С фонарем обшарьте Весь подлунный свет!
Той страны на карте - Нет, в пространстве - нет...
М.Цветаева. «Страна»
Четверть века назад граждане СССР в одночасье лишились Родины. Страна СССР перестала существовать, а на её месте появились полтора десятка государств, многим из которых довелось в скором времени пережить гражданские войны. При этом мировая общественность не кричала о нарушении международного права, о нелегитимности роспуска советского государства, о том, что орган, принявший декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ, являлся неконституционным органом, не предусмотренным Конституцией СССР, потому и права имел весьма сомнительные.
Но можно ли говорить, что всё это случилось вдруг?
В конце 80-х экономическая ситуация действительно требовала разрешения и проведения реформ. В самом деле, в мирное время, без каких бы то ни было очевидных причин в стране стремительно падает уровень жизни. Пустые прилавки, огромные очереди, а для провинции ещё и регулярные рейды в Москву за провизией - таковы отличительные черты той эпохи. Растущее недовольство властью, оказавшейся не в состоянии справиться с экономическим кризисом, подогревалось антигосударственной позицией большинства печатных СМИ. В результате народ оказался готов к любым переменам, и не просто ждал, но и торопил их, надеясь, что со сменой старого строя на новый жизнь переменится. Конечно, все помнят, что негласным символом грядущих перемен стала колбаса, о которой тогда рассказывали, что в самой дрянной лавчонке на Западе она продаётся никак не меньше, чем в пятидесяти видах.
Но кроме возникновения объективных трудностей, проводилась сознательная дискредитация КПСС и, в первую очередь, самой коммунистической идеи. Именно на КПСС легли обвинения и в отсутствии колбасы на прилавках, и во всех прочих бедах, какие только можно было тогда вообразить. Писалось и говорилось, что партия не просто не в состоянии измениться, но мешает проведению реформ. Не один год велась работа по подрыву авторитета КПСС. Бесконечной чередой шли в прессе разоблачения. Приводились какие-то немыслимые (много раз уже опровергнутые) цифры о замученных в сталинских застенках, об античеловеческой сущности коммунизма. Тиражировались бредовые идеи о милитаристской политике СССР в 30-е годы, что, кстати, весьма поспособствовало тому, что между Советским Союзом и фашистской Германией в Европе уже поставили знак равенства.
Вся эта антипартийная пропаганда привела к отмене шестой статьи Конституции на III съезде народных депутатов СССР в марте 1990 г. А статья эта закрепляла руководящую роль КПСС. Много тогда говорилось о прелести демократии, о необходимости введения в СССР многопартийной системы, умалчивалось лишь о том, что партия была своего рода стержнем, на котором держалось всё государство. Партия обеспечивала как исполнение законов и постановлений руководства страны, так и решение самых мелких задач на местах. После отмены шестой статьи новой управленческой структуры создано не было, и началось естественное обрушение государства. После августа 1991 г. партию запретили, а в декабре того же года перестал существовать Советский Союз. Далеко не все тогда, да и сейчас, понимали и понимают связь между этими событиями, далеко не все осознавали, что советское государство не сможет существовать без опоры на КПСС как сложившуюся управленческую структуру. Зато это прекрасно понимали «наши партнёры». США, кстати, никогда и не скрывали, что добиваются ослабления и уничтожения СССР, ради чего в зарубежных, а следом и в отечественных СМИ шла нескончаемая информационная война. Традиции и ценности глумливо осмеивались, история нещадно искажалась, коммунистическая идея так выразительно демонизировалась, что и по сей день западный обыватель, желая сказать что-нибудь хорошее о России, говорит, что «Россия - не коммунистическая страна». Само собой разумеется, что «партнёры» действовали с опорой на внутренние советские кадры.
Ещё в 87-ом по Москве ходило письмо «Остановите Яковлева!», в котором говорилось о том, что А.Н. Яковлев был завербован американской разведкой, когда учился в Колумбийском Университете. Там же, кстати, учился и печально известный О.Д. Калугин. И хотя о факте вербовки было достоверно известно, Яковлева так и не остановили. И в то время, когда почти все средства массовой информации, так или иначе, внушали обывателю отвращение к родной стране, приближая тем самым её разрушение, Идеологический отдел ЦК, возглавляемый А.Н. Яковлевым, хранил молчание, не вмешиваясь в газетный шабаш.
А в один прекрасный день страна вдруг узнала, что около 50 000 кв. километров шельфа Берингова моря отошли американцам - так распорядился министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе, опять же с нарушением Конституции СССР. Позже, правда, выяснилось, что Эдуард Амвросиевич советовался предварительно с Михаилом Сергеевичем, который обещал Р. Рейгану передвинуть границы СССР в районе Аляски.
Но вот наступил и 91-й год, начавшийся забастовками шахтёров, что повлекло остановку металлургических заводов. Кризис только усугублялся, требовалось срочное вмешательство, чтобы остановить цепную реакцию остановки производства по всей стране. В марте 1991 г. по инициативе М.С. Горбачёва была создана комиссия по разработке формы введения чрезвычайного положения. Но уже в апреле решено был ввести чрезвычайное положение в отдельных регионах и отраслях народного хозяйства. Эти меры были введены на основании Указа Президента СССР, опубликованного в мае и не удостоенного обсуждения в СМИ. Любопытно, что свой Указ М.С. Горбачёв обсуждал с Б.Н. Ельциным. То есть ни введение чрезвычайного положения, ни существование комиссии по его проработке, ни для кого из участников последующих затем августовских событий не могло быть сюрпризом.
К осени ситуация изменилась. Прежде всего, существовали серьёзные опасения относительно встречи зимы - предстояла уборка урожая, подготовка к отопительному сезону, что в измотанной политической и экономической нестабильностью стране могло обернуться катастрофой. А кроме того, 20 августа ожидалось подписание Союзного договора. Но проект договора не был утверждён Верховным Советом. И тогда собирается Государственный комитет по чрезвычайному положению. Первый секретарь МГК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС Ю.А. Прокофьев утверждает, что всё делалось «в строгом соответствии с Конституцией - статья 127.3 Конституции СССР и статья 2 Закона о правовом режиме чрезвычайного положения». С согласия М.С. Горбачёва, отдыхавшего в Форосе, решено было ввести чрезвычайное положение 19 августа. Но с этого дня события вышли из-под контроля, и стали развиваться по чужому сценарию, что привело к тем печальным последствиям, двадцатипятилетнюю годовщину которых мы вспоминаем сегодня. Тогда же, в октябре 1991 г. газета «Правда» опубликовала интервью с Ю.А. Прокофьевым, в котором он сказал среди прочего об августовских событиях: «Я считаю, что это был политический спектакль, специально спланированный для того, чтобы подорвать партию, разрушить военно-промышленный комплекс и ослабить в значительной мере армию и правоохранительные органы. Всё это было решено очень быстро, по существу - одним актом».
Много загадочного и неслучайного в том, что произошло в августе 1991 г. Несколько человек из тех, кто поддерживал ГКЧП, покончили с собой. Но обстоятельства этих смертей позволяют говорить об убийствах, о которых так до сих пор ничего достоверно не известно.
Случившееся в августе 1991 г. свидетельствовало, конечно, и о бессилии верховной власти, о неспособности принимать решения и брать на себя ответственность. В стране сложилась классическая революционная ситуация, когда верхи не могут «жить и управлять по-старому», а низы «сознали невозможность жить по-старому и потребовали изменения». Но главной причиной распада страны стало предательство её руководства, игравшего отведённые невидимыми режиссёрами роли. Советский Союза должен был передать свои ресурсы тем странам, которые сумели бы распорядиться ими более эффективно. Именно к этому стремились на Западе. По поводу сокращения населения СССР западные политики и эксперты высказывались неоднократно и с предельной откровенностью. Всем памятны рекомендации М. Тэтчер, а вот американо-венгерский экономист Я. Карнаи советовал сократить советское население примерно на 50 млн. голов, оставшихся - заставить работать на «развитые страны». Осуществление этих планов в той или иной мере мы и наблюдали все последующие годы. Под аккомпанементы песен о жертвах сталинских репрессий население страны до недавнего времени активно убывало. Оставшихся в живых, путём всё той же десталинизации, уничтожения системы образования и прочих мер в стиле «общечеловеческих ценностей», пытаются обратить в какую-то бессмысленную толпу, довольную жизнью в «новой России» хотя бы из ужаса перед СССР.
Говорили тогда и о разделении Советского Союза. На этот счёт планы были разными. Среди прочего, речь шла и о разделении на экономические регионы - сырьевой, топливный, обрабатывающий и пр. Предлагались даже методы и сроки осуществления этих планов, которым, к счастью, так и не удалось сбыться. Во всяком случае, пока.
8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще был подписан договор о роспуске Советского Союза и создании Содружества Независимых Государств. 25 декабря Михаил Горбачев объявил, что он слагает с себя обязанности президента СССР. 26 декабря незадолго перед тем образованный и не предусмотренный Конституцией СССР Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. И страны Советов не стало.
«Распад СССР - это крупнейшая геополитическая катастрофа века», - сказал президент Путин. Но это ещё и победа жлоба над героем, это предательство одних, леность и беспечность других, неблагодарность третьих. И не стоит во всём обвинять американцев - виноват всегда тот, кто позволяет себя обманывать. Точнее, на нём не меньше ответственности, чем на обманщике.
Предатели мечтали о капиталистическом рае для себя лично, а вовсе не для всей страны, беспечные ленивцы травили анекдоты о Василии Ивановиче и посмеивались над системой, слушали антисоветчиков и не задумывались над тем, какую чушь они порют. Неблагодарные имели крышу над головой, гарантированную работу и пенсию, бесплатные образование и медицину, но при этом проклинали «совок» и повторяли как заклинание: «а вот в цивилизованных странах...»
«Кто жил и мыслил, тот не может / В душе не презирать людей...» - эти слова в разное время толковали по-разному. Но будем честны: никакого переносного смысла в этих строках нет. Пушкин написал почти прямым текстом: тот, кто видел и знает людей, кто задумывался о человеческой природе, не может оставаться благодушным человеколюбцем, потому что человек вообще - существо, мягко говоря, довольно неприятное. Подчеркнём: речь идёт не о какой-то расе или национальности, но о человеке вообще. Мысль эта не нова и известна почти со дней Творения. Христианство, например, учит, что человек - создание падшее, повреждённое грехом. После грехопадения первых людей и последующего затем изгнания из рая, человек, хоть и созданный по образу и подобию Божию, оказался во власти греха. И грех этот «овладел пажитями души до глубочайших её тайников». Тем не менее, христианство призывает любить и такого человека, поскольку он как бы и не властен над собой. Поэтому ненавидеть следует грех, а не его носителя. Хотя следует признать, что такого рода учение просто неподъёмно для того, чьей душой грех овладел до глубочайших тайников. Остаётся, правда, свобода воли, то есть выбор человеком между добром и злом. Но тут, как свидетельствует А.С. Пушкин, кто жил и мыслил, тот не может не признать, что большей частью человек склонен выбирать зло.
Что же значит утверждение о человеке, как о жертве греха, на деле? А то, что грехом христианство называет гордыню и злопамятность, эгоизм и жестокость, зависть и жадность, высокомерие и честолюбие, тщеславие и чревоугодие, злословие и леность, ложь и лицемерие, сладострастие и корыстолюбие, гнев и невоздержанность и прочее, прочее, прочее. То есть все эти свойства и определяют человеческую природу, а человек старается или не старается их преодолевать и продвигаться к противоположному полюсу.
Христианство деликатно, ссылаясь на власть греха, рисует типичную человеческую физиономию и призывает становиться лучше. Что ж, несложно себе представить, что такое обычный человек, оказавшийся, по вине прародителей, повреждённым грехопадением. Но люди, как правило, склонны считать себя хорошими, а неблаговидные свои деяния объяснять обстоятельствами и внешним вмешательством. И вот огромному числу таких существ, с разным, правда, набором вышеозначенных качеств, приходится как-то уживаться, подстраиваться друг под друга и вести совместное существование уже многие тысячи лет. Насколько хорошо это получается, всем известно из истории, а также из ежедневных новостных сводок.
Христианство, да и другие религии, конечно, призывает человека не выбирать зло. А уж коли выбрал, проявил слабость - иди, покайся и впредь не греши. Да то-то и оно, что впредь не грешить ни у кого, кроме разве святых, не получается. Так что нечему тут удивляться, что, несмотря на свободу вероисповедания и строительство церквей, нравы не то что не исправляются, а напротив того - падают всё ниже. Священники скрываются с мест преступлений, схимонахини дают концерты, а рядовая и весьма богоугодная на вид паства оказывается пугающе злющей и неприступно высокомерной, гордыней сравнимой разве что с Люцифером. Что уж говорить о людях далёких от религии, которыми никто не интересуется и до которых теперь никому не стало дела!
Но при этом памятны времена, когда «безбожное» и «богоборческое» общество являло чуть ли не пример высокой нравственности. Но как же так? Скажут, что времена изменились, наступила свобода, появилось много соблазнов. Да только времена здесь ни при чём. Изменилась система. Человека перестали очеловечивать, и он, как и следовало ожидать, обратился в первобытное состояние.
СССР представлял собой систему насильственного очеловечивания, но насильственного - не в солженицынском смысле с «миллионами расстрелянных». Это была уникальная система, никогда не существовавшая прежде и, возможно, неповторимая в будущем, почти религиозная система, заставлявшая человека отказываться от греха в пользу добродетели. Да, Церковь была отделена от государства, но советское атеистическое общество было куда как добродетельнее нынешнего православного. Грех в Союзе клеймился не на исповеди в результате свободного волеизъявления, сама система грех отвергала и пыталась искоренять, высвобождая человека из его когтей. Чтобы уберечь детей и подростков от праздности - «не то для праздных рук найдет занятье сатана!» - их отправляли в кружки и секции, музыкальные школы и Дома пионеров. Их принимали в октябрята, пионеры и комсомольцы, посылали на сбор макулатуры и определяли общественные нагрузки - кому рисовать стенгазету, кому проводить политинформацию, а к каждому празднику - учить стихи и песни. Бездельников и тунеядцев постарше заставляли учиться и работать, развратников и прелюбодеев разбирали на собраниях, пьяниц принудительно лечили, всех вообще вынуждали быть здоровыми и чистоплотными, заставляя делать зарядку, проходить медосмотр и флюорографию. Кто не помнит автоматы с питьевой водой на вокзалах? Выпить сегодня воды из общего стакана где-нибудь на площади трёх вокзалов - да такое в страшном сне не приснится! Уж лучше сразу из лужи...
Если верить перестроечной шутке, в СССР не было секса. Что уж тут смешного, предоставим объяснять шутникам, а вот индустрия блуда, то есть эксплуатация ещё одного порока, в СССР уж точно отсутствовала и находилась под запретом. Не было борделей, ни легальных, как в Амстердаме, ни нелегальных, как ныне в Москве. Не было sex-shop`ов и порнозвёзд. Не было повсеместно распространённой подростковой беременности и подросткового же секса. Зато по телеку вместо Дома-2, каких-то вариативных танцев со «звёздами» и не менее вариативных Малаховых шла передача «Очевидное - невероятное» с академиком Капицей и эпиграфом из Пушкина. А по воскресеньям в 12:00 - «В гостях у сказки», в 18:00 - «Международная панорама» с заставкой «Vibration» из «The Ventures»... Советских подростков ограждали от пикантных зрелищ и опасной праздности, благодаря чему их здоровье, психическое и физическое, сохранялось дольше. А уж представить появление в СССР каких-нибудь «групп смерти» мог разве человек с нетрадиционным чувством юмора.
Взяточнику и расхитителю грозил не домашний арест с прислугой, а конфискация имущества. Матёрому казнокраду или предателю - высшая мера или высылка из страны. И никому не приходило в голову принимать такого рода решения с оглядкой на Запад.
Всё, что в традиционном обществе считается порочным, в СССР было запрещено. Наркомания и лудомания, гомосексуализм и педофилия, разного рода извращения и тоталитарные секты - всё то, что, пользуясь слабостью и глупостью, уродует человека, делая на нём деньги, в СССР самым жёстким образом пресекалось. Заблудших не оставляли без внимания, наедине с собой, а разными способами старались вернуть к нормальной жизни. Вплоть до того, что и бандеровцев пытались перевоспитывать, расселяя их среди людей других взглядов, подальше от родимой Галиции.
Как и всё, что создано человеком, СССР не был идеальной системой. И речь тут идёт вовсе не об идеализации прошлого. Просто впервые в истории была предпринята попытка создать систему, позволяющую любому человеку оставаться человеком - развиваться, думать, становиться лучше и не бояться умереть под забором.
Отдельно стоит сказать о страхе. Ведь утверждение, что советские люди были забитыми и зашуганными, все поголовно носили серую одежду и ломились в магазины, когда «выбрасывали» чешскую бижутерию, стало сегодня общим местом, чем-то само-собой разумеющимся. Но вот беда: не подтверждается это никакими свидетельствами, кроме как фантазиями маньяков-антисоветчиков. Но бывают такие утверждения, из которых за версту видны торчащие уши. Страх вообще гораздо больше присущ западной культуре, нежели русской. Разве в России родилось утверждение, что «страх - это возможность свободы»? Может быть, в русской литературе появился готический роман, а в русском изобразительном искусстве - Гольбейн и Босх? Разве это советские люди боялись до самоубийства потерять работу? Или, может быть, советские люди замирали при слове «терроризм»? Или это советский кинематограф породил жанр horror?.. Самый страшный из советских фильмов, от которого у детей случались нервные припадки, это «Сказка странствий» А. Митты. Да и то, пугающе действовали два обстоятельства: персонаж Чумы и какой-то навязчивый, давящий на подсознание культ разрушения и тлена. Действие фильма, кстати, происходит в западной Европе. И всё же никаких вампиров или живых мертвецов, зомби или кровавых психопатов фильм не демонстрировал.
Так чего же боялись советские люди? Только об арестах не будем, аресты, оккупанты, гражданская война... - всё это в какой-то момент осталось в прошлом. Так что разговоры о страхе - это не очень продуманная, срисованная с самих себя карикатура, распространяемая западной пропагандой и подхваченная антисоветчиками местного разлива.
Если взглянуть на СССР с точки зрения современного православного активиста, то придётся признать: советское государство, помимо всех прочих функций, взяло на себя функцию борьбы с грехом. А другими словами - функцию искоренения человеческих пороков. Человека принуждали хранить образ и подобие, принуждали очеловечиваться. Это единственная страна, в которой грех был запрещён, а грешников не сжигали и не резали по ночам, но активно перевоспитывали. Тем более непонятна эта ненависть к советской власти, впервые создавшей условия, в которых падшему, повреждённому грехом существу поневоле приходилось подниматься и выпрямляться.
Это был грандиозный эксперимент по созданию более или менее совершенной общежительной системы. Но поскольку люди - они и в СССР люди, то система не выдержала.
Чего только не плели в своё время про СССР, каких только «чёрных мифов» не навыдумывали! Одни хотели уничтожить Союз ради геополитического превосходства, другие - ради приватизации, третьи - ради колбасы. А по сути - всё это разные проявления одного и того же.
Даже такая система насильственного очеловечивания как СССР не смогла ничего изменить в человеке. Собственно, человек и уничтожил Советский Союз. Тот самый человек, который упорно не желал очеловечиваться, предпочитая справедливому и мирному сосуществованию, гармоничному развитию и свободному труду мелочное тщеславие и тупую корысть. Относится это и к власти, и к обывателям. И те, и другие оказались недостойны такой страны.