Уроки Русского
“Отличай честолюбие от гордости и кичливости” А.В. Суворов
Уроки Русского
12.02.2021

МАТ.jpg

В России с 1 февраля вступил в силу Закон, ограждающий пользователей социальных сетей от откровенного мата. Имеет ли он отношение к национальной безопасности?

ЗАБЫТЫЙ ЗАВЕТ ПРЕДКОВ

Мера со всех сторон верная и, признаться, припоздавшая. Не зря ведь матерную брань законотворцы фактически приравняли к иным деструктивным призывам и действиям, наряду с терроризмом или склонению к суицидам! Ведь что бы не говорили и не писали защитники и любители «солёного словца», сквернословие никогда не должно получить легитимность и прописку в языковом и культурном пространстве государствообразующего народа, поскольку тем самым ему наносится невидимый, но сокрушительный урон. Завет предков отсылает нас к истокам русского языка, когда само слово «язык» было синонимом слову «народ», что означало одно: о чём люди этого рода-племени говорят, то они из себя и представляют.

Сакральность языковой сферы предполагала следить за речью, выбирая выражения и тщательно подбирая слова. Истоки матерных слов, по мнению большинства лингвистов, связаны с фаллическим культом, развитом в языческом мире почти повсеместно, и у древних славян они тоже имели вполне определённый смысл. Эти слова выражали конкретные действия, связанные в основном с деторождением и носили ограниченный, специфический характер. Вот что пишет занимавшийся этой проблемой русский учёный, Действительный член Русского географического общества, Геннадий Чеурин: «Употреблять эти слова можно было только мужчинам и не чаще нескольких раз в году, после чего они были под строжайшим запретом». Вне темы продолжения рода слова эти были прежде всего связаны, с бранью – войной, когда проклинали супостата, нанося ему оскорбления.

Зато колдуны и ворожеи регулярно использовали их для совершения своих магических обрядов, например, для наведения порчи на потомство проклинаемого ими человека. В древней болгарской хронике XIV века слово «изматерили» употребляется именно в значении «прокляли». Так, неужели наши «тёмные», безграмотные предки ошибались, а мы такие просвещённые и образованные смело нарушаем известные им, но отвергнутые нами духовные законы? Ведь недаром по окончании Смутного времени (XVII век) был издан царский указ, строго наказывающий подданных за сквернословие, которое широко распространилось на Руси в тот период.

До недавнего времени существовало некое всеми признанное табу на мат, которое, однако, часто нарушалось, ведь нет правил без исключений. Но и тогда матерщина считалась уделом людей специфических профессий и групп населения: в т.ч. (увы и ах!) военных, заключенных и других, выходящих за т.н. «рамки приличия». И все это прекрасно понимали, в т.ч. любители обсценной лексики. Мата было принято стыдиться в обществе, при детях и женщинах, он осуждался и был недопустим в публичном и тем более печатном пространстве.

МАТ, КАК АНТИМОЛИТВА

Что касается мата в армии, то он прописался и фактически легализовался там как раз в революционное и послереволюционное время крушения всех «рамок», самой старой армии и рождение в её крови новой. Корни этой недоброй традиции напрямую связаны с отходом некогда христолюбивого русского воинства от Бога, отрицания сакрального значения слова и матерщины в частности.

Трудно себе представить матерящегося генералиссимуса Александра Суворова, фельдмаршала Михаила Кутузова или адмирала Павла Нахимова, а вот уже в окопах Первой мировой мат (заодно с листовками о свержении законной власти) стал появляться куда чаще. Позже он перекочевал и в штабы. Для многих известных красных командиров, ставших видными советскими военачальниками и полководцами - выходцами из т.н. «простого народа» мат был вполне допустим в общении с подчинёнными и быстро прижился в лексиконе солдат, матросов и командиров Красной, а позже и Советской армии и ВМФ. Увы, никуда не ушел он из казарм, кубриков и офицерских канцелярий, и нынешней Российской армии, считающей себя ее правопреемницей.

Однако бытует мнение, что, мол, мат помогает не только расслабиться после боя или напряженного дня, но и наоборот, концентрирует, мобилизует в нужный момент, придаёт сил. Всё верно, но каков их источник? Вот что по этому поводу пишет в своей книге «Правда о русском мате», не понаслышке знакомый с солёным флотским фольклором капитан 1-го ранга запаса, а ныне епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин): «Мат, с духовной точки зрения, это антимолитва. Через матерные слова происходит поклонение «князю тьмы», и, как следствие, человек отступает от Бога. При этом, конечно, чувствует эту «чёрную энергию» и она его возбуждает. Матерящийся притягивает силы зла и доверяется им. Эта разрушительная энергия обладает способностью вызывать в человеке привыкание, зависимость наподобие наркотической. Привычка к мату во многом носит характер зависимости от наркотического вещества: человек уже не может жить без подобной политики, но плата за этот допинг непомерно велика – он лишает себя помощи Божией».

Но сторонники теории легализации мата приводят многочисленные примеры из боевой практики, даже ссылаются на некие научные исследования, из которых, становиться ясно, что и Великую Отечественную войну то мы выиграли во многом благодаря русскому мату, чем нужно чуть ли не гордится! Таким «исследователям» хочется напомнить на соотношение потерь наших с немцами (не употреблявших русский мат) и вернуться к заветам предков, которые знали, что помощь нечистой, злой силы не бывает бескорыстной.

РУССКИЙ БРОНЕЖИЛЕТ

Если уж зашла речь о войне, о сравнении опыта противника, то давайте его изучим на примере чеченских кампаний. Даже для самых упёртых материалистов не секрет, что боевики позиционировали себя верующими людьми - мусульманами и вместо матов использовали воинственный клич «Аллаху акбар!» - «Аллах велик!», который придавало им сил и уверенности, что Всевышний сохранит им жизнь. Я своими ушами слышал от одного из боевиков в период мирных переговоров в августе 1996 в Грозном, что «Аллаху акбар» они называли «чеченским бронежилетом». Свидетельствую, как ветеран боевых действий, что воинами чеченцы были храбрыми, а штатные армейские бронежилеты практически не использовали.  

Теперь приведу пример из первой чеченской компании со слов тогдашнего лейтенанта ВДВ Николая Кравченко (позывной «Чукча»). Январь 1995-го. Разведгруппа во главе с ним, уходя от преследований боевиков, укрылась в одном из полуразрушенных высотных зданий в центре Грозного. Здесь они встретились с несколькими солдатами – призывниками во главе с капитаном из 131-й Майкопской бригады, разгромленной чеченцами в Новогоднюю ночь. Заняв круговую оборону, они стали надеяться на чудо - ждать подкрепления. Но ему в те дни просто неоткуда было взяться. Экономя боеприпасы, ребята понимали, что шансов остаться живыми у них очень мало: огонь и натиск бандитов нарастали. Их победное «Аллаху акбар!» резало уши и парализовывало волю. Оставалась единственная возможность выжить хоть кому-то: идти на прорыв. Мысленно лейтенант помолился Богу и почему-то дал слово, если выживет - построит Ему храм…

А потом было чудо. Среди бела дня, горстка русских воинов под крик «Христос Воскресе!» рванулась вперёд на ошалевших, не ожидавших такого боевиков. «С этими словами, закричав что есть мочи, мы бросились в прорыв и началась страшная рукопашная схватка… В результате мы ВСЕ прорвались. Все до единого! Да, мы все были ранены, многие серьёзно… но все выздоровели. И я точно знаю, что, если бы пошли на прорыв с нашими традиционными матерными криками – не прорвались бы, все там полегли», - вспоминал позже майор запаса Николай Кравченко, ныне священник Русской православной Церкви.

Так появился Русский бронежилет, но часто ли увидишь его применение в воинских подразделениях или окопах на Донбассе или в Сирии? Кто за это отвечает?

УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Сегодня усилиями новых революционеров, прежде всего либеральной ориентации, снова стараются если не убрать, то значительно расширить те сохранившиеся самые ещё «рамки приличия», мешающие, по их мнению, свободно выражать своё мнение! Среди них особенно выделяются всякого рода и калибра т.н. «звёзды», начиная с известного пропагандист мата на сцене Сергея Шнурова, стоящего ныне у истоков формирования культурной политики государства, как член Общественного совета при комитете Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по культуре. Как там оказался этот злой клоун?

Странная у этих людей логика, ведь богатейший русский язык обладает по сути неограниченными возможностями описывать все психоэмоциональные состояния души человека, плюс к этому есть неологизмы и заимствованные из иностранных языков слова. Но в этом вопросе ориентированные на Запад борцы за свободу проявляют удивительный патриотизм, оказываясь по сути в одном окопе с теми, кто оправдывает матерщину в армейском строю – обе эти категории людей ссылаются на… национальные традиции!

Какие традициям, откуда они взялись? Матерная брань, как показано выше, никогда не была своего рода матрицей для русского народа, иначе мы давно бы деградировав, вымерли, ведь даже древние славяне - язычники не матерились.

Зато сейчас вымирание и деградация государствообразующего народа идёт полным ходом и всё ускоряющимися и угрожающими темпами (только за прошлый год нас стало меньше на полмиллиона человек). Одна из причин лежит, безусловно, в духовной сфере и указана выше епископом Митрофаном. Дальше он продолжает: «Каким будет потомство, можно себе только представить, слыша, как будущие мамы без стеснения стремятся перещеголять парней в умении материться. Нередко современная девица запросто поливает словесной грязью своих еще не родившихся чад». Уж чего чего, а такого раньше сроду не было не было, чтобы проклятие своего потомства родителями начиналось с материнской утробы! Это ли не угроза национальной безопасности?

Признав мат нашим, родным, мы попадаем и в еще одну ловушку. «На этом нашем печальном заблуждении успешно спекулируют националистические силы бывших республик СССР, умело разыгрывая, надо признать, справедливое утверждение: «Жить с Россией – значит жить в матерщине», «В России матом не ругаются, на нем разговаривают» и т.п.», - пишет дальше епископ. Так кому выгодно выставлять русский народ поголовно матерящимся быдлом, «ватником», да ещё и гордящимся этим?

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Наверняка найдутся скептики, прагматики, материалисты и просто недоверчивые люди, которые скажут, что это всё ерунда и что революция всё равно уже произошла и она связана с поголовной интернетизацией всего мира, сметя заодно все рамки и запреты. Соглашаться с ними я бы не стал, поскольку материться все-таки не сам по себе интернет или даже боты, а скрывающиеся за никами и программами люди, то есть всё возвращается к проблеме человеческой личности, её воспитанию, культуре, осведомленности. Где и кем они воспитывались? Ответ на этот вопрос дан выше.

Поэтому вступившие в силу законодательные изменения, предусмотренные ФЗ № 530 от 30 декабря 2020 года «О внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», переносят «рамки приличия» в интернет, закрепляя официальный запрет на использования мата теперь не только в публичном пространстве. Вместе с ФЗ № 53 от 1 июня 2005 года «О государственном языке РФ» этот шаг можно понимать, как призыв здоровых национальных и патриотических сил к объединению усилий в борьбе с этим страшным злом. Это напрямую относиться к Армии.

Хочется верить, что эти законодательные инициативы коснуться и славного Российского воинства, которое ведет свою родословную всё-таки не от буденновцев, чапаевцев тли дзержинцев, но от христолюбивых витязей Александра Невского, ратников Дмитрия Донского, мушкетёров Петра Первого, гренадёров Александра Суворова, матросов адмирала Ушакова и Нахимова. И что Министерство обороны, другие силовые ведомства не остановятся в возрождении духовных традиций Русской армии на строительстве грандиозного Главного храма Вооружённых Сил, посвященного Воскресению Христову или Главного Храма Росгвардии, посвященного святому князю Владимиру, но пойдут гораздо дальше, искоренив в Вооружённых Силах в т.ч. и эту дурную и вовсе небезобидную привычку.     

Роман Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий, религиовед