Чайковский, Пушкин и Великая Победа
“Добро делать спешить должно!” А.В. Суворов
Чайковский, Пушкин и Великая Победа
03.07.2021

Чайковский Пушкин и Великая Победа.jpg

СЛУШАТЬ (MP3)https://cloud.mail.ru/public/Cpw2/Pe9PtLXZX 

22 июня – день памяти и скорби, 80-я годовщина нападения на нашу страну гитлеровской Германии, начало самой страшной и кровопролитной войны в истории нашего отечества.

Вспоминая нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, а точнее нашествие объединенной Третьим рейхом всей континентальной Европы на нашу Родину, поговорим о том, была ли подготовлена наша страна к войне. Думается, тема эта является важной для правильного понимания истории нашей страны в ХХ веке.

Начиная с перестройки, нам внушали, что Советский Союз не был готов к войне и в этом виновато руководство и лично Иосиф Сталин. Потому страна и понесла такие огромные потери. Так ли это?

Рассуждать о действиях руководства Советского Союза и главы государства Иосифа Сталина можно объективно, лишь учитывая международную обстановку в те годы, а также зная, в каком состоянии находилась страна после катастрофы 1917 года и четырехлетней гражданской войны.

Считаем необходимым, вне зависимости от своих идеологических предпочтений и отношения к личности Сталина, дать объективную оценку его действиям на посту главы государства как Верховного главнокомандующего и председателя Государственного комитета обороны.

Мы не собираемся давать, а тем более навязывать кому-либо нравственную или духовную оценку личности Иосифа Сталина. Речь пойдет о другом.

Дело в том, что сегодня нашему обществу особенно полезно вспоминать, как страна в те годы готовилась к неизбежной войне.

Сегодня базы НАТО расположены по всему периметру наших границ, в Прибалтике и на Украине. Горячие точки есть и на востоке, и на западе нашей границы.

А администрация США сколачивает коалицию т.н. демократических стран, чтобы бороться с «авторитарной» Россией, как 80 лет назад Гитлер объединил под властью Третьего рейха всю континентальную Европу для крестового похода на восток, чтобы бороться, как тогда утверждалось, с «коммунистической угрозой».

Сегодня фактически на наших границах стоят войска Четвертого рейха. Страны Евросоюза являются вассалами США, а НАТО его военной структурой.

В Вооруженных Силах России идет серьезная работа по укреплению боеспособности Армии и ВМФ, поступают в войска и становятся на боевое дежурство новейшие системы вооружений.

Но мы с вами уже говорили о том, что против России ведется ментальная война, которая угрожает самому существованию Русской цивилизации в неменьшей степени, чем развязывание военных конфликтов на различных театрах боевых действий.

Напомним слова советника министра обороны России Андрея Ильницкого, который говорит, что Запад во главе с США развязал против России ментальную войну: «Целью новой войны является уничтожение самосознания, изменение ментальной — цивилизационной — основы общества противника. Я бы назвал этот тип войны ментальным... Последствия этой «ментальной войны» проявляются не сразу, а только как минимум через поколение, когда сделать уже что-либо будет просто невозможно».

Думаем, каждый должен согласиться с тем, что это даже более опасный для России вид войны, чем открытое военное вторжение на нашу землю. Наши противники знают, что на протяжении всей истории русские люди, несмотря на различные противоречия в обществе, всегда объединялись в борьбе против внешнего врага, который вторгался на Русскую землю.

А все крушения русской государственности происходили в то время, когда в обществе происходил серьезный раскол сознания, начиналось идейное противостояние одной части общества с другой.

И сегодня, нам кажется, очень важно вспомнить и осмыслить то, как руководство Советского Союза сумело подготовить страну к Великой Отечественной войне.

И говорить мы будем не о том, как в кратчайшие сроки ценой небывалых жертв и огромным трудом в стране создавалась промышленность, без которой невозможно было даже думать о том, чтобы противостоять потенциалу всей Европы, объединенной Гитлером. Не о том, как наши гениальные конструкторы и инженеры разрабатывали новые, самые современные танки и самолеты, артиллерийские системы. Об этом мы поговорим в следующих передачах.

А разговор пойдет со том, что сегодня необходимо сделать, чтобы не потерпеть сражение в войне ментальной. А цель ментальной войны – изменение культурного кода, уничтожение самих смыслов, духовно-нравственных основ Русской цивилизации.

А что же происходило в Советском Союзе в предвоенное время? Давайте вспомним. После 1917 года – невероятно ожесточенная кровопролитная гражданская война, когда раскол происходил даже в семьях, между родными людьми. Четыре года русские люди убивали друг друга. Это была самая страшная братоубийственная война.

Затем классовая борьба, т.е. одна часть общества навязывала свою волю другой самыми жесткими методами. Страна, которая блестяще развивалась и до 1917 года была одной из ведущих экономик мира, была разрушена.

Промышленность Российской империи, которая развивалась до революции стремительными темпами, была почти полностью уничтожена. Многие русские ученые, инженеры оказались в эмиграции. Россия фактически была отброшена на десятилетия назад и оказалась полуразрушенной и отсталой по сравнению с европейским государствами страной.

Страной, которая с трудом выбиралась из хаоса гражданской войны. Такими были результаты революционной катастрофы. И преодолевать эту невиданную по своим последствиям катастрофу народу пришлось ценой неимоверных жертв.

Ведущие мировые державы, США, Англия, Франция, поделив мир после Версаля, полностью списали со счета Россию.

Но ведь даже называясь Советской республикой, под властью большевиков, Россия была жива. И необходимо было как-то наладить жизнь в стране, разгромленной революционным хаосом и братоубийственной войной.

Для восстановления и индустриализации страны в кратчайшие сроки новая власть использовала жесткие методы. Жертвы были огромные. Одна коллективизация чего стоила!

А ведь многие понимали, что война, как тогда говорили с «капиталистическим окружением», неминуема.

И давайте подумаем, как в то время можно было соединить людей в единый народ, объединить общими ценностями перед лицом угрозы неизбежной и очень скорой войны?

Не об индустриализации и экономике мы будем сегодня говорить. А о важнейших решениях Сталина в области системы образования и культурной политики в Советской России, без которых не было бы победы в 1945-м.

(Уверены, что точно такие же решения в этих сферах жизни современного общества необходимо принимать государственной власти сегодня. И принимать незамедлительно)

Убеждать нас, что революция 17-го года была страшной катастрофой, которая обернулась для русского народа огромными жертвами, не стоит. Как не надо убеждать, что в ХХ веке Русская Православная Церковь перенесла гонения, сравнимые по жестокости и числу жертв с первыми веками гонений на христиан в Римской империи. Мы почитаем память всех новомучеников и исповедников Российских. Святых Царственных мучеников считаем великими святыми всей Вселенской Православной Церкви. Помним о страшных жертвах расказачивания и коллективизации и о невинно (подчеркиваем: невинно) пострадавших в годы репрессий.

Но начиная с перестроечных публикаций журнала «Огонек», книг «Дети Арбата», передач Сванидзе и Радзинского, многочисленных теле- и кинофильмов, которые снимали в рамках очередных антисталинских кампаний, мифы, созданные идеологами компартии, постарались заменить мифами, созданными либеральными реформаторами.   

С 2005 года (год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, когда многие телеведущие упорно пытались объяснить непонятливым ветеранам, что победили они в войне вопреки Сталину, а упрямые фронтовики не соглашались) в своих передачах на радио мы говорили о роли главы государства и Верховного главнокомандующего в Великой Отечественной войне. И с тех пор убедились, что для некоторых слушателей не имеют значения факты, документы – настолько прочно закрепился в их сознании образ злодея, который только и делал, что уничтожал свой собственный народ, репрессировал великих полководцев, вроде Тухачевского и Якира, потому-то мы и понесли такие тяжелые потери в войне.

О «великих полководцах» и героях гражданской войны, проводивших расказачивание на Дону, как Якир, и подавлявших восстания крестьян на Тамбовщине, как Тухачевский, будет отдельный разговор. И о том, что было бы со страной и как мы воевали под их руководством, тоже нужно говорить отдельно.

Чтобы рассуждать о роли Сталина и его вкладе в Победу, о его действительных или мнимых ошибках, надо разбираться в истории Великой Отечественной, работать с источниками. И поэтому для нас, например, важнее оценка деятельности Верховного главнокомандующего и руководителя страны теми, кто ковал Победу: прославленные полководцы, конструкторы, ученые, государственные деятели, которые несли тяжелое бремя управления экономикой страны в военные годы, а не художественные домыслы Солженицына, Сванидзе и Радзинского.

Надо ясно представлять и масштаб задач, стоявших перед войной и во время войны, представлять ту страшную силу, которая обрушилась на страну в 41-м, политическую обстановку в мире, ресурсы Третьего рейха, за которым стоял промышленный и людской потенциал всей Европы. И лишь тогда можно пытаться давать какие-то оценки действиям руководства СССР и эффективности этих действий.

Необходимо знать, что наша страна находилась в противостоянии с объединенным фронтом западных стран. Как тогда говорили в нашей стране, СССР находится во враждебном капиталистическом окружении. До выступления Черчилля, в Кремле не знали, на чьей стороне выступит Великобритания. Вполне вероятно была возможность того, что Гитлер договорится с англичанами и не только заключит с ними мир, но Великобритания выступит на стороне Третьего рейха против СССР.

Надо хотя бы помнить о Мюнхенском сговоре, когда Гитлеру сдали Чехословакию, чтобы как можно скорее подтолкнуть Германию к войне с Советским Союзом. Знать, какие силы и зачем привели к власти и финансировали Гитлера. Понимать, что в те годы угрожало нашей стране. Знать, что СССР с момента своего существования находился перед угрозой одновременной войны и на западе, и на востоке, где уже были сражения с Японией на Халхин-Голе и о. Хасан.

И вот что, на наш взгляд, надо обязательно принимать во внимание. Можно отрицательно относиться к безбожной Советской власти и коммунистической идеологии, но надо же понимать, что в то время именно такой государственный строй установился на территории исторической России.

И Россия, даже в виде Советского Союза и под властью большевиков, все равно оставалась Россией.

А враги на западе (бывшая Антанта и новообразованная страдающая клинической русофобией Польша – «уродливое детище версальского мира») и на востоке (Япония) вовсе не собирались, несмотря на все свои заявления, бороться с угрозой большевизма и освобождать Россию от большевистского режима. А собирались они выполнить задачу, которую ставил в Крымскую войну лорд Пальмерстон: оторвать от России Украину, Кавказ, Дальний Восток оттеснить русских от Балтики и Черного моря, от Тихого океана.

И в 1917 году им частично удалось это совершить. Все окраины империи, от самостийной Украины до Грузии, немедленно отделились, создав независимые государства. Точно также, как это произошло на наших с вами глазах в 1991 году.

Но большевики, как бы к ним не относиться и какие бы цели они не ставили перед собой, собрали почти всю Российскую империю, за исключением Финляндии, Польши и Прибалтики. Надо понимать, что бывшие союзники Российской империи по Антанте вовсе не собирались помогать белым собирать «единую и неделимую», у них были совершенно другие планы на будущее России. О чем свидетельствует судьба адмирала Колчака, да и многие другие факты.

Не для этого мировой интернационал ростовщиков, банкиры США и Англии устраивали в России революцию, чтобы затем помогать восстанавливать великую Российскую державу. Разве ради этого Троцкого с компанией из Нью-Йорка и Ленина из Швейцарии отправляли в Россию?

Не раз приходилось говорить в наших передачах о том, что эти финансовые круги США и Великобритании сделали ставку на Гитлера, привели его к власти и щедро финансировали, а затем помогали создавать военную машину Третьего рейха именно в тот момент, когда Сталин сумел отодвинуть от власти Троцкого с его идеей сжечь Россию, как вязанку хвороста, чтобы вспыхнуло пламя мировой революции.

Сталин объявил о возможности строительства социализма в одной отдельно взятой стране и поставил задачу восстановить в стране разрушенную тяжелую промышленность, несмотря на попытки верного ленинца Бухарина, объявленного Хрущевым «невинной жертвой репрессий», доказать, что Россия должна быть страной аграрной, а все, что надо, мы купим на Западе, продавая зерно.

(Ничего не напоминает? В 90-е нам тоже объясняли, что все можно купить, продавая нефть и газ, зачем нам отечественный авиапром, когда есть «Боинги», и т.д. )

Изменение внутренней политики в СССР, которую уже определили на роль сырьевого придатка, и послужило поводом для того, что в разоренной и униженной Версальским миром Германии к власти привели человека, который в своей программе в «Майн кампф» пообещал завоевать жизненное пространство для немецкого народа на востоке.

Все разговоры о том, что западные страны смертельно боялись угрозы распространения коммунистической идеологии и потому направляли Гитлера на борьбу с большевистской Россией, – лишь идеологическое прикрытия их желания сокрушить окончательно Российскую государственность и расчленить нашу страну.

Нет, не спорим, разумеется, они боялись продвижения идей социализма в своих странах, это отрицать нельзя. Но, задумаемся, Советского Союза нет уже 30 лет, почему же они окружают демократическую Россию базами НАТО и называют главной угрозой для «цивилизованного мира»? Неужели боятся, что товарищ Зюганов к власти придет и пожелает поднять трудящихся во всем мире на борьбу с угнетателями-капиталистами?

Думаю, что любой православный человек согласится с тем, что в 1917 году за отступление значительной части народа от Бога, за предательство элитой Российской империи Царя-мученика, за то, что Русская Церковь не возвысила голос в защиту Помазанника Божия и сбылось то, о чем предупреждали весь ХIХ век духоносные старцы, призывая в покаянии хранить веру и быть верными Царю, – у народа было отнято Православное Царство.

Но милосердный Господь, кого любит, того и наказует. Наказание – это наказ, урок вразумления для спасения души. И то, что совершилось, мы, православные, должны понимать как попущение, епитимию, наложенную Господом на православный народ для спасения души России. Это вовсе не значит, что мы собираемся оправдывать все жестокости и преступления гражданской войны, особенно преступления лютых богоборцев, пытавшихся уничтожить Русскую Православную Церковь и разрушить историческую Российскую державу.

Но ведь это было попущено Богом. Так это понимали новомученики и исповедники Российские. Так надо понимать и нам с вами, тем, кто чтит их память.

Любой православный человек, и мы в том числе, не может испытывать ни малейших симпатий к богоборцам и революционерам, которые сознательно старались разрушить Российскую империю, мечтая на ее месте построить «новый мир».

Несомненно, Иосиф Сталин был одним из когорты профессиональных революционеров, упорно готовивших крушение Российской империи. Никто не собирается отрицать его вину в подготовке революции, которая стала настоящей катастрофой для России и русского народа.

Но о человеке надо говорить не только плохое, но реально и честно оценивать и то хорошее, что он сделал. Именно так судит Господь человека. И на суде Божием мы не знаем, что перевесит.

Предлагаю вам услышать о советской эпохе слова Патриарха Кирилла, семья которого пострадала в годы гонений на Церковь.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XIV выставки-форума «Православная Русь. Моя история. XX век. 1914-1945. От великих потрясений к Великой Победе» призвал к трезвой оценке советского периода российской истории:

«Не было бы сегодня современной России, если бы не было подвига предшествующих поколений, которые в 20-30-е годы не просто пахали землю, хотя и это было важно, а создавали промышленность, науку, оборонную мощь страны», – сказал патриарх Кирилл.

По его словам, успехи того или иного государственного руководителя, который стоял у истоков такого рода возрождения, модернизации страны, «нельзя подвергать сомнению, даже если этот руководитель отмечен злодействами.

Там, где проявлялись воля, сила, интеллект, политическая решимость, мы говорим: да, несомненные успехи, как и в случае с Победой в Великой Отечественной войне, а там, где были кровь, несправедливость и страдания, мы говорим, что это неприемлемо для нас, людей XXI века. Мы себя не отождествляем с этими кровавыми страницами, мы отдаем эти исторические персонажи на суд Божий, но никогда отрицательное не должно давать права исключать все то положительное, что было сделано, как то положительное, что было сделано теми или иными людьми, не должно исключать критического отношения к преступлениям, которые были совершаемы теми же самыми людьми».

Патриарх выразил надежду, что выставка поможет понять «всю красоту подвига нашего народа в 20-30-40-е годы, увидеть и тяжелые страницы и понять: для того, чтобы любить Отечество, не нужно исключать из исторической памяти ни один из исторических периодов, но нужно воспринимать его здравым смыслом и незамутненным нравственным чувством, и тогда правда будет отделена от лжи, а добро – от зла».

Нас же некоторые православные публицисты и активисты призывают забыть о добре и отказаться от здравого смысла. Призывают помнить только о преступлениях. Иначе, по их словам, невозможно почитать подвиг новомучеников и исповедников. Советскую эпоху они считают черной страницей русской истории, отождествляя ее только с преступлениями и страданиями народа.

Но надо понимать, ради чего и кто за рубежом старается вычеркнуть советский период истории из нашей истории, создав там «чёрную дыру». А уже в эту «черную дыру» будут затянуты все остальные исторические периоды.

Патриарх РПЦ МП Кирилл 24 мая 2016 года на встрече с митрополитом Детройтским Николаем (Константинопольский Патриархат) сравнивая Запад, не знавший, в отличие от России, гонений на Церковь, говорил: «Откровенно я скажу: нас, конечно, очень беспокоит то, что происходит сейчас в христианском мире. Вы лучше, чем я, знаете о происходящей дехристианизации европейской и американской цивилизации. Это апокалиптическая картина, когда грех утверждается законом, когда поступки, абсолютно расходящиеся с христианской, а также иудейской и вообще богооткровенной нравственностью, поддерживаются силой государства.

Вы знаете, что у нас в стране был государственный атеизм. Однако нравственная парадигма в целом оставалась христианской, и это нас спасло: наши литература, изобразительное искусство были проникнуты христианскими идеями, и мораль народа оставалась христианской. Коммунисты не смогли на это посягнуть. Кое-что плохое они сделали, ― например, разрешили аборты, но взрывать нравственную основу жизни не посмели».

Считаем необходимым в передачах рассказать о том добром, что было сделано в те годы, когда страной правил Иосиф Сталин, и что полезного было совершено в те годы при его непосредственном участии, благодаря его убеждениям и волевым решениям.

Оценку Запада и российских либералов Сталина и Советского Союза мы хорошо знаем: Сталин равен Гитлеру, а СССР виноват в разжигании второй мировой войны также, как и нацистский Третий рейх. Последствия такой трактовки истории мы сегодня видим на Украине.

Повторяю, оценки эмоциональные и нравственные сегодня оставляем. Будем говорить только о том, что из сделанного руководством страны и лично Сталиным оказалось самым важным для подготовки народа и государства к будущей войне, для Великой Победы.

Богоборцам-революционерам после 1917 года удалось разрушить многие храмы, но главная их цель – создание т.н. нового человека, полностью оторванного от традиции, в России не удалась. Нам внушают, что Сталин в борьбе с Троцким преследовал лишь одну цель – удержаться у власти.

Давайте послушаем, что думал об этом сам Троцкий.

Троцкий, которого вышвырнули из страны, с гневом и злобой писал в своей книге «Преданная революция»: «Государство резко меняет курс и становится на путь запрещений абортов». Представляете, какой это ужас был для «демона революции»?

Троцкий возмущен: «Торжественная реабилитация семьи... Вожди заставляют не только склеивать заново черепки разбитой семьи, но и считать ее священной ячейкой победоносного социализма.

Тупые и черствые предрассудки малокультурного мещанства возрождены под именем новой морали. Седьмая заповедь приобретает большую популярность. Открыт поход против слишком частых и легких разводов… Наряду с седьмой пятая заповедь полностью восстановлена в правах, правда, еще без ссылки на Бога» (пятая заповедь: чти отца твоего и матерь твою, с которой, как и седьмой, упорно боролись революционеры). Троцкий пишет: «Отрицание Бога являлось наиболее острым клином из всех, какие революционная власть вгоняла между детьми и отцами...

А ныне штурм небес, как и штурм семьи, приостановлен» – с искренним возмущением и неподдельным ужасом заявляет «демон революции», обвиняя Сталина в предательстве этой самой революции.

А в России, которая тогда называлась Советским Союзом, после изгнания Троцкого действительно стали происходить изменения, которые испугали всех пламенных революционеров. Тех, что вместе с Троцким мечтали бросить Россию, как вязанку хвороста, в костер, чтобы разжечь пламя мировой революции. Все эти Бухарины, Рыковы и Зиновьевы, которых Хрущев реабилитировал, называя невинными жертвами сталинских репрессий и верными ленинцами.

В 20-е годы в России происходило радикальное разрушение культуры и образования. Уже в 1918 году был разработан документ о принципах построения новой школы, который был подписан Свердловым.

Предлагалось создать так называемую трудовую школу. Глубокие теоретические знания были признаны балластом. Воспевались лишь навыки. Это, заметим, один в один соответствует тем установкам, которыми руководствуются нынешние «цифровики», провозглашающие необходимость не знаний, а только навыков, обусловленных потребностью рынка и бизнеса.

Возрождение такого подхода к образованию произошло в 90-е годы, годы либеральных реформ. Интересно, правда? Либералы, заявлявшие себя борцами с коммунизмом, возвращают в систему образования идеи революционных троцких и свердловых.

В годы послереволюционные было очень модным учение, которое называли педологией. Сегодня такое учение принимает новые формы, меняет названия, но суть остается прежней.

Нынешний проект так называемой цифровой школы представляет собой один из механизмов создания кастового общества, основанного на социальной селекции, а также на новейших, прежде немыслимых технологиях.

Принцип революционной школы был такой: учиться надо свободно, без давления. Запрещалось наказание нарушителей дисциплины, не допускались задания на дом, были отменены оценки, экзамены. Начинался полнейший хаос.

О том, какое значение новой системе придавали, свидетельствует высказывание Луначарского на Первом педологическом съезде в 1928 году: «Педология, изучив, что такое ребёнок, по каким законам он развивается, тем самым осветит перед нами самый важный процесс — производство нового человека параллельно с производством нового оборудования, которое идёт по хозяйственной линии».

То есть человек рассматривался как некий рабочий инструмент, биообъект, как машина для создания материальных благ.

Послушайте, что заявлял «невинная жертва репрессий» Бухарин: «Нам сейчас свои силы нужно устремлять на то, чтобы в кратчайший срок произвести определённое количество квалифицированных рабочих, специально вышколенных машин, которые можно было бы сейчас завести и пустить в общий оборот».

Разве не напоминает это слова одного недавнего министра образования г-на Фурсенко о том, что задача школы выпустить не творца, а т.н. «квалифицированного потребителя».

Но в конце 20-х в СССР начинается, по мнению Троцкого «термидор», т.е. настоящая контрреволюция.

Все руководство Наркомпроса во главе с Луначарским было изгнано вон. В середине 30-х годов, после ряда экспериментов 20-х годов, закончилось формирование советской системы народного образования.

Начинается период созидательных реформ 30-х годов, в основу которых были положены принципы русской классической гимназии конца XIX—начала XX вв.

А к 1917 году в царской России русская средняя и высшие школы были одними из самых лучших, и смеем утверждать, лучшими в мире. При деятельном участии Царя-мученика система просвещения в Российской империи стремительно развивалась и давала блестящие плоды.

В СССР, вернувшись на фундамент гимназий и реальных училищ дореволюционной России, была создана уникальная система просвещения, которая вобрала в себя лучшее из русской традиционной школы.

Были введены обязательные государственные программы обучения, стабильные учебники, жесткий распорядок учебного процесса.

В итоге сложилась школа, о которой американский адмирал Хайман Риковер, основоположник атомного американского флота, уже после запуска нашего спутника в 1957 году, написал: «Серьёзность вызова, брошенного нам Советским Союзом, состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам системой образования».

А Джон Кеннеди после запуска спутника сказал: «Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».

Высказывание Кеннеди о советском образовании (что удалось найти в документах, «Специальное послание Конгрессу об образовании» от 29 января 1963):

«Необходимость этой программы не лежит в русле холодной войны. Улучшение образования необходимо для развития нашей страны, независимо от того, что делают другие. Тем не менее, стоит отметить, что Советский Союз понимает, что образовательные усилия в 1960-х окажут большое влияние на силу, прогресс и статус нации в 1970-х и 1980-х.

Согласно свежему докладу, подготовленному для Национального научного фонда, советские высшие учебные заведения выпускают в 3 раза больше инженеров и в 4 раза больше врачей, чем Соединенные Штаты.

Увлечение этой нации образованием, безусловно, достаточно, чтобы превзойти достижения любой другой нации или системы».

И вот, что нам очень важно сегодня вспомнить. Школа СССР в 30-е годы возвращается к русской классической литературе, к русской истории, к русской классической педагогике. Конечно, в гуманитарных дисциплинах присутствует т.н. классовый подход. Навязывается коммунистическая идеология. И в исторической науке, и в преподавании литературы.

Но ведь в школу вернули Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Лескова, Чехова, Толстого. А вся классическая русская словесность глубоко христианская. Советские школьники, воспитанные на такой литературе, даже оторванные насильно от Церкви, остаются в тысячелетней традиции Русской цивилизации.   

Русские классики в то время должны были стать близкими и понятными каждому советскому человеку.

Именно тогда Пушкин становится «нашим всем», народным классиком, одним из воплощений самобытности Русской цивилизации.

Его перестают осуждать за принадлежность к дворянству. Проводятся общесоюзные торжественные мероприятия (1937), посвященные столетию со дня гибели поэта.

Ранее отмечались годовщины смерти Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, А.П.Чехова, однако пушкинские торжества превзошли их всех по своему размаху.

16 февраля 1937 г. открылась Всесоюзная Пушкинская выставка в Историческом музее в Москве. 18 февраля представители Всесоюзного Пушкинского комитета отправились в музей-заповедник «Михайловское», где был заложен памятный камень, надпись на котором гласила, что вскоре здесь будет воздвигнут памятник великому поэту.

В торжественный день было официально принято решение о присвоении имени Пушкина Государственному музею изобразительных искусств в Москве. Также имя поэта получили улица Большая Дмитровка, улицы в других городах страны.

Делается все, чтобы книги Пушкина были в каждом доме, в каждой сельской библиотеке по всей огромной стране.

Доведено до середины 16-томное полное собрание сочинений, выпущены два собрания по 6 томов, многотиражное «Избранное», иллюстрированная серия самых популярных творений: Сказки, «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Дубровский».

Думаем, у многих из нас были эти издания в домашних библиотеках.

Перед юбилеем, в 1936 году, совокупный пушкинский тираж превысил 18 млн экземпляров, в 1937-м отпечатают еще 13,4 млн. Представьте себе масштабы издания произведений Александра Сергеевича!

В 1939 году 15 октября в Колонном зале Дома союзов в Москве прошло заседание по случаю 125-летия со дня рождения Лермонтова. И уже через неделю Советское правительство приняло решение «О проведении юбилея в связи со столетием со дня смерти М.Ю. Лермонтова в 1941 году».

Но началась Великая Отечественная война.

А ведь совсем недавно революционно настроенные футуристы предлагали сбросить Пушкина, Толстого, Достоевского с корабля современности...

Молодое поколение, воспитанное на произведениях великой русской литературы, героически сражалось на фронтах Великой

В это же время, вместе с возвращением в школы классической русской литературы прекращается откровенно русофобское издевательство над русской историей.

После 17-го года вся история царской России была объявлена чередой колониальных захватов и угнетения народов.

Помните, знаменитое ленинское «Россия – тюрьма народов»?

Так что в нынешних «независимых и нэзалэжных государствах», где сносят памятники и создают музеи оккупации, новые «демократические власти» успешно продолжают и творчески развивают мысли Ленина о том, что русский царизм угнетал другие народы.

Чтобы представить, как «пламенные революционеры» боролись с т.н. «великорусским шовинизмом» достаточно привести слова из выступлении на XII съезде РКП(б) в 1923 году все того же Николая Бухарина. Он заявил, что русские должны «искусственно себя поставить в положение более низкое по сравнению с другими; только этой ценой, мы можем купить себе настоящее доверие прежде угнетённых наций».

О том, какие взгляды на русскую историю навязывались в то время печально известным М.Н.Покровским и его учениками, можно судить, почитав вышедшее в 1930-1931 гг. первое издание Малой советской энциклопедии. Например, про события Смутного времени там говорится следующее: «Буржуазная историография идеализировала Минина-Сухорука как бесклассового борца за единую «матушку Россию» и пыталась сделать из него национального героя».

Помните, знаменитые строки Якова Алтаузена:

Я предлагаю Минина, Пожарского расплавить,
Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал.
Случайно им мы не свернули шею.
Я знаю, это было бы под стать.
Подумаешь, они спасли Расею!
А может, лучше было б не спасать?

Какая в этих словах злоба и презрение к русской истории, к самой России!

В то же время театральный журналист Владимир Садко (Блюм) писал в материале «Пора убрать исторический мусор с площадей»: «В Москве, напротив Мавзолея Ленина, и не думают убираться восвояси «гражданин Минин и князь Пожарский» — представители боярского торгового союза, заключенного 318 лет назад на предмет удушения крестьянской войны» .

О Богдане Хмельницком историки-марксисты пишут вполне в духе нынешних украинских почитателей Бандеры: «Хмельницкий стал подыскивать нового, более сильного союзника в борьбе с крестьянской революцией, чем Польша, и нашёл его в лице крепостнической Москвы, давно зарившейся на украинские земли».

Конечно же, героем объявлен и имам Шамиль, боровшийся с «русскими колонизаторами».

Но после изгнания Троцкого политика в СССР в корне меняется!

6 декабря 1930 года Секретариат ЦК ВКП(б) в срочном порядке обсудил фельетоны Демьяна Бедного: «ЦК обращает внимание редакции «Правды» и «Известий», что за последнее время в фельетонах тов. Демьяна Бедного стали появляться фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании «России» и «русского»… и объявлении «лени» и «сидения на печке» чуть не национальной чертой русских».

Вскоре был нанесен удар по нигилистическому освещению русского прошлого в советской художественной литературе. 14 ноября 1936 года было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) «О пьесе «Богатыри» Демьяна Бедного, которая была поставлена на сцене Камерного театра. Поэта обвинили в клевете на русское прошлое, а через два года Д.Бедный был исключён из партии и Союза советских писателей.

В эти годы в советской художественной литературе появились романы, воспевавшие подвиги русского военно-морского флота (романы С.Н.Сергеева-Ценского, А.С.Новикова-Прибоя), славные деяния русских государей («Пётр I» А.Толстого, «Дмитрий Донской» С.Бородина).

И.В.Сталин в то время пишет о том, что, совершив Октябрьскую революцию, русские рабочие, конечно, не перестали быть русскими и поэтому «не следует рисовать русских лентяями, а прошлое России – сосудом мерзости и запустения, что есть клевета на русский народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата».

Как вы думаете, могли бы мы одержать победу над врагом в Великой Отечественной войне, если бы не задвинули подальше демяьнов бедных и таких историков-марксистов, как Покровский? Вопрос, конечно же, риторический.

С начала 30-х, с момента сталинского термидора, как называют этот разворот государственной политики троцкисты и западные советологи, на самом высшем уровне в СССР заявлено: «Нельзя разрывать историю страны на дореволюционную и послереволюционную, рассматривать какие-то этапы ее прошлого исключительно как «черные пятна».

Думаю, что это не менее важно и для преподавания истории в современной России.

В школу возвращают преподавание истории (со времен революции она не существовала как отдельный школьный предмет). И в это же время в СССР начинают снимать исторические фильмы о великих русских полководцах и героях. «Пётр Первый» «Александр Невский», «Минин и Пожарский» «Суворов». «Богдан Хмельницкий» выходит на экраны уже перед войной в марте 1941 года.

Фильмы о русских героях и русской истории снимают и во время войны, и после. «Кутузов» (1943), реж. Петров. Иван Грозный» (1944—1945), реж. Эйзенштейн.

После войны сняты такие киношедевры, на наш взгляд, как «Варяг» (1946). «Адмирал Нахимов» (1946), реж. Пудовкин.

«Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» – продолжение фильма «Адмирал Ушаков», посвященного знаменитому русскому флотоводцу, ныне прославленному святому. Фильм «Герои Шипки» о русских героях войны за освобождение Болгарии и генерале Михаиле Дмитриевиче Скобелеве.

В то время снимались историко-биографические фильмы не только о полководцах, но и деятелях науки и культуры. Перечислим эти ленты: «Глинка», «Жуковский», «Римский-Корсаков» «Белинский», «Даргомыжский», «Попов», «Менделеев», «Академик Павлов», «Суриков», «Депутат Балтики» (о русском биологе Клименте Аркадьевиче Тимирязеве).

Главный герой первого киносборника военных лет — революционер Максим (был такой персонаж кинотрилогии «Юность Максима» — «Возвращение Максима» — «Выборгская сторона») в фильме как бы сходит с экрана в зрительный зал и обращается к зрителям: «Наша Родина — Родина Петра и Суворова, Кутузова и Нахимова».

По радио в те годы велись прямые трансляции из МХАТа, Малого тетра. Концерты симфонической музыки из Колонного зала Дома Союзов, русские оперы из Большого театра можно было услышать по всей огромной стране от Балтики до Камчатки.

На сцене Большого была восстановлена опера Глинки «Жизнь за Царя», хотя и под новым названием «Иван Сусанин».

Звучали радиопостановки по произведениям русской и мировой классики. Чехов, Островский, Шекспир. Звучали из радиоточек в каждом доме голоса Лемешева и Козовского, записи Федора Ивановича Шаляпина, народный хор им. М.Е.Пятницкого и Хор мальчиков имени А.В.Свешникова.

В 1937 году при тогда уже Ленинградской певческой капелле была организована детская хоровая школа. Основателем и художественным руководителем Московского хорового училища стал виднейший мастер русской хоровой культуры Александр Васильевич Свешников. Победный 1945 год стал годом и первого отчетного концерта Хорового училища и его первого выпуска.

А в 1940-м году исполнилось 100 лет со дня рождения Чайковского. И юбилей этот был отмечен на государственном уровне с необыкновенным размахом. Не было в Советском Союзе города или поселка, где бы не состоялся концерт, не прошло бы торжественное заседание, посвященное, как было сказано на самом высшем уровне, великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому.

В 1943 году во всех музыкальных училищах страны были созданы факультеты народных инструментов. Представляете, во время войны!

Выдающийся русский композитор Юрий Александрович Шапорин, воспитанник школы Римского-Корсакова, ученик профессоров Петербургской консерватории в 1939 году создает симфонию-кантату «На поле Куликовом» на текст поэтического цикла А.А.Блока. В кантате темной, варварской силе завоевателей противостоят образы героических русских воинов (Дмитрий Донской, Витязь) и Родины (лирические темы Матери и Невесты).

Историко-героическая тема звучит в музыке Шапорина к кинофильмам «Минин и Пожар¬ский» (1939), «Суворов» (1940), «Кутузов» (1943), к спектаклю «Иван Грозный» (1944) и др. «Эта музыка, построенная на народных мотивах, на «бородинской» традиции русской музыкальной», – говорит о Шапорине Дмитрий Шостакович.

Почему об этом так подробно напоминаем? Чтобы мы понимали, как культурная политика в СССР в предвоенные, военные и послевоенные годы соответствовала традиционным ценностям и культурному коду Русской цивилизации. Чтобы мы ясно понимали, что без подобной культурной политики не было бы Великой Победы в мае 45-го.

После войны Сталин приказал лучшим советским кинорежиссерам переснять в цвете некоторые исторические фильмы. Запускались новые исторические фильмы «Лермонтов», «Герцен», «Николай Гоголь», «Братья Черепановы», «Циолковский», «Емельян Пугачев», «Степан Разин», «Годунов».

Но, внимание, приходит к власти Никита Хрущев, верный ленинец, и со второй половины 50-х все эти фильмы снимаются с производства. А в мае 1956 года отдел культуры ЦК КПСС предписал «устранить в советском киноискусстве свойственную периоду культа личности завуалированную, а чаще всего прямую пропаганду славяно- и особенно русофильства. Но прежде всего – величия и мощи царской России».

Вот именно тогда и начиналось движение к развалу великой страны.

Но на таких исторических киношедеврах, как «Александр Невский» воспитывалось не только предвоенное поколение, но и мы с вами. Время было эпическое и поэтому фильмы снимали по-настоящему эпические по своей художественной мощи и исторической правде. К сожалению, ничего подобного в наше время мы не видим. И понимаем, что такие фильмы снять сегодня никому не под силу.

Сегодня мы с вами уже привыкли к тому, что вся эстрада – это шоу-бизнес и прежде всего именно бизнес. Поэтому и происходят такие издевательства над русскими женщинами в выступлении некой Манижи на Евровидении, а представители различных т.н. «меньшинств» заполнили сцену.

Но теперь шоу-бизнес все настойчивее проникает в театр. На сцене МХАТа им. Горького, из которого некто Бояков сумел вытеснить Татьяну Васильевну Доронину, поставлен спектакль «Чудесный грузин» о молодости Сталина. Естественно, с очередной порцией «разоблачений». Но это понятно, решили отметиться на сталинской теме. А что делает в этом спектакле на сцене МХАТа очередная т.н. «звезда», известная по скандальному шоу «Дом-2» и своим невероятно пошлым и бесстыдным поведением в соцсетях?

Считаем это оскорблением памяти не только К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, а и всех великих актеров-мхатовцев, многих из которых и нам посчастливилось видеть на сцене. Это еще один методичный удар по традиции русского театра. Театр им. Гоголя уничтожен, там теперь Гоголь-центр для пропаганды Серебренниковым мерзких извращений. И вот единомышленники скандально известного Марата Гельмана взялись за МХАТ. И цель у них одна: подорвать, подменить и уничтожить традиции великой русской культуры.

Таким же безобразием и оскорблением великих русских художников стала торжественная демонстрация «шедевра» – огромной сухой ветки в зале Третьяковской галереи на фоне работы Иванова «Явление Христа народу». Для чего это делается? И таких методичных акций по разрушению сознания народа все больше. Так на чьей же стороне и на чьи средства действуют эти т.н. «творцы», когда Россия уже втянута в ментальную войну, целью которой является уничтожение Русской цивилизации? Поэтому так важно сегодня восстанавливать после разрушительных реформ традиционную русскую школу, возвращать на уроки словесности произведения русских классиков. Нужен единый учебник Русской истории.

И не отдельным посетителям консерватории и Большого театра, а всему народу пора возвращать мировую и русскую классическую музыку.

В годы Великой Отечественной войны вместе с нашими воинами были Пушкин и Толстой, Чайковский и Мусоргский. Русская цивилизация невозможна без великой русской культуры.

И культурная политика России не имеет сегодня права жить по законам рынка, где деньги и прибыль решают все. Это вопрос национальной безопасности. И решать его надо с такой же решительностью и энергией, с какой в последние годы занимались восстановлением боеспособности Вооруженных Сил России.

Руководитель информационно-аналитического центра общественной организации «Московские суворовцы» Виктор Саулкин