Параллельный мир, согласно Библии, населен разумными существами, не имеющими материальной оболочки. Эти существа в Библии имеют общее название «ангелы», но разделены на два класса: Божиих ангелов и падших духов, именуемых инфернальными сущностями, отпавшими от своего Творца, которых обычно называют демонами, бесами, троллями, гномами, эльфами, ундинами, кобольтами, джиннами, лешими, русалками, домовыми, барабашками или просто злыми духами.
Наличие этого невидимого, духовного мира, параллельного нашему, в котором пребывают разумные существа, признают и все религии мира. Однако некоторые религии напрямую вводят оккультизм в свою практику.
Существуют определенные механизмы феноменов, связанных с работой экстрасенсов, гипнотизеров, магов, шаманов, факиров, медиумов, иллюзионистов, колдунов, парапсихологов, спиритуалистов, знахарей, «бабок», астрологов, целителей, уфологов, оракулов, биолокаторов, неохаризматов и т.д., которые связаны с вторжением в духовную сферу человека, в иное измерение, что Бог категорически запрещает делать: Исх. 7:11, Исх. 7:22,Исх. 8:18, Исх. 22:18, Лев. 19:31, Лев.20:27, Дан. 1:20, Дан. 2:27, Дан. 5:7, Ис. 8:19, Ис. 19:3, 1Цар. 28:3-9, 4Цар. 23:24-25, 2Пар. 33:6, Мих. 5:12, Наум. 3:4 и др.
Все они являются агентами влияния падших духов, и независимо от их названия, перед ними поставлены две главные задачи:
1. пропаганда силы и безграничных возможностей, открывающихся перед теми, кто решится на прямой контакт с существами параллельного мира (далее СПМ) и впустит в себя их энергию. Люди, по сути, будут уже обречены на рабство злу, но узнают об этом гораздо позже;
2. внедрение в общественное сознание таких религиозных, философских и политических идей, которые помогли бы людям забыть или расшатать христианские нравственные идеалы или их попросту разрушить.
Все это мы можем осмыслить на основании:
во-первых, библейского откровения о бытии духовного мира и разумных существ, его населяющих;
во-вторых, благодаря анализу большого количества письменных свидетельств как древних, так современных православных подвижников, описывающих свой опыт встречи с духовными существами параллельного мира;
в-третьих, с помощью многочисленных данных психопатологии (одержимость, экзорцизм);
в-четвертых, исходя из небольшого собственного опыта борьбы с воздействием СПМ, то что именуется искушением.
Что же такое оккультизм?
Оккультизм - это духовная сфера человеческого бытия, извращенная форма религиозного сознания и образа жизни человека, имеющая сложную и разнообразную структуру, признающая существование в мире сверхъестественных, недоступных научному исследованию феноменов, и разрабатывающая т.н. формы и методы взаимодействия с ними.
Многие еще сегодня помнят большое количество благодарственных писем, которые с экранов телевизора во время своих телесеансов зачитывали экстрасенсы, рассасывающие швы, дававшие установку на добро, а также заряжавшие воду и различные кремы. Достаточно открыть разворот газеты, как рядом с фотографией очередной «целительницы» публикуются письма и отклики множества благодарных пациентов, которые не знают, чем воздать женщине за ее «искусство» целить все и вся. Благодаря такой широко организованной саморекламе любое эктрасенсорное воздействие считается позитивным и пользует народ весьма успешно. Правда, из какого источника такое «целение» - мало кого волнует. Ведь эти медиумы никогда не обнародуют письма обратного содержания, в которых жалуются пострадавшие от подобной практики.
Сегодня традиционной медицине, к помощи которой косяками идут пострадавшие от нетрадиционной, стали ясны последствия воздействия экстрасенсов, целителей и колдунов на человеческую психику и соматику. И это не просто шарлатаны и аферисты (о них мы упоминать даже не будем), а действительно «умельцы» в своем ремесле - поэтому обратившиеся к ним люди в ряде случаев получают ощутимое облегчение. Однако по прошествии некоторого времени (обычно около года) «исцеленная» болезнь возвращается с новой силой, с осложнениями, и тогда лечить ее или уже не представляется возможным, или гораздо сложнее: оказываются пораженными другие органы, развиваются психические нарушения, проявляется суицидальный синдром. Это происходит потому, что в оккультных практиках активно используется метод подмены,который заключается в том, что очевидное добро (в данном случае, облегчить болезнь) приводит в результате ко злу. В подобных случаях зло проявляется в двух аспектах: во-первых, в разрушении самим пациентом, надеющимся на помощь колдуна, благодатной защиты от воздействия СПМ на его сознание - защиты, которая дается Творцом изначально практически всем рождающимся на земле людям, поскольку душа каждого человека, по определению V Вселенского Собора, является личным творением Бога, промышляющем о Своем творении.
Разрушению «защитного экрана» благодатных Божественных энергий способствует сам факт обращения человека к экстрасенсу, колдуну, медиуму, биолокатору и т.д.
Другим аспектом зла является неизбежное подключение больного к контакту с СПМ через самого оккультиста. Многолетние наблюдения показывают, что СПМ чаще всего выполняют главную свою задачу именно посредством «целительства» и «целителей», неважно как они называются. Но их основная цель, по заключению российских уфологов, создание человека-зомби, а с православной точки зрения - создание бесочеловека, или, как определяют члены сатанистских сообществ - воспитание нового человека, Homo satanicys.
Если же подойти с медицинской точки зрения к этой проблеме, то, как правило, негативные последствия воздействия оккультизма на здоровье человека являются типовыми, что позволяет их сегодня даже классифицировать. Во-первых, этопсихосоматический синдром, развивающийся по типу синдрома Кандинского-Клерамбо (насильственное восприятие). Проявляется он в виде нервных и психических расстройств. С новой силой возобновляется то заболевание, с которым человек обращается к экстрасенсу, зачастую поражается другой, ранее здоровый орган. Излечение в этом случае поддается с большим трудом. Но часто случается и так, что аналогичная болезнь возникает у кого-то из членов семьи.
После этого появляются немотивированные страхи по типу невроза навязчивых страхов - боязнь внезапной смерти, боязнь общения с людьми, боязнь преследования, слежки и прочие фобии.
На этом этапе проявляются галлюцинации: человек слышит «голоса», которые в приказной форме призывают к действиям и поступкам, или что-то, наоборот, запрещают. Нередко люди нецерковные начинают видеть в этом состоянии бесов, параллельно развивается депрессия, усиливаются страхи и галлюцинации. На этом фоне больные нередко заканчивают жизнь самоубийством. Что интересно, на этом этапе медикаментозному лечению этот синдром не поддается, однако (по опыту православных психологов и психиатров) участие такого человека в церковной жизни значительно облегчает протекание болезни и приводит либо к полному выздоровлению, либо к улучшению состояния и успешному медицинскому вмешательству.
Во-вторых, это синдром навязчивых страхов, который развивается у людей сразу после посещения экстрасенса и не поддается обычному лечению. Так, известен случай, когда одна женщина обратилась к «целителю» из-за повышенной возбудимости своего ребенка. Колдун провел требуемый ритуал, что-то бормотал над ним, покропил «целебной» водой, и после этого у женщины появился панический страх за своего ребенка, она перестала есть, спать, общаться с близкими, постоянно плакала, впала в депрессию. В результате и ребенку передалось настроение матери, он соответствующим образом отреагировал - стал еще более нервным, чем до «сеансов» колдуна. Лечение у психиатра, к сожалению, эффекта не дало.
В-третьих, это снижение иммунитета. Чаще наблюдается у детей. Они становятся более уязвимыми к простудным заболеваниям. Даже известный экстрасенс С.Лазарев в своей книге «Диагностика кармы» должен был признать, что используя в своей практике методы магии и колдовства, он наблюдал у клиентов снижение иммунитета.
В-четвертых, это повышенная подверженность онкологическим заболеваниям. Врачам приходилось неоднократно наблюдать у детей после просмотра телесеансов А.Кашпировского стремительный рост опухолей головного мозга. Хирургическая операция в таких случаях становилась практически невозможной. Также наблюдения врачей свидетельствуют о том, что как у самих экстрасенсов, так и у их родственников нередко возникают или быстро прогрессируют раковые опухоли.
Кроме медицинского аспекта воздействия экстрасенсорики на человека, существует еще и социальный. После общения с «целителями» ухудшаются отношения в семьях пациентов. Побывавшие на сеансах экстрасенсов люди становятся крайне мнительными, болезненно самолюбивыми, раздражительными, нетерпимыми к окружающим, нередко переживают тяжелейшие депрессивные состояния.
Можно выделить несколько основных теорий, которые СПМ чаще всего пользуются через своих проводников для обольщения и придаче правдоподобия своей «целительской» практике:
- паранормальные способности якобы заложены самой природой в нас и их надо только выявить в себе особыми методами;
- паранормальные способности появляются благодаря умению подключаться к источнику безличной космической энергии, аккумулируя которую, можно стать обладателем указанных способностей;
- паранормальные способности появляются у «целителя» в результате контакта с представителями высокоразвитых внеземных цивилизаций;
- паранормальные способности происходят от Самого Бога.
Следует заметить, что подобная сверхъестественная помощь целительского характера может быть оказана даже одной какой-либо фразой (часто бессмысленной) или действием. Точнее - благодаря произнесению заговора и манипуляций с иголками, солью, зеркалом, пшеном, воском, волосами, перьями, стеклянными шарами, водой и т.д. Нередко этим пользуются деревенские колдуны (мальфары, шептухи, шаманы) - но «пользователи» даже не задумываются об источнике их «целений».
Все эти оккультно-аномальные явления преследуют одну цель - совершить подмену. Задача подмены проста - человек ни в коем случае не должен догадаться, что эти сверхъестественные способности всеяны в адептов разумными существами (СПМ),не белково-нуклеиновой природы. Внушая и самим оккультистам и их пациентам указанные идеи, СПМ предлагают им:
а) либо веру в свои силы, т.н. «скрытые человеческие резервы»;
б) либо в непонятную мистическую силу заговора;
в) либо веру в безличного бога, некую слепую космическую энергию, энергоинформациооное поле (ноосфера Вернадского) и т.п.
Таким образом, метод подмены, с одной стороны, помогает СПМ сохранить тайну о присутствии в окружающем пространстве разумных личностей параллельного мира, который постоянно воздействует на нас, а с другой - должен убедить людей не бояться входить в контакт с неким источником сверхъестественных дарований. Ведь главная тайна СПМ, что они не прилетают из других галактик, а находятся рядом с нами.
Благодаря изучению разнообразных сведений об оккультизме, полученных через его адептов, можно сделать два важных вывода: во-первых, благодаря постоянному контролю за каждым индивидуумом, а также активному общению и обмену информацией между собой, эти бесплотные и вечные, обладающие абсолютной памятью духи, именуемыми нами СПМ, могут получать друг от друга любые сведения о любом человеке, живом или умершем, а также о любых событиях, когда-либо происходивших или происходящих в настоящий момент в любой точке планеты. Именно в этом заключается смысл термина «информационное поле» (он же - «космический банк данных»), который был предложены исследователями аномальных явлений. Таким образом, «космический банк данных» - это энергопамять разумных СПМ. Вот почему в оккультизме представляется возможным выходить на контакт с умершими через спиритические сеансы.
СПМ могут передавать любые известные им сведения о другом человеке или о каких-либо событиях непосредственно в сознание отдельных людей, либо путем зрительных образов, либо трансляцией мыслей (синдром Канданского-Клерамбо); либо внушением голоса, звучащего внутри медиума (вербальный псевдогаллюциноз, которым обладали основатели многих сект, особенно из числа неуравновешенных женщин: Е.Уайт, Е.Блаватская, А.Безант, М.Беккер, О.Ассауляк и т.д.).
Поскольку все указанные формы контакта и передачи информации рассматриваются медиками как психическая патология, их изучение в основном является прерогативой психиатрии. Однако у этой науки есть один весьма существенный недостаток. Он заключается в том, что практически все психиатры долгое время являлись последователями вульгарного материализма, который не признавал существования иной формы жизни, кроме белково-нуклеиновой. Тем не менее, подобные контакты всегда обьявлялись ими патологией.
В сферу оккультизма входит множество направлений:
Колдовство - практическая деятельность искусства магии. Это деятельность и использование сверхъестественных сил для небиблейских и антисоциальных целей. Изначально колдовство связано с поклонением сатане и проведением ритуалов, посвященных прославлению и распространению на земле зла. Истинные силы колдовства напрямую исходят от падших дьявольских духов).
Спиритизм - это древний вид оккультной деятельности - некромантии, который учит, что духи покойных могут общаться с медиумами, которые взаимодействуют как с материальным, так и духовным миром. Такое общение происходит во время спиритических сеансов, когда медиум входит в состояние транса и становится подконтрольным бесовской силе, которая действует через него безгранично).
Магия - это попытка овладеть контролем над природой с помощью сверхъестественных средств. Для этого используются заклинания, амулеты, травы и т.д. Феномен выхода за пределы нормального достигается методами оккультных практик, отрицающих наши пять чувств и законы природы.
Хиромантия - это оккультная ветвь прорицания, занимающаяся предсказанием будущего человека. хиромантия, в свою очередь, делится на другие виды предсказания судьбы, которые Библия запрещает практиковать, как например, катастромантия (прорицание судьбы с помощью хрустальных шаров, зеркал и воды); психометрия (предсказание характера, судьбы или будущего человека с помощью предмета, ему принадлежащего); нумерология (вид предсказания, когда числовые значения имени и даты рождения человека говорят о его судьбе и характере); физиогномика (искусство определения характера и судьбы человека по его лицу); хирология (определение судьбы, характера и будущего по линиям ладони человека); френология (определение судьбы человека по строению его черепа); астрология (псевдонаука, предсказывающая события и судьбу человека, исходя из положения солнца, луны и звезд); карты Таро (предсказание будущего с помощью манипуляций иллюстрированными символическими знаками на картах).
Сатанизм - псевдодуховное движение поклонения сатане - библейскому падшему ангелу Люциферу. Непосредственно связано с черной магией и колдовством. Деятельность заключается в проведении варварских ритуалов, зачастую связанных с кровавыми жертвоприношениями.
Неоязычество - под неоязычеством следует понимать движения, ставящие перед собой цель сконструировать «истинно языческую религию», которая полностью удовлетворяла бы современным потребностям секулярного общества и государства из фрагментов древних дохристианских локальных верований и обрядов с целью возрождения «национальной духовности».
Весь спектр оккультных «наук», направлений и сект можно классифицировать так:
1. Оккультные учения;
2. Психофизиологическая практика;
3. Учения и практики, проповедующие и развивающие интуитивизм в противовес рациональному подходу к обстоятельствам и событиям.
К первому потоку, отличающемуся наукообразием и некоей претензией на интеллектуализм следует отнести такие направления, как: теософия Е.П.Блаватской, антропософия Штайнера, учение А.Бейли, учение Вивекананды, каббала, Агни-йога Е.Рерих, «Роза мира» Даниила Андреева и др. В этих учениях целью воздействия со стороны падших духов является ум и осуществляется оно на уровне помыслов через падших духов благодаря чтению и изучению оккультной литературы, надиктованной из невидимого мира основателям и ближайшему к ним окружению указанных выше направлений. Итогом такого изучения является развитие чувствительности к помыслам, всеваемым в наш ум из невидимого мира падшими духами, что именуется «развитием интуитивизма». Человек становится способным к «прозрениям» в скрытую сущность вещей, к оккультному пониманию событий в жизни. Основное содержание этих учений - это наукообразные теории и концепции об устройстве невидимого мира, об иерархии невидимых существ, о влиянии космоса на судьбу человека, народов; об «устройстве» человеческого существа, об эволюции мира и загробном существовании и т.д. Все эти концепции путанно и туманно излагаются на страницах многотомных трактатов, изучение которых может занять долгие годы. По сути - это похищение нашего драгоценного времени, которое всецело принадлежит Богу, демонами-хронофагами. Здесь на первом плане не советы практического характера, а интеллектуальные спекуляции, чье содержание дает широкие возможности превозноситься над всеми другими людьми и расчесывать гнойник своей гордыни через самодовольство и причастность неким «сакральным знаниям». Эти учения рассчитаны на интеллектуалов и людей созерцательного склада ума.
Во втором потоке психофизиологическом - акцент ставится на практику психофизиологических методов перестройки своего организма, а поэтому данное направление чревато необратимыми последствиями для здоровья. К этому направлению можно отнести: различные виды йоги (хатха, раджа, мантра...), кришнаизм, трансцендентальная медитация, даосская йога, акупунктура, мистический даосизм, ушу, все виды восточных единоборств, оздоровительные системы фэншуй, цигун, методы тибетского буддизма, тантрический метод, методы Всемирного Белого братства О.Айнвахова, метод Перепелицына, метод Порфирия Иванова, наркокультура (ЛСД-терапия С.Грофа), ванны Д.К.Лилли, дыхательные техники (холотропное дыхание С.Грофа) и др.
Этот список включает в себя как традиционные восточные, так и модернизированные и «научно» обоснованные их модификации, применяемые в психотерапии, а также наши «доморощенные» методы, типа Порфирия Иванова. Если в традиционных методах довольно простая и примитивная теория, то модернизированные методы могут опираться на солидные научные исследования, которые, тем не менее, касаются мира феноменов и иллюзий, открываемого, например, наркотиками или дыхательными упражнениями (как у С.Грофа) - то есть того же невидимого мира. Главным аргументом этих течений психофизиологической мистики является тот факт, что они действуют - т.е. практика предлагаемых ими упражнений дает явно ощутимый эффект. Поэтому людей, не склонных к размышлениям, но склонных к действию это очень привлекает. Вот перечень возможных приемов для попытки «прорыва» в невидимый мир:
1. физические методы - движения тела, фиксированные позы (асаны, мудры), задержка дыхания, локализация энергетических процессов в организме;
2. повторение мантры - современные исследования показали, что непрестанное повторение любой фразы способно вызвать значительные изменения психофизиологического состояния;
3. визуализация - это метод работы с воображением или, по православной терминологии, «мечтание», когда человек, закрыв глаза, пытается нарисовать в темноте перед глазами какой-либо образ - со временем можно научиться видеть совершенно ярко и отчетливо воображаемое;
4. метод «сенсорной депривации» - то есть создание такой ситуации, когда полностью отключаются внешние стимулы, воздействующие на органы чувств. Обычно человека погружают в воду, чтобы ослабить чувство тяжести, в полную темноту и тишину, чем стимулируется «отверзение чувств» в мир невидимый. Эта технология очень захватывает, поскольку идет активный диалог со своим подсознанием, что согласно святоотеческой мысли - есть беседа с бесом;
5. использование наркотиков, которые бывают природного происхождения (марихуана, гашиш, опиум, конопля); псилоцибы (грибы); синтетические (производимые искусственным путем); токсические (клей, бензин, аэрозоли). Все это служит т.н. «расширению сознания» в оккультных практиках.
Третий поток - это интуитивистская мистика, к которой можно отнести такие направления, как: дзен-буддизм, философский даосизм, джана-йога (йога познания), учение Кришнамурти, учение Раджниша, учение К.Кастанеды и др. В этих учениях, как правило, отрицается рационально-логический подход к вещам и ситуациям, утверждается парадоксальность и противоречивость в поведении и словах, необходимость раскрытия в человеке способности реагировать спонтанно, интуитивно, не препятствуя и не удерживая своих желаний, бессознательных оценок и раекций. Девиз этого направления - полная внутренняя раскованность. В результате, например, даосизм впал в разнузданные оргии, скандальные истории с Раджнишем обошли весь мир, философия дзен-буддизма, вульгарно понятая на Западе, была одной из причин, породивших движение хиппи, свободную любовь и «сексуальную революцию» в молодежном движении 60-х. Цель дзена - достигнуть просветления как иррационального состояния «единства и гармонии с этим миром». То что именуется термином «инсайт» (интуитивное проникновение в духовный мир).
Отключение интеллекта является средством проникновения в невидимый мир и в учении Карлоса Кастанеды. В учении Кришнамурти целью является достижение «чистого сознания», свободного от любых мыслей, образов и форм. Именно такое «чистое сознание» и содержит, по мнению лжеучителей, всю Истину и все блаженство. Это некий упрощенный вариант нирваны.
Предложенный выше способ деления оккультизма на три потока (интеллектуальный, психофизиологический и интуитивистский) довольно условен. Следует правильнее говорить о смещении акцента на интеллект, практику или интуицию в любом из указанных потоков. Все они в той или иной мере пересекаются и имеют много общего. Однако есть одно характерное звено, которое сближает их - это техники медитации. Медитация в широком смысле - это процедура оперирования вниманием, в ходе которого человек либо отвлекает это внимание от любого содержания сознания, либо удерживает внимание неподвижно на каком-либо обьекте. Это удержание усиливается эмоциональным чувством благоговения и блаженства, рожденными мантрой, как в кришнаизме, например. Однако следует знать, что никакая медитация не содержит сокрушение сердца, являющегося основой православной молитвы. Именно в этом существенное отличие молитвы от всякой медитации. Безусловно, благоговение и внимание присутствуют и в православной молитве, и в медитации, но сокрушенного сердца не найти ни в одном восточном учении, где наличествует только антропоцентризм. Библия же говорит: «Начало мудрости есть страх Господень» Прит. 9:10.
Все мы в той или иной степени пребываем в прелести, которая, по определению свт.Игнатия Брянчанинова, есть «повреждение естества человеческого ложью», есть «пристрастное уклонение души ко лжи на основании гордости». Только покаяние способно избавить нас от лжи и неспособности увидеть истину. Только покаяние способно избавить нас от лжи и неспособности видеть истину.
Таким образом при всем разнообразии и внешнем различии оккультных религиозно-мистических систем, их психоделические приемы удивительно схожи. Цель этих приемов одна - установить контакт с невидимым миром в обход тех запретов, которые установил Сам Господь во время нашего земного странствования здесь на земле. Если расковырять бутон прекрасного цветка раньше срока, то что мы получим? Розу ли благоухающую или ее обезображенное уродство? Господь промыслительно сокрыл от нас эту последнюю тайну.
Что же касается жажды «прорыва» в иное измерение через оккультные подходы и практики, то следует помнить, что святитель Игнатий перечисляет тех, кто способен находиться в чувственном общении с СПМ. Вот этот список:
1. волхвы, отрекшиеся от Бога и признавшие богом сатану;
2. люди, предавшиеся страстям, и для их удовлетворения прибегшие к волхвам, потом при их посредстве вступившие в явное общение с падшими духами;
3. люди, истощенные пьянством или развратной жизнью;
4. подвижники, впавшие в самомнение и гордость (например йоги, которые ведут чистую жизнь, но при этом исполнены большой гордыни);
5. люди, способные к подобному общению по своему естественному сложению - медиумы от природы: Кейси, Ванга, Кашпировский, Чумак, Мессинг, Лонго и проч. ;
6. люди, употребляющие наркотические вещества или их аналоги;
7. люди, подпавшие под влияние подобных практик и добровольно их принимающих, а также давшие согласие на «лечение», «сеансы терапии», манипуляций и инициаций.
После прохождения оккультных практик нередко человек получает одержание (одержимость), и ему требуется серьезная церковная помощь.
Виктор Михайлович Чернышев, профессор богословия, руководитель информационно-просветительского Центра «Надежда».