“Быстрота и натиск - душа настоящей войны” А.В. Суворов
25-летие XII зарубежного Кадетского съезда
29.11.2015
Кадетский вестник.jpg

  ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В этом 2015 году исполнилось 25 лет - четверть века - с реализации исторического XII зарубежного Кадетского съезда, состоявшегося с 15-го до 23 сентября 1990 года, в городе Санта Роза, в Калифорнии, недалеко от Форта Росс и старой границы между Россией и Испанией. Его значение заключается, в основном, в его политических решениях, проекция каковых выходит за прежние специфические рамки кадетских съездов.

Этот XII Съезд начался с молебна, отслуженного Митрополитом Виталием, Первоиерархом РПЦЗ, и тремя Архиепископами РПЦЗ. Правый фланг кадетского строя возглавлял племянник Императора Николая II и внук Императора Александра III, Тихон Николаевич Куликовский-Романов. Парад принимала княжна Вера Константиновна, дочь Великого Князя Константина Константиновича, в то время являвшаяся старшим членом Царского Дома Романовых. В параде принимал участие отряд русских разведчиков (скаутов) из г. Сан-Франциско, в форме, с русским бело-сине-красным флагом. (Который тогда был запрещен в СССР).

На XII Кадетском Съезде присутствовало, согласно официальному списку, 132 русских императорских и зарубежных кадета, в том числе митрополит Виталий и архиепископы РПЦЗ Серафим Каракасский, Антоний Сан-Францисский и Антоний Лос-Анджелесский и несколько кадет георгиевских кавалеров, стоявших на правом фланге строя. Парад начался выносом знамени Сумского Кадетского Корпуса и Георгиевского Штандарта Собственного Е. И. В. Конвоя. Вместе с семьями кадет и гостями, число участников этого Съезда в некоторые дни доходило до 400 человек, со всех континентов мира. Прибыло и несколько кадет из России, включая кадета XXVI выпуска Первого Русского кадетского корпуса графа О. В. Толстого, правнука Л. Н. Толстого.

XII Съезд был открыт в присутствии Одигитрии Русского Зарубежья, Чудотворной Иконы Божией Матери Курско-Коренной. Архиепископ Антоний Сан-Францисский, кадет Крымского Корпуса, тогда указал: «Двенадцатый Кадетский Съезд состоялся в наш двенадцатый час и показал, что огонёк неугасимой лампады великой общей ответственности за будущее России не угас и не угаснет». Архиепископ Антоний Сан-Францисский был прямым преемником на сан-францисской кафедре святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, кадета Полоцкого кадетского корпуса, являющегося небесным покровителем русских кадет. XII Кадетский съезд прошел на высоком идейном и академическом уровнях. Необходимо отметить его две важные характеристики: 1. Его решения были обсуждены и сформулированы в специальной Комиссии, выбранной Съездом в первый день своих заседаний, а затем прочитанны и приняты, без обсуждений, пленумом Съезда. 2. Были объявлены лишь заключительные части этих решений.

XII Кадетский Съезд организационно отличался от предыдущих съездов, а частично также и от всех последующих. До этого, Съезды организовывались местными кадетскими объединениями, под руководством своих Правлений, предлагавших Съезду состав его Президиума. Командование Зарей с Церемонией поручалось кому-нибудь из вице-фельдфебелей. XII Кадетский Съезд имел более сложную структуру. Правление Сан-Францисского Объединения, возглявлявшееся вице-фельдфебелем XXIII выпуска И. А. Козловым, учредило три специальные комиссии Съезда.

Во-первых, за год до Съезда, была учреждена организационная Комиссия по устройству XII Съезда, из семи кадет, под председательством А. М. Ермакова, которая провела колоссальную работу по блестящей подготовке такого большого Съезда, расчитанного сперва на 300 участников со всего мира, хотя затем их число достигло 400 человек. Вся подготовительная информация публиковалась в бюллетенях Комиссии, в которых сообщались данные касающиеся программы Съезда, средств передвижения, предполагаемые климатические условия в месте проведения Съезда и даже детали необходимой одежды, для участия в разных мероприятиях Съезда.

Во-вторых, тогда же была учреждена и Академическая Комиссия, под председательством Н. Н. Протопопова. Она должна была разработать программу семи больших докладов на Съезде (приблизительно по 50 минут каждый), найти докладчиков для них и заранее обсудить с ними название и приблизительное содержание их докладов. Расписание докладов было опубликовано иразослано заранее всем собиравшимся приехать на Съезд. Доклад О. А. Красовского (Штутгарт, Германия), был посвящен политическому положению в мире. И. А. Автамонов (Лос-Анжелес) читал доклад «Святой благовернвй великий князь Александр Невский. К 750-летию победы на Неве». Доклад проф. В. Г. Улитина (Лос-Анжелес) был: «Русский витязь на распутье. Сказочные мысли на современые темы о Земле Русской». Доклад проф. В. Н. Тростникова (Москва) был: «Нынешняя Россия и её перспективы». Проф. Н. П. Полторацкий (Питтсбург) прочел доклад на тему «И. А. Ильин как идеолог Белого движения». Доклад И. Н. Андрушкевича был: «Русские воинские традиции и заветы как источник для политических идей при возрождении России». Н. Н. Протопопов прочел доклад «К. Р. - слова родного художника». Кроме того, был организован, под председательством Н. В. Козякина, «Круглый стол» журналистов и публицистов, принявших участие в Съезде, при участии И. Н. Андрушкевича, А. В. Боголюбова, Н. П. Полторацкого, К. Ф. Синькевича и В. Н. Тростникова. «Круглый стол» состоялся в присутствии почти всех участников Съезда, которые могли задавать любые вопросы любому из его членов.

В-третьих, на своем первом пленарном заседании, Съезд учредил специальную «Кадетскую идеологическую комиссию Съезда», с мандатом для разбора и решения всех поставленных перед Съездом вопросов. В Комиссию, Пленумом Съезда были выбраны: от Нью-Йоркского Объединения председатель Г. Н. Сперанский и вице-председатель А. Б. Йордан, от Сан-Францисского Объединения председатель И. А. Козлов и вице-председатель К. Ф. Синькевич, от Венсуэльского Объединения председатель В. В. Бодиско и вице-председатель Ю. Л. Ольховский, от Аргентинского Объединения вице-председатель И. Н. Андрушкевич, от Вашингтонского Объединения председатель А. В. Боголюбов. Председателем этой Комиссии был выбран редактор «Кадетской переклички» Н. В. Козякин. Эта Комиссия заседала ежедневно, без посторонних, по несколько часов. Фактически, это был Совет Председателей и Вице-председателей Кадетских Объединений. (Сегодня, через четверть века, из всех членов этой Комиссии XII Кадетского съезда остался в живых лишь автор этой исторической справки. Это является одной из причин для её написания, дабы сохранить правду для истории, ибо сама Комиссия не опубликовала содержания своих обсуждений и решений, кроме Резолюции). Такой Совет до этого раньше никогда не созывался, а после XII Кадетского Съезда был созван лишь два раза, во время XVII Кадетского Съезда в Канаде, в 2000 году, для выражения своего согласия с закрытием Русского Обще-Воинского Союза (далее - РОВС), в ответ на специфический запрос его тогдашнего Председателя, а затем для официальной встречи Министра иностранных дел Р. Ф. суворовца И. С. Иванова, прибывшего на XVII Съезд в Монреале.

Кроме принятия решений по обыденным рутинным вопросам, в том числе по установлению места для следующего Кадетского съезда, перед Комиссией сразу же встал ряд чрезвычайных вопросов, решать каковые нужно было одновременно, ибо они были тесно связаны между собой. Комиссия тогда с самого начала учитывала, что мы находимся накануне коренных перемен в России, о чём также свидетельствовало и полученное Съездом письмо из России от суворовца полковника Е. П. Исакова, от имени Московского содружества суворовцев и нахимовцев, с просьбой установить связь между суворовцами и нахимовцами и русскими кадетами в Зарубежье. Тогда происходили интенсивные перемены в коммунистическом режиме в России, под лозунгами «перестройки» и «гласности». (Между прочим, выражение «гласность» было заимствовано из подготовительной программы раскрепощения крестьян Императора Николая I). Одновременно, советская власть начала также и новый период своей иностранной политики, сопровождавшийся интенсивными «встречами на верхах» между лидерами США и СССР, Рейганом и Горбачевым. Комиссия Съезда не могла и не должна была рассматривать подобные вопросы, но всё-же она не могда игнорировать тогдашнюю международную обстановку. Тем более, что, во время Съезда, по телевидению все могли слышать долгие разглагольствования советского министра Шеварнадзе о якобы тогда наступавшей новой эре всемирного мира и согласия в м1ре. Посему, по удачному выражению А. В. Боголюбова, Комиссия XII Кадетского Съезда решила, что мы должны «стать лицом к России» и равняться лишь на перманентные исторические интересы исторической России, независимо от обстоятельств. Однако, Комиссия предпочла публично не высказываться на эту тему. В свете вышесказанного и были приняты решения о поставленных перед XII Съездом предложениях, которые можно резюмировать следующим образом:

     1.  Предложение Председателя РОВС-а В. В. Гранитова, присутствовашего на Съезде, чтобы все зарубежные Кадетские Объединения, решением Съезда, вошли в состав РОВС-а.

2.  Изыскать способы, чтобы передать в Россию из Русской эмиграции духовное, идейное и интеллектуальное наследие великого русского мыслителя И. А. Ильина, официального идеолога РОВС-а.

3.  Возродить, предпочтительно на территории Северной Америки, Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус, или же создать в Русском Зарубежье новый Русский кадетский корпус.

4.  Установить хорошую регулярную связь с суворовцами и нахимовцами в России. Это предложение было сделано А. Д. Шмеманом, от имени Парижского Кадетского объединения. Через него было доставлено на Съезд письмо Е. П. Исакова.

5.  Уточнить нашу позицию по отношению к коммунистической интернациональной символике, с которой мы невольно столкнёмся в случае установления этих связей.

Практически между всеми членами Комиссии, с самого начала её заседаний, царило согласие по существу этих поставленных перед ней вопросов, как и по существу наших на них ответов. Конечно, поначалу были кое-какие затруднения в уточнении самих по себе вопросов, но самой трудоемкой работой оказалась формулировка заключительных публичных частей наших решений. Мы не всегда могли всё открыто выговаривать до конца, ибо мы были русскими политическеми эмигрантами, а посему были обязаны ориентироваться главным образом на Россию, но при этом не могли игнорировать и окружающий нас мир. Стратегической задачей русских зарубежных кадет было всемерное содействие расцвету нашей идеи кадетского воспитания и возрождению русских кадетских корпусов в России, для их соучастия в возрождении России, а не увековечение Русской эмиграции в Изгнании. Важно напомнить, что с самого начала имелось ввиду именно содействие, помощь и сотрудничество русских зарубежных кадет в процессах возрождения в России, без каких-либо наших претензий на руководство или лидерство. Также исключалось и любое вмешательство зарубежных кадет во внутренние дела кадетских организаций в России. Из такой нашей общей позиции следовали все наши тогдашние решения:

1.   Мы уважаем и любим наших ветеранов из РОВС-а и считаем, что эта организация была исторически очень важной, но мы не хотим увековечивать возникшие в результате Гражданской войны институции, ибо мы хотим окончательного преодоления её последствий, для возрождения России и восстановления её исторических учреждений. Дальнейшее сохранение оригинальных структур РОВС-а физиологически уже невозможно, а искусственные пополнения его рядов будут противоречить учредительной воле его создателей, ветеранов Японской, Мировой и Гражданской войн. Попытки создать искусственным образом фальшивую видимость такого сохранения, в конечном итоге будет мистификацией и обманом, которые смогут обернутся какой-нибудь манипуляцией против России и осквернением светлой памяти основателей и членов РОВС-а. Посему, кадеты могут свободно вступать в РОВС, пока он будет существовать, но Кадетские объединения делать этого институционно не будут, решил XII Кадетский Съезд единодушно.

2.   Съезд считает необходимой передачу в Россию идейного и интеллектуального наследия русского мыслителя И. А. Ильина, наметившего вехи путей, ведущих к восстановлению в России её коренных конституционных начал. И. А. Ильин был идеологом РОВС-а и является также и нашим идеологом. На этот Съезд был специально приглашен его ученик и хранитель его архива, профессор Николай Петрович Полторацкий, который прочитал обстоятельный доклад о его творчестве. Съезд поддерживает его намерение поехать в Россию, для передачи этого архива.

3.   Съезд считает сегодня невозможным возрождение Первого Русского кадетского корпуса или же создание нового Русского кадетского корпуса где-бы то ни было в Русском Зарубежье. Такие возможности практически не существуют, но не только лишь по причине отсутствия материальных средств. В Комиссии тогда почти не говорилось о материальных (финансовых) проблемах, ибо отдавать предпочтение материальным (бюджетным) факторам среди кадет тогда считалось, до некоторой степени, неприличным. В основном, отмечались следующие препятствия: а). В Русской Эмиграции тогда уже больше не было русских офицеров-воспитателей, без каковых невозможно существование Русских Кадетских корпусов. б). После ликвидации Королевства Югославии, королём которого был русский кадет, в мире больше не было практически ни одной страны, которая бы могла согласиться на существование на её территории русского военного училища, под русской православной символикой. Кадетские же корпуса под чуждой нам символикой никак не могут быть русскими, ибо таковые были основаны «во избаву же и пользу Православного Христианства», как указал царь Петр Великий «именным своим повелением» в 1701 году, при учреждении Морского Корпуса. Кроме того, возможно, что Кадетские корпуса под чуждой символикой будут производить кадры не для служения России, а для служения её врагам.

4.   Съезд считает необходимым немедленно приступить к оказанию всемерной помощи для возрождения Русских кадетских корпусов в России. Для этого, Съезд постановил учредить «Центр Кадетской Связи», для налаживания и развития связи с суворовцами и нахимовцами, с целью, в первую очередь, способствовать возрождению русских кадетских корпусов в России. Съезд назначил Председателем этого Центра Кадетской Связи А. М. Ермакова, которому было поручено для этого немедленно поехать в Россию, за свой счёт, чтобы встретиться с полк. Е. П. Исаковым. С этой встречи, указанной XII Съездом, и началась новая кадетская эра в России.

5.   Ввиду того, что многие тогда боялись быть как-нибудь вовлеченными в официальные церемонии с коммунистической интернациональной символикой, было высказано предложение обусловить наше официальное участие в таких церемониях непременным условием, что все мы вместе - кадеты, суворовцы и нахимовцы - станем в наш общий русский строй, только под нашей общей русской исторической национальной символикой, т. е. под общей символикой наших общих предков. Необходимо отметить, что в данном случае подразумевались в первую очередь русские флаги и русские военные знамёна. Одновременно, зарубежные кадеты должны будут всегда напоминать необходимость полного восстановления русской традиционной военной символики: русских военных кокард с георгиевскими цветами и русских военных блях и пуговиц с русским орлом в сиянии. Старшие кадеты Козякин, Сперанский, Боголюбов и Бодиско особенно настаивали на этом, в результате чего вся Комиссия единогласно утвердила этот общий принцип. В результате, Комиссия XII Съезда решила, в ответ на письмо полк. Е. П. Исакова, официально обратится ко всем русским воинам в России с Обращением о символике, которое на заключительном пленарном собрании прочел член Комиссии, редактор кадетского «Сан-Францисского бюллетеня» крымский кадет К. Ф. Синькевич. Все кадеты на заключительном пленарном заседании 12-го Кадетского Съезда утвердили это Обращение единогласно. Так был установлен принцип, что совместные акты и церемонии с суворовцами и нахимовцами всегда будут проходить под общей русской символикой наших общих предков. Во время «Встречи кадет и суворовцев и нахимовцев» в России в 1992 году, это условие было строго исполнено. На Встречу было доставлено Знамя Суворовского Фанагорийского полка, под которым вся Встреча и прошла. На Красной площади оно было развернуто и под ним все присутствующие кадеты, суворовцы и нахимовцы сфотографировались на паперти Успенского собора.

Обращение о символике 12-го Съезда было многократно опубликовано в разных печатных изданиях, в том числе и в книге «Честь родного погона», составленной А. Б. Йорданом, по поручению Объединения в Нью-Йорке. Она была издана под редакцией Е. П. Исакова в 2003 году в Москве и является одним из ценных плодов сотрудничества зарубежных кадет и суворовцев и нахимовцев, наряду с двумя другими книгами Е. П. Исакова, тоже написанных при содействии зарубежных кадет: «О Доблести, Добре и Красоте» (Москва, 2000) и «К завещанной доблести» (Москва, 2002). Эти труды тоже являются результатом исторического XII Кадетского Съезда. +

Буэнос-Айрес, ноябрь 2015 г.

И. Н. Андрушкевич

 

Буэнос-Айрес, ноябрь 2015 г. XXI год издания под новой нумерацией.

Основан в 1955 году А. Г. Денисенко, кадетом VII выпуска Крымского кадетского корпуса.

Не издавался с 1961 года. С 1995 г. выходит под новой нумерацией.

Издатель и редактор: Игорь Андрушкевич, http://i-n-andruskiewitsch.blogspot.com.ar/

Выходит на правах рукописи. При использовании материалов, ссылка на источник обязательна.

Электронный адрес: kadetpismo@hotmail.com

Почтовый адрес: Igor Andruskiewitsch. Casilla de correo 51. 1653 Villa Ballester. Argentina.