Письмо Московского суворовца
“Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте” А.В. Суворов
Письмо Московского суворовца
18.02.2022

А.В. Владимиров.jpg

Уважаемые читатели, дорогие соотечественники и друзья! Вашему вниманию предлагается текст моего письма и служебной записки Президенту России Владимиру Путину, датированных 21 июня 2021 года, публикация которых сегодня представляется мне особенно важной и актуальной по нескольким соображениям.

Первое. Этот документ был доведен непосредственно до руководства Совета Безопасности Российской Федерации моим товарищем и сослуживцем генералом армии Анатолием Васильевичем Квашниным, прошел там обсуждение с моим участием и был признан актуальным и важным, в том числе при разработке Плана реализации недавно принятой Стратегии Национальной безопасности Российской Федерации.

Второе. Сегодня, то есть по состоянию на середину февраля 2022 года, стратегическая обстановка в мире резко изменилась.

Россия впервые. со времени подписания М. Горбачевым «акта о капитуляции СССР на Мальте», открыто, мощно и гласно заявила о своих требованиях к Западу (США и НАТО) в сфере безопасности и выиграла стратегическую инициативу.

Стратегическая геополитическая реальность изменилась.

Новая стратегическая реальность заключается в том, что:

- во-первых, Россия официально заявила о «красных линиях своей национальной безопасности» и от них не отступит;

- во-вторых, у России сегодня есть, чем эти красные линии защищать;

- в-третьих, в навязанном нам противостоянии Россия сумела обеспечить свое военно-техническое превосходство, что уже нашло отражение в народных частушках «На все вопросы НАТО имеем свой ответ: у Нас Цирконов – много, у вас Цирконов – нет!».

Третье. Сегодня тема неизбежности войны России с Западом на территории Украины преподносится центральной в политической повестке дня всего мира.

При этом Запад-США:

– насыщает Украину военной техникой, вооружением, специалистами и советниками, то есть целеустремленно подбрасывает «дровишки в костер войны», даже не догадывается о том, что этот «западный натовский демократический контингент» и его свидомые ученики могут оказаться в местах не столь удаленных, чем-то похожих на Гуантанамо, но в районе, например, Тынды и строить новый морской порт в Арктике или новый российский арктический железнодорожный периметр;

- сплачивает страхом войны свое «атлантическое единство», одновременно усиливая зависимость Европы от США;

- судорожно изыскивает способы и формы своего влияния на Россию;

- старательно пытается наш стратегический Вызов заболтать, выхолостить и вновь нас обмануть;

- прямо угрожает нам всякого рода «санкциями из ада», и теперь мы точно знаем и понимаем, что Запад и есть символ того самого ада – то есть цивилизация Смерти, с которой договариваться нельзя, так как в итоге, получается, что уже – не с кем, и, по существу, не о чем;

- всячески принуждает Россию подчиняться Западу – чего они не могут ни в плане экономики, ни в военном плане, но могут активно изображать свое «доминирование» широко развернутой «говорильней» об этом;

- не желает понимать Россию и повсеместно демонстрирует неспособность к этому пониманию, так что, в этом плане диалог России с Западом – это наше взывание к «глухим и слепым» собеседникам.

Говоря о нашей стороне, мы считаем, что война против России уже идет, все решения по Украине нашим руководство – взвешены, обоснованы и приняты, и мы можем их реализовать из любого положения: «лежа, с колена или стоя» (официально принятые в армии положения для стрельбы); и тогда, когда мы будем готовы и определим для этого нужное время и место.

Четвертое. Теперь, когда Запад не может не отреагировать на наши требования и мы его предупредили о серьезности наших намерений, то в ожиданиях возможной позитивной реакции на «безнадежные ритуальные игры с нулевой для нас суммой» – у нас развязаны руки.

Это значит, что мы должны и будем делать все необходимое для обеспечения нашей национальной безопасности – то есть будем это делать во всех сферах деятельности государства, согласно собственных решений, и планов, и не ставить в известность или согласовывать с Западом наши намерения и действия.   

Пятое. В этой обстановке Россия должна:

- точно определить систему красных линий уже на местности, как линию «столбов с табличками «Стой, стрелять буду!», и, при необходимости – стрелять и публично (под камеры и СМИ) наказывать «недопонявших» и «нерасслышавших» наши предупреждения, к примеру, «о введении Российской Федерацией новых зон ограничения международной военной активности на суше, в море и воздухе» и прочее;

- реально подтверждать новую стратегическую реальность – то есть практически гарантировать уязвимость национальной территории США и всех государств НАТО на уровне всех объектом политического и военного управления, объектов экономики, энергетической, транспортной, финансовой и информационной инфраструктуры и «убежищ элиты» и так далее;

- рассматривать всю «переговорную ситуацию», как важный фактор и неизбежную реальность нашего национального бытия на долговременную перспективу и не торопить события;

- заниматься главным – делать Россию сильнее и готовой к вооруженной фазе войны, которая может – как самый крайний и опасный вариант (к чему должны быть готовы государство, армия, экономика и население страны) оказаться неизбежной на нашей национальной территории.

Именно с этой целью – то есть, для того, чтобы наше высшее политическое и военное руководство, и, безусловно, само российской общество понимало, что нам есть, чем заниматься, как себя укреплять и растить свою безопасности и мощь без «Украины, Байдена и НАТО», мною, как и положено военному профессионалу, и было принято решение о публикации этих документов, целиком посвященных вопросам укрепления мощи России.

Честь имею.

С уважением,

Александр Владимиров

10 февраля 2022 года, г. Москва

 

 

Письмо Президенту Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Вместе с Вами – мы тревожимся о судьбе Отечества – и поэтому наше обращение к Вам, наши мысли, и предложения – не только о насущном.

Вместе с Вами – мы стремимся заглянуть за горизонты нашего национального бытия и увидеть перспективы успеха и исторической вечности России как великой державы и цивилизации, и миссии ее уникального этноса – многонационального и многоконфессионального российского народа.

При этом – смыслы, энергию и устремленность своего национального развития – мы, народ России – осознанно или интуитивно – всегда находим в истории и предназначении нашей тысячелетней государственности.  

Вместе с Вами – мы понимаем нашу реальность – и поэтому берем на себя смелость моделировать основные «верстовые» вехи нашего исторического движения – отдавая приоритет организации взаимодействия поколений российского народа – во всем многообразии профессионального опыта, политических пристрастий, жизненных интересов и талантов граждан России.

Вместе с Вами – мы отдаем отчет в том, что наше национальное развитие идет в условиях реальной войны, объявленной нам совокупным Западом. И эти войны – неизменны веками, как неизменны их цели – полное историческое уничтожение уникальной цивилизации и суверенитета России.

Западная цивилизация Смерти – в своем стремлении сохранить глобальное доминирование и всеобщий мировой диктат – непрестанно наращивает череду «эпизодов» войны, основывая эту войну на лживых инсинуациях и подлых провокациях.

Русская цивилизация Жизни – в ее уникальном многонациональном и многоконфессиональном проявлении идет своим путем построения Человечества как Мира взаимно уважаемых Миров, и уверенно встала на пути цивилизации смерти - поборников мирового господства США и радетелей за «ценности» обанкротившегося Запада.

И вопрос сегодня стоит так – Россия обязана в своей исторической миссии и предназначении – не только укрепить духовную и экономическую устойчивость государства, но и сохранить «человеческий облик» и подлинные гуманистические основы нашего народа и народов мира.

Нам предстоит подать народам планеты – пример выживания на руинах капиталистических отношений и дать образец исторического развития на основе Национальной стратегии цивилизации Жизни – устремленной своими перспективами на рубежи 22-го столетия.

Для этого – вместе с Вами и под Вашим руководством – мы должны выстоять и победить в ведущейся против нас войне.

И мы сделаем это – на фундаменте государственно-патриотического мировоззрения руководящих кадров и граждан России – вводя в дело всю совокупность средств «мягкой силы», через полноценную подготовку государства, экономики, населения и территории страны к защите и дальнейшему строительству нашего Отечества.

Вместе с Вами – мы знаем, что и как предстоит сделать.

Поэтому уверенно и убежденно – докладываем на Ваше рассмотрение – комплекс обоснованных идей и предложений – для их обсуждения, дальнейшей разработки и возможной последовательной реализации – на уровне Совета безопасности и Государственного совета Российской Федерации – с развитием в соответствующих Национальных проектах, конкретных Указах Президента России и президентских поручениях Правительству и Федеральному Собранию России.   

Прилагаемая к настоящему письму Служебная записка отражает наше профессиональное экспертное мнение по некоторым важным вопросам Национальной стратегии России, решение по которым можете принять только Вы, наш Президент и Верховный Главнокомандующий.

Прошу рассмотреть.

Приложение: Служебная записка «О вопросах государственного и военного строительства, и совершенствовании системы подготовки государства и граждан Российской Федерации к защите Отечества».

С уважением,

Президент Коллегии военных экспертов России, 
Почетный председатель Общероссийского и Московского содружеств суворовцев, нахимовцев и кадет России,
кандидат политических наук,
выпускник Московского СВУ 1963 года,
лауреат Национальной премии «Лучшая книга – 2020» по номинации «Наука» как автор фундаментального труда «Основы общей теории войны» в трех томах,
генерал – майор в отставке Александр Владимиров

21 июня 2021 года, г. Москва


Служебная записка Президенту Российской Редерации – Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путину

«О вопросах государственного и военного строительства,

и совершенствовании системы подготовки государства и граждан Российской Федерации к защите Отечества».

Анализ действий органов государственной власти и высшего политического руководства государства дает нам возможность констатировать реальное состояние некоторых вопросов государственного и военного строительства и сформулировать предложения по их совершенствованию.

I. Предложения в области государственного строительства

1. Определить и официально продекларировать концептуальные основы    российской государственности.

Концептуальная власть – есть власть собственных национальных (цивилизационных) исторических ценностей, идей и смыслов –

как концептуальных основ бытия нации (цивилизации), которые формируют национальную культуру, образ жизни, менталитет и идеологию ее самобытного существования, освещают и определяют ее исторический Путь и успех, составляют основу национальной и цивилизационной самоидентификации ее народов, выявляют существо высших внутренних и внешних определенностей нации и ее Национальной стратегии.

При формировании концептуальных основ российской государственности

самое важное – это цели существования и развития России, как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, изложенные в ее Национально стратегии и Конституции.

При определении целей Национальной стратегии, как и при определении национальной этики и принципов существования, нельзя ошибаться, так как любая неточность, двусмысленность или недоговоренность неизбежно станет фактором стратегической уязвимости России и официальным полем, окном возможностей и плацдармом действий наших врагов.

Именно поэтому мы считаем, что -

- Национальная стратегия есть – теория, практика и искусство управления государством, и без нее никакого позитивного развития и успеха у России быть не может.

- Национальная стратегия России – должна быть вечной, то есть не определяться сроками президентских выборов и не зависеть от текущих политических пристрастий, а замысливаться масштабами веков, континентов и цивилизаций. На определенные краткосрочные периоды (три, пять, семь, десять лет) могут планироваться этапы и обеспечение (стратегическое планирование и бюджетирование) для реализации основных задач и целей Национальной стратегии.

Существом Национальной стратегии России являются ее Цели.

Российская Федерация должна строиться, а ее Национальная стратегия должна преследовать следующие основные Цели:

I. Сбережение народа российского и его достойная жизнь.

II. Достижение успеха и исторической вечности России как великой державы, отдельной цивилизации и суперэтноса.

III. Подвигом собственного совершенствования стать нравственным примером для народов и государств Человечества.

Национальная стратегия России является единой основной для разработки частных стратегий, стратегического планирования и определения задач развития всех сфер национального бытия. Она неотступно проводится в жизнь всей мощью государства, а качество исполнения решаемых задач контролируется Верховной властью и обществом в ежедневном режиме.

Определение целей и принципов, высших внутренних и внешних определенностей существования России – есть дело всего российского общества и личная обязанность Президента России, а не дело Правительства или его структур.

***

Одновременно с Национальной стратегией Россия предлагает миру свой новый геополитический Проект – «Человечество, как Мир равноуважаемых Миров» и новую геополитическую Этику взаимоотношений держав и народов.

2. Нерешенные проблемы государственного строительства концептуального плана в Основном законе «Конституция Российской Федерации»:

– не указаны основные цели Национальной стратегии России;

- нет соответствующей главы, в которой были бы определены обязанности государства, обязанности общества и обязанности личности – гражданина Российской Федерации – в соотношении с перечнем его прав, гарантированных государством;

- не представлены основы национальной государственной идеологии России и идеологии военной службы;

- не определены основные направления воспитательной работы с гражданами Российской Федерации – «воспитание государственно-патриотического мировоззрения граждан России, как основы их стремления к строительству и защите Отечества»;

- не названы основные критерии замещения должностей государственной гражданкой государственной службы.

Эти положения разработаны нами и находятся в высокой степени готовности к их обсуждению и возможной доработке.

3. Нерешенные коллизии правового, теоретического и структурного (организационного) плана, чреватые риском и возможностью серьезных негативных последствий особенно в условиях переходного периода и военного времени.

Анализ основных документов (Федеральные Конституционные законы) в области государственного строительства, безопасности и обороны России говорит о том, что практически все они разработаны в период президентства Б. Ельцина, и несут в себе идеологические, концептуальные, теоретические и понятийные ошибки, и поверхностные трактовки, характерные для того времени.

К сожалению, современные добавления и исправления, внесенные в них, не изменили их устаревшей и даже ошибочной концептуальной сущности.

Представляется, что дальнейшее совершенствование национального права в этих сферах контрпродуктивно осуществлять путем «косметического ремонта» данных законов (они и сегодня имеют вид сплошных поправок и изменений, что «путает» их восприятие и затрудняет работу с ними) – поэтому требуется новое переосмысление и новые современные версии этих законов.

Мы готовы представить свои современные разработки и предложения, исполненные в парадигме Основ общей теории войны.

3.1. Существующая формулировка понятия «Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации» несет в себе серьезную правовую коллизию, так как согласно Закону «Об обороне», «другие войска» не входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации и такое определение не отражает их реальный объем и состав, что нарушает необходимую иерархию в их управлении, особенно в переходный период и в военное время.  

3.2. Положение и статус Совета безопасности Российской Федерации

Статья 13. Совет Безопасности (в редакции Федерального закона от 09.11.2020 № 365-ФЗ).

1. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.

При этом, в перечне функций СБ РФ указаны:

« .. 3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности».

Представляется, что Совет Безопасности РФ должен стать не «совещательным», а самостоятельным органом стратегического целеполагания, что повлечет за собой изменение его существующего статуса, как одного из управлений в составе Администрации президента РФ.

СБ РФ должен получить специальный статус –

«В мирное время – Основного органа стратегического целеполагания и контроля Российской Федерации.

В военное время – составлять ядро руководства и основу аппарата Государственного Комитета обороны Российской Федерации (ГКО РФ)».

При этом перечень и содержание национальных интересов, а также критерии и показатели обеспечения национальной безопасности России должны быть разработаны, определены, опубликованы в российской печати и являться темами общественных и экспертных дискуссий. Так как именно таким образом будут понятны и ясны все тезисы «о красных линиях» в Национальной стратегии, текущей политике и практическом обеспечении безопасности Российской Федерации.

3.3. Об образовании и воспитании граждан России.

Мы считаем, что вся сфера национального образования и воспитания граждан России стала зоной стратегической уязвимости, пронизанной вражескими плацдармами западного либерализма, что уже создало угрозу национальной безопасности России и ее успешному историческому будущему.

Сегодня можно констатировать, что российские «сельский священник и школьный учитель» свою войну за умы и души своих учеников проигрывают, а вместе с ними может проиграть большую войну за свое будущее и сама Россия – и как цивилизация, и как великая держава.

Сфера национального образования и воспитания наших граждан всегда были исторически – областями нашей силы, признания и зависти всего остального мира.

Сегодня эта сфера стала приоритетной областью специального оперирования (внимания, влияния, вложения, внедрения и последовательных негативных усилий) мирового и нашего собственного либерализма, который, при попустительстве государственной власти – доминирует в концептуальных подходах к национальному образованию и воспитанию в России как таковым, так и навязывает свою волю в области подготовки и качества руководителей министерств и учреждений национального образования и их преподавательского состава.

Поспешный и тотальный перевод всей системы национального образования на «болонскую систему» и либеральные принципы обучения как услуги, разрушил лучшую в мире советскую образовательную школу, что уже привело к негативным и трудно обратимым последствиям для всего комплекса факторов национального развития и безопасности России.

Общая теория войны определяет переход системы образования России на «болонскую систему», как – эпизод войны и состоявшийся акт агрессии против нашего государства, исполнение которого уже привело к либеральному извращению и денационализации процесса воспитания граждан страны всех возрастов, к переформатированию значительной части российского общества в «мягкую силу» агрессора, обращенную против российской государственности и культуры, что сегодня стало особенно зримо.

Важно осознать, что «победа либералов» определилась с официальным принятием принципиально порочных стратегических целей в области образования, воспитания, молодежной политики и пр., уже принятых государством.

Это цели: «создание условий…», «воспитание гармонично развитой личности», «формирование конкурентоспособного молодого поколения россиян», «достижение экономической, социальной и культурной конкурентоспособности российской молодежи», «создание возможностей для роста и наращивания человеческого капитала молодежи» и так далее – которые вроде бы выглядят красиво, но по сути своей – пусты и порочны.

Однако очевидно, что «создание условий» не может быть целью национального образования (это может быть только одной из задач), что формулировки, мягко говоря, «невнятны», и они сознательно или по недоразумению – не дают нам главного – требуемый стране и обществу идеальный образ выпускника – гражданина России.

Важно, осознать, что авторы «всего этого» – те же либералы – которые:

- внедрили примат рыночных отношений в культуре, образовании и социальной сфере России;

- распространили повсеместно болонскую систему и навязали ее принципы, конкурентоспособность молодежи, толерантность и компетентностный подход в образовании;

- заложили в практику разрушительный бизнес-закон – образование как услуга, имеющая рыночную цену, и поставили образование в прямую зависимость от потребностей рынка;

- обеспечили практический отрыв обучения от воспитания;

- утвердили безрассудное право ученика учиться чему он хочет и как хочет, и право учителя – учить тому, что и как ему привидится, и т.д.,

и которые сегодня – пишут, утверждают и внедряют – нужные им законы, проекты, программы и методические материалы в сфере образования и не только.

Самая большая опасность для развития и безопасности России заключается в том, что все эти «образовательные услуги» и кадровые «молодежные забавы» (как возможность тешить свое «эго» - играя в права, возможности, гарантированное исполнение желаний, претензий – находясь в атмосфере полной безнаказанности и безответственности) – не готовят молодежь к трудностям реальной жизни. Молодые люди не получают навыков преодоления трудностей в составе коллектива и даже начал базовых военно-учетных, спасательных, технических, строительных, агротехнических и других специальностей и навыков, которые, если и не востребованы гражданами в их судьбе – все равно остаются в активе человека и могут быть востребованы самой жизнью.

Самое опасное, что молодежь, (несмотря на «патриотический бум» и серьезные бюджетные деньги), практически не воспитывают как граждан и патриотов России, а все «навыки» сводятся к игровым, маркетинговым и информационным практикам.

Мы убеждены, что базовыми постулатами национального образования России должны стать следующие:

1. Образование граждан – есть обязанность и задача государства, а не платная услуга чиновников от образования.

2. Образование должно давать учащемуся знания, основанные на широкой гуманистической национальной основе.

3. Главная воспитательная цель школы – это воспитание просвещенного гражданина России, обладающего государственно-патриотически мировоззрением и готового к строительству и защите Отечества.

4. Главная цель обучения – дать всем учащимся начала обязательного овладения воинскими учетными, спасательными и сложными техническими специальностями, позволяющими им найти возможности для своей патриотической социализации и профессиональной рабочей пригодности в любых условиях мирного и военного времени.

Именно в этом – в единстве образования и воспитания граждан России с детства – как патриотов, строителей и защитников Отечества – и должно состоять существо единого образовательного пространства.

Данная аксиома, как и все сказанное нами выше, должно быть прописано в новой редакции Закона «Об образовании в Российской Федерации».

3.4. Подготовка кадров, «которые решают все».

Мы высоко оцениваем понимание и усилия Президента России, направленные на подготовку руководящих элит России, например – «школу губернаторов», «конкурсы лидеров» и другие мероприятия этого плана, проводимые под эгидой Администрации президента.    

В тоже время, такая работа с молодежью, базируясь на мероприятия только «игрового плана», недостаточна и является только частью необходимой системы подготовки кадров, которые в мирное и военное время способны «решать все».

Представляется, что стратегическое целеполагание государственной кадровой политики заключается в формировании руководящего слоя – национальной элиты государства и профессионального слоя государственных служащих, способных в мирное и военное время эффективно и ответственно управлять страной и достигать цели национального развития.

Важнейшее направление совершенствования системы государственной службы – есть изменение парадигмы, то есть концептуальной базовой схемы ее функционирования – когда вместо «наемного работника», который заключает коммерческий контракт с государством, и «продает ему свой профессионализм», должно прийти «служение нации и Отечеству», которое подразумевает исключительно высокий общественный статус государственного служащего, связанный как с государственными гарантиями и льготами, так и с высокой личной ответственностью и ограничением гражданских прав.

Только так можно строить всю систему государственной службы в качестве прототипа и основы формирования нового служилого слоя России, который своим самоотверженным и ответственным служением Отечеству сможет реализовать национальную стратегию и снимет столь жгучую сегодня проблему качества национальных элит и управления державой.

Это значит, что России необходима система подготовки гражданских государственных служащих и своя собственная образовательная сеть, действующая по национальным российским государственным образовательным стандартам, и вне пресловутой болонской системы образования.

3.5. Профессиональное образование государственной гражданской службы.

Сегодня представляется все более очевидным, что проблема нравственного, профессионального и эффективного управления всеми сферами национального бытия является центральной государственной задачей, от успешного решения которой непосредственно зависит национальная безопасность России.

Очевидно, что кадровая политика – это главная политика государственной власти, и что непрерывное воспитание и обучение государственного служащего является не менее важной (затратной и небыстрой) задачей, чем подготовка математика, программиста, музыканта, слесаря, инженера, врача, офицера и т.д.

Разрушение национальной системы подготовки, воспитания, подбора и выдвижения кадров государственной службы, а также «легкое игровое» отношение к этому вопросу государственной власти привело к ее наполнению людьми, которые плохо образованы и не мотивированы к верному служению Отечеству.

В применяемой сегодня теории государственной службы не разработаны вопросы функционирования системы непрерывного образования государственной службы, ее идеологии, этики, и организационных основ.

То есть в России отсутствует как таковая система непрерывного профессионального образования государственной гражданской службы. Система образования государственной службы (кроме военной службы) не выделена в отдельную и самостоятельную ветвь системы национального образования России.

Непрерывность образования государственной службы не обеспечена соответствующей вертикалью и градацией профессиональной подготовки по уровням и профилям. Отсутствуют стандарты образования государственной службы, не определены показатели, критерии и требования к каждому уровню этого образования. Во всех допущенных образовательных учреждениях высшей школы изучается одна и та же «общая» тема «Государственное и муниципальное управление», и на этом – все завершается, так и не начавшись.

Не составлены и профессиональные перечни специальностей государственной службы (кроме военной службы), а существующие реестры специальностей Минтруда и Минобрнауки России содержат только общее перечисление должностей государственной службы (младшие, старшие, ведущие и главные), но не называют конкретные специальности, так как специальностей государственной гражданской службы просто не существует.

Правовые основы образования государственной службы (например, Закон «Об образовании в системе государственной службы в РФ») также ждут своей разработки.

То есть необходимая, как полноценная часть государственной кадровой политики, Федеральная система непрерывного образования государственной службы и ее первичный уровень – система кадетского образования РФ, пока не включены в компетенцию и не стали предметом прямой ответственности Администрации Президента России, руководителей министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации.

Так, например, Кадетское образование официально существует в условиях, когда оно не определено в правовом поле, и соответственно – в практической деятельности Министерства просвещения России. Между тем, оно теоретически обосновано и практически развивается «де факто», не имея официального государственного признания – как специфическая отрасль среднего общего и среднего профессионального образования государственной службы – которая, по своей сути, предназначена и стремится уже сегодня, даже в существующих условиях, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию и довузовскую профильную подготовку несовершеннолетних граждан РФ – в ожидании того, что в стране все-таки появится государственный (ведомственный, региональный) заказ на профессиональную подготовку младших специалистов государственной гражданской и муниципальной службы.

Сама жизнь подтвердила, что в этом качестве Кадетское образование на практике является составной частью государственной кадровой политики, первичным элементом непрерывного образования государственной службы, составляющих основу формирования нового слоя профессиональных государственных служащих, кадрового и мобилизационного резерва Российской Федерации, способных и готовых служить Отечеству с детства.

В целом.

Существующая парадигма (базовая схема) взаимоотношений государственной власти и национального образования заключается в том, что государство пользуется потенциалом граждан страны, которым образование дается по стандартам и планам системы национального образования, основанным во многом на «болонской системе», что утверждено в государственном праве и внедрено в педагогической практике.

Но здесь и заложен комплекс стратегических ошибок идеологического, теоретического и методологического характера, что особенно зримо на примере профессионального образования государственных служащих.

Мы убеждены, что пришло время извлечь уроки и перейти к назревшему алгоритму, когда – государство заказывает национальной системе образования подготовку специалистов государственной службы (военной, правоохранительной и гражданской) необходимых специальностей, номенклатур и уровней, а министерства образования, науки, просвещения и соответственно министерства «силового» блока – исполняют этот государственный (ведомственный, региональный) заказ и отвечают за его качество.

При этом подготовка специалистов осуществляется в системе непрерывного профессиональной образования государственной службы России, то есть

в системе учреждений профессионального образования государственной службы, в которых процесс воспитания и обучения позволяет их выпускникам получать профессию государственной службы и профильную специализацию, занимать соответствующие должности на государственной или муниципальной службе, исполнять долг гражданина Российской Федерации по служению своему Отечеству и достойно делать служебную карьеру в рамках избранной профессии в течение всей своей трудовой деятельности.

К системе непрерывного профессионального образования государственной службы относятся:

- кадетские образовательные организации Российской Федерации;

- институты государственной службы правительств субъектов федерации;

- институты профильного профессионального образования государственной гражданской, военной, правоохранительной службы федерального уровня;

- Академия государственной службы и народного хозяйства при Президенте Российской Федерации, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Притом, что выработка и определение критериев, показателей, требований и номенклатур основных должностей и специальностей государственной службы, а также осуществление управления и контроля за формированием и исполнением государственного заказа должно осуществляться Администрацией Президента Российской Федерации в качестве одного из важнейших направлений ее деятельности, и для исполнения которой в Администрации должен быть создан соответствующий аппарат.

Между тем, основы государственной гражданской службы разработаны и могут быть предложены для экспертного обсуждения и практической апробации уже сегодня на базе конкретных субъектов РФ и в структуре определенных министерств и ведомств.

3.6. Требует глубокого совершенствования и масштабного развития система патриотического воспитания и ветеранского движения России.

Анализ деятельности органов власти по патриотическому воспитанию граждан России позволил выявить общую тенденцию на «полную реализацию бюджета самими органами власти, независимо от качества самой воспитательной работы».

Так, например, когда Минпросвещения и Минобразования не имели значительных средств для ведения работы по патриотическому воспитанию юношества, то основную работу в школах вели энтузиасты – ветераны войны, труда и военной службы.

Сегодня же, когда государство выделяет на цели патриотического воспитания граждан огромные деньги – ветераны вдруг оказались не нужны этим школам и министерствам, и все средства успешно «осваиваются» самими органами власти и учреждениями образования, но, увы, зачастую – для «галочки» в отчете, без всякого толка и пользы для дела.

Мы считаем, что необходим перенос акцента и средств по формированию и исполнению программ патриотического воспитания с органов и структур власти –

на объединения гражданского общества России, то есть на ветеранов, патриотические движения, творческие союзы и само население страны.

Представляется необходимым создание института и структур общественно-государственного партнерства по вопросам патриотического воспитания на основе официальных юридически обязывающих договоров между объединениями гражданского общества и органами власти – о совместной деятельности в этой сфере.

Важнейшим звеном здесь является – усиление роли и возможностей ветеранских общественных объединений, а также налаживание и усиление общественного контроля за формированием системы воспитания и реализацией ее программ и планов.

Финансирование работы ветеранских общественных объединений, а не структур власти вроде бы «отвечающих за патриотизм». Например, «накачка» деньгами центров патриотического воспитания регионов ожидаемого результата не дает, лишь создавая «благодатную» почву для коррупции и обогащения аффилированных структур – работа обозначается активно, а эффект не обязателен.

Гранты на исполнение мероприятий, программ, планов и проектов по патриотическому воспитанию граждан России должны выделяться непосредственно и вне конкурса, зарекомендовавшим себя дееспособными, ветеранским общественным объединениям, а не аффилированным структурам. Распределение грантов в этой сфере должно идти при непосредственном участии ветеранов, а не только служащих госструктур.

Наиболее крупные и дееспособные общественные ветеранские объединения должны быть сертифицированы и входить в реестр доверенных объединений гражданского общества, работающих в интересах и по поручению государства в сфере патриотического воспитания граждан России. Они не должны работать «от грантов», а выполнять свои планы патриотического воспитания и конкретные поручения от государства, имея стабильное бюджетное финансирование.

Общественные ветеранские объединения, зарекомендовавшие себя в качестве добросовестных исполнителей программ патриотического воспитания, должны поддерживаться конкретными льготами, среди которых – полное или частичное освобождение от арендной платы за занимаемые помещения, которые в принципе должны выделяться им бесплатно и беспошлинно, а объединениям, связанным непосредственно с Армией, следует бесплатно предоставлять помещения в армейских и флотских учреждениях культуры в центре и на местах.

***

Приоритетное внимание Правительства России в области воспитания ее граждан сегодня обращено на их молодые поколения.

Именно на работу с молодежью выделяются огромные средства и силы, создана правительственная структура Росмолодежь. Проводятся сотни конкурсов, семинаров, специальных лагерей и так далее, и это, безусловно хорошо и правильно, так как молодежь – это есть будущее страны.

В тоже время нельзя не понимать, что рано или поздно, но любая молодежь повзрослеет, а ее лучшая часть пополнит ряды ветеранов труда, военной и иной государственной службы, и там ее ждут трудности и нереализованные возможности нового возрастного статуса. И это при наличии богатого жизненного опыта и нередко уникальных профессиональных компетенций.

К сожалению, реальность такова – ветераны России, будучи опорой и фундаментом государства – остаются потенциально могучим – но неиспользуемым резервом, которым наше государство пока не хочет (или не может-?) разумно распоряжаться.

Более того, сегодня наши ветераны являются «слоем безработных и нищих», так как в отсутствии работы их государственная пенсия не позволяет им ни достойно содержать семью, ни хорошо жить, учиться, питаться и лечиться, и этот факт является – нашим национальным позором.

Тем не менее, ветераны России объективно являются –

- опорой России и ее государственной власти, фундаментом развития, защиты, строительства и исторического успеха отечества;

- самым многочисленным (более 20 млн. чел.) и естественным образом возобновляемым слоем (стратой) граждан российского общества, всех его народов, национальностей и религий;

- слоем российских граждан, имеющих – устойчивое государственно-патриотическое мировоззрение, хорошее разностороннее образование и воспитание, широкий спектр государственно и общественно необходимых профессий и специальностей, опыт работы на производстве и ответственного управления коллективами людей всех уровней и масштабов в любых условиях обстановки;

- самой организованной, дисциплинированной, терпеливой и патриотично ориентированной частью российского общества, по жизни готовой и ориентированной на строительство и защиту своего отечества;

- слоем, способным и готовым к решению всех задач патриотического воспитания граждан всех возрастов в школьных и трудовых коллективах, формирования их государственно-патриотического мировоззрения, преподавания всего спектра военно-учетных и технически сложных специальностей народного хозяйства, правил и навыков выживания в условиях чрезвычайных обстоятельств и катастроф;

- слоем, профессионально способным и готовым к организации и ведению территориальной обороны регионов и территорий проживания граждан России;

- слоем, способным активно и последовательно противостоять любым попыткам антигосударственной деятельности адептов либерализма и наших врагов внутри страны и за ее пределами.

Поэтому мы предлагаем

1. Разработать (уточнить, дополнить) Закон России «О ветеранах», в котором определить общественно-политический статус общественных ветеранских объединений, их задачи патриотического воспитания граждан России в качестве основного предназначения, установить императив их прямого и непосредственного участия в разработке и исполнении государственных и региональных программ патриотического воспитания граждан России в рамках государственного (регионального) бюджетов, и таким образом, обеспечить официальное включение ветеранской общественности в систему и процесс национального образования и воспитания молодежи, что, безусловно, наполнит их жизнь новым и государственно важным содержанием и смыслом.

2. Создать должность Помощника Президента России по делам ветеранов и Министерство по делам ветеранов (в том числе с функцией разработки программ патриотического воспитания граждан России, обеспечения их эффективности и гарантии преемственности их поколений) Российской Федерации – с их подразделениями в каждом регионе – с введением в них гарантированного числа служебных должностей для их обязательного замещения ветеранами труда и государственной военной и иной службы.

II. Предложения в области военного строительства

Наша профессиональна оценка проводимых мероприятий в области современного военного строительства такова – все направления этой работы хороши, но недостаточны, так как:

- принципиально не решают вопросы мобилизационной готовности государства и экономики России к войне, ее выживания и победы в идущей войне – как государства и уникальной цивилизации российского многонационального и многоконфессионального народа;

- практически во всех федеральных законах в области безопасности и обороны Российской Федерации - население страны, являясь основной ценностью и государствообразующим фактором России не является основным объектом и субъектом ее обороны и безопасности;

- не создают системы формирования подготовленных резервов Видов вооруженных сил и Родов войск;

- не касаются вопросов массовой подготовки населения к войне, формирования мобилизационных резервов общего назначения и функционирования частей территориальной обороны;

- не задействуют на системной основе жизненный, профессиональный опыт и творческий потенциал опорного для государства слоя ветеранов Вооруженных Сил и других войск, общественные патриотические объединения, которые по своей природе и предназначению должны стать ведущей и скрепляющей воспитательной силой в стране;

- не раскрывают на практике существующие возможности и перспективный потенциал ДОСААФ России – единственной общественно-государственной организации, официально выполняющей государственные задачи по подготовке граждан к защите Отечества. При этом ее работа надуманно подменяется будто бы аналогичной, но коммерческой деятельностью аффилированных и частных образовательных структур за счет «перенаправления» государственного и региональных бюджетов.

В итоге – патриотическое воспитание граждан России по-прежнему бесхозно (за него никто не отвечает в прямой постановке конкретных и персональных задач, и на уровне функционала), а направление огромных бюджетных средств в целях проведения воспитательной работы непосредственно Министерству просвещения и другим структурам, в которых не работает ни один ветеран, и которые «успешно осваивают» любые деньги без всякого толка, поскольку принципиально (в силу своего пролиберального кадрового состава) не хотят воспитывать в детях и юношестве государственно-патриотическое мировоззрение, развивать их стремление и готовность к строительству и защите Отечества.

Все это означает, что основные вопросы мобилизационной готовности страны, ее Вооруженных Сил, национальной экономики, территории и населения к войне непосредственно на территории России – не могут быть решены успешно, как того требует обстановка:

- в существующем правовом поле,

- в существующей системе отношения субъектов государственной власти к проблемам и практике мобилизации и подготовки населения к защите Отечества,

- и главное – в существующей атмосфере порочных либеральных взглядов и подходов тех наших сограждан, кто, занимая должности государственной службы, отвергает курс на полноценное укрепление национальной безопасности, как таковой, имитирует «бурную» деятельность на этом направлении, прикрываясь отсутствием Национальной стратегии России, теории войны, мобилизации и выживания нации в войне.

Мы считаем, что – в условиях войны, ведущейся на полное историческое уничтожение России и ее народа – такое положение дел недопустимо, и следует – срочно и радикально обновлять систему подготовки страны и ее населения к войне, теоретические и практические подходы к решению этих задач.

Мы убеждены – сегодня уже не существует причин считать необязательным или несвоевременным введение в России военного всеобуча – к нему надо приступать тотчас, делая эту работу спокойно, последовательно и неуклонно.

Поэтому считаем целесообразным и обоснованным – предложить инициативу разработки и поэтапной реализации проекта: «Подготовка граждан России к защите Отечества» – возможно, на уровне нового национального проекта.

Мы просим Президента России - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации выступить с данной инициативой – с учетом этих предложений.

Данная инициатива исходит из постулата Общей теории войны, который утверждает, что: «Государство – ведет войну, Армия – сражается в войне, а Население – в войне воюет. Именно от готовности и способности населения страны вести войну и выдерживать длительные мобилизационные напряжения зависит победа Нации в войне».  

Таким образом, предпосылки создания системы подготовки населения России к защите Отечества – новой, по своей сути, современной – по формам и содержанию – назрели.

В концептуальных подходах к этой проблеме и ее правовом обосновании – подготовке новых и изменению действующих правовых актов в сфере обороны, безопасности, образования – важно опираться на следующие констатации и предложения, учитывая, что основные положения наших предложений – достаточно обоснованы.

1.   Обеспечение безопасности и выживания население России в войне должно стать главным содержание всех стратегий и законов Российской Федерации.

2. Подготовка граждан к защите Отечества – это базовая задача государства и всех органов государственной власти, силовых, образовательных, экономических, коммуникационных и других министерств, ведомств, губернаторов и органов государственной и муниципальной власти в субъектах РФ. При том, что действующая формула «подготовка к службе в Вооруженных силах» – лишь часть названной задачи.

Основа и критерий готовности каждого гражданина России к защите Отечества – овладение им одной или несколькими военно-учетными специальностями и специальностями народохозяйственного назначения – с соответствующим экзаменом, удостоверением полученной квалификации, пониманием порядка своих действий по предназначению и персональным учетом. Данное требование обязательно для каждого гражданина России – при его избрании или назначении на должности государственной гражданской службы всех уровней и номенклатур.

Основа инфраструктуры системы подготовки населения к защите Отечества, дающей гражданам России базовые знания и навыки по начальной военной подготовке и овладению военно-учетными специальностями – это ДОСААФ России и все средние – общеобразовательные, специальные и кадетские учреждения Министерства обороны, Министерства просвещения, Министерства образования и науки России, иных министерств и ведомств.

Основа содержания подготовки – новый обязательный для изучения предмет «Начальная военная подготовка» («Основы военной подготовки»), как условие получения каждым учащимся определенной военно-учетной специальности.

Основная политическая и педагогическая задача – воспитание государственно-патриотического мировоззрения граждан страны и их профессиональной готовности к строительству и защите Отечества.

Представляется, то это тезис должен стать основным содержанием российских законов, программ и планов системы национального образования, и деятельности органов власти

Основной рабочий и исполнительный кадровый состав – ДОСААФ России, общественные объединения ветеранов Вооруженных сил и других войск, общественные объединения кадетского движения России.

Для достижения этих целей – в плановом порядке:

- выделяется отдельная строка финансирования в государственном бюджете, в бюджетах министерств, ведомств и субъектов РФ для исполнения (ими же разработанных) государственного (регионального, ведомственного) заказа на подготовку запланированного количества специалистов необходимых номенклатур;                       

- заключаются соответствующие Соглашения с ДОСААФ России – организацией, имеющей исключительное право, поставленные государственные задачи и возложенную ответственность – по выполнению этого заказа.

Исполнение названных задач регламентируется Указом Президента России, которым также вводится в действие Многостороннее соглашение между Минобороны, Минпросвещения, Минобрнауки и ДОСААФ России.

- Уточняются и приводятся в соответствие с современной необходимостью Законы РФ «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне» и другие правовые акты этой сферы.

- Обновляется правовая база деятельности ДОСААФ России и уточняются вопросы ответственности органов государственной и муниципальной власти, министерств, ведомств и регионов за подготовку граждан и территории страны к защите Отечества.

3. Решение задач территориальной обороны страны возлагается на Вооруженные силы России (а внутри них, возможно – на Главкома Сухопутных войск и командование военных округов) и непосредственно – на формирования территориальной обороны субъектов РФ, с привлечением Росгвардии и других силовых структур государства.

Губернатор субъекта РФ – персонально отвечает за оборону своих территорий, комплектование и дееспособность частей территориальной обороны.

Губернатор региона, совместно с командованием соответствующего военного округа (направления, флота) разрабатывает

необходимую структуру территориальной обороны;

штатную организацию территориальных формирований и порядок обеспечения их действий в мирное время, в особый период и в войне;

Губернатор ежегодно планирует и определяет региональный заказ для органов и учреждений образования и местных отделений ДОСААФ России – на подготовку специалистов военно-учетных специальностей для комплектования частей территориальной обороны своего региона.

Практическую отработку комплекса задач по формированию и подготовке структур территориальной обороны регионов – возможно, следует начинать с «пилотных» субъектов РФ – по одному региону из каждого Федерального округа, включая крайние восточные Камчатский край и Сахалинскую область, и крайнюю западную Калининградскую область (всего – 8 регионов) – с одновременной отработкой оперативного взаимодействия с государственными органами субъектов РФ и местными организациями ДОСААФ, и созданием моделей (вариантов) управления территориальной обороной со стороны командования соответствующего военного округа, флота, направления.

4. По особым компетенциям Министерства обороны Российской Федерации

А. В сфере военного строительства, профессионального военного образования и военной науки.

1) В сфере военного строительства – формируются и вводятся в штатную структуру ВС РФ и практику боевой подготовки войск – подготовленные резервы Видов Вооружённых Сил и Родов войск России, мобилизационный резерв общего назначения и территориальный (военный) компонент Вооруженных Сил РФ.

- Формируется и реализуется воздушная компонента стратегической связности территорий России - путем создания отечественной малой авиации, использования системы местных аэродромов ДОСААФ России и подготовки этой организацией контингента летных и летно-технических специалистов для комплектования корпуса летчиков малой авиации и летных комендатур на местах.

- в Закон «О воинской обязанности и военной службе» и в Положение о порядке прохождения военной службы офицерским составом, прапорщиками и мичманами – вводится новое понятие – «служба в запасе», согласно которому офицер, прапорщик и мичман запаса имеет право продолжать службу при заключении соответствующего контракта с Минобороны, Минпросвещения, Минобрнауки, ДОСААФ России и другими государственными структурами – на замещение штатных должностей: преподавателей, инструкторов, воспитателей, классных руководителей средних – общеобразовательных, специальных и кадетских учреждений (в том числе – СВУ, НВМУ, КК Минобороны РФ и других министерств и ведомств), подразделений Юнармии, штатных специалистов ДОСААФ России.

- Разрабатывается и вводится система подготовки корпуса младших командиров (сержантского состава) ВС РФ.

- Разрабатывается и вводится система мероприятий проверки готовности субъектов РФ, учреждений и предприятий: (1) по наличию специалистов ВУС, (2) по вопросам территориальной обороны, (3) по действиям в особый период – по предназначению.

- Официально закрепляется за ДОСААФ России – роль, задача и функция «военного всеобуча» – то есть основной структуры подготовки специалистов по широкой номенклатуре ВУС для Вооруженных Сил России, их территориальной компоненты и мобилизационного резерва общего назначения, включая вопросы стратегической связности территорий страны – через развитие сети аэроклубов и авиационных комендатур «малой» и беспилотной авиации, первоначальную летную и авиационно-техническую подготовку молодежи.

- В этих целях Минобороны России к 2024 году обеспечивает обновление и модернизацию технической базы ДОСААФ России до полной готовности к эффективной эксплуатации сети центров «Авангард», а также систему подготовки и переподготовки офицеров (прапорщиков, мичманов) запаса по специальностям преподавателей, инструкторов и классных руководителей – для действующих и создаваемых центров «Авангард», и средних общеобразовательных организаций.

2) В сфере военной науки – обновляется и упорядочивается деятельность военной науки – путем прямой и плановой постановки ей для разработки и исследования фундаментальных насущных и перспективных проблем войны и мира, с обязательным заключением контракта с военными учеными, непосредственно работающими над порученной темой. В том числе – форматирует Академию военных наук в качестве штатной компоненты РАН, определяет и заказывает ей разработку конкретных проблем военной науки и прикладных рекомендаций – на текущий момент и стратегическую перспективу.

Разрабатываются:

- Национальная стратегия России до конца столетия (так как Национальная стратегия России – по своему замыслу и исполнению должна закладываться и измеряться не сроками выборов власти и не периодами бюджетирования национальных проектов – а оперировать веками, эпохами, континентами и цивилизациями);

- теория мобилизации нации и всех сфер ее существования и бытия (экономика, культура, информационная сфера, образование, наука, здравоохранение. транспорт, инфраструктура. архитектура власти и кадровая политика государства и т.д.);

- теория выживания России как государства и цивилизации в войне на своей национальной территории;

- система критериев (показателей) вражеской агрессии против России в различных сферах национального бытия, наличие которых дает нам право и основания: (1) идентифицировать обстановку как ведение против России войны (независимо от степени ее гибридности и иной маскировки); (2) определить стороны и участников войны; и (3) своевременно принять необходимые решения и меры для отражения агрессии и победы в войне;

- система критериев (показателей) готовности государства (его экономики, органов власти всех уровней, конкретных сфер национального бытия – здравоохранения, транспорта и связи, средств массовых коммуникаций, всей информационной сферы и др.), войск и территорий к ведению войны, в том числе – на национальной территории России.

3) В сфере военного профессионального образования – во всех учреждениях среднего и высшего военного профессионального образования, в качестве базового профессионального общегуманитарного контента вводится обязательный предмет «Основы общей теории войны».

- Профессиональное военное образование выводится из общей правовой юрисдикции Министерства образования и науки и передается Минобороны России.

- Разрабатывается и принимается новый (ранее отсутствующий) Федеральный закон «О профессиональном образовании государственной службы в Российской Федерации», который выводит систему образования государственной службы (в том числе – военной, правоохранительной и гражданской) из «болонской системы» и основывается на новых профессиональных ФГОС и квалификационных требованиях, разработанных на основе национальных подходов и требований к существу военного дела и современного понимания войны и вооруженной борьбы. Учреждения кадетского образования (СВУ, НВМУ и КК Минобороны, других министерств и ведомств) входят в систему образования государственной службы в качестве ее начального этапа – первого звена этой системы.

4) Разрабатывается и вводится Государственная идеология военной службы.

Совершенствуется система государственно-патриотического воспитания в воинских коллективах – через введение новых элементов военной педагогики:

(1) постоянные взаимоотношения военнослужащих всех поколений и призывов по схеме социальных коммуникаций: часть – ветераны – малая Родина (территория) – часть;

(2) прямое и непосредственное исполнение ветеранскими общественными объединениями – планов, проектов и мероприятий программ государственно-патриотического воспитания в воинских и трудовых коллективах всех уровней (по долгосрочным соглашениям, договорам о сотрудничестве и на основе персональных трудовых контрактов).

Б. В сфере подготовки населения к защите Отечества

Представляется, что российское общество и государство нуждается в осознании того факта, что в целях выживания России в идущей войне цивилизаций, важно и необходимо:

во-первых, обеспечить сохранение нашей суверенной государственности (для чего, в том числе, подготавливать и воспитывать кадровый корпус профессиональных гражданских государственных служащих, способных к самоотверженной эффективной работе в мирное и военное время);

во-вторых, обеспечить выживание населения России как основной ценности, достояния и главнейшего ресурса строительства и защиты будущего нашей страны;

в-третьих - овладение каждым гражданином России, в обязательном порядке, необходимой военно-учетной и народохозяйственной специальностью и практической способностью к ее применению в чрезвычайных обстоятельствах.

В этом плане необходимо:

- разработать перечень военно-учетных специальностей и специальностей народохозяйственного назначения, подлежащих накоплению, учету и использованию в мирное и военное время, в том числе и в составе частей и подразделений территориальной обороны России.

- разработать порядок обязательного обучения этим специальностям граждан России начиная со школы. При необходимости перейти к обязательному трудовому летнему семестру и к 12-летнему среднему и среднему специальному образованию.

Необходимо:

- Восстановить полномочия и возможности системы военных комиссариатов: по обязательному учету всех граждан по наличию у них ВУС, а, возможно, и основных специальностей народнохозяйственного и социального значения (врачи, учителя, инженеры, и пр.), а также их функциональной, технической и профессиональной готовности (квалификации) к исполнению задач по предназначению.

- Министерство обороны России и другие силовые министерства и ведомства должно ежегодно разрабатывать и устанавливать государственный (ведомственный, региональный) заказ на подготовку в учреждениях национальной системы образованию и ДОСААФ России необходимого числа специалистов военно-учетных специальностей для комплектования Вооруженных сил и других войск Российской Федерации призывным контингентом, а также для комплектования частей территориальной обороны регионов и страны в целом – по основным массовым и наиболее востребованным сложным военно-учетным специальностям (а не только водителям, как сегодня).

- Необходимо разработать новые критерии готовности юношества к службе в армии и на флоте, прежде всего – получение (изучение) в обязательном порядке ВУС каждым учащимся, начиная с 14 лет, по формуле – определение обязательного перечня (совокупности, объема) конкретных знаний, умений и навыков, получаемых каждым учащимся системы среднего, специального и кадетского образования по окончании своего учебного заведения.

- Определить – как, когда и кто проводит с учащимися «Курс молодого бойца» и конкретное содержание этого первоначального вида военного обучения.

- Определить технические требования и критерии качества овладения каждой военно-учетной специальностью.

- Определить – кто, когда и каким образом сертифицирует качество подготовки обязательных военных сборов со старшеклассниками системы среднего образования, проверяет полученную учащимися квалификацию по ВУС, учитывает и распределяет призывников по заявкам войск.

- Определить порядок практического подтверждения полученной ВУС:      

   военнослужащими службы по призыву – по окончании срока службы (в том числе, в форме «выпускного» экзамена – как критерия успешности);

при заключении (и окончании) контракта на службу в ВС РФ;

по окончанию Военного учебного центра при ВУЗах Российской Федерации;

при окончании средних – общеобразовательных, специальных и кадетских учреждений (в том числе – СВУ, НВМУ, КК Минобороны РФ и других силовых министерств и ведомств;

при переходе на государственную гражданскую службу.

III.О формировании механизмов реализации представленных предложений

1. В целях совершенствования правовых основ работы по вопросам государственного и военного строительства государства – предусмотреть:

- введение необходимых изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации и федеральные законы «О безопасности РФ», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «Об образовании в РФ» и другие основополагающие документы в этой области – в соответствии с представленными предложениями;

- переход в деятельности органов государственной власти – от реализации комплекса поручений и рекомендаций Президента по отдельным вопросам государственного и военного строительства, опосредованно согласованных с министерствами и ведомствами – к прямому исполнению органами государственной власти Указов и поручений Президента России – на основе непосредственных рекомендаций и обоснований его экспертного Совета, и под личную ответственность руководителей соответствующих органов власти.

2. Для устойчивого и надежного, независимого и профессионального руководства мероприятиями по полноценному и гарантированному решению важных вопросов государственного и военного строительства:

- сформировать при Президенте России – Верховном Главнокомандующем Вооруженными силами Российской Федерации специальный экспертный Совет – из состава лучших военных профессионалов – генералов и офицеров, находящихся в запасе и отставке, и не связанных с прямым исполнением должностей в органах государственной власти;

- подобрать и представить Президенту России список кандидатов, рекомендуемых в состав Экспертного совета, проект плана его работы по основным направлениям деятельности на 2021 – 2030 годы и Положение об Экспертном совете при Президенте Российской Федерации по вопросам государственного и военного строительства (по этому вопросу мы готовы представить свое мнение);

- предусмотреть полномочия членов данного Совета на уровне личных представителей Президента России в министерствах и ведомствах Правительства Российской Федерации и субъектах РФ – по вопросам их компетенции;

- в числе полномочий членов этого Совета предусмотреть (1) право получать необходимую информацию от органов государственной и муниципальной власти по вопросам компетенции Совета, (2) определить обязанность и регламент действий их руководителей при выполнении требований и рекомендаций членов Совета по вопросам, находящимся в их компетенции;

- предусмотреть компетенцию и возможность Совета по формированию временных творческих коллективов (по соответствующим направлениям его деятельности), а также непосредственное планирование, выбор, заказ и оплату исследований в научно-исследовательских государственных и общественных организациях, и у ведущих экспертов страны;

- в связи с важностью и комплексностью вопросов, относящихся к вопросам подготовки государства к войне и населения к защите Отечества – определить старшее должностное лицо в ранге вице-премьера Правительства Российской Федерации (ориентировочно – Ю.И. Борисов), в ведение которого включить все вопросы этой сферы, которые на сегодняшний день находятся в ведении разных министерств и ведомств Правительства Российской Федерации, с правом прямого и обязательного исполнения ими требований и задач, определяемых этим вице-премьером (премьер министром РФ) на основании распоряжений президента России и подготовленных его экспертным Советом;

- предусмотреть прямую и личную ответственность должностных лиц органов государственной власти за своевременное и качественное выполнение требований и задач, определенных для них в сфере подготовки государства к войне и населения к защите Отечества;

- предусмотреть включение реализации требований и задач по этой тематике в перечень показателей эффективности работы руководителей органов государственной власти в центре и субъектах Российской Федерации.

3. Для реализации Указов и поручений Президента России в сфере государственного строительства и подготовки государства к войне и населения к защите Отечества – в соответствии с предложениями его Экспертного совета – в бюджетах министерств - обороны, образования и науки, просвещения, транспорта, финансов, экономики, а также бюджетах субъектов Российской Федерации и ДОСААФ России – предусмотреть выделение необходимых финансовых средств отдельной строкой.

4. Обеспечение деятельности Экспертного совета возложить на Администрацию Президента Российской Федерации и Министерство обороны РФ, а также, возможно, и на Фонд стратегических инициатив.

***

В заключение, считаем необходимым подчеркнуть, что вышеперечисленные выводы – ответственно взвешены, предложения – тщательно разработаны, а организационные меры по их возможной реализации – выверены нашим жизненным и профессиональным опытом.

Основные идеи, выводы и практические предложения, изложенные в данной Служебной записке, предварительно обсуждались и поддержаны в экспертном и ветеранском сообществе нашей страны, и изложены в фундаментальном труде «Основы общей теории войны».

В настоящей записке затронута часть вопросов, решение по которым можете принять только Вы – Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации.

И мы, надеясь на Ваши решения, просим Вас принять их после обсуждения с предлагаемым Экспертным советом.

Мы специально делаем акцент на этом моменте, так как имеем собственный печальный опыт, когда наши обоснованные и необходимые для государства и Армии идеи кулуарно и анонимно отвергались – и Россия продолжала терять свое дорогое историческое время, имеющиеся ресурсы, возможности и проигрывала своим геополитическим противникам очередные эпизоды ведущейся против нас войны.

Мы готовы к работе по всем затронутым в настоящей записке вопросам и просим Вас пользоваться нашими знаниями, опытом, стремлением и надеждой успеть принести нашему Отечеству как можно больше пользы для реализации главной цели его Национальной стратегии – «Стать успешной и исторически вечной цивилизацией и великой державой!»

Прошу рассмотреть.

С уважением,

Президент Коллегии военных экспертов России, 
Почетный председатель Общероссийского и Московского содружеств суворовцев, нахимовцев и кадет России,
кандидат политических наук,
выпускник Московского СВУ 1963 года,
лауреат Национальной премии «Лучшая книга – 2020» по номинации «Наука» как автор фундаментального труда «Основы общей теории войны» в трех томах,
генерал – майор в отставке Александр Владимиров

21 июня 2021 года, г. Москва