“Ноша службы легка, когда дружно подымают ее многие” А.В. Суворов
Об исцелении десяти прокаженных
17.12.2023

Об исцелении десяти прокаженных.jpg

Начнем с десятого прокаженного. Почему с него? Христос говорит: «Вера твоя спасла тебя». Оттого что мы ищем такой веры, оттого что такая вера спасает нас, жизненно необходимо для нас знать, что сделал этот десятый прокаженный. Не будем останавливаться на том, что он принадлежит к числу самарян. Сосредоточимся только на том, что с ним произошло. Он исцелился от проказы и возвратился ко Христу, чтобы воздать Ему благодарение. Девять других прокаженных тоже исцелились и пошли дальше своей дорогой. Они не возвратились. И они не услышали слов: «Вера твоя спасла тебя». А этот десятый прокаженный, исцелившийся, как и другие, увидел себя исцеленным. Он взглянул на себя, исцеленного, и узнал, что значит исцеление.

Представьте себе этого страдающего, исключенного из всякого общения человека, который видит, что он исцелен. Его тело — здоровое, обновленное, как у младенца. Велика его радость. Оттого что он увидел себя, и увидел, что он исцелен, он мог назвать по имени Бога, Который исцелил его. Он назвал Бога по имени только потому, что увидел себя, и увидел себя исцеленным. Другие прокаженные, тотчас забывшие от радости, что с ними произошло, возвратились к своим делам.

Святые отцы говорят о величии человеческой души. Они имеют в виду прежде всего великолепие того, что Бог сотворил в нас. Видение этого великолепия, благодарение Бога — первое условие видения себя, как это произошло с десятым исцеленным прокаженным. Значит, чтобы увидеть себя, необходим самоанализ, наблюдение за собой? Нет. Этого более чем недостаточно. Поступая так, мы будем только все более узнавать свою прокаженность, невозможность когда-либо исцелиться. Без познания себя, без признания, что падение Адамово — наше падение, невозможна реальная духовная жизнь. Но, как свидетельствуют все святые, останавливаться на этом нельзя. Мы должны узнать то, что собой представляем, — для того, чтобы искать не самих себя, но Бога. Только обретя Бога, можем мы подлинно стать самими собой. В чем заключается наше исцеление? Святой Ириней Лионский говорит о следах прикосновения к нам Божиих перстов. Этим исканием следов Божественного прикосновения должен без конца определяться наш путь.

Благодать на благодать — дар Бога нам посреди Пасхи, призыв к святости. Этот зов Господень должен быть смыслом нашей жизни. Мы должны быть святыми, как Бог, по дару Его, чтобы любить Его, как Он возлюбил нас. В нашей жизни веры все началось с таинства крещения, которое озарило сверкающим светом весь наш жизненный путь. В таинстве крещения, как и при монашеском постриге или епископской хиротонии, Господь вопрошает приходящих к Нему: «Чесо ищете?» Чего мы ищем? Присутствующие при торжестве нашего нового рождения или мы сами, если крестились взрослыми, исповедуют Символ веры, утверждая, что верой мы обретаем вечную жизнь. После крещения и миропомазания нам дается причастие, кто-то вступает в брак, кто-то посвящает себя всецелому служению Богу. Все это существует, чтобы вести нас к святости. Есть и другие дары благодати в Церкви. Мы должны все глубже запечатлевать в наших сердцах, что каждый новый год нашей жизни дается нам, чтобы мы стали приношением Богу. Сознаем ли мы, насколько мы еще далеки от знания полноты даров Божиих? Даров радости или скорби, пережитых нами, таинств Церкви, покаяния, воскрешения нас для новых испытаний или прикосновения к нам Христова света. Есть также благодать для других людей, которую Бог посылает через нас. Власть любви человеческой души, если она во Христе, над другой человеческой душой не имеет границ. Дух Святой — Раздаятель Божественных тайн для подлинного служения. Это и значит увидеть себя исцеленным. Узнать дар Христов и начать жить им. Но Господь не сказал: «Твоя благодарность спасла тебя». Он сказал: «Вера твоя спасла тебя». Если мы увидим себя очами веры, мы узнаем, как десятый исцеленный прокаженный, Бога в нас и вокруг нас. Наше прошлое и настоящее, если всмотреться в них просвещенным взором, исполнено чудес. Но прежде всего мы должны увидеть присутствующего среди нас Бога во Христе Иисусе, Господе нашем, зная, что память о даре благодати в прошлом — начало нового ее дара.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
 

ОТ ЛУКИ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ (ГЛАВА 17.12-19):

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали  13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,  16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?  18как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
 

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК:

Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных, в общей сложности, людей, благодетельствуемых Господом?

Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем все ли благодарны Богу и за все ли благодарят?

Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: "зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть".

Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того.

Говоришь: "да у меня все горести, бедность, болезни, напасти". Что же, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения.

Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих.

Православие.Ру