О крещении огнем
“Без молитвы оружья не обнажай, ничего не начинай” А.В. Суворов
О крещении огнем
24.01.2016 Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.jpg

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — говорит Предтеча. И первые слова Господа, выходящего на общественное служение — на служение спасения рода человеческого, которые мы слышим сегодня в Евангелии, — буквально те же самые: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Слушающие проповедь Иоанна Предтечи приглашаются жить между двумя крещениями. Прежде всего, это крещение в воде во оставление грехов, которое Предтеча совершает в пустыне. Но это первое крещение не будет последним. После Иоанна придет Христос, Сильнейший его, несравненно более великий. Он будет крестить Духом Святым и огнем. Попаляющим, испепеляющим все, что не приносит плодов, достойных покаяния, огнем. Однако этот огонь, прежде всего, не умерщвляет, но животворит. Ибо это — Сам Дух Святой. Он очищает от вредных примесей, сообщает Свою пламенность, расплавляет как сталь в огне, говорят святые отцы, чтобы отлить новую форму и прочно соединить с Собой. 

Христос в свою очередь принял два крещения. Первое было также в воде от Предтечи, но — бесконечно более действенное, чем у других. Над Христом открылись небеса, и был глас Отца Небесного, крестящего Его, погружающего в Свою любовь: «Ты еси Сын Мой возлюбленный», и помазующего Духом Святым, Который отныне всегда будет пребывать на Нем. 

Это первое крещение для Христа также не будет последним. Оно только открывает путь к Его Пасхе. И Он будет идти, пока не достигнет второго, все решающего крещения, — крещения Своею Кровью, в водах смерти. Этого крещения Он будет так сильно желать, что душа Его будет томиться, пока оно не совершится (Лк. 12, 50). Начавшись в водах Иордана, крещение Господне завершится в Пасхе Его Крестных страданий и славы, в тайне искупления и преображения человека, — чтобы стать источником нашего крещения.

Мы тоже приняли таинство крещения. Прежде всего, крещения в воде, но бесконечно более глубокой, чем та, в которой крестил Предтеча. Потому что она содержит в себе всю полноту двойного крещения Господня: крещения в Иордане, явившего Его возлюбленным Сыном Божиим, и крещения, принятого в муках смерти и в радости Воскресения. 

И для нас это также не будет последним крещением. Ибо для ученика Христова существует второе крещение — крещение Духом Святым и огнем, к которому он всегда стремится. Это крещение завершится встречей со Христом, познанием Христа, навеки приобщающем его Кресту Христову и Воскресению, уподобляющем его тленное естество славе преображения Господня. 

Таким образом, мы тоже живем между двумя крещениями. Мы всё уже приняли в первом, но только в начатках. Вся жизнь нашей веры существует для того, чтобы проявилась скрытая сила, принятого нами Божественного огня. Он начинается с малой искры, но, неприметно тлея, разгорается, если мы только не гасим его отступничеством от наших крещенских обетов и забвением о покаянии. И зажигает все, к чему ни прикасается. Этот огонь — Сам Дух Святой — воспламеняет нас небесной любовью, истребляя в нас все, что мешает этой любви. Этот огонь делает нас послушными воле Божией и соединяет нас с Богом, Который, согласно Писанию, есть «огнь поядающий». 

Этот огонь — огонь Христов. Господь пришел, чтобы принести его на землю, и как Он желает, чтобы огонь этот скорей возгорелся (Лк. 12, 49). И это крещение — тоже крещение Господне. Господь принял его в Своей Пасхе, и теперь одного только ищет — чтобы она совершилась в жизни каждого из нас. 

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Русская Народная Линия

 

ОТ МАТФЕЯ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ. Глава 4.12-17.

12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею  13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,  14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:  15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Послание к Ефесянам святого апостола Павла. Глава 4.7-13.

7Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

8Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

9А "восшел" что' означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

10Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

11И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,  12к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

 

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК:

Вчера Апостол вооружил христианина, вступившего на путь спасения, духовным всеоружием, а ныне указывает руководителей в этом бранном шествии и последнюю светлую цель всего, на воодушевление в притрудностях. Руководители - пастыри и учители, которых дал Господь Церкви, и устами которых Сам изрекает благопотребное всякому руководственное указание, коль скоро кто обращается к ним с верою и молитвенным к Господу обращением.

Истину эту знают самоотверженно идущие путем Господним, и без жаления себя ведущие борьбу с врагами спасения. Они в пастырях своих всегда встречают помощь и вразумление, когда со стороны смотря и ожидать бы ее нельзя было. Ибо не к человекам приходят, а ко Господу, всегда готовому руководить и вразумлять через человеков сих всякого искренно и с верою ищущего у Него себе помощи.

Светлая цель последняя есть "в меру полного возраста Христова", - возраст "в мужа совершенного". Что есть муж совершенный в обычном порядке, всем ведомо; и нельзя найти человека, которому не было бы желательно достигнуть такого совершенства; но что есть муж совершенный в Господе, никому неведомо, кроме вступивших в этот возраст. Это однако не должно ни у кого охлаждать ревности к достижению и себе такого возраста, а напротив более еще возгревать ее; потому что неведомость зависит от высоты того совершенства духовного, которое именуется мужским возрастом в жизни по Богу. Апостол определил его восприятием полноты совершенств, явленных в Господе Спасителе. Всякий видит, что есть из-за чего к званию нашему приложить "все старание".

Православие.Ру

Оставить отзыв:
Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.