Глазами психоаналитика (взгляд на события на Украине).
“Если любишь горячее, будь способен и к холодному” А.В. Суворов
Глазами психоаналитика (взгляд на события на Украине).
22.07.2015

Взгляд психоаналитика на события на Украине.jpg

1

   У каждого есть свои способы преодоления трудностей, которые возникают из противоречия инстинктов, окружающей реальности и морали. Способы, с помощью которых человек справляется с тревогой и сохраняет самоуважение, называются "защитами". Они работают на подсознательном уровне. Их делят на первичные (примитивные) и вторичные (зрелые). Примитивные защиты сформировалась на дословесном уровне, а зрелые - на словесном. Наше "Я" похоже на маленькую матрёшку, спокойствие которой защищают матрёшки побольше: примитивные - внутри, зрелые - снаружи. Чем сильнее беспокоящий стимул, тем глубже он проникает, разрушая зрелые (наружные) защиты. По тяжести стресса и по тому, какими защитами реагирует на него человек, мы судим об уровне развития личности. Чем бесцеремоннее поступает со стимулом психика человека, тем примитивнее защита и тем более повреждённым воспринимается человек людьми, которые нейтрализуют этот же стимул менее извращающими его способами. Примитивные защиты труднее осознать и скорректировать, чем зрелые. Незрелая личность приспосабливается к миру, используя первичные защиты, разбавленные ограниченным набором вторичных. Гармоничная личность пользуется в основном зрелыми защитами, которые при желании она может осознать и сделать поправку на них.

2

   Психологических защит много. Границы между ними не чётки. Я объединю похожие защиты в группы, жертвуя тонкими различиями, необходимыми специалистам. Из примитивных защит отмечу следующие.

   Примитивная изоляция и отрицание. Это бегство от реальности. При изоляциичеловек прячется от неприятностей, с головой уходят в работу, алкоголь, наркотики, не смотрит новости, ничего не хочет слышать о войне, а при отрицанииотворачивается от них. Он не хочет верить в них и не верит. Он активен, весел и получает удовольствие от жизни. Вокруг чума, а он пирует. В смертельно опасных ситуациях отрицание позволяет сохранить самообладание и выжить. В остальное время - оно опасно. Человек с примитивной изоляцией, увидев на своём пути табличку "Осторожно, мины!", поворачивает. Через два шага он видит такую же табличку и снова поворачивает. Человек с отрицанием беспечно идёт вперёд.

   Примитивное всемогущество, идеализация и обесценивание. Ребёнок, плачем заставляющий вертеться вокруг него мир, наивно верит в своёвсемогущество. Вырастая, он сменяет иллюзию собственного всемогущества иллюзией всемогущества родителей, которых он примитивно идеализирует. Обратной стороной идеализации является обесценивание. Убедившись, что неограниченной власти в мире нет и никто не идеален, человек разочаровывается. Потребность вновь и вновь переживать детское всемогущество у некоторых людей сохраняется всю жизнь. Она непреодолима и вынуждает их карабкаться вверх по социальной лестнице. Перешагивая через людей, такие особи получают удовольствие от иллюзии всемогущества. Решать судьбы людей, народов, государств - что ещё лучше подтверждает всемогущество? Ничто в мире не даёт иллюзию всемогущества так полно, как власть, деньги и оружие. Чем ценнее то, что мы вручаем в чужие руки, тем сильнее соблазн примитивной идеализации. Сначала мы избавляемся от тревоги и сохраняем самоуважение, идеализируя. Потом, когда идеализируемое не оправдывает ожидания, опять избавляемся от тревоги и сохраняем самоуважение, завершая цикл очарования - разочарования, обесцениванием. Пять браков и все пять ангелов превратились в демонов. Пять президентов и всех "гэть!"

   Проекция, интроекция и проективная идентификация. При проекции человек неосознанно приписывает другим людям чувства, мысли, взгляды, которые он не признаёт или отвергает в себе, а в ответ слышит: "Неча на зеркало пенять, коли рожа крива". Докажите ревнивцу, мастеру спорта по проекции, что все ваши блудливые взгляды, измены - плод его больной фантазии! Он "кожей чувствует". В благоприятных формах проекция является основой сочувствия и сострадания. Человек проецирует на потерпевших свои представления о том, как бы он чувствовал на их месте и обливается слезами. Включая (интроецируя) в свой внутренний мир позицию тех, кто могущественнее его, человек преодолевает чувство собственной беспомощности. При проективной идентификации он не только проецирует на других свои представления, но и вынуждает их вести себя в соответствии с его ожиданиями! Ревнивец долбит партнёра необоснованными подозрениями до тех пор, пока измученный скандалами партнёр не изменяет ему. Тут-то ревнивец торжествует и слышать не хочет о том, что он "сам довёл". Проективная идентификация работает как самоактуализирующееся пророчество. Люди, считающие, что мир наполнен мерзавцами, встречают их чаще тех, кто уверен, что люди честны и добры.

   Расщепление. Под влиянием эмоций мы видим мир чёрно-белым, делим людей на хороших и плохих, добрых и злых. Это помогает принять быстрое, иногда и правильное решение. Зрелая личность понимает, что люди обладают и хорошими, и плохими качествами. Личность, которая приспосабливается к неясной и угрожающей реальности, расщепляя её, навязывает окружающим своё чёрно-белое видение мира, втягивает их в борьбу добра и зла. Расщепление - это всегда искажение, граница, колючая проволока, раздел живой плоти реальности, проходящий по семьям и сердцам. Расщепляющие личности всплывают на поверхность общественной жизни во время конфликтов. Они же не дают им завершиться потому, что иное, более сложное понимание мира им недоступно.

   3

   Приведённые способы функционирования нормальны и становятся проблемными, когда являются единственным способом объяснения и понимания реальности.

   Никто не проводил исследований того, какими защитами пользуются жители Украины, наблюдая и участвуя в событиях, происходящих в стране. Часть жителей, чтобы избежать тревоги и сохранить самоуважение, используя изоляцию и отрицание, прячет голову в песок, устраивает пир во время чумы. Употребление алкоголя и наркотиков на Украине с февраля 2014 года возросло. В 2015 году Министерство обороны Украины выпустило методические рекомендации по работе с военнослужащими, склонными к злоупотреблению алкоголем. Люди, использующие отрицание, выгуливают в Донецке собачек под обстрелами. Животное скулит, рвётся с поводка и не знает, куда спрятаться, а хозяйка в наушниках наслаждается музыкой и погодой.

   Всемогущество притягивает в армию тысячи людей, которым оружие даёт власть. Такой человек сутки мёрзнет на блокпосту только ради того, чтобы полчаса или час быть богом для трёх-четырёх десятков перепуганных пассажиров. Деньги, как суррогат всемогущества, он берёт, но ради чистого всемогущества может и отказаться. Принадлежность к всемогущему зомбирующему аппарату заставляет журналистов верить в то, что "народ Украины или России зазомбирован". Мысль о том, что население самостоятельно выбирает информацию, чтоб укрепить свои защиты, а не покорно поглощает её из СМИ, лишает журналистов ощущения всемогущества и потому отвергается ими.

   Проекция во время войны используется чаще, чем в мирное время. Собственные гнев, агрессию, подлые планы и фантазии люди охотно приписывают противоположной стороне и чувствуют себя невинной жертвой. Журналисты, талантливо проецирующие свои страхи и фантазии на противоположную сторону, находят благодарную аудиторию среди менее талантливых "проекторов". Сбиваясь в кучи, внушая, подражая друг другу, толпа смотрит своё ирреальное "кино". В эту толпу вливаются люди, которые идентифицируют себя с агрессором и расщепляют мир на своих хороших и чужих плохих. Изюминку толпе придают особи с проективной идентификацией, которые всячески провоцируют противоположную сторону и вынуждают её вести так, чтобы подтвердить правильность своих, общих с толпой, нелепых фантазий и проекций. Каких только мерзостей они не совершают! Так как выходки этих людей грубо нарушают общепринятые нормы поведения, то неспециалисты говорят об индуцированном психозе, наркотиках и прочем. В действительности толпа бесчинствует под влиянием комплекса неосознаваемых примитивных защит, которые нарушают у неё тестирование реальности.

   Видя обугленные трупы в Одессе, человек испытывает страх и боится оказаться на месте жертв. У него два пути преодоления тревоги: наказать агрессора или присоединиться к нему, вобрать (интроецировать) в себя его образ и поведение. Идя по пути наименьшего сопротивления, человек выбирает второй путь (особенно если он одобрен примитивно идеализируемым государством) и освобождается от тревоги. Теперь он в одной команде с агрессором и, не будучи от природы кровожадными, радуется тому, что "зажарили колорадов". Потом, когда агрессора, образ которого стал частью его, убивают в Дебальцево, такой человек чувствует опустошённость, ибо он потерял часть себя, и лечит депрессию. Примитивная идеализация государства и его лидеров всегда заканчивается обесцениванием их.

   4

   Из вторичных (зрелых) защит упомяну следующие.

   Изоляция и вытеснение. При изоляции человек защищается, от тревоги, страха и других болезненных переживаний, сопровождающих ужасы реальности, тем, что не замечает их, "отмораживается", отделяет эмоции от ума. Он словно в танке. Эмоции стучат по броне и, не коснувшись его, отскакивают. Так работают врачи, полицейские, военные, сотрудники похоронных служб, политики и другие. Привытеснении неприемлемые мысли, поступки, чувства человек изгоняет из сознания, "забывает" при нормальной памяти. "Забывание" всегда выгодно. Оно охраняет самоуважение после совершения подлости. Совесть заметила подлость, открыла с укоризной рот, а подлости-то уже и нет. Она в бессознательном и человек о ней "не помнит".

   Регрессия. Это бессознательное интеллектуальное, поведенческое, эмоциональное возвращение к предыдущим уровням развития. При эмоциональной регрессии взрослый в субъективно сложной ситуации хнычет и капризничает, а при интеллектуальной - рассуждает как школьник.

   Рационализация. При рационализации человек бессознательно скрывает подлинные мотивы своих, чаще неблаговидных, действий, взглядов, чувств под логически связными и морально приемлемыми объяснениями. Чем постыднее поступок, тем нелепее оправдания. Область рационализации простирается от нормального мышления до бреда. Чем умнее человек и талантливее, тем виртуознее он рационализирует. Любой свой идиотский поступок он представляет неизбежным и необходимым.

   Раздельное мышление предполагает разрыв между несовместимыми мысленными установками. Взаимоисключающие взгляды, формы поведения благодаря раздельному мышлению мирно (без стыда, тревоги или вины) сосуществуют в сознании человека. В быту это называется лицемерием. Когда "лицемерие" неосознанно, тогда мы говорим о раздельном мышлении. Дончане-беженцы в эту категорию могли бы попасть при условии, что противоположные формы поведения - поддержка Украины, куда они сбежали, и поддержка Донбасса, где остались их имущество и сердце - вызывают у них чувство вины и стыда, от которых они бессознательно защищаются раздельным мышлением.

   Идентификация - является зрелым вариантом интроекции, о которой я говорил выше. В стремлении походить на другого человека, обладающего завидными качествами, нет ничего плохого или защитного. Это стремление является основой психологического роста и сочувствия. Мы можем идентифицировать себя с человеком, делом, страной, с идеалом. Защитой идентификация становится тогда, когда человек бессознательно подражает кому-то с целью избежать тревоги, страха, стыда и других болезненных эмоций. Мы можем идентифицироваться с агрессором или его жертвой. "Лучше убивать, чем быть убитым", - бессознательно решает человек и, поддерживая агрессора, обладающего властью и силой, избавляется от пугающей судьбы жителей Донбасса. Идентификация с жертвой нагружает его мучительными эмоциями и вынуждает бороться с агрессором. Скажи мне, с кем тыидентифицируешься, и я скажу, кто ты.

   В следующих видах защиты человек подсознательно из двух зол выбирает меньшее. Негативные эмоции, во избежание наказания, направляются не на объект, их вызвавший, а на себя (поворот на себя или аутоагрессия) или на другой(смещение), случайно попавшийся под горячую руку.

   Первый вид защиты толкает к самоусовершенствованию, самообвинению, самоуничижению; окрашивает личность в депрессивные, мазохистические тона; заставляет выбирать опасные виды спорта, профессий, саморазрушительного поведения (алкоголизм, наркомания); и доводит до самоубийства.

   Все хоть раз в жизни смещали агрессию, "отрывались" на невиновных. Кроме эмоций, люди смещают привычки и влечения (патологические игроки, клептоманы, пироманы), сексуальное предпочтение (фетишисты, эксгибиционисты, педофилы и прочие). Полезную роль смещения знали уже в древности, периодически изгоняя козлов отпущения. Женщины часто переводят агрессию, тревогу в созидательное русло, вылизывая до блеска квартиру.

   Реверсия. Когда желание быть объектом заботы считается постыдным, тогда, чтобы ослабить его, человек начинает заботиться о ком-то. Он отождествляет себя с объектом заботы и нянчится с ним, как с самим собой. Хорошо, что с помощьюреверсии человек переходит из пассивной роли в активную, но, увы, истинного удовлетворения он не получает. Чем больше человек заботится о других и меньше осознаёт защитную роль своего альтруизма, тем раньше он разочаруется, "выгорит".Реверсия - социально выгодный вид защиты. Она загоняет людей в ряды помогающих профессий даром или за копейки.

   5

   Ум человеческий сознательно и бессознательно прячет истину не менее страстно, чем ищет. Чем грубее и топорнее работают механизмы защиты, тем они примитивнее. Зрелые защиты пытаются "примирить" противоречия, которые возникают внутри нашего сознания. Незрелые - стараются не допустить в сознание противоречащую ему реальность. Они редко сопровождаются высоким интеллектом. Их владельцы скачут, ломают, оскорбляют. Это брутальный таран нации, действующий на улицах и площадях. Обладатели зрелых защит не глупы. Они говорят, говорят, говорят, выкручивая к своей выгоде образ реальности, который навязывают окружающим. Владельцы зрелых защит рассуждают в студиях, спорят в редакциях, выступают в парламенте, демонстрируя смесь сознательного обмана с бессознательным самообманом (защиты). Чем больше в речи выступающего защит, тем более искренним и убедительным он выглядит.

   Вытеснение или "тут помню, тут не помню" - одна из любимых защит человека. Ею пользуются все: от ангажированных историков, журналистов до дворников и голубых воришек-олигархов, которые, взяв метлу или кредит, забывают их отдать. Нет факта - нет истории, нет долга, нет угрызений совести и угрозы самоуважению. Обстреляли города и сёла, убили тысячи людей, разрушили десятки тысяч домов. Потом объявили перемирие. "Всё. Точка. Начинаем с чистого листа. Строим единую Украину", - вещают украинские СМИ, предлагая жителям Донбасса забыть убитых родственников, вытеснить мародёрство украинских военных, экономическую блокаду, пропуска и прочие "прелести", ответственность за которые списать на "террористов" и Россию нельзя.

   Регрессия - это переход к менее сложным, менее дифференцированным способам мышления, поведения. Перед человеком стоит задача, решить которую он, без потери самоуважения и появления тревоги, не может. Что делает человек? Правильно. Соскальзывает к пройдённым этапам развития, и "решает задачу", сохраняя самоуважение, избегая тревоги. В таких случаях люди с хорошо развитым абстрактным мышлением регрессируют на конкретно-образный уровень мышления, характерный для больных с умственной отсталостью. Этот вид защиты народ легко диагностирует, говоря: "Дурака включил". Сознательное "включение дурака" является ложью, а бессознательное - защитой. Когда человек с коэффициентом интеллекта (IQ) 150 баллов публично "доказывает" людям с IQ 110 баллов точку зрения характерную для людей с IQ в 80 баллов, то это не защита, а "злоупотребление интеллектуальным превосходством". Включите телевизор и на первом попавшемся "Вечере" увидите высоколобых врунов, которые "втирают массам" необходимость "мусорных люстраций". Интеллектуал, судя по блестящей речи, не регрессировал. Ему платят, чтоб он способствовал регрессу общества. Народ регрессирует с научного уровня миропонимания на мистический и публично хоронит чучела врагов, развевает их пепел, символически поедает части их тел и совершает иные поступки пещерных предков.

   При рационализации (в отличие от лжи) самооправдание, поиск причин и мотивов своих поступков вовне, обвинение окружающих во всех своих бедах - бессознательны! Примеры рационализации даёт война на Донбассе. Подлинные, геополитические мотивы этой войны остаются в тени. Борьба народа Донбасса против бандеровского Киева изображается киевскими и западными СМИ как агрессия России, осуществляемая российскими войсками, пророссийскими боевиками и террористами. Бесспорно, не будь помощи России, люди, захватившие в Киеве власть, их западные спонсоры, имея политическое, экономическое, военное преимущество, давно бы раздавили своих политических противников на Донбассе. Бесспорно, что народ Донбасса против киевского переворота, против вступления Украины в ЕС, против украинизации, бандеризации, десоветизации и прочего. После введения украинских войск на Донбасс, убийства мирных жителей, разрушения инфраструктуры, война для жителей Донбасса стала народно-освободительной, а украинские войска - с каждой "посылкой мародёра" - вражескими, оккупационными. "Армия может выстрелить в свой народ только один раз..." Жители Украины, получающие посылки из Донбасса, могут сохранить самоуважение и место в человеческом обществе только благодаря мифу об агрессии России. Они будут отстаивать этот миф вопреки здравому смыслу, ибо нет мифа, нет посылок, нет самоуважения, нет места среди людей. Они введут уголовную ответственность за отрицание выгодного для них мифа, и даже гильотинирование. Если вы разрушите этот миф, то они продолжат рационализировать и сочинят новый ещё более нелепый. Когда рационализация становится бредовой, тогда мы говорим о психотической огранизации личности.

   Частота встречаемости в Донецке защиты поворот на себя зависела от украинских войск. Чем ближе они подходили к городу, чем чаще его обстреливали и убивали людей, тем больше дончан поворачивало негативные эмоции не на Украину, их вызвавшую, а на себя и погружалось в депрессию. Они говорили, что "не надо было нам митинговать, а надо было прогнуться, покориться и жить под бендерами".

   Жители Украины смещали негативные эмоции, вызванные войной на Донбассе, с правительства Украины на жителей Донбасса и, вместо сочувствия, говорили: "Сами виноваты, не надо было..." и прочее. Смещение тревоги в созидательное русло дончане наблюдают ежедневно. Донецк в военное время чище мирного. Стихийные субботники, одинокие жители с вениками, лопатами и граблями, убирают пустынные дворы, под звуки близкой и далёкой артиллерийской стрельбы. Они так успокаиваются.

   Стремление бесплатно помогать людям часто является защитным. Если отправить армию волонтёров к психотерапевтам и успешно пролечить, то мир лишится сотен тысяч бесплатных помощников. Врач, адаптирующийся к миру путём реверсии - мечта пациентов: лечит хорошо и даром!

   6

   От общенациональных проблем люди защищаются индивидуальным набором защит. По защитам, получившим максимальное распространение, можно судить о преобладании в обществе того или иного типа личности.

   Коллективный украинец сезона 2014-2015 годов отличается от коллективного жителя Донбасса тем, что проецирует на Россию и "москалей" собственные гнев, ненависть, агрессию, а потом, увидев своё отражение в зеркале, пугается. Он охотно интроецирует агрессора и, говоря о трагедии в Константиновке, радуется тому, что "намотали вату на гусеницы".

Примитивная изоляция и отрицание позволяет коллективному украинцу не замечать гибнущих женщин и детей Донбасса. Используяпроективную идентификацию, он не только проецирует на Россию и её лидера собственную грязь, но и всеми способами пытается вынудить их вести себя в соответствии со своими негативными ожиданиями. Для этого не только уличная толпа, но и министр иностранных дел распевают перед телекамерами матерные частушки. Каких только действий не совершает коллективный украинец в адрес России, которая, как мудрый психотерапевт, не только контейнирует его агрессию, но и заботится о нём, обогревая и отправляя на Донбасс гуманитарные конвои. Это ещё больше унижает и злит коллективного украинца. Пытаясь, с помощью всемогущества и примитивной идеализации, восстановить растоптанное самоуважение, коллективный украинец сочиняет Украину, которая превыше всего, и преступает ради этой иллюзии через людей Донбасса, которых он, пользуясь расщеплением, относит в категорию нелюдей.

   Из зрелых защит, которыми пользуется коллективный украинец, в глаза бросается регрессия. Заехав на территорию Украины, человек сразу попадает в Жёлто-голубой город, правители которого ещё не додумались обязать жителей носить очки и потому жители вынуждены красить окружающий мир в жёлто-голубой цвет. Можно рационализировать эту особенность, сказав, что "это всплеск украинского патриотизма" или "построение единой потёмкинской Украины", но одно не исключает другого. При интеллектуальной регрессии коллективный украинец соскальзывает с абстрактного уровня мышления к конкретно-образному. Он ворует у государства, но спит спокойно, считая, что раскрашивая урны и туалеты в жёлто-голубой цвет, укрепляет страну. Когда же добросовестно раскрашенная Украина не богатеет, а разваливается, то он думает, что виноваты "ватники", сидящие на его шее, и Россия. Не говорите ему о вреде воровства и о необходимости соблюдать Законы. Украденное для него конкретно, весомо, зримо. Он чувствует его в своём кармане и хитро улыбается. Связь же - между своим карманом, соблюдением законов и карманом государства - для него слишком абстрактна и он её не улавливает. Он считает, что для украинского счастья нужно сначала поймать убегающий Донбасс, а потом идти ловить Крым. Для него Крым и Донбасс - это бабочки Собственной Его Украинского Величества Коллекции, которых, ловя натовским сачком, можно и раздавить. Идентифицируется с агрессором коллективный украинец на примитивном и зрелом уровнях. Благодаря грубому (примитивному) и утончённому (зрелому) защитному искажению реальности команда украинского агрессора пополняется людьми, которые на одном краю континуума визжат и кушают "сладкую вату", а на другом - вежливо убеждают зрителей, что для счастья Украины и Европы "нужно уничтожить полтора миллиона жителей Донбасса".

   Понимание личности коллективного украинца не возможно без учёта того, с кем он отождествляет себя, на кого хочет походить? Цивилизационная идентичность жителей Украины, сложенной, как мозаика из частей Османской, Австро-Венгерской и Российской империй, должна была бы сформироваться из осознания ими уникальности всех народов Украины, слитых, интегрированных воедино. Процесс осознания коллективным украинцем своей целостности, уникальности, единства в отношении к окружающим народам все 23 года существования независимой Украины затрудняли жители Западной Украины, идентичность которых находится, в сравнении с идентичностью жителей остальной Украины, в более раздробленном, разобщённом, диффузном состоянии. С кем отождествляют себя жители Западной Украины, составленной из осколков Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Третьего рейха, СССР? С Европой, которую каждый осколок видит и понимает по-своему? Жителей не-Западной Украины или даже не-своего-осколка они воспринимают, как неподъёмный рюкзак, висящий у них за спиной, как балласт, мешающий им войти в Европу и слиться, интегрироваться со своими иллюзорными представлениями о ней. Объединиться, интегрироваться с висящей за спиной частью Украины жители Западной Украины не собирались и не собираются. Эту Украину, по их мнению, надо либо бросить как чемодан без ручки, чтоб не тащить в Европу (точнее, в свой осколок Польши или Румынии), либо подчинить. Когда люди с винегретом идентичности в голове захватывают власть в стране и пытаются сделать этот винегрет государствообразующим, то, даже при заокеанской помощи, страна разваливается, ибо легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем не интегрированному осуществить государственную интеграцию. Для коллективного жителя Западной Украины, как для личности с недостаточной интеграцией идентичности, характерно не только ощущение внутренней пустоты, толкающей его в объятия Европы, но и бледное, плоское, скудное, карикатурное восприятие других жителей Украины. Это сердечно слабовидящие люди. Именно поэтому они радуются, что "зажарили колорадов" и "намотали вату на гусеницы". Они не в состоянии воспринимать других объёмно, красочно, многомерно. Когда они рассуждают о "нелюдях" и "ватниках", то они говорят об особенности своего восприятия, а не об окружающем мире. Не мир они отражают, а сами отражаются в нём! Это важно понимать потому, что способность к тестированию реальности является ещё одним важным критерием, которым пользуются психоаналитики и психиатры, чтоб отличить тяжёлые психические расстройства от менее тяжёлых.

   Тестирование реальности состоит в том, что человек отличает то, что происходит внутри его психики от того, что происходит снаружи. Он оценивает свои аффекты, поведение, мысли с общечеловеческой точки зрения. Психически здоровые люди приблизительно одинаково воспринимают реальность и сходятся в оценке её. Раздавила бронемашина восьмилетнюю девочку, стоявшую с мамой на тротуаре. Реакция людей на это событие неизменна в любой части мира. Эмоции и мысли комментатора этого "проективного теста" диагностически значимы. Отступление от общечеловеческого эталона расскажет специалисту о личностной зрелости комментатора. Здоровый человек слышит фразу: "Террористы возложили цветы к памятнику, отремонтировали школу...", - и мигом улавливает диссонанс, подмену понятий, которых человек с искажённым или утраченным чувством реальности не улавливает.

   Кроме оценки механизмов защит, степени интерграции идентичности, способности адекватно тестировать реальность, для понимания личности важен учёт степени тяжести стресса, на который реагирует личность. Чем слабее стресс и примитивнее защита, тем уровень развития личности ниже. Чем тяжелее стресс и совершеннее защита, тем гармоничнее личность.

   Подведём итог. Коллективный украинец, приспосабливаясь к окружающему миру, в условиях более низкого, чем на Донбассе стресса использует широкий набор примитивных защит. Главным образом, проекцию, проективную идентификацию, всемогущество, примитивную идеализацию, обесценивание и расщепление. Он демонстрирует недостаточную интеграцию идентичности и выраженные проблемы с тестированием реальности. Всё это позволяет сделать вывод о том, что среди жителей Украины, активно участвующих в политическом процессе, велик процент личностей с пограничной организацией.

   Возможно, жители Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской областей, поставленные Президентом Януковичем на место Донбасса, открыто продемонстрировали бы героические черты или, что, скорее всего, привычно бы разбежались по схронам и вредили Украине исподтишка. На Донбассе же они, захватив власть в Киеве, демонстрируют традиционные, известные Европе и России черты "заробитчан" и тащат всё, что видят.

   7

   Коллективный житель Донбасса сезона 2014-2015 годов в количестве, необходимом для национального портрета, из примитивных защит демонстрирует только примитивную изоляцию, отрицание и всемогущество. В отличие от коллективного жителя Украины он отличает главное от второстепенного и, демонстрируя более высокий уровень абстрактного мышления, не счищает жёлто-голубые следы Украины, не красит территории ДНР и ЛНР в цвета своих флагов, не оскверняет памятники и кладбища, не переименовывает города и улицы.

   Коллективный житель Донбасса демонстрируют в основном зрелые защиты. Проблем с идентичностью у него не было, и нет. Он идентифицирует себя с Русским миром, с Россией. Ни Османская империя, ни Австро-Венгерская не утюжили его психику на свой лад. Способность оценивать себя и других реалистично и глубоко у жителей Донбасса сохранена. Уже год они живут в состоянии военного стресса. У них, в отличие от жителей Украины, гибнут дети, разрушаются дома, и никто из них не скачет, не ведёт себя по отношению к Украине так, как Украина ведёт себя по отношению к Донбассу и России. Они не демонизируют Украину, не совершают в отношении её жителей оскорбительные поступки, не развеивают над Кальмиусом прах Порошенко, не ставят ему надгробных плит, не портят вид своих городов его портретами с матерными надписями. Жители Донецка ко дню рождения Т.Г.Шевченко, возлагая к памятнику цветы, демонстрирует личностную зрелость, способность понимать и принимать человека противоречивым, со всеми его достоинствами и недостатками. Даже во время наступления украинской армии на Донецк коллективный "пораженец Донбасса" не выдал на-гора защиту поворот на себя в количестве необходимом для коллективного портрета. Жители Донбасса, используя реверсию, гораздо чаще помогают сейчас друг другу, чем до войны. Донбасс смещает военную тревогу в позитивное русло и вылизывает свою освобождённую, отвоёванную территорию.

   Сравнение стереотипов поведения, способов приспособления к окружающему жителей Украины, Донбасса и России показывает, что жителей Донбасса и России объединяет не только язык, культура и прочее, но и психологические особенности, способы адаптации к окружающему миру. Эти же особенности заметно отличают жителей Донбасса от жителей Украины, перенявших западно-украинские способы адаптации к реальности.

   Таким образом, коллективный житель Донбасса, находясь в состоянии военного стресса, ведёт себя более адекватно, чем коллективный житель Украины. Использование зрелых защит при тяжёлом стрессе позволяет сделать вывод, что жители Донбасса имеют (по сравнению с жителями Украины) более высокий уровень развития коллективной личности и являются психологически более устойчивыми. Это позволяет сделать вывод о том, что среди политически активных жителей Донбасса, определяющих его психологический облик, преобладают личности с невротической организацией или психически здоровые. Они, согласно психоаналитической терминологии, являются менее повреждёнными в сравнении с жителями Украины.

   Учёт указанных особенностей личности важен при оказании психотерапевтической помощи жителям Украины и Донбасса.

   В заключение хотелось бы отметить, что без понимания бессознательных процессов самообмана коллективным украинцем и жителем Донбасса нельзя понять объективную реальность. Я заранее благодарен коллегам за помощь в осознании защит коллективного жителя Донбасса, за бревно которого я, будучи человеком, не замечаю в своём глазу.

Валентин  Пехтерев

Русская народная линия.