Такова наша история - великая и многострадальная, что нет в ней ни одного, что называется, «живого места», одинаково воспринимаемого и оцениваемого ныне сообществом Русского мира. Даже это, гениальное по своей простоте, глубоко осмысленное начало в обращении вождя к советскому народу трактуется либеральными кругами - общественными и церковными, осмелевшими, возникшими не вдруг - как заигрывание с народом, вынужденная замена привычной большевистской риторики.
«Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!», - с глубоким чувством, впервые в Русской истории такими словами, начал свою речь по радио 3 июля 1941 года Сталин.
В словесной триаде - «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры!», как в капле воды, отразился изменившийся, после октября 17-го года, состав общества бывшей Российской Империи. Во главе его «граждан», на первом месте, стали «товарищи», но и те и другие - все они, все-таки, «братья и сестры», среди которых немало, прямых по духу, наследников православной России, для которых эти два слова особенно памятны и привычны.
Конечно же, не все так просто было в советском обществе, и война это подтвердила. Многие «граждане» до конца не приняли «товарищей», будучи не в силах простить им «дела их» в красном терроре, в геноциде русского народа, уничтожении храмов и священнослужителей. Но, в словах «братья и сестры», зазвучал призыв к объединению: «Над нашей Родиной нависла серьёзная опасность».
Здравый смысл, если он сознательно не отключен, не позволяет отрицать руководящую роль Сталина - Верховного главнокомандующего ВС СССР, Председателя ГКО в победе советского народа в Великой Отечественной войне. История тяжелой этой войны свидетельствует, что победа, в конечном итоге, была достигнута за счет превосходства Советской армии над гитлеровской, оснащенной лучше, чем немецкая, военной техникой, благодаря лучшей организации работы всей промышленности СССР, неимоверными, героическими усилиями всего народа на фронте и в тылу, в партизанских отрядах и в подпольном сопротивлении.
Демагогичная риторика либерального иерарха РПЦ: «Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером... Победа в войне - это победа народа. Народа, который проявил величайшую волю к сопротивлению. Чудо победы в войне - это великое явление силы духа нашего народа, которую не сумели сломить ни Сталин, ни Гитлер» [митрополит Иларион (Алфеев). Миссия в миру].
«Чудо» - это советская военная техника: издавна лучшая в мире русская артиллерия - «Бог войны», лучший танк Второй Мировой войны Т-34, лучший в мире «летающий танк» - бронированный штурмовик Ил-2 (самый массовый самолет Второй мировой войны), знаменитая реактивная артиллерийская «Катюша», наводившая ужас на гитлеровцев.
Сталин лично знал всех конструкторов, директоров заводов, работающих на вооружение армии, держал на контроле сроки и число выпускаемой боевой техники. Об этом написано и снято столько кинолент, что не знать эти факты истории может лишь человек, не желающий знать и принимать очевидное.
Но, как бы ни были велики заслуги Сталина в построении социализма в СССР, победе в Великой Отечественной войне, создании нашего «ядерного щита», отношения его к Русской Православной Церкви, оценка власти того периода - остаются главными в нашем религиозном сознании. Была ли власть Сталина от Бога или он, действительно, был «чудовищем, духовным уродом», которого можно сравнить с Гитлером? Рассмотрим эту тему более внимательно.
Для людей моего поколения - комсомольцев 50-х годов, стоявших на траурном посту у знамени в те мартовские дни 53-го года, для наших родителей-фронтовиков - сравнение Сталина с Гитлером немыслимо, кощунственно и оскорбительно. Мой родной дядя Клеменов Моисей Калеевич, участник Сталинградского сражения, в последнюю свою поездку к сестре, взял с собой, вместе с медалями, наградные Грамоты за боевые заслуги, подписанные Сталиным. В нашей городской больнице вскоре он и умер, перед смертью просил, чтобы на его могиле был произведен ружейный залп. Но он был рядовым, а так хоронят военных, только начиная с майора, как объяснил матери местный военком. Родом с Кубани, дядя Моисей был спокойным, выдержанным человеком, но я не знаю, сдержался бы он, услышав такие слова о Сталине.
На «Русской народной линии», в «актуальной теме» «Сталин», один из ее авторов объяснил читателям насчет людей, оскорбляющих память вождя: «Люди, проклинающие Сталина, это те, кто понимает, что они раскрыты, как пятая колонна нашей действительности» [Игумен Евстафий: Диалектика Сталина - красное против черного].
Дополню, как я понимаю, в более широком смысле, верные эти слова: эти люди отрезали себе пути отступления, вдохновляемые силами извне, они решили идти против России и ее народа.
Сталин уничтожал на русской земле бесов, порожденных революцией. Сталин изгнал с русской земли фашистских бесов. А посему, следуя словам святителя Иоанна Златоуста, скажем, что смешно и безрассудно отождествлять Гитлера со Сталиным и говорить, что у того и у другого власть была не от Бога...
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в июле 2009, выступая в прямом эфире крупнейшего телеканала Украины «Интер», заявил: «И в нацизме, и в сталинизме есть репрессии, и против своего собственного народа тоже, как и во многих других режимов, которые существовали. Но чем нацизм отличается от любой другой системы? Он отличается своим человеконенавистничеством... Это политика и философия, которая оправдывала любую человеческую жестокость, которая ставила своей целью уничтожение людей. Вот почему нельзя ставить все на один уровень»...
И Президент РФ Владимир Путин по поводу заданной темы заявил, что «невозможно ставить на одну доску нацизм и сталинизм, потому что нацисты прямо, открыто, публично объявили одну из целей своей политики - уничтожение целых этносов: евреев, цыган, славян. При всем уродстве сталинского режима, при всех репрессиях, даже при всех ссылках целых народов все-таки цели уничтожения народов никогда сталинский режим перед собой не ставил, и попытка поставить на одну доску одних и других абсолютно не имеет под собой никакой почвы» [цит. по: Игорь Евсин. Сталин. От Бога ли была его власть?].
Вопрос о репрессиях остается одни из ключевых в оценке деяний Сталина. Только не надо ему приписывать, невиданный по масштабам, геноцид русского народа при Ленине, творимый его соратниками Свердловым, Зиновьевым, Троцким, и несть им числа его сподвижниками и продолжателями дела мировой, глобальной революции. Игумен Евстафий, слова которого уже были приведены, говоря о страданиях и о диалектическом характере политики Сталина, объясняет: жертвы сталинского периода не пропали даром - это были неизбежные исторически жертвы созидания, строительства страны, в которой потом смогли счастливо жить будущие поколения.
К слову, митрополит Иларион (Алфеев) благополучно вырос, получил образование, в том числе музыкальное, так пригодившееся ему в армии и сейчас, именно в этой, созданной при Сталинском правлении, стране. Жертвы периода распада СССР, приватизации, с ее кровавым, иначе не скажешь, переделом собственности, построения ныне, неизвестно какого, капитализма ничуть не меньше «сталинских репрессий», намеренно преувеличенных троцкистом Никитой Хрущевым.
При Сталине начался заметный рост населения страны: были запрещены аборты, строились ясли, детские садики, школы, были реализованы на деле права человека на бесплатное медицинское обслуживание, образование, социальное обеспечение, пенсии по старости.
Что сейчас больше всего волнует людей, так это справедливость, которая всегда была в цене в России: жить по совести. При Сталине если и была коррупция, то не во властных структурах, а по большей части в торговле. Ныне власть не может справиться с коррупцией, даже на самых верхних ее этажах - губернаторских и министерских. А теперь скажите, была ли власть Сталина не угодна Богу?!
Сталин творчески, сообразно текущему моменту, подходил к проблемам идеологии, считая ее ключевой в деле воспитания народа. Вот что по этому поводу пишет один из авторов РНЛ.
«Вспомним, например, как изменилась советская идеология за время Великой Отечественной войны. Одним обращением «братья и сестры» 3 июля 1941 года Сталин изменил нашу идеологическую официальную доктрину - совсем другим духом повеяло. Большевикам-безбожникам, троцкистам он был глубоко чужд...
Сталин изменил чистому ленинизму-большевизму, прежде всего именно по духу. Он ушел от целей «мiровой революции», он поставил во главу угла государственные интересы воссоздаваемой им империи, он реабилитировал русский патриотизм, он признал законное место Церкви в советском обществе - став в этом, можно сказать, единомышленником с митрополитом Сергием, который по его воле был избран в 1943 году Патриархом - и не потому, что до этого Сталин этого бы не хотел, а потому что не было возможности, ему бы не дали этого сделать...
Итак, главное расхождение Сталина с большевизмом было в возвращении к русскому духу в нашей жизни. Вот чем он больше всего не устраивал большевиков-троцкистов-ленинистов, да и совершенно не коммунистическую прозападную интеллигенцию, да и весь Запад. И до сих пор не устраивает. И не устроит никогда. Дух не тот! Все остальные разговоры - про «культ личности», про репрессии, - это всё вторично. Культ личности был у Ленина куда больше, как и жертв ленинских репрессий, совершенно необоснованных, - это же всё принимается «свободолюбивым Западом», это никому не мешает... Почему? Потому что это было против традиционной России, было одного духа с Западом, с русофобией и безбожием, с тем, кто за ними всегда стоит...» [протоиерей Николай Булгаков. Реванш большевизма. К 60-летию ХХ съезда КПСС].
Здравую мысль в своей беседе высказал игумен Евстафий (Жаков): «Сталин стал «Хозяином» в 1939, когда был отстранен Литвинов, тесно связанный с Западом». На это обстоятельство следует обратить наше внимание: уж больно много людей, подобных Литвинову, если не по интеллектуальному уровню, то по страстному желанию прорваться до верха власти, появилось в России.
Точным признаком для опознания людей подобного рода, в том числе, хулителей Сталина, является их мелькание в СМИ. Ведь всем широко известно: откуда дует ветер в паруса их мнимой «популярности», полярно противоположной настоящему о них мнению людей думающих, в коих на Руси никогда не было недостатка. Беда в том, что таких людей власть российская, мягко говоря, недолюбливает, ограничивая их приход к «браздам правления».
Вернемся, впрочем, к теме настоящей статьи и дадим слово автору РНЛ Игорю Евсину.
«Теперь послушаем мнение авторитетных архиереев и священников.
Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Старгородский): «Пред началом нового государственного года поусерднее помолимся о Богохранимой стране нашей и о властех ее во главе с нашим Богоданным Вождем. Да дарует им Господь силы и крепость еще много лет совершать их великое служение во благо вверенных им народов...
Патриарх Алексий (Симанский) в публикациях... нарекает Сталина гениальным вождем, а еще «Богодарованным Верховным Вождём нашим», «мудрым Вождём, которого Промысл Божий избрал и поставил вести наше Отечество по пути благоденствия и славы».
Так же и знаменитый митрополит Николай (Ярушевич) - глава ОВЦС МП... называет Сталина гениальным, а кроме того «Богом поставленным на свой подвиг служения нашей Родине» [Игорь Евсин. Сталин. От Бога ли была его власть?].
А вот мнение другого автора, высказанное со знанием истории прихода к власти «советских» вождей:
«До 30-х годов Сталин был лишь одной из влиятельных политических фигур, но в последующие годы его политический вес во внутренней политике - вне конкуренции. Он несомненный лидер. Надо заметить, что Ленин, Троцкий, Свердлов сделали карьеру благодаря мощной внешней поддержке спецслужб Англии, Германии и США. Ленин был обременен обязательствами перед своими спонсорами, которых называл «полезными идиотами» (однако от их зависимости, несмотря на бесконечные уступки и жертвы, ему так и не удалось избавиться). Троцкий и Свердлов (люди Уолл-стрита) обязанные еврейскому мировому капиталу, тоже находились под определенным влиянием внешних сил, вложивших крупные деньги в русскую революцию.
Сталин, кажется, взошел на политический Олимп благодаря своим усилиям, без помощи иностранных спецслужб. Будучи осмотрительным в связях, имел шанс и смог стать самостоятельным политиком, чего нельзя сказать о его политических конкурентах.
Под руководством Сталина страна вновь, как это было при российских самодержцах, обрела полный государственный суверенитет. Сталин вернул России самодержавие в искаженной, извращенной форме. Он смог установить государственный строй с единоличной верховной властью. В годы его правления, как и при самодержавии, народ знал на вершине власти одно имя - Сталин» [Николай Дозморов. Вспоминаем Сталина].
Школьные мои годы пришлись на края лагерей и ссыльных: Казахстан - северный и центральный, Восточную Сибирь. Часто дорога в школу проходила мимо «колючки», за которой трудились зэки, а иногда, во время занятий в школе, слышали мы выстрелы охраны: то были нескончаемые попытки побегов из зоны строек. В тех краях, чуть ли не каждый пятый-шестой взрослый мужчина, окончил сталинскую «школу», но никогда и нигде, ни от кого не приходилось слышать мне плохое слово о Сталине.
Навсегда запомнились мне слова матери, сказанные ею после смерти вождя: «Как мы будем, сынок, жить без Сталина?» Мое уважительное, без экзальтации, отношение к Сталину не изменил доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС, с которым ознакомил нас в 1956 году отец моего товарища, фронтовик, полковник, занимающий высокую должность в лагере для заключенных, который располагался недалеко от наших домов, на противоположной стороне оврага.
Не изменило моего отношения к Сталину и прочтение книг Солженицына. Это, как отношение к родителям - святое и беспрекословное: чтобы мы о них не узнавали нового, иногда и не совсем приятного нам, они остаются нашими родными людьми.
Сталин наш, таковым для нас и нашей истории останется навсегда и этот факт не дано изменить никому. Отец Иоанн (Крестьянкин) дал мудрый совет относительно Иосифа Сталина: «Не осуждайте его, Бог ему Судья. А вы не будьте судьями» [Леонид Болотин. Отец Иоанн (Крестьянкин) и его совет нам относительно Иосифа Сталина].
Виктор Корн, Русская народная линия