ДИВО-ДИВНОЕ
Каждый просвещенный россиянин на сегодня знает, что началом объединения древних славянских племен, началом русской православной государственности явилось Крещение Руси, но не каждый догадывается, что этот духовный акт, иначе как чудо, как неизреченный Божий Промысл не назовешь. Почему так? Дело в том, что Крещение Руси, как заметил еще приснопамятный митрополит Иоанн (Снычёв), не было совершено по каким-то государственным или личным расчетам князя Владимира. Ко времени образования Киевской Руси уже была государственная религия - язычество. Оно крепло, развивалось и имело достаточно цельное мировоззрение. Утверждение своей религии было для князей и утверждением государственной самостоятельности и политической независимости. Осознавались князьями и опасения религиозных усобиц. «По всем человеческим расчетам, - отмечал митрополит Иоанн, - приняв христианство, Русская земля должна была бы потерять свое единство, или же, сохранив целостность, закоснеть в неисправимом языческом упорстве. Находясь на перекрестке дорог, там, где переплетались и сталкивались интересы мусульманского Юга, православного Востока, католического Запада и хищного иудейского Хазарского Каганата, Русь должна была бы ради спасения своей целостности хранить и свою религиозную самобытность. Казалось, ей предназначена судьба языческой империи. Любые уступки соседям должны были бы привести к неминуемому разделу Руси на «зоны влияния» мусульманства, иудаизма и христианства с последующей утерей государственного, религиозного и национального единства. История южных славян подтверждает это - когда-то единый народ разделился на православных сербов, католиков, хорватов и даже славянских мусульман, ожесточенно враждующих ныне между собой».
Так же поучителен и пример Золотой Орды, могучего государства, которое было разрушено религиозными усобицами после принятия в 1313 г. ханом Узбеком ислама и возведения его в ранг государственной религии. «Ее распад, - пишет митрополит Иоанн, - показывает, какова была бы судьба России, если бы все текло «естественным образом». Похожесть событий необычайна. И там и тут новая вера распространяется верховной властью, и там и тут религия единобожия призвана заменить древние языческие обряды. И там, и тут обращение завершает период междоусобиц. И там и туг - дикий, воинственный народ, отсутствие жесткого государственного единства, наличие как сторонников, так и противников новой религии. Совпадения можно перечислять и дальше. Тем более примечательно дивны дела твои, Господи! - полная противоположность следствий перемены веры. Святой равноапостольный князь Владимир возвеличил свою родину, а хан Узбек свою погубил».
Итак, Крещение Руси нельзя назвать простой сменой религии, это был духовный акт, совершенный по Божьему Промыслу. Не было у князя Владимира и личных корыстных интересов. Достаточно вспомнить, что он был ярым сторонником язычества, участвовал в человеческих жертвоприношениях. Известен факт, когда в жертву языческим богам был принесен христианин. В «Повести временных лет» об этом говорится следующее: «И сказали старцы и бояре:
- Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам.
Был тогда варяг один...[Федор] Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын [Иоанн], прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. И посланные к нему, придя, сказали:
- На сына твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам.
И сказал варяг:
- Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет... Не дам сына своего бесам.
Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим... И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили».
Федор Варяг и сын его Иоанн - это христиане, ставшие первыми на Руси мучениками за веру. А ведь убиты они были по решению князя Владимира принести в благодарность языческим богам человеческую жертву после удачного военного похода на ятвагов...
Язычество, буйный характера князя, плотские вожделения, которые он привык удовлетворять, - никак не способствовали принятию Православия - учения, требующего от человека самоограничения во всем. «Во время приверженности язычеству буйная натура князя безоглядно отдавалась порывам самых разрушительных страстей. Публичное насилие над пленной княжной Рогнедой, предательское убийство брата Ярополка, участие в человеческих жертвоприношениях, необузданная похоть, для удовлетворения которой Владимир содержал в трех гаремах 800 наложниц - вот далеко не полный перечень, позволяющий судить о его характере.
Но тем разительнее была перемена, произведенная в князе крещением. Преподобный Нестор-летописец указывает, что еще до обращения ему было какое-то видение, не уточняя и не раскрывая какое именно. Внутренняя духовная причина пере¬мен, происшедших с Владимиром, осталась тайной его души, скрытой от любопытных взоров потомков», - пишет митро¬полит Иоанн.
Да, князь Владимир следовал советам своей бабушки княгини Ольги, которая убеждала его принять христианство, да, прежде чем креститься он исследовал разные веры, пока не выбрал именно христианскую веру, но выбрать веру еще не значило уверовать, как говориться в Евангелии «всем сердцем... и всею душею... и всею мыслию» (Мф. 22, 37-40).
О чуде крещения князя Владимира в древнейшем памятнике русской письменности, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона говорится так:
«Как взыскал Христа, как предался Ему? Не видел ты Христа, не ходил ты за Ним - как же стал учеником Его? Другие и видев Его не уверовали. Ты же не видев уверовал. Поистине, сбылось на тебе благословение Господа Иисуса, реченное Фоме: блаженны не видевшие и уверовавшие.
...Знающие Закон и пророков распяли Его. Ты же ни Закона, ни пророков не почитавший, Распятому поклонился.
Как твое сердце отверзлось, как вошел в тебя страх Божий, как проникся ты любовью к Нему? Не видел апостола, который пришел [бы] в землю твою и нищетою своею, и наготою, гладом и жаждою сердце твое к смирению приклонил [бы]. Не видел, [как] беса изгоняют именем Иисуса Христа, как болящие выздоравливают, немые говорят, огонь в холод претворяется, мертвые встают - всего этого не видев, как же уверовал? Чудо дивное!»
ОТКУДА В НАС ВСЕ ЛУЧШЕЕ?
Федор Тютчев в одном из стихотворений о Крещении Руси назвал князя Владимира «блаженным»:
Жизнь без Христа - случайный сон.
Блажен, кому дано два слуха, -
Кто и церковный слышит звон,
И слышит вещий голос Духа.
Есть в этих строках глубокий смысл. Блажен был князь Владимир, который послушал «церковный звон», то есть благовестите Константинопольских священников о том, что христианская вера - правая вера. Но он услышал вещий голос Духа и последовал ему. Он не знал Христа, но уверовал. "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин. 20;29).
Принятие Киевским князем в свое сердце Христа было подобно прозрению гонителя христиан язычника Савла, ставшего апостолом Павлом. Не случайно в посвященном святому равноапостольному князю Владимиру тропаре поется: «...обрел еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную».
Известно, что перед принятием крещения князь заболел глазной болезнью и ослеп. Случилось это после того, как он захватил греческий город Корсунь (впоследствии Херсонес, а ныне Севастополь) и решил взять в жены сестру греческого Императора Анну. При этом он пригрозил Императору, что захватит и разграбит остальные греческие города, если не получит Анну. Но, как об этом писал историк С.М. Соловьев, ответ князь получил следующий:
- Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников, но если крестишься, то и сестру нашу получишь.
Князь же Владимир в свою очередь предал, что готов принять святое крещение:
- Я крещусь. Я уже испытал ваш закон, люба мне ваша вера и служенье, о которых мне рассказывали посланные нами мужи.
Греческий Император обрадовался этим словам и послал Анну в Корсунь, где она была торжественно встречена жителями. Но по прибытии в Корсунь греческая царица узнала, что князь Владимир ослеп и оттого был в сильной печали. Тогда Анна велела передать ему:
- Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорей. Если же не крестишься, то и не вылечишься.
На это известие князь Владимир сказал:
- Если в самом деле так случится, то поистине велик будет Бог христианский.
Об исцелении же князя Соловьев сообщает следующее: «Епископ корсунский с царевниными священниками, огласив, крестили Владимира, и когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел. Удивившись такому внезапному исцелению, Владимир сказал:
- Теперь только я узнал истинного Бога!
Видя это, и из дружины его многие крестились».
Так после совершения Таинства в купели прозрел Великий князь Киевский Владимир. Так спала с него пелена язычества.
Когда же спала пелена с телесного и духовного зрения князя Владимира он сразу увидел ту нравственную нечистоту, в которой пребывал до этого. И с этого времени его жизнь в корне изме¬нилась. Он распустил свои гаремы, начал помогать нищим, больным и немощным людям. Кормил голодных на своем дворе, а тем, кто по немощи и болезни не мог прийти - его возницы достав¬ляли продовольствие. Князь Владимир всеми силами старался осуществлять Христовы заповеди на деле. Боясь гре¬ха, не хотел судить даже преступников. Но тогда епископы сказали ему:
- Разбойники размножились, зачем не казнишь их?
- Греха боюсь, - отвечал князь Владимир
Епископы же возразили:
- Ты поставлен от Бога добрым на милование, злым на казнь.
И князь послушался епископов. Это говорит нам о том, что уже в самом начале устроения на Руси государственности Церковь оказывала свое влияние на власть и на общественный строй. В самом деле - по слову В.М. Соловьева «не о средствах распространения христианства советуется Владимир с епископами, но о том, как наказывать преступников; вместе с старцами епископы предлагают заботятся о внешней безопасности, и князь соглашается с ними». При этом, как пишет Н.М. Карамзин «Он был истинным отцом бедных, которые всегда могли приходить на двор княжеский, утолять там голод свой и брать из казны деньги. Сего мало: больные, говорил Владимир, не в силах дойти до палат моих - и велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи, мед и квас в бочках. "Где нищие, недужные?" - спрашивали люди княжеские и наделяли их всем потребным. Сию добродетель Владимирову приписывает Нестор действию Христианского учения. Слова Евангельские: блаженны милостивые, яко тии помилованы будут... вселили в душу Великого Князя редкую любовь к благотворению и вообще такое милосердие, которое выходило даже из пределов государственной пользы».
Однако если уж говорить о «государственной пользе», то будет весьма уместно привести слова святителя Иоанна Златоуста: «Поистине царь есть тот, кто побеждает гнев и зависть и сладострастие, подчиняет все законам Божиим, сохраняет ум свой свободным и не позволяет возобладать душою страсти к удовольствиям. Такого мужа я желал бы видеть начальствующим над народами, и землею, и морем, и городами, и областями, и войсками; потому что кто подчинил душевные страсти разуму, тот легко управлял бы и людьми согласно с божественными законами...»
Возвращаясь к вопросу значимости Крещения Руси нельзя отрицать, что именно оно положило начало православной государственности и предопределило развитие различных сторон государственной и общественной жизни. С.Ф. Соловьев отмечал несомненное - вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. А вскоре появились и школы с учителями-священниками и книжники, собиравшие и переписывавшие книги. Оттого и восклицается в акафисте св. рвап. князю Владимиру «Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю... Радуйся, истиннаго просвещения и благочестия в ней насадителю...»
Так прозревший духовно князь Владимир, положил начало и духовному прозрению русского народа. И стала с него благодаря просвещению спадать пелена язычества, пелена безбожия, и с тех пор по слову святителя Илариона, митрополита Киевского, православные на Руси «не идолослужителями зовутся, но христианами, и уже не капища строим, но Христовы церкви зиждем; уже не заколаем друга бесам на жертву, но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу. Все страны Благий Бог помиловал - и нас не презрел, захотел и нас спасти и в разум истины привести».
Вместе с книжностью пришли на Русь и новые юридические отношения между властью и крестьянами. Митрополит и духовенство управляли подчиненными им крестьянами на основании особого сборника законов - Номоканона (Кормчая Книга). В этой книге были прописаны не только церковные правила, но и гражданские законы. В то время князья дарили русской Церкви огромные земельные наделы. И отношения с земледельцами духовенство оформляло юридически. «Таким образом, - пишет известный историк С.Ф. Платонов, - на Руси вместе с новым вероучением появились новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи». И до сих пор православные христиане просят в молитве святого князя Владимира «Моли, благосерде, Человеколюбца Господа... да оградит державу мудрыми и верными слуги, да соблюдет в судиях и правителех правду и милость...».
«Широко было влияние Церкви на гражданский быт языческого общества, - пишет далее Платонов - Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.
Наконец, христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства, и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Таким образом развилось национальное искусство».
«Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне более дорожим мы по справедливости, о чем приятно размышлять нам, что отрадно и утешительно видеть вокруг себя? От веры Православной, которую принес нам равноапостольный князь наш Владимир» - утверждал духовный писатель середины 19 века, архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов).
Игорь Евсин, Русская народная линия