Государственное значение системы кадетского воспитания
“Без молитвы оружья не обнажай, ничего не начинай” А.В. Суворов
Государственное значение системы кадетского воспитания
14.12.2018

shestdesyat-let-kadetskomu-pismu_1.jpg

«Кадетское письмо» часто получает письма из России с вопросами, связанными с системой кадетского воспитания. За 23 года своего издания, «Кадетское письмо» опубликовало немало статей на эти темы. Ниже мы публикуем выдержки из одного такого письма и некоторые содержащиеся в нём вопросы и наши ответы на них.

«...К вам обращаются юнкоры кадетской школы-интерната... Дело в том, что с недавних пор мы начали выпускать свою внутреннюю газету «Просто ШИК» (школа-интернат кадетов)... Решили написать вам, чтобы больше узнать о кадетском движении за рубежом. Надеемся, вы не откажетесь ответить на наши вопросы. С уважением - юнкоровцы кадетской школы-интерната.»

ВОПРОС: Лицом к лицу лица не увидать. Издалека Россия, возможно, более понятна. Что, в частности, о кадетских школах знаете и думаете?

ОТВЕТ: Первоначальным прообразом кадетских корпусов были гимназии Древних Афин (от слова «гимнастика»). Они положили начало педагогической системе многих стран до наших дней, что видно из греческого происхождения следующих современных слов на многих языках: лицей, гимназия, школа, академия, педагогика.

В Афинах существовали три гимназии, одна из которых называлась лицей, в которых религиозно-традиционное и патриотическое воспитание включало в себя также гуманитарное образование, военно-гимнастическую подготовку и культурное просвещение. Их главной целью было подготовить будущих граждан афинской демократии для военной службы и вообще для исполнения всех гражданских обязанностей в афинском полисе. После 4 лет начального обучения, от семи до десяти лет, а затем трёхлетнего литературно-музыкального обучения, воспитание в этих гимназиях продолжалось три года. Выпускники гимназий должны были затем отслужить два года воинской повинности, и лишь затем становились полноправными гражданами. Согласно Платону, в его труде «Законы», если они хотели заниматься политикой, они должны были еще учиться до 30-летнего возраста философским, юридическим и математическим наукам, дабы хорошо понять «взаимосвязь божественных и человеческих законов». После этого, начиная с тридцатилетнего возраста, они могли начинать карьеру государственного деятеля.

Афинские гимназии по видимому были созданы на базе каких-то первоначальных общегреческих учреждений для молодёжи, ибо в Спарте они тоже существовали, но без гуманитарных составляющих. В Афинах эти организации для молодёжи были усовершенствованны, возможно, уже вскоре после создания греческого алфавита, первого алфавита с гласными, и записи с его помощью стихов Иллиады и Одисеи, в VIII веке до Р. Х. Так стало возможным широкое обучение молодёжи основам эллинской культуры и сочетание военно-гимнастической подготовки с гуманитарным образованием, в рамках традиционного религиозно-патриотического воспитания, для достижения «калогатии» (совокупности добродетелей). Из Афин эти интегральные гимназии распространились по всему эллинистическом миру, а затем и по Римской Империи, вместе с эллинской культурой. С наступлением Средних Веков, они повсюду исчезли.

В России в 17 веке были учреждены т.н. «полки дворянских детей», т.е. полки детей кадровых военных, считающихся служилыми людьми при княжеском дворе, и посему называемых «дворянами». Их готовили к офицерскому служению. Тогда, при царе Алексее Михайловиче, были учреждены вообще первые русские полки, как поется в одной старой русской солдатской песне:

Давно, при царе Алексее,

В степях где дрались казаки,

На гранях Московский Росссии,

Родилися наши полки.

Во Франции же, Указом короля Людовика XIV от 1682 года, были учреждены не полки, а «кадетские роты», для «обучения молодых людей военному искусству и воспитанию великодушия». (Слово кадет на гасконском наречии значит маленький или будущий капитан, от капут, голова, по-латыни. Значит смысл этого слова первоначально был: молодой кандидат в офицеры.) Затем, в Пруссии в 1717 году была учреждена первая кадетская школа, Kadetenschule. В Аргентине, они называются военными лицеями, Liceo miltar, но совокупность пяти рот-классов в них называется «кадетский корпус», cuerpo de cadetes.

В России «Царь, великий князь и самодержец Великия, Малыя и Белыя России» Петр Алексеевич, царским указом учредил в 1701 году первый русский кадетский корпус, морской: «Во избаву же и пользу православного христианства быть математических и навигацких хитростных наук учению». Это и есть начало кадетской системы в России. Затем, Императрица Анна Иоанновна учредила в 1732 году Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Это были военные интернаты с серьёзной образовательной программой, но с военной дисциплиной, военным порядком и военной и технической подготовкой. К началу Первой Мировой войны в России существовало 32 кадетских корпуса, которые были ликвидированы одной из воюющих сторон во время гражданской войны, но несколько кадетских корпусов эвакуировалось заграницу с Юга Росссии и из Владивостока. В 1943 году были учреждены Суворовские военные училища, «по образу и наподобие» старых русских кадетских корпусов». Значит, под разными названиями успешно развивалась в течение многих веков эта система кадетского воспитания. Она повсюду учреждалась волей великих государственных мужей, ибо эта система всегда и всюду имела большое государственное значение. По указанию XII Кадетского Съезда русских кадет в эмиграции, состоявшегося в 1990 году в городе Санта Роза, в Калифорнии, в Аргентине была создана «Комиссия для определения основных предпосылок для наименования «Русский Кадетский Корпус», которая вынесла следующее определение:

«Предпосылки для наименования «Русский Кадетский корпус: «Русские кадетские корпуса поставляли русскому государству кадры молодёжи, хорошо подготовленной религиозно, морально, интеллектуально и физически, для жертвенного служения Родине. Кадетские корпуса были военными общежитиями, с военной дисциплиной, в которых был военный дух. Вместе с тем, кадетские корпуса давали прекрасное общее среднее семилетнее образование, чтобы их питомцы могли потом служить государству и народу на любом поприще. Религия вообще и Православие в частности занимали исключительно важное место в этой педагогической системе. Закон Божий стоял на первом месте. В согласии с Завещанием генералиссимуса А.В.Суворова, всё наше национально-патриотическое воспитание основывалось, в конечном итоге, на Христианских Заповедях, как их проповедует Православная Церковь, на любви к Отечеству, на уважении к родителям и старшим, на высокой нравственности и на высочайшем понятии чести. Ничего лучшего придумать нельзя, а посему и выдумывать ничего иного не надо.

Граф А. А. Коновницын, кадет Пажеского Корпуса, председатель Комиссии».

Значит, формальное название этих педагогических учреждений часто немного меняется, но смысл всегда один и тот же: интегральное (целостное) воспитание и обучение молодых людей в военных интернатах (более подробно эти темы разбираются в сборнике статей «Превосходство кадетского воспитания». См. блог: http://i-n-andruskiewitsch.blogspot.com.ar/)

ВОПРОС: Что, по вашему мнению, нашим кадетам важно знать о российских кадетских корпусах в Аргентине?

ОТВЕТ: В Аргентине нет и никогда не было русских кадетских корпусов. Русские кадетские корпуса существовали в эмиграции в Югославии, во Франции, в Шанхае (Хабаровский корпус) и в Бизерте (в Африке, Морской корпус). Последний русский кадетский корпус в эмиграции, Кадетский корпус-лицей имени Государя императора Николая Второго во Франции (также называемый «Версальским кадетским корпусом») закрылся в 1964 году. История русских кадетских корпусов эвакуировавшихся из России после четырёхлетней Гражданской войны описана в Кадетском письме № 73. В Аргентине существуют пять армейских кадетских корпусов и два морских. Они имеют свои традиции, хотя принцип их функционирования аналогичен принципу функционирования всех кадетских корпусов. (Посещение одного из этих корпусов описано в Кадетском Письме № 32.)

ВОПРОС: Традиции кадетского корпуса. Что у вас самого вызывает гордость? На каких принципах в Аргентине строится учеба и жизнь мальчиков?

ОТВЕТ: Традиции русских кадетских корпусов были резюмированы в кадетских заповедях начальником военно-учебных заведений России, великим князем Константином Константиновичем, а затем дополнены в эмиграции Заповедями Товарищества генерал-лейтенанта Адамовича, директора Первого Русского (сводного Киевского и Одесского) кадетского корпуса. Русские императорские, а затем и зарубежные кадеты гордились тем, что принадлежали к «великой воинской семье», как это сказано в известном стихотворении «Кадету» великого князя Константина Константиновича.

ВОПРОС: В России сохранилось уважительное отношение к белому офицерству, хотя многое изменилось. Возможно ли возродить то лучшее, что было? Может, вы там у себя и сохраняете это?

ОТВЕТ: «Белое офицерство» было на самом деле офицерством Всероссийской Империи. Возродить его зеркально полностью вряд ли возможно. Один русский классический писатель сказал, что Россия тысячу лет выращивала свою культурную элиту. Однако, не всё было уничтожено или изгнано, а русский народ очень талантливый и он может в основном возродить, хотя и не реставрировать, самое главное уничтоженное. Русская эмиграция бережно всё сохраняла для России, но Эмиграция уже кончилась, хотя тысячи изданных ею книг, журналов и газет вернулись в Россию.

ВОПРОС: Нет упоминаний, что вы бывали в России. Возвращались сюда после того, как эмигрировали в Аргентину?

ОТВЕТ: Мои родители эмигрировали из России в результате четырехлетней Гражданской войны. Я родился уже в эмиграции, в Белграде, в 1927 году. В Аргентину я прибыл 70 лет тому назад, вместе с моей матерью и моими сёстрами и моим братом. В России я был семь раз после 1990 года, главным образом на кадетских встречах и съездах.

ВОПРОС: Вы до сих пор остаетесь ответственным редактором журнала «Кадетская перекличка». А мы только начинаем издавать свою газету. Можете ли поделиться опытом? Кстати, какие темы больше всего интересуют кадетов в Аргентине?

ОТВЕТ: Журнал «Кадетская перекличка» выходил в эмиграции 39 лет. Последний № 80 вышел в 2009 году. Этот журнал-альманах последние семь лет выходил один раз в год, приблизительно на 350 станицах. Журналистическим опытом поделится трудно. Важно хорошо владеть литературным языком и быть культурным человеком. Нужно давать нужную, интересную и правдивую информацию. Не надо никого хвалить, ни ругать. Сегодня продолжает выходить бюллетень «Кадетское письмо», приблизительно 4 раза в год.

ВОПРОС: В газете «Наша страна» вы много лет вели колонку «Быль и суть». Какие 10 советов бы дали юным кадетам с высоты своих лет?

ОТВЕТ: Я также вел колонку «Политический калейдоскоп». За 25 лет я написал в этой газете около 350 передовиц и статей.

ВОПРОС: Сколько кадетских корпусов в вашем объединении?

ОТВЕТ: В Аргентине никогда не было русских кадетских корпусов. Сюда прибыло после Второй Мировой войны около 300 русских кадет, учившихся в русских императорских и зарубежных кадетских корпусах. Они основали в 1949 году Обще-кадетское объединение, которое было в 1976 году переименовано в «Объединение кадет российских кадетских корпусов», с добавлением «в Аргентине», как и все кадетские объединения в мире.

ВОПРОС: Чем отличаются корпуса вашего года выпуска от нынешних?

ОТВЕТ: Мы полностью сохраняли все традиции, формы и методы русских императорских Кадетских Корпусов. Они сохраняются в государственных архивах РФ.

ВОПРОС: Чем отличаются российские кадетские корпуса от аргентинских?

ОТВЕТ: Своим русским мировоззрением и русскими историческими традициями.

ВОПРОС: Имеют ли популярность КК в Аргентине?

ОТВЕТ: Популярность дело скользкое и «склонно к измене и перемене, как роза мая», как поется в одной опере. Аргентинские военные и морские лицеи (так они здесь называются) считаются престижными учреждениями. За последних четверть века два гражданских Президента Аргентины были кадетами (Альфонсин и Де ля Руа).

ВОПРОС: Почему решили создать профильные журнал и газету? О чем они рассказывают читателям?

ОТВЕТ: Кадетские органы печати в эмиграции создавались для связи между русскими кадетами, разбросанными по всему миру, и для сохранения информации о русских кадетских корпусах, для будущей России.

ВОПРОС: Зачем вы эмигрировали или из-за чего? Тяжело решались на переезд?

ОТВЕТ: Политические эмигранты эмигрируют в знак протеста против диктатур и для спасения от их террора.

ВОПРОС: Сколько времени понадобилось, чтобы создать русскоязычную газету?

ОТВЕТ: Русские люди талантливы и русские эмигранты часто создавали газеты и журналы за пару месяцев. В заключение, разрешаю себе заметить, что слово «юнкор» раньше не употреблялось. Словом «юнкер» в России назывались воспитанники военных училищ, уже после кадетских корпусов. В одной старой кадетской песне поется: «Ура мы больше не кадеты, а молодые юнкера». В России раньше говорили «кадет», а не «кадетов»..

И.Н.Андрушкевич

Кадетское письмо № 108. Буэнос-Айрес, декабрь 2018 года. XXIV год издания.

Бюллетень русских кадет в эмиграции. Основан в 1955 году А. Г. Денисенко, кадетом VII выпуска Крымского кадетского корпуса, в эмиграции. Не издавался с 1961 года. С ноября 1995 г. выходит под новой нумерацией, на правах рукописи. Ссылка на источник обязательна. Издатель и редактор: И. Н. Андрушкевич, кадет XXVI выпуска Первого Русского Кадетского Корпуса (Киевско-Одесского), в эмиграции. Электронный адрес: kadetpismo@hotmail.com Некоторые предыдущие номера КП помещены на блоге: http://i-n-andruskiewitsch.blogspot.com



Оставить отзыв:
Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.