Эта икона является древнейшим известным на сегодняшний день изображением Пресвятой Богородицы. Ее слава распространялась повсюду в течение веков. От римских катакомб святой Прискиллы (вторая половина II в. н.э.), где она представлена в виде фрески, — до знаменитых шедевров Леонардо да Винчи и наших русских мастеров, и до чтимых икон в приходских храмах.
Перед этой иконой часто молятся о здоровье и благополучном вскармливании младенцев, но помогает она и при бесплодии и при различных болезнях, в том числе женских.
Новорожденный младенец не может жить без своей матери. Она питает его своим молоком. Материнское молоко — это чудо, изумительное питье. Ибо это пища, которую дает духовное существо, и она предназначена для возрастания другого духовного существа. Когда мать питает своего младенца, она сообщает ему что-то от себя, от собственного состава. Она уже дала ему жизнь, и теперь поддерживает в нем жизнь, давая ему от своей жизни. Младенец требует этой жизни, он жаждет пить из этого источника. И это также желание матери — отдавать себя младенцу.
В самой глубокой сокровенности совершилась эта взаимная отдача Божией Матери и Ее Сына, где Сын питается жизнью Своей Матери, которую Она получила от Бога ради рождения Сына и даром Его. Но Мать не только дает Своему Сыну от Своего тела. Она окружает Его Своей всепревосходящей любовью. Эта любовь, которой Мать окружает Младенца, научит Его, что такое человеческая любовь. Мать показывает Ему, как человек должен вести себя в мире, показывает Ему Своим примером, что такое любовь к ближнему в каждодневной жизни. Когда Ее Сын будет учить заповеди о взаимной любви, Он будет Тем, Кто еще Младенцем научился этой заповеди и исполнил ее в Своих отношениях с Материю. Она передает Ему эту любовь в Духе Святом, Который Она получила от Бога. Все, что Она передает Ему с самого начала, уже принадлежит Ему. Вот почему все, чему Она учит Его, — совершенно. Она — правило веры и жизни, принятой свыше, и Он хочет и должен повиноваться ему. Как Бог Он дает это правило Самому Себе, чтобы как Человек повиноваться ему всегда. Ему надо быть Младенцем, повинующимся всем законам младенчества в постепенном возрастании, и нам открывается, что значит сила и власть послушания. Как Богочеловек, уже Младенцем Он обладает совершенным познанием. Но теперь Он не может воспользоваться им. Напротив, Он хочет жить жизнью человечества такой, какой она стала после изгнания из Рая. Он должен научиться тому, что Он уже знает.
Также Он учится у Своей Матери с совершенным вниманием слушать и усваивать все, что Она говорит, — как подлинно верующий должен быть готов веровать всему, что открывает ему вера. Божия Матерь учит Его правилам человеческой жизни. Она учит Его есть, ходить и говорить. Она передает Ему человеческую речь Своими словами. Его, Превечное Слово, Она учит слову, человеческому слову. Но в Его устах оно становится Божественным словом. Она показывает Ему также Свое видение Небесного, Бога и Свою преданность Божественной воле. Она говорит Ему о богоизбранном народе, о Законе и пророках. От Нее Он научается тому, чтоесть Предание Церкви (Божия Матерь и Предание Церкви всегда идут вместе). Она показывает Ему Самое Себя. Он принимает Свое человечество, подчиняясь медлительности возрастания. Он приспосабливает Свое тело к законам естества, научаясь познанию одного за другим всех внутренних состояний человеческой жизни. Он не спешит. Он мог бы ускорить Свое человеческое развитие, чтобы скорее достигнуть Неба и снова оказаться рядом со Своим Превечным Отцом. Но не для этого Он стал человеком. Он остается человеком на земле, исполняя все, что требует от Него вхождение в мир. Поэтому Сын Божий и Сын Человеческий находит утешение и покой возле Своей Матери, столь совершенно исполняющей для Него Свое служение в мире.
И здесь — образ для Церкви всех времен. Жить по новому Закону означает, что благодать, принятая нами, должна быть направлена только на служение Богу и людям. Как чадо Божие, христианин не может превозноситься никаким даром, и чем больше дар, тем больше он осознает себя служителем Христовым. Сын Божий и Сын Человеческий, Который весь — дар, хочет, потому что такова воля Отца, все принимать от Матери.
Она всегда как бы заново рождает Его, принимая все от Него. И все человеческое, которое есть в Нем, становится вечным. Он не забудет ничего, что воспринял от Матери, и перенесет это в вечную жизнь. В Ней Он научился видеть, как сказано в Евангелии, Жену, женщину в ее сущности. Ту, Которой Он скажет на браке в Кане Галилейской: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой». И Ту, Которая в Откровении представлена как «Жена, облеченная в солнце». И на всех женщин, что встретятся на Его пути, Он будет смотреть через образ Своей Матери. Не то чтобы Он будет сравнивать их с этим образом. В таком случае Он отвергнул бы их всех. Напротив, Он перенесет на всех других женщин нечто от сияния чистоты Своей Матери. Любовью к Ней Он будет прощать их за то, что они не такие, как Его Матерь. И точно так же Он будет смотреть на каждого человека.
Здесь тайна отношений христианина и Бога. Предстательством Пречистой все христиане, и прежде всего святые, будут находить меру своего служения Богу и людям. Оно не в том только, чтобы жить ради радости самим прикасаться здесь на земле небу, а ради того, чтобы передать эту радость другим.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России