Top.Mail.Ru
«Полуподводный миноносец»
“Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте” А.В. Суворов
«Полуподводный миноносец»
18.06.2019

Полуподводный миноносец.jpg

Если знаменитый ботик Петра I у нас в стране считают «дедушкой» Российского флота, то подводную лодку «Дельфин», пожалуй, надо признать «бабушкой» отечественного подплава. Непростой оказалась ее судьба, и на лето 1904-го по сути приходится второй день рождения субмарины...

Впрочем, справедливости ради, нельзя не упомянуть подлодку, проект которой разработал талантливый инженер-изобретатель Степан Джевецкий. В 1878–1879 годах он построил два экспериментальных образца ПЛ (малой одноместной и более крупной четырехместной), оснащенных педальным приводом, вращающим гребной винт, и способных запускать с глубины к поверхности всплывающие мины. Вторая модель в 1880-м была продемонстрирована Александру III на Серебряном озере в Гатчине: Джевецкий маневрировал под шлюпкой, в которой находились император с женой, а потом взорвал миной плотик-мишень (в честь данного события в бывшей царской резиденции воздвигнут памятник). Это весьма впечатлило самодержца, повелевшего заказать 50 субмарин.

Таким образом, первой в России и мире серийной подводной лодкой стала ПЛ Джевецкого. Она предназначалась для активной береговой обороны важнейших приморских крепостей. Однако впоследствии командование Черноморского и Балтийского флотов признало субмарины Джевецкого непригодными для выполнения этой задачи.

Между тем за рубежом к началу ХХ века был накоплен опыт использования электромоторов как основного двигателя подводного хода ПЛ. Для всестороннего изучения и освоения этого новшества решили построить мини-субмарину у нас в стране. Из соображений секретности ее назвали «полуподводным миноносцем».

Для реализации проекта в Петербурге 19 декабря 1900 года была образована комиссия во главе с кораблестроителем Иваном Бубновым. В нее вошли два офицера-инженера: электрик Михаил Беклемишев и механик Иван Горюнов. Морское министерство поручило создать подлодку, способную решать относительно скромные задачи прибрежной обороны, но не уступающую по тактико-техническим характеристикам зарубежным аналогам. Кстати, с этой комиссии ведет свою историю современное ЦКБ морской техники «Рубин».

Уже в начале июля 1901-го на Балтийском заводе заложили «миноносец № 113», позже переименованный в «миноносец № 150». Из-за задержек в поставках иностранного оборудования постройка корабля затягивалась, и только в начале июня 1903 года начались ходовые испытания. К тому времени был подобран экипаж в составе двух офицеров и восьми матросов. Командиром назначили капитана 2-го ранга Беклемишева. На испытаниях «миноносец» ровно держал заданную глубину, уверенно погружался до 24 метров, показал хорошую мореходность.

Полное водоизмещение 20-метрового подводного корабля, получившего в мае 1904-го имя «Дельфин», равнялось 123 тоннам, расчетная глубина погружения ПЛ достигала 55 метров. В надводном положении использовался бензиновый двигатель, который обеспечивал скорость девять узлов. Под водой запускался электромотор, и субмарина шла шестиузловым ходом. Дальность плавания – 28 миль. Вооружение – два внешних торпедных аппарата конструкции Степана Джевецкого.

Но грянула Русско-японская война, и на флоте приступили к ускоренному освоению подводных лодок как отечественного производства, так и заказанных за границей. Срочно потребовались обученные команды. Важная роль в их подготовке отводилась «Дельфину». В июне 1904-го он начал учебные погружения, имея на борту, помимо собственного экипажа, по несколько десятков моряков-добровольцев, ранее служивших на надводных кораблях. Они должны были привыкнуть к обстановке подводного плавания.

К сожалению, очередная тренировка обернулась трагедией. Занятие проходило на Неве, всего в нескольких метрах от стенки Балтийского завода. Беклемишев в тот день отсутствовал, его обязанности исполнял лейтенант Анатолий Черкасов. Началось погружение. Осталось только закрыть крышку люка. Но в это время недалеко проходил пароход, и поднятая им волна накрыла лодку, ворвалась в открытый люк. Перегруженная субмарина пошла ко дну.

По свидетельству переживших катастрофу, страшная опасность быстро вывела людей из оцепенения. Закрыть люк не удалось, поскольку в нем застряло тело матроса, пытавшегося выскочить на поверхность. Вода стремительно прибывала. Электричество горело недолго. Становилось тяжело дышать. Но отчаянная борьба со смертью продолжалась. Полностью открыли крышку люка. В результате спаслись двенадцать человек. Погибли 24 моряка и лейтенант Черкасов.

Что поразительно: никто из оставшихся в живых не пожелал оставить подплав, не уменьшилось и число желающих служить на субмаринах.

Малая глубина реки (около семи метров) и близость завода позволили поднять «Дельфин» через несколько часов. Во время откачки воды из прочного корпуса произошел взрыв гремучего газа, а еще через пять часов – второй взрыв. При этом пострадали четыре человека.

В конце 1904 года для участия в боевых действиях решили сформировать отряд из нескольких подводных лодок. По Транссибирской железной дороге во Владивосток доставили субмарины «Дельфин», «Сом», «Щука», «Осетр» и «Кефаль». Это вынудило командование японского ВМФ отказаться от блокады главного российского порта на Дальнем Востоке.

«Дельфин» совершил здесь несколько походов. Во время одного из них 4 мая 1905-го обнаружилась неисправность вертикального руля. После возвращения в базу для доступа к его приводу была вскрыта горловина топливной цистерны. Бензин откачали и начали вентиляцию подлодки. Весь личный состав перевели в казарму, остался только один вахтенный матрос. Он решил показать субмарину своему другу – матросу со стоявшего рядом эсминца. Во время «экскурсии» 10 мая произошел взрыв, «Дельфин» затонул на глубине около 12 метров, гость погиб, вахтенный был ранен, но смог выбраться.

При подъеме «Дельфина» произошел второй взрыв гремучего газа. Операцию пришлось прекратить, а затем начать вновь, но работы опять были прерваны взрывом. Так повторялось пять раз.

Ремонт субмарины завершился в октябре 1905 года – после окончания войны с Японией. В 1916-м ПЛ перевезли по железной дороге в Архангельск, а затем на буксире перевели в Александровск («Кубинские мотивы на Кольском полуострове») и включили в дивизион подводных лодок флотилии Северного Ледовитого океана. В боевых порядках русского ВМФ «Дельфин» находился до августа 1917-го, когда явно устаревший корабль, к тому же длительное время находившийся без надлежащего ухода, исключили из списков флота, разоружили и передали в разделку на металл. В порту на осушке лодка пролежала несколько лет, после чего была утилизирована.

Так закончилась жизнь «Дельфина». А его рождение доказало возможность самостоятельной постройки подводных лодок на заводах России. Он служил прототипом для последующего развития отечественных субмарин вплоть до 1917 года.

Много позже «Дельфинами» назвали советские ПЛАРБ проекта 667БРДМ.

Военно-промышленный курьер




Оставить отзыв:
Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.