Атомный первенец
“Молись Богу, от Него победа!” А.В. Суворов
Атомный первенец
17.01.2019

АПЛ К-3 КИТ.jpg

60 лет назад, 17 января 1959 года, после государственных испытаний в Белом море, был утверждён приёмный акт о передаче ВМФ в опытную эксплуатацию первой советской атомной подводной лодки проекта 627 «К-3», под шифром «Кит». Открывалась эра атомного российского подводного флота.

Этому итоговому событию предшествовала большая, кропотливая работа, которую, без преувеличения, выполнял весь Советский Союз.

Поисковые работы по созданию атомной подводной лодки начались ещё в 1949 году, когда были достигнуты результаты в создании атомных реакторов. Девятого сентября 1952 г. И.В.Сталин подписал постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта 627». Начались непосредственные работы по созданию АПЛ.

Первая советская чисто «земная» атомная энергоустановка мощностью 5мВт была введена в строй в Обнинске в 1954 году. Затем последовал первый корабельный реактор, предназначенный для установки на мирном атомном ледоколе «Ленин», который явился фактически опытным судном, служившим для отработки корабельной силовой установки. Пуск лодочного реактора, смонтированного в Обнинске, состоялся восьмого марта 1956 года.

Работы групп проектантов, созданных для реализации АПЛ, велись в обстановке повышенной секретности, с привлечением крайне узкого круга лиц.

Опытная атомная подводная лодка 627-го проекта предназначалась в первую очередь для всесторонних испытаний в морских условиях первого образца ядерной энергетической установки с водо-водяным реактором. Но она рассматривалась и как головной образец новой стратегической системы вооружения для борьбы с основным «потенциальным противником» - тогда это были США.

Полномасштабная разработка опытной АПЛ 627-го проекта, получившей шифр «Кит», была весной 1953 г. передана ленинградскому СКБ - 143, главным конструктором которого был назначен В.Н.Перегудов. В мае 1954 г. завершились работы над техническим проектом АПЛ, а в июле к участию в программе, наконец, были привлечены военные морские специалисты.

О масштабах работ по созданию первой отечественной АПЛ говорит тот факт, что к участию в программе было привлечено 135 организаций и предприятий, расположенных практически по всей территории СССР, в том числе 20 КБ и 80 заводов-поставщиков различного оборудования. В обстановке величайшей секретности в июне 1954 г. лодка была заложена на заводе №402 в г. Молотовске, ныне СМП г. Северодвинск. Девятого августа 1957 г. АПЛ была спущена на воду, а 14 сентября 1957 г. была произведена загрузка ядерных реакторов.

Третьего июля 1958 г. лодка, получившая тактический номер «К-3», вышла на ходовые испытания в Белое море, а четвёртого июля в 10 часов 03 минуты впервые в истории отечественного флота для движения корабля была использована атомная энергия. Первого декабря 1958 года испытания были завершены.

В январе 1959 года «К-3» была передана ВМФ для опытной эксплуатации, которая завершилась в 1962 году, после чего АПЛ стала полноценным боевым кораблём Северного флота, в рядах которого она прослужила 32 года, имея большие заслуги и страшные аварии. В июле 1962 г., после похода к Северному полюсу подводная лодка получила персональное имя «Ленинский комсомол».

Созданная позднее американской АПЛ «Наутилус» (SSN -571), наша «К-3» значительно превосходила первенца американского подводного флота. И это был наш собственный«Кит». АПЛ проекта 627 послужила базой для создания последующих проектов атомных подводных лодок, в том числе и ракетоносцев.

АПЛ «К-3»всей своей боевой жизнью заслужила стать музеем отечественного атомного подводного флота. Но...!На развороте книги «Субмарины. История подводной войны» (М. Эксмо 2014) эффектно смотрится наш первенец атомного флота АПЛ «К-3». Автор книги Джеймс Дельгадо пишет: «... В 1991 г. она была выведена из состава флота, в настоящее время - это музейный корабль».Глубоко ошибается уважаемый автор.

Прошло уже пять лет с написания этих строк, а судьба «К-3» так и остаётся в подвешенном состоянии. До сих пор не определено место постоянной стоянки, да и неизвестно, где сегодня находится сама подводная лодка. Вот такие мы хранители нашей истории....

Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник

Русская Народная Линия