Предлагаем для всеобщего изучения и обсуждения проект Концепции Кадетского образования в Российской Федерации.
Проект разработан рабочей группой Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по кадетскому образованию .
Свои предложения прошу направлять по адресу: soviet.kadet.mon@mccvu.ru.
Телефон для справок: +7(967)1007117.
С уважением,
Член Совета Минпросвещения РФ по Кадетскому образованию ,
Председатель РОО «Московские Суворовцы»
Дмитрий Нестеров
Проект
КОНЦЕПЦИЯ
кадетского образования в Российской Федерации
Структура Концепции
I. Общие положения
II. Значение кадетского образования для российского общества и государства.
III. Кадетское образование и вызовы времени.
IV. Цели, принципы и задачи кадетского образования в Российской Федерации.
V. Основы функционирования системы кадетского образования в Российской Федерации.
VI. Основные направления реализация Концепции кадетского образования в Российской Федерации.
VII. Итоги реализации Концепции кадетского образования в Российской Федерации.
VIII. Источники финансирования реализации Концепции кадетского образования.
I. Общие положения
1.1. Концепция кадетского образования в Российской Федерации (далее – Концепция) представляет собой методологический документ для реализации принципов, целей, задач и основных направлений развития кадетского и казачьего кадетского образования (далее – Кадетское образование) в качестве основы подготовки государственных служащих России с детского возраста. На основе Концепции разрабатываются нормативно-правовые акты в сфере Кадетского образования Российской Федерации.
1.2. Концепция определяет базовые положения и механизмы системы подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (далее – государственная служба) в общеобразовательных организациях кадетского типа, (далее – ООКТ).
1.3. Кадетское образование есть единый целенаправленный процесс воспитания и обучения несовершеннолетних учащихся в ООКТ в условиях и исторических традициях русских кадетских корпусов. Кадетское образование представляет собой совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов с целью предпрофессиональной (начальной профессиональной) подготовки несовершеннолетних обучающихся к государственной службе.
1.4. К ООКТ относятся:
- общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», создаваемые Российской Федерацией и находящиеся в ведении Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, Следственного комитета Российской Федерации ;
- учреждения со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус», создаваемые субъектами Российской Федерации;
- профессиональные образовательные организации со специальными наименованиями «казачье кадетское среднее профессиональное училище (колледж, техникум), созданные субъектами Российской Федерации.
Кадетские (казачьи кадетские) классы (далее - кадетские классы), создаваемые муниципальными образованиями, относятся к образовательным организациям кадетской направленности.
1.5. Официально считаться ООКТ и осуществлять работу по направлениям кадетского образования и официально считаться ООКТ возможно только после получения образовательной организацией соответствующего решения на осуществление этой деятельности от Минобрнауки России или ведомства-учредителя, или решения соответствующего органа власти субъекта Российской Федерации и органа управления образованием.
1.6. Методическое обеспечение деятельности образовательных организаций, реализующих программы кадетского образования осуществляет Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Совет по кадетскому образованию при Министерстве образования и науки, Советы по кадетскому образованию субъектов Российской Федерации, профильные комиссии Советов и рабочие группы Совета по делам казачества в федеральных округах, краях и областях с казачьим населением.
1.7. Кадетское образование в Российской Федерации призвано обеспечивать выполнение государственного, ведомственного, регионального заказов на подготовку в системе кадетского образования (далее – СКО) специалистов по профессиям, специальностям и направлениям, необходимых учредителю и заказчику номенклатур, а также плановое продолжение образования кадет-выпускников в профильных учреждениях высшей школы.
1.8. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», Стратегией развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктриной Российской Федерации и на основании Плана работы Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию (приказ министра образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2016 г. № 618).
1.9. Основу настоящей Концепции составляют Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Закон от 05.12.2005 г. № 125-ФЗ «О государственной службе российского казачества», Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 гг., «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года» (утверждена Президентом РФ 15.09.2012 № Пр-2789), Приказ Министерства образования и науки от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере образования.
1.10. В настоящей Концепции используются следующие понятия:
- общеобразовательная организация кадетского типа, реализующая образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированных с дополнительными общеразвивающими, предпрофессиональными и профессиональными образовательными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (ООКТ) – особый тип образовательной организации – государственное специализированное казенное учреждение кадетского (казачьего кадетского) образования разного уровня и ведомственного подчинения с необходимой учебно-материальной базой и инфраструктурой, прошедшее лицензирование (сертификацию), подтвердившее свое право на образовательную деятельность по подготовке воспитанников к государственной службе и реализующее государственный (ведомственный, региональный) заказ на подготовку соответствующих специалистов для своих учредителей;
- кадет – историческое, единое (обобщенное) наименование всех воспитанников и выпускников ООКТ (суворовцы, нахимовцы, кадеты, кадеты-казаки, государственные воспитанницы), независимо от типа, ведомственной подчиненности и специального наименования образовательной организации;
- кадетское образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения несовершеннолетних обучающихся в ООКТ в условиях и исторических традициях старых русских кадетских корпусов, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов с целью предпрофессиональной (начальной профессиональной) подготовки несовершеннолетних обучающихся к государственной службе, является частью образования государственной службы;
- казачье кадетское образование включает в себя:
а) воспитание, основанное на исторических принципах, традициях и этике казачества, содействующее формированию патриотически-ценностной самоидентификации, способствующее социализации обучающихся на основе устойчивой нравственной позиции;
б) обучение с включением «казачьего образовательного компонента», выстраиваемого в соответствии с федеральными образовательными стандартами общего и профессионального образования, включая изучение истории, культуры, быта и уклада жизни казачества, интегрирование казачества в решение государственных и муниципальных задач;
- кадетское воспитание – деятельность, направленная на формирование и развитие личности обучающихся в процессе обучения в ООКТ, базирующаяся на духовных и исторических традициях и кадетской идеологии и этике патриотического служения Отечеству;
- кадетская (казачья кадетская) образовательная среда – совокупность целенаправленно создаваемых государством и обществом правовых и этических норм, социальных, профессиональных, культурных, организационных, психолого-педагогических, материально-технических и бытовых условий функционирования ООКТ;
- кадетская (казачья) педагогика – отрасль педагогической науки, целостно рассматривающая теорию и практику образовательного процесса в СКО, как системе среднего общего и профильного предпрофессионального и/или среднего профессионального образования государственной службы;
- кадетское движение России – сообщество общественных объединений выпускников ООКТ, объединенных едиными целями служения Отечеству и общими принципами общественной деятельности на благо России;
- кадетские (казачьи кадетские) классы (далее кадетские классы) – организованная часть образовательной организации общего среднего образования и элемент патриотического и воинского воспитания с учетом детской психологии и педагогики, направленная на развитие в каждом воспитаннике духовных и физических способностей, привитие понятия благочестия и долга, задатков нравственных качеств, имеющих первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству;
- профессиональная направленность (профиль) кадетского образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы, интегрированной с дополнительными общеразвивающими программами, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к государственной службе;
- система кадетского образования в Российской Федерации (СКО) – система, включающая в себя существующие и вновь формируемые ООКТ, органы управления и обеспечения эффективности ее функционирования, подсистемы подготовки кадров для ООКТ и государственного (ведомственного, регионального) заказа на подготовку младших специалистов государственной службы.
II. Значение кадетского образования для российского общества и государства
2.1. В условиях международной нестабильности, на фоне развязанной против России отдельными странами Запада политики санкций и информационной войны основополагающим условием жизнеспособности российской государственности является просвещение нации, развитие ее культуры и образования, профессиональная подготовка патриотически ориентированных служащих, улучшение качества управления страной и укрепление национальной безопасности Российской Федерации.
2.2. Руководствуясь целями обеспечения высокого качества управления государством, приоритетом государственной политики развития является реализация комплекса мер по воспитанию граждан на идеалах служения Отечеству. Овладение передовыми научными знаниями и современными научно-техническими разработками позволит России выстоять в условиях международной конкурентной борьбы, отстоять государственный суверенитет и социально-экономическую независимость.
2.3. Российское общество и государство нуждаются в наличии социальной силы, интегрирующей традиционные позитивные ценности России и объединяющей патриотические силы общества. В качестве такой силы сегодня выступают кадеты разных поколений, уровень образования и высокие нравственные качества которых позволят профессионально и творчески отвечать на разнообразные вызовы и угрозы как внутри страны, так и на международной арене.
2.4. На протяжении более трёх столетий выпускники ООКТ в Российской империи, в Советском Союзе и в современной Российской Федерации противостояли внешним и внутренним угрозам России, являясь высококвалифицированным кадровым резервом для военной, правоохранительной и гражданской государственной службы.
Справочно:
В 1701 году Петром I была учреждена школа математических и навигационных наук, известная как «Навигацкая школа», превратившаяся со временем в Морской кадетский корпус. В 1732 году открыл двери Шляхетский (Первый пехотный) кадетский корпус в Санкт-Петербурге, в 1778 году был основан Первый Морской кадетский корпус.
К 1917 году в системе кадетского воспитания и образования действовало 32 кадетских корпуса. География этих учебных заведений была обширна и обхватывала огромную территорию Российского государства. В них ежегодно обучалось около 13 тысяч кадет. За всё время своего существования эти учебные заведения окончили более 100 тысяч человек. Кадетские корпуса дали России десятки выдающихся исторических личностей.
Перед кадетским образованием ставилась задача подготовить высококультурных граждан, пригодных для служения на всех поприщах государственной и общественной жизни. Основной формой жизни и быта воспитанников кадетских корпусов исторически утвердилось военное общежитие в условиях интернатного проживания и жесткого распорядка дня. Основу образования в кадетских корпусах составляла военная, техническая, физическая подготовка на широкой гуманитарной основе. Основным звеном в системе воспитания кадет был офицер – воспитатель. В кадетские корпуса офицерами‑воспитателями назначались лучшие представители офицерского корпуса из числа старших офицеров, обладающих жизненным и служебным опытом. Основой нравственного воспитания кадет явилось Православие.
История Российского кадетского образования, прерванная революционными событиями 1917 года, возродилась в нашей стране в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году постановлением Правительства (Постановление СНК СССР И ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в
районах, освобожденных от немецкой оккупациирайонах, освобожденных от немецкой оккупации») были организованны 9 суворовских военных училищ и 2 нахимовских военно-морских училища, по 500 человек в каждом со сроком обучения 7 лет. В постановлении подчёркивалось, что училища создаются по типу старых кадетских корпусов. В 1944 году к первым суворовским училищам прибавилось ещё шесть.
Кадетские и казачьи кадетские формы обучения и воспитания стали утверждаться в системе образовательных учреждений современной Российской Федерации. В настоящее время в России действует около 200 ООКТ, а также более 7000 кадетских (казачьих кадетских) классов. Кадетские и казачьи кадетские образовательные организации находятся в ведении различных федеральных министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации (Минобороны, Росгвардии, МВД, ФСБ, МЧС, Следственного комитета, Минкультуры, а также Минобрнауки России и органов образования субъектов РФ).
В них одновременно учатся более 45 000 человек, и ежегодно выпускается около 8000 суворовцев, нахимовцев и кадет.
В России также создано и функционирует более 7000 кадетских (казачьих кадетских) классов, в которых одновременно учится свыше 140 000 детей и ежегодно выпускается более семи тысяч воспитанников.
Таким образом, общий объём кадетского образования в России составляет порядка 180 000 учащихся и порядка 15 000 выпускников ежегодно
2.5. Казачье кадетское образование является особой ветвью кадетского образования России. Историческая традиция, специфика деятельности российского казачества и его функционирование в системе кадетского образования предполагает:
- государственно-патриотическую направленность воспитания детей в семье и с дошкольного возраста. Это обуславливает необходимость создания и функционирования дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, созданных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в которых сформированы отдельные структурные подразделения (казачьи кадетские классы, группы дошкольного воспитания);
- возможность и необходимость создания в учреждениях среднего образования кадетских (казачьих кадетских) классов как структур кадетского воспитания и дополнительного образования государственной службы и других отраслей народного хозяйства, создаваемых решением муниципальных образований, с учетом исторической специфики служения Отечеству российского казачества;
- продолжение кадетского образования в образовательных казачьих организациях высшего образования, осуществляющих подготовку по программам профессиональной подготовки гражданских государственных служащих Российской Федерации и другим направлениям подготовки в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов.
- формирование действующей системы непрерывного казачьего образования с его началом в казачьих кадетских корпусах, продолжением в образовательных казачьих организациях высшего образования, осуществляющих подготовку по программам профессиональной подготовки гражданских государственных служащих Российской Федерации и другим направлениям подготовки в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, с последующим занятием должностей государственной службы российского казачества.
Справочно:
В соответствии с Указом Президента РФ проводятся смотры-конкурсы на Лучший казачий кадетский корпус и Лучшее казачье профессиональное училище, вручается переходящее Президентское знамя лучшему казачьему кадетскому корпусу.
Благодаря деятельности Совета по делам казачества при Президенте РФ и созданного Совета по кадетскому образованию под председательством Министра образования и науки РФ, создано Партнёрство сетевого взаимодействия под названием «Кластер непрерывного казачьего образования», куда вошли Центральное Казачье Войско, Первый казачий университет, 8 учебных корпусов, в которые входят 24 общеобразовательные школы с казачьими кадетскими классами, нацеленными на изучение культурных и исторических традиций казачества.
При поддержке Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Первым казачьим университетом организована специальная программа учебно-методической и организационной поддержки военно-патриотического воспитания и непрерывного казачьего образования «Казаки на службе России». В стране разработана и реализуется программа высших атаманских курсов, создана система подготовки казаков-наставников и казаков-вожатых, регулярно проводятся Олимпиады, организуются казачьи слёты и форумы. В рамках военно-патриотического направления Российского движения школьников сформирована детско-юношеская организация «Юные казаки – казачья смена».
Обучение по образовательной программе профильного образования предполагает заключение соглашения с работодателем по примеру функционирования кластеров непрерывного казачьего образования, в которых предусмотрено получение профильного образования в Первом казачьем университете.
К уровням образования, включаемым в систему непрерывного казачьего образования относятся:
- основное общее образование;
- среднее (полное) общее образование
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование – бакалавриат;
- высшее профессиональное образование – подготовка специалиста или магистратура;
- дополнительное образование;
- послевузовское профессиональное образование
Опыт организации системы непрерывного казачьего образования Первого казачьего университета следует использовать для формирования системы кадетского образования Российской Федерации.
2.6. Кадетское образование в современной России призвано реализовать государственный и социальный запрос на воспитание граждан России как убежденных патриотов, готовых служить Отечеству, защищать его с оружием в руках и применять полученные знания, навыки и опыт для защиты нашей Родины. Кадеты способны стать в российском обществе идейным и организующим фактором патриотической «мягкой силы» в политически чрезвычайных и социально кризисных для России ситуациях.
2.7. Выпускники ООКТ призваны пополнять кадровый резерв для несения государственной службы, что будет способствовать улучшению качества управления государством и содействовать укреплению его политической мощи, безопасности, суверенитета и территориальной целостности. Кадетское образование призвано внести свой вклад в формирование и утверждение патриотической национальной идентификации народа в качестве единой российской нации.
2.8. Воспитательные принципы кадетского образования категорически отрицают либеральные установки на формирование экономически мотивированных потребителей со стандартами мышления, поведения и ментальности в духе «общечеловеческих ценностей, толерантности и прав человека». Воспитание личности кадета ориентируется на политическую мотивацию и формирует гражданина и патриота России, просвещенного, культурного, зрелого в суждениях и поступках человека с лидерской позицией, способного к духовному совершенствованию, жизнетворчеству и созиданию, готового и способного к службе Отчеству и его защите на базе приверженности ценностям Православия.
III. Кадетское образование и вызовы времени
3.1. В последние годы в России отмечается рост социальной востребованности кадетского образования. Наблюдается высокая мотивация несовершеннолетних обучающихся и их родителей к получению общего и среднего профессионального образования в ООКТ. Очевидно повышенное внимание органов законодательной и исполнительной власти, а также институтов гражданского общества к вопросам кадетского образования.
Однако высокий социальный запрос на кадетское образование не обеспечивается соответствующим институциональным предложением необходимого числа ООКТ. Кроме того, значительные средства и усилия, которые государство затрачивает на обеспечение деятельности существующих кадетских образовательных организаций, не приводят к соответствующему улучшению качества образования и подготовке необходимых специалистов для государственной службы, которая, в свою очередь, системно не связана со сферой кадетского образования.
3.2. В то же время ООКТ создаются спонтанно и не всегда соответствуют предъявляемым требованиям. Более того, появляются частные организации, в которых невозможно реализовывать образовательные программы, направленные на подготовку несовершеннолетних обучающихся к государственной службе.
3.3. Возникла ситуация, когда кадетское образование фактически функционирует и расширяется, но юридически отсутствует в качестве специализированной системы обучения и воспитания юношества в государственном масштабе, что требует закрепления кадетского образования в праве, внесений изменений или дополнений в нормативно-правовые акты и Федеральный государственный образовательный стандарт, а также внесения кадетского образования в сферу ответственности соответствующих должностных лиц.
3.4. Проблемы кадетского образования могут быть объединены в следующие основные группы.
Проблемы мотивационного характера
3.5. Высокая мотивация несовершеннолетних обучающихся и их родителей к получению общего и среднего профессионального образования в ООКТ связана со значимостью кадетского образования, содержанием и качеством образовательных программ общего образования и профессиональной подготовки, высоким уровнем нравственного и патриотического воспитания.
3.6. Следует формировать особую историко-воспитательную социокультурную (кадетскую воспитательную) среду, насыщенную историческими национальными, военно-патриотическими ценностями, нормами морали, религиозной культуры, заповедями и традициями, символами и ритуалами. Специфическая социокультурная среда (кадетская образовательная среда, кадетская педагогика) будет способствовать формированию у кадет положительной мотивации на приобретение знаний, навыков и умений, необходимых государственному служащему в процессе службы, а также таких качеств характера, как инициативность, самостоятельность, готовность к высокопрофессиональному служению Отечеству с детства на гражданском и военном поприще.
3.7. Требуется формирование понимания кадетами необходимости овладения знаниями, навыками и умениями как обязательного условия для их служебного роста и жизненного успеха.
Проблемы содержательного характера
3.8. В настоящий момент отсутствуют единые учебные планы, образовательные программы и унифицированные подходы к содержанию кадетского образования. ООКТ реализуют дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы несистемно и разнонаправленно, без системы и учёта специфики кадетского образования. Наблюдается несоответствие провозглашаемых задач ООКТ фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся и ожиданиям российской общественности.
3.9. Проблемы синхронизации программ дополнительных общеразвивающих программ с основными образовательными программами и учебно-методическое обеспечение деятельности ООКТ предлагается решить, в частности, посредством создания современных учебно-методических комплексов, разработкой учебно-методических материалов и формированием реестров учебных программ.
3.10. Учебно-материальная база ряда ООКТ не соответствует целям, задачам и образовательным программам кадетского образования, её создание и содержание требует целенаправленной плановой работы.
3.11. В настоящее время не разработаны и не приняты решения по плановой реализации образовательных задач в ООКТ за счет летнего времени, не разработаны единые нормы содержания кадет, образцы единой формы одежды, наградные знаки, знаки выпускников учреждений кадетского образования и единые государственные документы об окончании ООКТ и получении их выпускниками профессиональных квалификаций федеральных образцов.
3.12. Кадетское образование не выделено в отдельную отрасль образования государственной службы, отсутствует система единого государственного учета ООКТ, не определены должностные лица ответственные за развитие и качество кадетского образования в Российской Федерации и её субъектах, не решены проблемы взаимоотношений субъектов Российской Федерации и органов власти муниципальных образований относительно ответственности, принадлежности и содержания ООКТ.
Кадровые проблемы
3.13. Сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников ООКТ не отвечает современным требованиям. В частности, наблюдается несоответствие профиля подготовки и требуемого уровня квалификации кадрового состава ООКТ.
В интересах повышения привлекательности труда сотрудников ООКТ, требуется привести в соответствие должности и звания воспитателей и преподавателей с распространением на воспитателей статуса преподавателей и классных руководителей, а также предусмотреть ряд льгот и социальных поощрений для работников сферы кадетского образования в Российской Федерации.
3.14. Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в большинстве своём имеют недостаточный опыт применения педагогических знаний в ООКТ.
3.15. Педагогическая наука и преподаватели образовательных организаций высшего образования, как правило, дистанцированы от современных направлений исследований по проблемам кадетского образования, включая проблемы прикладного характера. Вопросы кадетской педагогики практически не разрабатываются. Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую формальна в части развития и совершенствования кадетского образования.
3.16. Формирование и пополнение корпуса постоянного состава (командование, преподаватели, офицеры воспитатели) ООКТ целесообразно осуществлять, на договорных условиях, за счет офицерского состава Российской армии, состоящего в запасе и прошедшего специальную переподготовку к работе в сфере кадетского образования.
IV. Цели, принципы и задачи кадетского образования в Российской Федерации
4.1. Целями Кадетского образования являются:
- формирование федеральной системы кадетского образования как части государственной кадровой политики и государственной службы;
- подготовка государственных служащих, способных и готовых к службе и защите Отечества;
- комплектование государственного аппарата и органов государственного, муниципального и корпоративного управления профессионально подготовленными служащими.
4.2. Основные принципы Кадетского образования:
- формирование личности кадет как совокупности личностных качеств, отвечающих целям Кадетского образования;
- осознанное восприятие русской культуры и Православия, других традиционных российских религий;
- приоритет обязанностей служения Отечеству над правами участников образовательного процесса;
- гармоничное сочетание воспитания и обучения при приоритете воспитания;
- воспитание кадет в условиях коллектива и воинского общежития; на исторических кадетских традициях служения Отечеству с детства и в атмосфере любви к России и ее истории, формируемой на основе базовых национальных ценностей; на примерах служения Отечеству выдающихся государственных и военных деятелей России, её Героев, Святых и личном примере своих учителей и воспитателей ;
- подход к воспитанию кадет как достойных граждан России, патриотов, творческих и ответственных созидателей, специалистов своего дела, способных к преодолению трудностей жизни и службы, высоконравственных, скромных, жертвенных и верных отечественным культурно-историческим традициям.
4.3. Для достижения целей кадетского образования необходимо решить следующие задачи:
- воспитание кадета как гражданина и патриота своей страны, просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях и поступках, с лидерской позицией, способного к духовному совершенствованию и созиданию, готового и способного к службе Отчеству и его защите, способного к различению добра и зла и к безусловному следованию своему личному нравственному выбору;
- формирование у кадет нацеленности на дальнейшее самосовершенствование и способности к самоотверженному труду в разных сферах жизнедеятельности Отечества;
- получение кадетами знаний и навыков работы по специальностям государственной, в том числе военной, службы, посредством реализации технологии комплексной подготовки государственных служащих, являющейся составляющей кадетского образования;
- подготовка кадета как государственно мыслящего служащего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны;
- формирование у кадет морально-психологических, деловых и организационных качеств, стойкости, выносливости к физическим и морально-психологическим нагрузкам;
- создание образовательной среды, формирующей у кадет положительную мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений, необходимых государственному служащему, а также таких черт характера, как инициативность, самостоятельность, готовность к высокопрофессиональному служению Отечеству;
- обеспечение обучающимся с высокой мотивацией и способностями необходимых условий для творческого развития.
4.4. Основой идеологии и этики кадет России является идея верного служения своему Отечеству на военном и гражданском поприще с детства.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности кадет основано на национальных духовных и культурных ценностях, исторических традициях государства, их воплощении в повседневной деятельности ООКТ и кадетской преемственности воспитанников от поколения к поколению.
Ключевая духовно-образующая роль в кадетском образовании принадлежит русскому языку, великой русской культуре и Русской Православной Церкви.
4.5. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности кадет, учебные планы и образовательные программы ООКТ, формируются в соответствии с традиционными ценностями России (общенациональными базисными ценностями), с учетом приоритетного фактора изучения русской культуры и православного воспитания кадет.
Духовное окормление кадет осуществляется по согласованному решению учредителей ООКТ и представителей Русской Православной Церкви (и/или других традиционных религий России с учетом дислокации ООКТ). С согласия родителей и по желанию кадет проводятся религиозные обряды основных религий Российской Федерации.
4.6. Основным показателем качества и эффективности кадетского образования в целом и конкретного ООКТ является – количество выпускников-кадет сделавших успешную карьеру на военной, правоохранительной или гражданской государственной службе, прославивших Отечество и кадет России в областях науки и производства, культуры, искусства и спорта, ставших известными политическими и общественными деятелями, и заслуживших высокие государственные награды России, любовь и уважение народа.
4.7. Основные принципы функционирования ООКТ:
- Создание единого образовательного пространства кадетского образования в рамках общего образовательного пространства Российской Федерации и кадетской воспитательной среды, основанных н:
- едином понимании целей, задач и специфики
- использовании единых требований к качеству учебной базы и организации образовательного процесса;
- специальной подготовке командного и воспитательского состава ООКТ и их особом статусе;
- едином понимании и исполнении ФГОС с учетом специфики кадетского образования и требований заказчиков и учредителей ООКТ по профессиональной подготовке кадет;
- использовании единых учебников, учебных пособий и методических материалов, опережающих педагогических технологий и практик, единой тематике лагерей и сборов;
- согласованном и тщательном планировании учебного процесса всеми заинтересованными сторонами с использованием их возможностей и материальной базы;
- при постоянном контроле Министерства образования и науки Российской Федерации и ответственности соответствующих органов государственной власти за функционирование ООКТ и развитие системы кадетского образования в Российской Федерации;
- на общественном контроле за деятельностью ООКТ, жизнью и учебой кадет со стороны общественных ветеранских объединений кадетского движения России.
Решение соответствующего органа на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с программами и целями кадетского образования.
Специальный отбор педагогического и воспитательского состава и его специальная подготовка;
Нормативный отбор на конкурсной основе кандидатов для поступления в ООКТ.
Наличие специальных учебных планов и образовательных программ обучения, соответствующих государственным образовательным программам, ФГОС, требований учредителей и заказчиков.
Высокий гуманитарный и профессиональный уровень кадетского образования.
Активное участие в процессах кадетского образования и воспитания органов власти всех уровней, учредителей, шефских и общественно-государственных объединений, а также ветеранских объединений кадетского движения России.
Современный уровень материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса ООКТ.
Формирование СКО как совокупности ООКТ и органов управления ими и создание системы непрерывного образования государственной службы с учетом опыта системы непрерывного казачьего образования.
V. Основы функционирования системы кадетского образования в Российской Федерации
5.1. Совокупность ООКТ образует СКО Российской Федерации (по уровням управления образованием) и является составной частью системы образования для подготовки государственных служащих, в рамках которой:
- формируется и выполняется государственный (ведомственный, региональный) заказ;
- реализуются программы предпрофессиональной и средней профессиональной подготовки специалистов государственной службы;
- готовятся кандидаты на поступление в профильные высшие учебные заведения с последующим обязательным исполнением кадетами-выпускниками государственной службы.
5.2. СКО формируется на основе существующих и вновь создаваемых ООКТ, в которых реализуются образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, а также с программами профильной предпрофессиональной и средней профессиональной подготовкой государственной службы.
5.3. В Российской Федерации создаются и функционируют 3 типа ООКТ.
Первый тип (основной) образуют ООКТ, учреждаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации «силового блока» и субъектами Российской Федерации. К нему относятся ПКУ, СВУ, НВМУ, ПГВ, а также КК ведомственного или регионального подчинения с обязательным интернатным содержанием и полным пансионом воспитанников – с 5 по 11 классы, реализующие модели среднего общего, профильного предпрофессионального и/или среднего профессионального образования государственной службы, в соответствии с решением учредителя ООКТ.
Второй тип (специальный) образуют ООКТ, учреждаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации. К ним относятся ООКТ, являющиеся структурными подразделениями высших военных учебных заведений, предоставляющих своим воспитанникам интернатное содержание с полным пансионом и проживанием, осуществляющие двухлетнее обучение (10 и 11 классы) и реализующие модели среднего общего и профильного предпрофессионального (специального) образования.
Третий тип (общеобразовательный) образуют ООКТ, учреждаемые министерствами и ведомствами, а также субъектами Российской Федерации. К ним относятся кадетские корпуса и кадетские школы (школы - интернаты) с возможностью или без возможности интернатного содержания и полного пансиона воспитанников или с частичным пансионом (только прием пища) – с 5 по 11 классы, реализующие модели среднего общего и профильного предпрофессионального образования в соответствии с решением учредителя ООКТ.
5.4. В Российской Федерации также создаются и функционируют образовательные организации кадетской направленности. К ним относятся: общеобразовательные школы с кадетскими классами и кадетские классы – с 5 по 11 классы, реализующие модель среднего общего образования с углубленной гуманитарной, спортивной и военно-патриотической направленностью основных и дополнительных программ и являющихся образовательными организациями с элементами кадетского образования.
5.5. Участниками образовательного процесса в сфере кадетского образования в Российской Федерации являются:
- генеральный заказчик – Правительство Российской Федерации;
- заказчики – министерства, ведомства, субъекты Российской Федерации – учредители взаимосвязанных по профилю ВУЗов и кадетских (довузовских профильных) образовательных организаций;
- ответственные исполнители – Министерство образования и науки Российской Федерации, органы управления образованием субъектов Российской Федерации;
- образовательные учреждения, действующие в сфере кадетского образования;
- родители кадет (их законные представители);
- несовершеннолетние граждане Российской Федерации, обучающиеся в ООКТ.
5.6. Компетенции и обязанности заказчиков:
- определение перечня специальностей для подготовки в системе ООКТ по необходимой номенклатуре;
- разработка требований по направлениям специалистов государственной службы;
- плановый прогноз и формирование государственного (ведомственного, регионального) заказа на подготовку необходимых специалистов в подведомственных ООКТ;
- финансирование подведомственных ООКТ;
- создание правовых, организационных, кадровых, материально-технических и других условий деятельности ООКТ;
- участие в периодическом уточнении ФГОС, в выработке требований к уровню компетенции, навыков и умений кадет-выпускников, а также к получаемым ими специальностям государственной службы;
- подготовка учебников, учебно-методических пособий и материалов по тематике кадетского образования и в интересах выполнения своего заказа на подготовку необходимых специалистов государственной службы и обеспечение данными материалами подведомственных ООКТ;
- создание инфраструктуры и учебно-материальной базы подведомственных ООКТ;
- плановое обеспечение получения кадетами-выпускниками высшего образования в профильных ВУЗах с последующей профессиональной реализацией на государственной службе;
- трудоустройство кадет-выпускников, получивших профессию или специальность, согласно государственному (ведомственному, региональному) заказу, договору с соответствующей ООКТ, и контрактам с ее выпускниками;
- ведение реестра подведомственных ООКТ и учета кадет-выпускников.
5.7. Компетенции и обязанности образовательных учреждений, действующих в сфере кадетского образования:
- создание условий для качественной реализации целей кадетского образования;
- организация учебного и воспитательного процесса;
- формирование в ООКТ кадетской образовательной среды и дополнительных общеразвивающих образовательных программ;
- разработка и выполнение учебных планов и программ согласно ФГОС, требованиям и заказам учредителей;
- постоянное совершенствование качества преподавательского, воспитательного и руководящего состава ООКТ;
- формирование системы Соглашений (договоров) с учредителем, профильным образовательным учреждением высшей школы, ДОСААФ, военными комиссариатами, ветеранскими объединениями кадетского движения России и другими структурами, обеспечивающими реализацию программ предпрофессиональной и профессиональной подготовки кадет, а также осуществление с ними совместного планирования и сотрудничества по повышению качества учебного процесса в ООКТ;
5.8. Компетенции и обязанности родителей кадет (их законных представителей):
- подготовка и поддержка своего ребенка при поступлении и обучении в ООКТ;
- заключение общественных договоров с ООКТ.
5.9. Компетенции и обязанности несовершеннолетних граждан Российской Федерации, обучающихся в ООКТ:
- качественное и добросовестное выполнение обязанностей;
- соблюдение обязанностей кадета по подготовке с детства к служению Отечеству на государственной службе.
5.10. В рамках СКО все ООКТ с 5 по 9 классы реализуют модели среднего общего образования с углубленной гуманитарной, спортивной и военно-патриотической направленностью основных и дополнительных программ. После успешного окончания 9 класса, воспитанники ООКТ первого и второго типа (их родители или законные представители) заключают с ООКТ договор на продолжение кадетского образования по выбранному профилю (направлению) и соответствующей специальности.
5.11. Заказчик и ООКТ:
- заключают между собой договор о подготовке специалистов необходимых специальностей и номенклатур;
- формируют квоты целевого приема в профильные ВУЗы для выпускников ООКТ;
- после успешного окончания ООКТ направляют выпускников в подведомственные (профильные) учреждения высшей школы в рамках квоты целевого приема, по окончании которых, трудоустраивают их на государственную службу в рамках своей компетенции – с договорным условием обязательной службы в течение пяти лет.
5.12. Специфика подготовки по направлениям кадетского образования реализуется через основные образовательные программы, а также дополнительные общеразвивающие, предпрофессиональные и профессиональные образовательные программы, интегрированные с основными образовательными программами.
5.13. Документы и знаки, удостоверяющие окончание кадетами ООКТ первого и второго типов, подготавливаются централизованно, по единым федеральным формам, установленным Минобрнауки России с учетом исторических и региональных (ведомственных) предпочтений.
5.14. ООКТ первого и второго типов комплектуются по результатам отбора врачебных комиссий и вступительных испытаний, а их выпускники подлежат отдельному государственному (военному) учету и личной идентификации.
5.15. По результатам каждого выпуска решением учредителя, согласованным с заказчиками, вносятся необходимые уточнения в заказ на специалистов, а также в учебные планы и программы подведомственных ООКТ на следующий учебный год и ближайшую перспективу.
5.16. На учредителей ООКТ возлагается:
- подготовка военных специалистов из числа суворовцев, нахимовцев и кадет, которую осуществляет Министерства и ведомства силового блока;
- подготовка специалистов государственной гражданской службы, в том числе государственной службы российского казачества, которую согласованно осуществляют министерства, ведомства и государственные корпорации, а также субъекты Российской Федерации.
5.17. Учебные планы и программы среднего общего образования для ООКТ перерабатываются в соответствии с целями и задачами кадетского образования, требованиями учредителей и заказчиков, их профильными образовательными стандартами и специализацией ООКТ.
5.18. В основу Кадетского образования закладывается комплекс дополнительных льгот и гарантий для преподавателей, воспитателей, руководящего состава ООКТ и для кадет-выпускников при их поступлении в профильные ВУЗы, а затем – на государственную службу.
5.19. Контроль за эффективностью функционирования системы кадетского образования возлагается на федеральные и региональные органы государственной власти.
VI. Основные направления реализации Концепции кадетского образования
6.1. Основными направлениями реализации Концепции являются государственная военная, правоохранительная, гражданская служба, в том числе государственная и иная служба российского казачества.
6.2. Формально-правовым условием реализации Концепции является заключение многостороннего соглашения между ООКТ, профильным ведомством, высшим учебным заведением профильного ведомства, общественными ветеранскими организациями ведомства, военным комиссариатом и ДОСААФ России (его местными подразделениями). Реализации концепции будет способствовать получение выпускниками ООКТ, добившихся значимых достижений в учёбе и военной подготовке, дополнительных баллов к ЕГЭ с возможностью проведения учредителями целевого набора кадет в профильный ВУЗ.
6.3. Структурной единицей реализации Концепции кадетскими образовательными организациями выступает наличие соответствующей образовательной программы профильного образования.
6.4. Содержательными условиями реализации Концепции образовательной организацией являются:
- наличие государственного (регионального, ведомственного) заказа учредителей ООКТ на подготовку в них специалистов необходимых им номенклатур;
- разработка учредителями (заказчиками) необходимых требований (стандартов) к выпускнику ООКТ и соответствующих образовательных программ профильного (профессионального) обучения;
- увеличение общего времени обучения за счет планового использования летнего времени (летнего периода обучения) для выполнения программ профильного (профессионального) обучения воспитанников ООКТ в системе обязательных плановых лагерей (оздоровительных, спортивных, тематических), лагерных сборов и стажировок кадет, осуществляемых на объектах инфраструктуры ДОСААФ России и их учредителей;
- обязательное наличие в ООКТ института офицеров-воспитателей (классных руководителей), формируемого по договору из числа офицеров запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющих положительный опыт командования подразделениями и руководства воинскими коллективами, высшее образование, состоявшиеся семьи и прошедших специальную педагогическую подготовку для работы с детьми;
- создание в системе ООКТ необходимой кадетской воспитательной среды;
- создание системы методического обеспечения, ответственности и контроля за состоянием дел и эффективности системы кадетского образования в Российской Федерации и ее субъектах.
6.5. Содержательным наполнением Концепции являются реализация обязательной рабочей программы по учебному предмету «Основы военной подготовки», включающей знания о военной организации государства, системе обеспечения военной защиты населения, выработки высокого сознания общественного и воинского долга, совершенствование своих военных и методических знаний на основе беззаветной преданности Отечеству; обязательное овладение воспитанниками ООКТ рядом воинских учетных специальностей и другими специальностями (техническими, летными и пр.) согласно требований государственного оборонного заказа на их допризывную подготовку в системе ДОСААФ России.
6.6. Участники образовательных отношений вправе реализовывать общеразвивающие программы по учебным предметам вариативной части «Основы государственной гражданской службы», «Основы государственной правоохранительной службы», «Основы защиты жизнедеятельности» в соответствии с профилем обучения.
6.7. С целью обеспечения эффективности Кадетского образования как составной части государственной службы и кадровой политики организован Межведомственный совет Минобрнауки России по кадетскому образованию.
6.8. Реализация Концепции осуществляется в 2 этапа (I этап – 2017‑2019 годы и II этап – 2020‑2025 годы) в соответствии с Планом реализации Концепции кадетского образования в Российской Федерации.
В ходе I этапа:
принимается Концепция кадетского образования в Российской Федерации;
создается правовая, нормативная, организационная, педагогическая и методологическая база кадетского образования;
разрабатываются и вводятся в практику основные положения настоящей Концепции;
разрабатывается система государственных, региональных и ведомственных заказов на подготовку кадет по профильным специальностям государственной службы;
заключаются межведомственные Соглашения по вопросам совместного участия в подготовке воспитанников ООКТ;
вносятся соответствующие изменения в Федеральную целевую программу развития системы образования в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы");
проводится педагогический эксперимент по опережающему переходу части ООКТ субъектов Российской Федерации на функционирование по новым стандартам кадетского образования.
В ходе II этапа:
осуществляется сертификация ООКТ и завершение формирования федеральной системы кадетского образования Российской Федерации;
отлаживается функционирование системы кадетского образования;
формируется система кадетских спартакиад, олимпиад, ведомственных, региональных и президентских кадетских смотров;
производится встраивание СКО в систему образования государственной службы, национальной кадровой политики и патриотического воспитания молодых поколений граждан России в качестве ее ядра;
сфера кадетского образования вводится отдельным пунктом в ФЦП развития образования на 2021-2024 годы и в соответствующие бюджеты.
6.9. СКО, ООКТ и кадетские общественные объединения выпускников ООКТ включаются в систему Государственных программ патриотического воспитания, а также проекты в области национальной обороны и государственного управления, науки, образования, культуры и спорта.
В интересах повышения качества военно-патриотического воспитания населения страны и с целью объединения общественных организаций кадет-выпускников учреждается Общественно-государственная организация «Кадеты России».
Общее кураторство над СКО РФ может быть возложено на Совет по делам кадетского образования при Президенте Российской Федерации.
6.10. Осуществляется обнародование и комплексное
информационное сопровождение положений настоящей Концепции и хода ее реализации.
VII. Итоги реализации Концепции кадетского образования в Российской Федерации
7.1. Реализация настоящей Концепции обеспечит принципиально иной уровень развития кадетского образования, позволит улучшить качество обучения в ООКТ, совершенствовать формы преподавания и модернизировать содержание учебных дисциплин, что приведёт к совершенствованию системы подготовки специалистов для несения военной и государственной службы.
7.2. В результате реализации Концепции государство и общество получают СКО как составную часть образования государственной службы, государственной кадровой политики и основы кадрового резерва.
7.3. Реализация настоящей Концепции обеспечивает:
а) государству:
- воспитание граждан России как убежденных патриотов, готовых безупречно служить Отечеству и защищать его с оружием в руках;
- подготовку специалистов, имеющих профессиональные навыки работы с первичными коллективами и базовые знания (навыки) по управлению ими при исполнении первичных должностей военной или иной государственной службы;
- формирование патриотически настроенных государственных служащих, составляющих основу среднего класса;
- формирование кадрового резерва по разным видам государственной службы;
- улучшение качества управления государством и самой государственной службы, гарантированное снижение уровня коррупции, бюрократизма и неэффективного управления;
- рост качества государственного профессионального управления и улучшение мобилизационных возможностей государства в сферах управления;
- стабильность и надежность основ российской государственности.
б) российскому народу и обществу:
- основу национально и патриотически ориентированного гражданского общества;
- рост благосостояния, связанный с лучшим качеством управления государством;
- уверенность в своей безопасности и успешном историческом будущем;
- утверждение патриотической национальной идентификации.
в) воспитанникам:
- получение полного общего и среднего профессионального образования государственной службы;
- высокую моральную, нравственную, и первичную военную подготовку, физическую закалку, этику служения Отечеству;
- твёрдые внутренние основы жизни, дисциплину и уважение к труду;
- получение разносторонних знаний и навыков в соответствии с принципами кадетского образования;
- причастность к достойному корпоративному обществу России – кадетскому движению;
- высокую конкурентоспособность на рынке труда;
- возможность сделать успешную служебную карьеру государственного служащего.
VIII. Источники финансирования реализации Концепции кадетского образования
8.1. Для решения задач, сформулированных в Концепции, предусматривается обеспечить последовательное, стабильное и неуклонное увеличение расходов на государственную поддержку ООКТ.
8.2. Финансирование расходов на функционирование СКО и деятельность ООКТ осуществляется за счет средств:
- федерального бюджета отдельной строкой в разделах, связанных с обороной, образованием, культурой и государственным управлением;
- бюджетов субъектов Российской Федерации;
- бюджетов муниципальных образований;
- средств федеральный целевых программ патриотического воспитания, развития образования, а также ДОСААФ и других общественно-государственных объединений Российской федерации.
8.3. Основное экономическое обеспечение кадетского образования – средства федерального бюджета на подготовку младших специалистов государственной службы, согласно утвержденного государственного (ведомственного, регионального) заказа.
8.4. В качестве источников финансирования также используются средства, выделяемые на разработку и реализацию государственных программ и проектов в области национальной безопасности, культуры, образования и спорта; целевые гранты на разработку концептуальных, правовых, организационных, материально-технических, педагогических и других норм и условий кадетского образования, а также средства благотворителей, меценатов и спонсоров, в том числе целевых отчислений государственных корпораций Российской Федерации.