Самые серьезные угрозы национальной безопасности России происходят сегодня от отсутствия собственной концептуальной власти, попыток продолжать жить по правилам врагов, а также из-за нашего непонимания серьезности момента и отсутствия теории, стратегии и инструментов своей войны.
Для успешного развития России необходимы национальная стратегия, единое понимание состояния дел в стране и мире, а также самодостаточная экономика. Требуются дееспособная армия, ресурсы обеспечения государственной безопасности и развития и, конечно же, лидер, способный вести Отечество к победе. Мы нуждаемся в профессиональном и нравственном управлении державой, а кроме того, в воле нации к победе.
При этом у нас имеются ресурсы, коими мы пока не можем эффективно распорядиться, армия, которая начала наконец строиться правильно, и лидер, которому верит народ. Все остальное, включая экономику и национальное единство, еще необходимо формировать и строить.
Концептуальная власть основывается на собственных цивилизационных ценностях, идеях и смыслах, которые формируют культуру, образ жизни, менталитет и идеологию, определяют наш исторический путь и успех, а также суть национальной стратегии.
К сожалению, собственной национальной стратегии у России нет, и это является самым важным в понимании нашей уязвимости. Но существование нации без этого бесцельно. В результате она не решает задачи своего развития, а приспосабливается к свершившемуся, реагировать на чужие действия и факты.
Главная цель национальной стратегии России – это прежде всего сбережение своего народа и обеспечение его достойной жизнью. Именно это и должно быть предметом деятельности правительства и критерием оценки качества его работы. Следующая цель – выживание, развитие, успешность и историческая вечность России как цивилизации, суперэтноса и великой державы.
Эти две цели не могут меняться в зависимости от политических или партийных пристрастий, сроков очередных выборов или корпоративных договоренностей. Решением вытекающих из них задач должна заниматься не только государственная власть, но и все гражданское общество. В любом другом случае страну ждет историческое поражение.
Стратегическая матрица
Официальное определение национальной безопасности как состояния защищенности основных прав государства, общества и личности глубоко ошибочно. Примитивно и понимание национальных интересов только как неких конкретных факторов жизнедеятельности. Это не только дает искаженную картину бытия, но и не позволяет правильно и точно ее корректировать.
Базой формирования национальных интересов является стратегическая матрица, основой которой служат сама нация, ее историческая культура, ментальность, а также жизненное пространство и контролируемые ресурсы.
Нация кровно заинтересована в безопасности и развитии собственной матрицы, поэтому она наделяет государство правом и ответственностью официально формулировать свои интересы в виде приоритетов национальной стратегии развития и задач текущей политики.
Национальная безопасность формируется практикой государственных усилий по приближению параметров существования народа к идеальным условиям, а ее главной целью является гарантированное обеспечение здоровья стратегической матрицы.
Базовыми критериями и задачами национальной безопасности России остаются гарантированное обеспечение самовоспроизводства, самообеспечения и самосовершенствования, а также возможности свободного развития в соответствии с определенной стратегией и предназначением. К задачам безопасности относится и сохранение территории страны, исторических ценностей, культуры и образа жизни народа, способность гарантировать стабильность государственного строя собственной вооруженной силой.
Формирование таких возможностей, а также благожелательной внешней и внутренней обстановки для соответствия России этим критериям – суть политики государства, основа ежедневной предметной деятельности власти.
Практическими критериями национальной безопасности также выступают определяемые отечественной наукой объективные показатели уровней состояния сфер жизнедеятельности населения, функционирования государства и отдельных отраслей (в том числе стандартов качества жизни и всех видов производств). Эти критерии являются важнейшими инструментами управления державой, так как оценка их объективных изменений дает возможность реально определить базовые состояния войны и мира и своевременно принять необходимые меры.
Победители и проигравшие
Первая мировая в ракурсе геополитики была войной империй, а с точки зрения концептуальной власти – вероучений и культур. Она закончилась крахом монархических империй, отступлением православия и ислама, поражением этики самодержавия. Торжествовали США и Антанта (без России), католическая культура, либерализм как царство свободы (в том числе от религии), равенства (добра и зла), братства (в форме космополитизма).
Вторая мировая война завершилась разгромом национал-социализма и совместной победой коалицией государств либерал-демократии и тоталитарной коммунистической идеологии. При этом сложилась новая глобальная двухполюсная (Запад – США, Восток – СССР) система антагонистических геополитических образований.
Холодная война – глобальное противостояние коммунистической и либерально-демократической идеологий – привела к краху СССР и мировой социалистической системы. Но коммунизм в России пал не как идеология, а как политическое образование. Страна потерпела поражение в культуре, ибо конец идеологии наступает тогда, когда идея становится организацией, а духовная истина превращается во власть. Это стало возможным в связи с утратой национальной культурой православной составляющей, отсутствием официально принятых концептуальных основ нации и государства, перерождением элит и ослаблением их воли. Антироссийские специальные действия наших геополитических противников оказались успешны потому, что пустое национальное пространство смыслов, лишенное соответствующей идеологии и этики, заполнилось культами потребления, выгоды и толерантности. И сегодня Россия не устраняет причины этого проигрыша.
Мы боремся за родной язык для того, чтобы думать и объясняться на нем в терминах враждебной нам культуры. Говорим о войне, но продолжаем жить так, будто ее нет и не будет, не готовя штабы и кадры, способные ее вести. Коммерческая выгода и доходы превалируют в нашем сознании и практике над всем. Строим ориентированные на болонскую систему и страховую медицину образование и здравоохранение, которые будут похоронены с первым выстрелом. Не готовим к войне стратегический тыл, лишая себя резервов, ресурсов и пространства для отступления. Все, что сейчас боеспособно и боеготово, уничтожат в начальном периоде войны. И все это понимают.
Наше культурное и информационное пространство переполнено чужими идеями, текстами, фильмами и людьми. Навязанные мировым потребительством стандарты жизни и этика бытия ведут нас к утрате остатков национального и суверенного. И даже понимая это, отравленная нация не самоочищается.
Вся наша гуманитарная сфера – лишь часть чужой победившей культуры и зависимость от нее не уменьшается, а только растет. Любое действие, направленное на подготовку к войне и сопротивление врагу, победившая нас чужая культура поглощает своей аморфностью. И все это творится по Конституции и праву уважаемыми людьми и институтами.
Гуманитарная беспомощность
Анализ развития стратегической ситуации в мире и стране подтверждает важность гуманитарной сферы для выживания России. Нам необходимо создание специального органа для решения всех гуманитарных задач, включая целеполагание, организацию взаимодействия и контроля в этой сфере.
Анализ документов, имеющих отношение к формированию современной гуманитарной сферы Российской Федерации, приводит нас к следующим выводам.
Патриотическое воспитание россиян не является основной функциональной обязанностью ни одной госструктуры, то есть бесхозно. Задачи рассеяны по нескольким министерствам и ведомствам (Минобороны, Минобрнауки, Минкультуры, Росвоенцентр, управление администрации президента, Росмолодежь и т. д.), но ни одно из них не отвечает за направление целиком, получая при этом необходимые средства, штаты и возможности.
Напомним, что в СССР эта работа была возложена на Центральный комитет КПСС и Вооруженные Силы (Главное политическое управление), которые определяли основы ее организации, руководили ею и отчитывались за нее. Все задействованные в выполнении данной задачи министерства, ведомства и региональные власти выполняли установленные правила и принятые планы патриотической работы.
Сегодня же реализация даже принятых решений зависит от личных вкусов и политических пристрастий руководителей. Например, если Минобрнауки и Минкультуры относят себя к либеральному крылу, то они таким образом и формируют свою работу, политику, законотворчество и практику.
Функции стратегического целеполагания и управления развитием гуманитарной сферы страны не сосредоточены в едином центре и тонут в системе государственных и общественных структур, ни одна из которых не обладает необходимым уровнем ответственности и профессиональной компетентности. Имеющиеся институты неспособны ставить, формулировать и самостоятельно разрабатывать документы стратегического уровня. Они полагаются на аффилированные и, как правило, подчиненные им экспертные структуры, отличающиеся несомненной лояльностью к заказчику, но крайне низким уровнем профессиональной подготовки. Практически все они имеют несомненный либеральный уклон и носят прозападную ориентацию.
Не разработаны критерии и показатели качественных состояний произведений искусства и проектов в гуманитарной сфере, а также деятельности общественных объединений, занимающихся вопросами повышения культурного уровня граждан России, их просвещения, образования и воспитания.
Вся гуманитарная сфера нации в целом бесцельна, разнонаправленна, ни на чем едином и фундаментальном не основывается, ничем и никем не координируется. Все делается на уровне плохо образованных и ангажированных деньгами или ведомственной принадлежностью исполнителей.
Без создания стройной системы национальных концептуальных основ России в гуманитарной сфере ее позитивное развитие невозможно. Органом, уполномоченным решать весь комплекс соответствующих проблем, могла бы стать специальная Национальная коллегия по аналогии с Военно-промышленной комиссией РФ.
Негативный кадровый отбор
Сегодня у нас есть только один неиспользованный ресурс развития – грамотное, профессиональное и нравственное управление державой. Причем ресурс этот не только не задействован, но и его возможности сокращаются, так как существующая система и модель его формирования порочны, ничего позитивного для Отечества не несут.
Страна просто не в состоянии эффективно управляться. Затруднена сама возможность принятия адекватных решений. Вместо этого полным ходом работает система согласования мнений, когда никто не несет личной ответственности за качество и последствия своих действий. Ни одна из властных инстанций сама и инициативно проблемы не формулирует, в лучшем случае занимается текущими вопросами и от всего, что приходит со стороны, уклоняется. Формирование и кадровое наполнение властных структур, продвижение по службе производятся не по заслугам, а по принципу личной лояльности, зависимости и заинтересо-ванности.
Кроме того, отсутствует и обратная связь общества и власти. У большинства принимающих решения лиц любого уровня нет навыка личного вникания в существо проблемы, изучения предложений, идущих от общественности, вообще любых документов, требующих самостоятельных размышлений, соответствующего уровня культуры и образовательной базы. Не наблюдается даже профессиональной готовности к принятию решений, а также к непосредственному общению с инициаторами и авторами документов. Этим занимаются не всегда хорошо подготовленные референты и секретари. Так у ответственных лиц образовалась зависимость от своего секретариата, который формирует повестку дня начальника, определяет проблематику его работы, готовит предложения по дальнейшим действиям, получая по итогам своей работы вполне конкретные экономические и политические дивиденды.
В результате мы имеем дело с негативным кадровым отбором, приводящим к тому, что практически все решения правительства в гуманитарной сфере направлены против интересов нации. С такой политикой шансов на победу в войне у нас нет.
Вооруженная фаза неизбежна
Западу удалось снять у наших людей и руководителей ощущение уже ведущейся против России войны. Железный занавес становится все более плотным и санкции – только этап, эпизод. Дальше будет только хуже. Никакими уступками и компромиссами ничего поправить нельзя, можно только усугубить ситуацию.
Вооруженная фаза войны на национальной территории России почти неизбежна. Сейчас же испытываются разные варианты сколачивания антироссийского интернационала. Все уже произошедшее – лишь пробные камни принуждения РФ к войне. Надо привыкать и учиться терпеть.
У руля государства сегодня должны стоять люди, способные воевать и побеждать, а не говорить. Нельзя своими руками участвовать в подготовке собственного поражения, необходимо ликвидировать любую потенциальную возможность переворота. Нация обязана знать своих героев и антигероев. Нужно искать и продвигать во власть не лояльных болтунов, прихлебателей и удобных трусов, а профессионалов, способных принимать решения, организовывать их исполнение и нести ответственность. Необразованный, некомпетентный чиновник и вор – пособник врага. Госуправление, финансовые институты и информационную сферу следует незамедлительно очистить от лиц недостойных, некомпетентных или разделяющих чуждые нам ценности.
Россия должна обрести свою концептуальную власть и создать национальную стратегию как основу всех государственных взаимодействий.
Конечно, Запад и Соединенные Штаты исключительно сильны. Но давайте вспомним, какими непобедимыми выглядели Наполеон и Гитлер перед походом на Москву, США перед началом войны с Вьетнамом. И чем для них все это кончилось.
Александр Владимиров, президент Коллегии военных экспертов России, старший научный сотрудник ИЭ РАН, генерал-майор в отставке