модулей программы) реализуются в Вашей образовательной организации по направлениям кадетской/казачьей подготовки в рамках внеурочной деятельности, вариативной части учебного плана, дополнительных образовательных программ:
|
Вариативная часть учебного плана |
Внеурочная деятельность |
Дополнительные образовательные программы |
Изучение военной истории России и истории военного дела (в том числе по родам войск) |
|
|
|
История и основы государственной гражданской службы в РФ |
|
|
|
История и основы государственной службы российского казачества |
|
|
|
История и основы деятельности судебной системы, прокуратуры, органов юстиции РФ |
|
|
|
История и основы государственной службы Следственного комитета России |
|
|
|
История государственной службы МВД России |
|
|
|
История и основы государственной службы ФСБ России |
|
|
|
История и основы государственной службы Национальной гвардии России |
|
|
|
История и основы дипломатической службы в РФ |
|
|
|
История и основы ГО, государственной службы МЧС России |
|
|
|
Основы военной (в т.ч. военно-воздушной, военно-морской) подготовки |
|
|
|
Строевая подготовка |
|
|
|
Конно-спортивная подготовка |
|
|
|
Физическое развитие и спортивно-оздоровительная работа |
|
|
|
Основы медико-санитарного дела |
|
|
|
Валеология |
|
|
|
Хореография, хоровое пение, музыкальное и изобразительное искусство |
|
|
|
История кадетского образования
|
|
|
|
Туризм, краеведение
|
|
|
|
Культурология
|
|
|
|
Экономика и право
|
|
|
|
Информационные системы (IT-технологии) |
|
|
|
Экология
|
|
|
|
Другое |
|
|
|
13. Укажите долю выпускников-кадет/казаков Вашей образовательной организации, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, осуществляющих подготовку специалистов для государственной гражданской и военной государственной службы
Доля выпускников по профильному направлению
|
В 2016-2017 учебном году |
В 2017-2018 учебном году |
В 2018-2019 учебном году |
Государственной гражданской службы |
|
|
|
Военной государственной службы |
|
|
|
14. По каким направлениям физкультурно-спортивной подготовки реализуется кадетская, казачья составляющая в Вашей образовательной организации?
|
Вариативная часть учебного плана |
Внеурочная деятельность |
Дополнительные образовательные программы |
Военно-прикладной спорт |
|
|
|
Стрельба |
|
|
|
Различные виды спортивных единоборств |
|
|
|
Плавание и другие виды водного спорта |
|
|
|
Игровые виды спорта (в т.ч. военно-игровые) |
|
|
|
Конный спорт различных видов |
|
|
|
Парашютный и авиационные виды спорта |
|
|
|
Национальные виды спорта |
|
|
|
Спортивное ориентирование |
|
|
|
Скалолазание (альпинистская подготовка) |
|
|
|
Медицинская подготовка |
|
|
|
Пожарно-прикладной спорт |
|
|
|
Другое |
|
|
|
15. Организованы ли в Вашей образовательной организации для воспитанников-кадет/казаков следующие формы учебно-практической деятельности:
ð военно-спортивный лагерь
ð полевые лагерные сборы
ð иное
Оценка качества образования кадетского (казачьего кадетского) образования
16. Отметьте показатели оценки качества освоения образовательных программ, реализующих кадетскую/казачью составляющую?
Результаты ГИА
Академическая успеваемость (результаты экзаменов, зачетов, контрольных и т.д.)
Количество кадет, принимающих участие в мероприятиях федерального, регионального и муниципального уровней (конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях, олимпиадах и др.)
Количество призёров и победителей мероприятий (конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, олимпиад и др.) федерального, регионального и муниципального уровней, в которых участвуют кадеты
Количество проектов, выполненных кадетами в рамках дополнительных образовательных программ
Результаты тестов (профориентационных, психологических, профессиональных и др.)
Портфолио
Количество обучающихся, поступивших в профильные вузы
Другое
17. Каким образом отслеживаются результаты воспитательной деятельности в Вашей образовательной организации?
ð Психолого-педагогическое наблюдение
ð Анкетирование кадет
ð Анкетирование родителей (законных представителей)
ð Тестирование
ð Интервьюирование
ð Активность обучающихся в культурно-массовых мероприятиях
ð Другое _________________________________________________________
Материально-техническое, учебно-методическое и финансовое обеспечение кадетского (казачьего кадетского) образования
18. Укажите условия пребывания воспитанников-кадет/казаков в вашей образовательной организации:
Интернат (полный пансион)
Дневное пребывание
Другое
19. Укажите, какие из компонентов образовательной среды используются в образовательном процессе воспитанников-кадет/казаков:
ð Стадион
ð Полоса препятствий
ð Плац
ð Флагшток
ð Спортивный тренажёрный зал
ð Плавательный бассейн с дорожками
ð Учебные морские (речные) суда, лодки, катера
ð Дистанции для лыжных гонок
ð Скалодром (скалолазная стенка)
ð Ипподром
ð Аэродром
ð Военные тренажеры, симуляторы
ð Специализированные кадетские классы
ð Тир
ð Мастерские
ð Учебная военная техника
ð Тематический музей (экспозиция)
ð Хореографическая студия
ð Танцевальный зал
ð Медицинский пункт с муляжами и иным учебным оборудованием
ð Загородная база
Другое ________________________________________________________
20. Оцените степень обеспеченности средствами обучения и оборудованием для образовательной деятельности по направлению кадетской/казачьей подготовки:
ÿ – недостаточная,
· – достаточная
|
Вариативная часть учебного плана |
Внеурочная деятельность |
Дополнительные образовательные программы |
Учебники |
|
|
|
Учебные пособия |
|
|
|
Электронные, мультимедийные пособия |
|
|
|
Учебно-методические пособия для педагогов |
|
|
|
Лабораторное, демонстрационное оборудование |
|
|
|
Компьютеры |
|
|
|
Программное обеспечение |
|
|
|
Орг. техника (интерактивные доски, принтеры, сканеры, проекторы и др.) |
|
|
|
Спортивный инвентарь |
|
|
|
Армейское снаряжение, вооружение, лётное оборудование |
|
|
|
Другое |
|
|
|
Кадровое обеспечение кадетского (казачьего кадетского) образования
21. Существует ли в образовательной организации дефицит кадров:
Да
Нет
Если «Да», выберите подходящие варианты ответов:
- руководители;
- преподаватели общеобразовательных дисциплин;
- преподаватели специализированных профильных предметов
- преподаватели дополнительных предметов
- воспитатели;
- другие.
22. Есть ли возможность повышения квалификации и переподготовки преподавателей специальных учебных предметов.
Да
Нет
23. Укажите, организации, которые оказывают методическую поддержку учителям дополнительных учебных предметов
- методические кабинеты;
- методические объединения;
- организации системы повышения квалификации;
- Ваш вариант ответа ___________________.
24. Оцените укомплектованность школьной библиотеки учебной литературой по дополнительным образовательным программам
достаточная;
недостаточная.
25. Оцените обеспеченность образовательной организации материально-техническими средствами обучения (компьютеры и программное обеспечение, Интернет, приборы, оборудование, инструменты, медиатека и т. д.)
- достаточная;
- недостаточная;
- затрудняюсь ответить.
26. Существуют ли в регионе структуры (объединения, центры, службы, отделы и др.), оказывающие методическую поддержку Вашей образовательной организации в части реализации кадетской/казачьей составляющей? Если да, укажите их.
Да
___________________________________________________________________
ð Нет
27. Укажите основные дефициты в сфере кадетского/казачьего образования в Вашей образовательной организации:
- нормативно-правовое регулирование
- финансирование
- обеспечение педагогическими кадрами, которые реализуют образовательные программы по отдельным учебным предметам, определяющим специфику кадетской/ казачьей составляющей
- система повышения квалификации педагогических и иных кадров
- методическое сопровождение образовательной деятельности
- организация образовательной деятельности
- продовольственное довольствие
- вещевое довольствие
- материально-техническое оснащение
Степень открытости информационно-образовательной среды образовательной организации
28. Заключены ли Вашей общеобразовательной организацией договоры (соглашения) с профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования, регулирующие правила/условия поступления кадет/казаков в эти организации для продолжения образования?
ð Да
ð Нет
29. Взаимодействует ли Ваша образовательная организация
ð с культурно-просветительскими организациями региона в целях организации кружков, студий, секций и проведения внешкольных мероприятий для кадет/казаков
ð с администрацией и педагогическими работниками других общеобразовательных организаций Вашего региона, в которых открыты кадетские/казачьи классы (консультации, обмен опытом, использование ресурсов и т. д.)
ð с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательных организаций других регионов, в которых открыты кадетские/казачьи классы (консультации, обмен опытом, использование ресурсов и т. д.)
30. Существует ли в Вашем регионе организация, осуществляющая поддержку образовательных организаций, реализующих обучение и воспитание кадет/казаков?
ð Да
ð Нет
ð Не знаю
31. Перечислите организации, которые принимают участие в реализации кадетской, в том числе казачьей составляющей в Вашей образовательной организации (например, реестровые войсковые казачьи общества, общественные организации казаков, общественно-патриотические организации и др.)
32. Участвуют ли кадеты/казаки Вашей образовательной организации в Российском движении школьников:
ð Юные армейцы
ð Юные спасатели
ð Юные пожарные
ð Юные казаки
ð Юные пограничники
ð Юный спецназ Росгвардии
ð Юные друзья полиции
ð Юные инспектора движения
ð Волонтерско-добровольческие отряды
ð Поисковые отряды
ð Информационно-медийные группы
ð Экоотряды
ð Актив школьных музеев
ð другое
Тезаурус (словарь ключевых понятий)
Для унификации используемых терминов и понятий сформирован тезаурус (словарь ключевых понятий).
Анкетирование – метод исследования с помощью анкет. В процессе анкетирования лицу или группе лиц предлагается ответить устно или письменно на вопросы: открытые (предполагается свободный ответ) или закрытые (ответ заключается в выборе из нескольких предложенных утверждений). Анкетирование может быть сплошным и выборочным, индивидуальным и групповым, устным и письменным. Данный метод исследования достаточно субъективен и приобретает черты относительной объективности только тогда, когда анкетирование осуществляется в массовом порядке, т.е. при большом охвате анкетируемых. (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009).
Ведомственные кадетские организации (ВКО) – КО, обучение в которых осуществляется по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования, создаваемые федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная (правоохранительная) служба (общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «пансион воспитанниц», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус»).
Вневедомственные кадетские организации (ВВКО) – КО, обучение в которых осуществляется по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, создаваемые субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями, с проживанием обучающихся в интернате («кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус»).
Индикатор – количественный или качественный показатель, характеризующий состояние и (или) динамику изменений оцениваемых параметров. Система индикаторов – взаимосвязанная совокупность индикаторов, позволяющая получать необходимую и достаточную информацию о состоянии оцениваемых параметров и предмета планирования (мониторинга, оценки) в целом. Значения индикаторов – количественные величины или качественные характеристики, описывающие конкретное состояние индикатора. Целевые значения индикаторов – значения индикаторов, соответствующие поставленным целям и свидетельствующие об их достижении. Достижение целевых значений индикаторов по существу является признаком, на основании которого осуществляется оценка ситуации или, другими словами, – критерием оценки. (Моисеев, А.М. Определение готовности к введению профильного обучения: регион, муниципалитет, школа: Монография / А.М. Моисеев, С.С. Кравцов. – М.: Готика, 2005).
Инструментарий – совокупность средств, применяемых для достижения или осуществления чего-либо. (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь.— М.: 2000).
Качество образования – соответствие образования принятым в образовательной доктрине требованиям и нормам (стандартам). (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009).
КО среднего профессионального образования (профессиональные кадетские училища - ПКУ) – КО, обучение в которых осуществляется по образовательным программам среднего профессионального образования, создаваемые Министерством обороны Российской Федерации или иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная (правоохранительная) служба (профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», «военное училище», «военно-морское училище»).
Критерий (от греч. kriterion – мерило) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило. (Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009).
Модель – искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. (Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009).
Объект исследования – это процесс или явление, которые порождают проблемную ситуацию и на которые обращено внитание исследователя.
Опрос анкетный (англ. survey, survey research) – один из двух основных видов опросных методов (наряду с интервью), применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения). Анкетный опрос широко используется в социологии, психологии, педагогике, др. областях науки и практики. Существенная особенность анкетного опроса – опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т.е. «отвечающим», от лат. responsare – отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент (по возможности) сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013).
Организации кадетской направленности[1] (ОКН) – КО, обучение в которых осуществляется по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, создаваемые субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями, без проживания обучающихся в интернате («кадетская школа», общеобразовательные организаций субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, содержащие в своем составе «кадетские классы»)».
Показатель – методологический инструмент, обеспечивающий возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Различают качественные (фиксируют наличие или отсутствие определенного свойства) и количественные показатели (фиксируют меру его выраженности, развития). (Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009).
Практика – приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы. Практика преподавания. (Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов.- М: Русский язык, 1998).
Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. (Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. — М.: Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. 2003-2004).
Принцип (от лат. principium – начало, основа) – 1. Основное начало, на котором построено что-нибудь (какая-нибудь научная система, теория, политика, устройство и т.п.). (Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007).
Респондент (от англ. rеsроndent – отвечающий) – участник конкретного социологического исследования, являющийся источником устной или письменной информации. (Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009).
[1] п. 6, статьи 23 Закона