“Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте” А.В. Суворов
Сталин – настоящее имя Победы
09.05.2014

Сталин.jpgИгорь Евсин считает, что Генералиссимуса не включили в список для голосования из политиканских соображений …
 

Как известно, Российское военно-историческое общества (РВИО) и компания (ВГТРК) проводят конкурс «Имя Победы». В конкурсном списке присутствует 100 полководцев разных исторических эпох. Хорошо, что в список вошли великие русские полководцы – Дмитрий Донской, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и другие. Однако вызывает крайне недоумение присутствие в этом списке таких имен, как Чапаев, Фрунзе, Колчак, Деникин и даже такой «полководец», как батька Махно. Над кем и какие они одерживали победы? Русские воевали против русских. Это страшная трагедия, а включение в список военачальников гражданской войны – это трагедия, превращаемая в циничный фарс. А при таком фарсе список можно продолжить именами Мазепы, Власова и им подобных. 

При этом в список не включен генералиссимус Иосиф Сталин. Разве это не фарс? Точно такой же фарс, как список 100 великих полководцев определенный в свое время в Америке. Как сказал в интервью Галине Кусковой бывший министр обороны маршал СССР, Дмитрий Язов: «Список, естественно, открывал [Джордж] Вашингтон. Кого там только не было - и Атилла, и Чингисхан, и Чан Кай-ши. Нашлось место и Гитлеру. Но Сталина, который победил этого«великого полководца», не было».

Поневоле задаешься вопросом – не действовали ли организаторы Всероссийского конкурса «Имя Победы» по схеме, заимствованной у американцев? Хочется думать, что нет. Но тогда чем же они руководствовались, не включив Сталина в список? Главный их довод заключатся в том, что Иосиф Виссарионович не был полководцем. Он был руководителем государства. При этом почему-то забывается, что в годы Гражданской войны он был именно полководцем, получившим за взятие и блестящую оборону Царицына высшую государственную награду - орден Красного Знамени. Тогда почему же он не вошел в список, наряду, хотя бы, например, с Чапаевым и Фрунзе? Ведь в самый разгар войны, в 1943 г. Президиумом Верховного Совета СССР Сталин был награждён полководческим орденом Суворова I степени. Кроме того, «за руководство героической обороной Москвы и организацию разгрома немецких войск под Москвой» в 1944 г. Иосиф Виссарионович как полководец был награжден медалью «За оборону Москвы». А в 1944 г. Сталина наградили орденом «Победа» - высшим полководческим орденом. Этой полководческой награды он вторично удостоился в 1945 г. Тогда же ему было присвоено и звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Что уж говорить о присвоении ему Указом Президиума Верховного Совета СССР высочайшего воинского звания Генералиссимус Советского Союза, которое одобрили и признали руководители США, Англии и Франции? Напомню, что в тогдашнем Уставе внутренней службы Вооружённых Сил СССР говорится о том, что высшее воинское звание – Генералиссимус Советского Союза присваивается «За особо выдающиеся заслуги перед Родиной в деле руководства всеми Вооруженными Силами государства во время войны».

Насколько мне известно, на сегодня в списке «Имя Победы» лидирует подчиненный Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР Иосифа Сталина маршал Георгий Жуков. Что здесь скажешь? Жуков действительно - великий полководец. Но как справедливо заметил маршал Дмитрий Язов: «Не командующие фронтами определяли, где наносить главные удары, а Сталин, Генштаб, Ставка Верховного главнокомандования. Сталин держал в руках все рычаги снабжения армии необходимыми ресурсами. Решая, какому фронту и сколько дать танков, самолетов, боеприпасов… Возьмите ситуацию в Сталинграде. Немцы заняли почти весь город. Чуйков удерживал лишь небольшую часть у самой кромки Волги. Чтобы окружить и разгромить немцев, понадобилось создать новый фронт. Юго-Западный. Кто мог его создать и обеспечить ресурсами? Жуков? Василевский? Нет. Они вносили предложения, а решения принимал, обеспечивал людьми и вооружением Сталин. Мог Жуков создать 4 танковых корпуса для проведения этой операции? Нет. И никто, кроме Сталина, не мог на равных разговаривать с Рузвельтом и Черчиллем, проводить конференции, одерживая там блестящие дипломатические победы, добиться открытия второго фронта». 

Маршал Жуков, как и все полководцы Великой Отечественной войны, разрабатывал свои военно-стратегические операции по инициативе Сталина и при активном его участии. Самые выдающиеся стратегические операции по разгрому немцев разрабатывались и осуществлялись лично Сталиным. Победы под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, освобождение Украины, Крыма, Прибалтики, Белоруссии, проводились под личным руководством Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина.

Общее число военных операций было 1300 (51 стратегических общевойсковых, более 250 – фронтовых операций и около 1000 – армейских). И все они были им изучены и проконтролированы! При этом как отмечают военные историки Б.Соловьёв и В.Суходеев: «…Многие подробности развития военных операций знал только он, только ему были известны военные резервы и места их сосредоточения, новые виды боевой техники. В решении всех стратегических вопросов последнее слово принадлежало И.В. Сталину».

Конечно, были у Сталина и серьезные просчеты и тяжелые ошибки. Однако практически все полководцы Великой Отечественной войны, среди которых такие легендарные личности, как К.К.Рокоссовский, Б.М.Шапошников, А.М.Василевский, И.С.Рыбалко, И.С.Конев, Ф.И.Толбухин, в своих воспоминаниях признавали большой полководческий талант Сталина и с восхищением говорили о нем. Из их воспоминаний следует, что Верховный Главнокомандующий отлично разбирался как в вопросах «большой стратегии», так в оперативном искусстве и тактике. Сталин просто поражал полководцев глубокими знаниями военной техники, технологии и тактико-технических характеристик оружия.

Приведем только некоторые из многочисленных высказываний о Сталине, как о полководце:

Маршал А.М.Василевский: «Сталин прочно вошёл в военную историю. Его несомненная заслуга в том, что под его непосредственным руководством как Верховного Главнокомандующего Советские Вооружённые Силы выстояли в оборонительных кампаниях и блестяще провели наступательные операции… По моему глубокому убеждению, И.В.Сталин, особенно со второй половины Великой Отечественной войны, стал самой сильной и колоритной фигурой стратегического командования. Он успешно осуществлял руководство фронтами, всеми военными усилиями страны на основе линии партии и был способен оказывать значительное влияние на руководящих политических и военных деятелей союзных стран по войне».

Начальник Оперативного управления Генштаба генерал армии С.М.Штеменко: «Даже покидая Москву на период международных конференций, Сталин никому не передавал руководство боевыми действиями на фронтах. Нам представляется, что в условиях войны это было правильное решение, и всегда Верховный Главнокомандующий был жёстко связан с действительностью войны… [При этом] мы считали, что Сталин допускает ошибку [при неиспользовании стратегических резервов в начале войны]. В декабре месяце, когда немецкие войска были обескровлены, Сталин ввёл их в действие. Немец от Москвы был отброшен. Только тогда мы поняли, насколько Сталин велик был не только в стратегии, но и в тактике».

Генерал П.А.Ермолин: «Как военного специалиста меня поражало в Сталине, что он, формально штатский человек, гениально (я не боюсь этого слова, оно очень точно характеризует Сталина) разбирался в военных вопросах. Знания Сталина и в области экономики, и в области стратегии и тактики были глубоки и обширны, поражали присутствующих исключительной точностью постановки и объяснения предстоящих задач».

Есть много высказываний о Сталине и у знаменитых международных деятелей, руководителей США и Великобритании.

Ф.Рузвельт: «Под руководством маршала Сталина русский народ показал такой пример любви к Родине, твердости духа и самопожертвования, какого еще не знал мир».

У.Черчилль: «Я лично не могу чувствовать ничего иного, помимо величайшего восхищения, по отношению к этому подлинно великому человеку, отцу своей страны, правившему судьбой своей страны во времена мира и победоносному защитнику во время войны».

Весьма характерны и слова Уинстона Черчилля, сказанные в Палате Общин 8 сентября 1942 г., когда победа России над фашистской Германией была еще не очевидной. «Для России большое счастье, что в час её страданий во главе стоит этот великий и твёрдый, мудрый полководец, - сказал Черчилль. - Сталин является крупной и сильной личностью, соответствующей тем бурным временам, в которые ему приходится жить. Он является человеком настоящего мужества и силы воли, простым человеком».

А вот что говорил в 1942 г., когда грандиозные сражения, выигранные Сталиным были ещё впереди, включенный американцами в список 100 великих полководцев Адольф Гитлер. «Любой другой народ после сокрушительных ударов, полученных в 1941-1942 гг., вне всякого сомнения оказался бы сломленным. Если с Россией этого не случилось, то своей победой русский народ обязан железной твёрдости этого человека, несгибаемая воля и героизм которого призвали и привели народ к продолжению сопротивления…». А в конце войны «великий полководец» Гитлер признался: «Сила русского народа состоит не в его численности или организованности, а в его способности нарожать личности масштаба Сталина. По своим политическим и военным качествам Сталин намного превосходит Черчилля и Рузвельта. Это единственный мировой политик, достойный уважения. Наша задача – раздавить русский народ так, чтобы люди масштаба Сталина больше не появлялись» (Адольф Гитлер, «Застольные беседы», автор Г. Пикер).

И наш соотечественник ярый антисоветчик, широко известный писатель и философ Александр Зиновьев признавался: «Я ведь войну с первого дня видел, всю её прошёл. Я знаю, что и как было. Если бы не Сталин, не сталинское руководство, разгромили бы нас уже в 1941 году».

Скажу, что лично я не склонен приписывать победу исключительно Сталину. Да и сам Иосиф Виссарионович считал: «Слишком много говорят у нас о заслугах руководителей, о заслугах вождей. Им приписывают все, почти все наши достижения. Это, конечно, неверно и неправильно. Дело не только в вождях. … Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику по всем правилам искусства… Почести, которые воздаются мне, на самом деле принадлежат русскому народу. Очень легко быть героем и великим лидером, если приходится иметь дело с такими людьми, как русские».

Однако я не стал бы говорить категорично, что победу одержали только «кадры» - полководцы, военспецы, ученые, инженера и т.д. Не стал бы говорить в лоб, что победу одержал народ. Народ без руководителя – толпа, армия без полководцев – вооруженная толпа, а сами полководцы без Главнокомандующего - толпа руководителей. Вот почему можно сказать, что имя Победы – это Сталин. Ведь и в других войнах, к примеру, при нашествии Наполеона, вклад в победу сделал весь наш народ. И полководцы были блестящие. Однако мы говорим, что Наполеона победил именно Кутузов. Тогда почему бы нам не сказать, что Гитлера победил Сталин? При этом так же правильно будет сказать, что германский фашизм победил советский народ.

Очень хорошо об этом сказал в своей статье «Был ли Сталин полководцем?» Г.Г.Дрожжин: «Победа СССР над фашистской Германией – следствие единства вождя, его дочерей и сынов из народа монолита советского фронта и советского тыла, ни с чем несравнимая в истории человечества сила духа наших дедов и отцов… Эту войну нельзя было выиграть только отдельными сражениями, если они были даже действительно выдающимися. Это было противоборство государств со всем их промышленным, экономическим, идеологическим и моральным потенциалом. Никто иной, как Сталин, Верховный Главнокомандующий, сосредоточивший в своих руках всю власть, возглавив главные государственные должности (Руководителя Государственного Комитета Обороны, Ставки ВГК, Председателя Правительства, Политбюро ЦК партии), возложив на себя громаднейшую ответственность, уверенно и блестяще выполнил роль спасителя человечества, приведя не только Советский Союз, но все прогрессивные силы мира к Великой Победе. Сделать это мог только Великий полководец и Вождь».

А чтобы слова Г.Г.Дрожжина не показались читателю слишком патетичными в заключение высказывание Уинстона Черчилля. Вот его слова, сказанные в разгар страшной мировой войны с фашистами: «…Я встаю утром и молюсь, чтобы Сталин был жив и здоров. Только Сталин может спасти мир».

Игорь Евсин, поэт, публицист, член Союза писателей России, Рязань