“Если любишь горячее, будь способен и к холодному” А.В. Суворов
Концепция Кадетского образования
11.10.2017

Кадетское образование.jpg

Проект Концепции кадетского образования в России разработан рабочей группой Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по кадетскому образованию и предлагается для утверждения в 2017 году...

Проект

КОНЦЕПЦИЯ

кадетского образования в Российской Федерации


Структура Концепции

I.  Общие положения

II. Значение кадетского образования для российского общества и государства.

III. Проблемы развития кадетского образования.

IV. Цели, принципы и задачи кадетского образования в Российской Федерации.

V. Основы функционирования системы кадетского образования в Российской федерации.

VI. Основные направления реализация Концепции кадетского образования в Российской Федерации.

VII. Итоги реализации Концепции кадетского образования в Российской Федерации.

VIII. Источники финансирования реализации Концепции кадетского образования.


I. Общие положения

1.1. Концепция кадетского образования в Российской Федерации (далее – Концепция) представляет собой методологический документ для реализации принципов, целей, задач и основных направлений развития кадетского (казачьего кадетского) образования (далее – Кадетское образование) как основы подготовки государственных служащих России с детского возраста. На основе Концепции разрабатываются нормативно-правовые акты в сфере Кадетского образования Российской Федерации.

1.2. Концепция определяет базовые положения и механизмы системы подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (далее – государственной службе), в общеобразовательных организациях кадетского типа (далее ООКТ).

1.3. Кадетское образование есть единый целенаправленный процесс воспитания и обучения несовершеннолетних учащихся в образовательных организациях кадетского типа в условиях и исторических традициях русских кадетских корпусов. Кадетское образование представляет собой совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов с целью предпрофессиональной (начальной профессиональной) подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной, правоохранительной, гражданской государственной службе.

1.4. К образовательным организациям кадетского типа относятся:

общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус» и профессиональных образовательных организаций со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», создаваемые Российской Федерацией и находящиеся в ведении Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, Следственного комитета Российской Федерации ;

- учреждения со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус», создаваемые субъектами Российской Федерации;

- профессиональные образовательные организации со специальными наименованиями «казачье кадетское среднее профессиональное училище (колледж, техникум), созданные субъектами Российской Федерации;

Кадетские классы, создаваемые муниципальными образованиями, относятся к образовательным организациям кадетской направленности.

1.5. Указанные образовательные организации реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими и специальными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к государственной службе. Осуществлять работу по направлениям кадетского образования и официально считаться образовательной организацией кадетского типа возможно только после получения образовательной организацией соответствующего решения на осуществление этой деятельности от Минобрнауки России или ведомства-учредителя, или решения соответствующего органа власти субъекта Российской Федерации и органа управления образованием.

1.6. Методическое обеспечение деятельности образовательных организаций кадетского типа осуществляет Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Совет по кадетскому образованию при Министерстве образования и науки, Советы по кадетскому образованию субъектов Российской Федерации, профильные комиссии Советов и рабочие группы Совета по делам казачества в федеральных округах, краях и областях с казачьим населением.

1.7. Кадетское образование в Российской Федерации призвано обеспечивать выполнение государственного, ведомственного, регионального заказов на подготовку в системе кадетского образования (далее - СКО) специалистов по профессиям, специальностям и направлениям, необходимых учредителю и заказчику номенклатур, а также плановое продолжение образования кадет-выпускников в профильных учреждениях высшей школы, с последующим исполнением должностей государственной службы.

1.8. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», Стратегией развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктриной Российской Федерации и на основании Плана работы Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию (приказ министра образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2016 г. № 618).

1.9. Основу настоящей Концепции составляют Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Закон от 05.12.2005 г. № 125-ФЗ «О государственной службе российского казачества», Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 гг., «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года» (утверждена Президентом РФ 15.09.2012 № Пр-2789), Приказ Министерства образования и науки от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере образования.

1.10. В настоящей Концепции используются следующие понятия:

- общеобразовательная организация кадетского типа (ООКТ) – особый тип образовательной организации - государственное специализированное казенное учреждение кадетского образования разного уровня и ведомственного подчинения с необходимой учебно-материальной базой и инфраструктурой, прошедшее лицензирование (сертификацию), подтвердившее свое право на образовательную деятельность по подготовке воспитанников к государственной военной, правоохранительной, гражданской службе и реализующее государственный (ведомственный, региональный) заказ на подготовку соответствующих специалистов для своих учредителей;

- кадет – историческое, единое (обобщенное) наименование всех воспитанников и выпускников ООКТ (суворовцы, нахимовцы, кадеты, кадеты-казаки, государственные воспитанницы), независимо от типа, ведомственной подчиненности и специального наименования образовательной организации;

- кадетское образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения несовершеннолетних обучающихся в ООКТ в условиях и исторических традициях старых русских кадетских корпусов, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов с целью предпрофессиональной (начальной профессиональной) подготовки несовершеннолетних обучающихся к  государственной службе, является частью образования государственной службы;

- кадетское воспитание – деятельность, направленная на формирование и развитие личности обучающихся в процессе обучения в ООКТ, базирующаяся на духовных и исторических традициях и кадетской идеологии и этике патриотического служения Отечеству;

кадетская образовательная средасовокупность целенаправленно создаваемых государством и обществом правовых и этических норм, социальных, профессиональных, культурных, организационных, психолого-педагогических, материально-технических и бытовых условий функционирования ООКТ;

кадетская педагогика отрасль педагогической науки, целостно рассматривающая теорию и практику образовательного процесса в СКО, как системе среднего общего и профильного предпрофессионального и/или среднего профессионального образования государственной службы;

- кадетское движение России – сообщество общественных объединений выпускников ООКТ, объединенных едиными целями служения Отечеству и общими принципами общественной деятельности на благо России;

кадетские (казачьи кадетские) классы (далее – кадетские классы) – организованная часть образовательной организации общего среднего образования и элемент патриотического и воинского воспитания с учетом детской психологии и педагогики, направленная на развитие в каждом воспитаннике духовных и физических способностей, глубоко укоренить понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки нравственных качеств, имеющих первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству;

- профессиональная направленность (профиль) кадетского образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы, интегрированной с дополнительными общеразвивающими программами, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (далее – государственной службе);

система кадетского образования в Российской Федерации (СКО) –    система, включающая в себя существующие и вновь формируемые ООКТ, органы управления и обеспечения эффективности ее функционирования, подсистемы подготовки кадров для ООКТ и государственного (ведомственного, регионального) заказа на подготовку младших специалистов государственной службы.


II. Значение кадетского образования для российского общества и государства

2.1. В условиях международной нестабильности, на фоне развязанной против России отдельными странами Запада политики санкций и информационной войны основополагающим условием жизнеспособности российской государственности является просвещение нации, развитие ее культуры и образования, профессиональная подготовка патриотически ориентированных служащих, улучшение качества управления страной и укрепление национальной безопасности Российской Федерации.

2.2. В достижении целей обеспечения высокого качества управления государством и его совершенствования приоритетом государственной политики является реализация комплекса мер по воспитанию граждан на идеалах служения Отечеству. Овладение передовыми научными знаниями и современными научно-техническими разработками позволит России выстоять в условиях международной конкурентной борьбы, отстоять свой государственный суверенитет и социально-экономическую независимость.

2.3. Российское общество и государство нуждаются в наличии социальной силы, интегрирующей традиционные позитивные ценности России и объединяющей патриотические силы общества. В качестве такой силы выступают кадеты, уровень образования и высокие нравственные качества которых, воспитанные с детства, позволяют им профессионально и творчески отвечать на разнообразные вызовы и угрозы как внутри страны, так и на международной арене.

2.4. На протяжении более трёх столетий выпускники образовательных организаций кадетского типа в Российской империи, в Советском Союзе и в современной Российской Федерации противостояли внешним и внутренним угрозам России, являясь высококвалифицированным кадровым резервом для военной, правоохранительной и гражданской государственной службы.

Справочно:

В 1701 году Петром I была учреждена школа математических и навигационных наук, известная как «Навигацкая школа», превратившаяся со временем в Морской кадетский корпус. В 1732 году открыл двери Шляхетский (Первый пехотный) кадетский корпус в Санкт-Петербурге, в 1778 году был основан Первый Морской кадетский корпус.

К 1917 году в системе кадетского воспитания и образования действовало 32 кадетских корпуса. География этих учебных заведений была обширна и обхватывала огромную территорию Российского государства. В них ежегодно обучалось около 13 тысяч кадет. За всё время своего существования эти учебные заведения окончили более 100 тысяч человек. Кадетские корпуса дали России десятки выдающихся исторических личностей, составивших ее национальное достояние.

Перед кадетским образованием ставилась задача подготовить высококультурных граждан, пригодных для служения на всех поприщах государственной и общественной жизни. Основной формой жизни и быта воспитанников кадетских корпусов утвердилось военное общежитие в условиях интернатного проживания и жесткого распорядка дня. Основу образования в кадетских корпусах составляло классическое (гимназическое) среднее образование с широкой гуманитарной основой, в совокупности с военной, технической и физической подготовкой. Основой нравственного воспитания кадет явилось Православие. Основой этики кадетского воспитания являлась идея служения Отечеству, боевые традиции и воинские ритуалы Русской армии. Основным звеном в системе воспитания кадет был офицер – воспитатель, назначаемый их лучших представителей офицерского корпуса из числа старших офицеров, обладающих жизненным и служебным опытом.

История Российского кадетского образования, прерванная революционными событиями 1917 года, возродилась в нашей стране в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году постановлением Правительства были организованны 9 суворовских военных училищ и 2 нахимовских военно-морских училища, по 500 человек в каждом со сроком обучения 7 лет. В постановлении подчёркивалось, что училища создаются по типу старых кадетских корпусов. В 1944 году к первым суворовским училищам прибавилось ещё шесть.

Кадетские формы обучения и воспитания стали утверждаться в системе образовательных учреждений современной Российской Федерации. В настоящее время в России действует около 200 образовательных организаций кадетского типа, находящихся в ведении различных федеральных министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации (Минобороны, Росгвардии, МВД, ФСБ, МЧС, Следственного комитета, Минкультуры, а также Минобрнауки России и органов образования субъектов РФ). В них одновременно учатся более 45 000 человек, и ежегодно выпускается около 8000 суворовцев, нахимовцев и кадет.

В России также создано и функционирует более 7000 кадетских (казачьих кадетских) классов, в которых одновременно учится свыше 140 000 детей и ежегодно выпускается более семи тысяч воспитанников.

Таким образом, общий объём кадетского образования в России составляет порядка 180 000 учащихся и порядка 15 000 выпускников ежегодно.

2.5. Историческая традиция и специфика деятельности российского казачества и функционирование кадетского образования предполагает:

- государственно-патриотическую направленность воспитания детей в семье и с дошкольного возраста. Это обуславливает необходимость создания и функционирования дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, созданных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в которых сформированы отдельные структурные подразделения (казачьи кадетские классы, группы дошкольного воспитания);

- возможность и необходимость создания в учреждениях среднего образования казачьих кадетских классов, как структур кадетского воспитания и дополнительного образования государственной службы и других отраслей народного хозяйства, создаваемых решением муниципальных образований, с учетом исторической специфики служения Отечеству российского казачества;

- формирование действующей системы непрерывного казачьего образования с его началом в казачьих кадетских корпусах, продолжением в образовательных казачьих организациях высшего образования, осуществляющих подготовку по программам профессиональной подготовки гражданских государственных служащих Российской Федерации и другим направлениям подготовки в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, с последующим занятием должностей  государственной службы российского казачества.

Справочно:

В соответствии с Указом Президента РФ проводятся смотры-конкурсы на Лучший казачий кадетский корпус и Лучшее казачье профессиональное училище, вручается переходящее Президентское знамя лучшему казачьему кадетскому корпусу.

Благодаря деятельности Совета по делам казачества при Президенте РФ и созданного Совета по кадетскому образованию под председательством Министра образования и науки РФ, создано Партнёрство сетевого взаимодействия под названием «Кластер непрерывного казачьего образования», куда вошли Центральное Казачье Войско, Первый казачий университет, 8 учебных корпусов, а также 24 общеобразовательные школы с казачьими кадетскими классами, нацеленными на изучение культурных и исторических традиций казачества.

При поддержке Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Первым казачьим университетом организована специальная программа учебно-методической и организационной поддержки военно-патриотического воспитания и непрерывного казачьего образования «Казаки на службе России». В стране разработана и реализуется программа высших атаманских курсов, создана система подготовки казаков-наставников и казаков-вожатых, регулярно проводятся Олимпиады, организуются казачьи слёты и форумы. В рамках военно-патриотического направления Российского движения школьников сформирована детско-юношеская организация «Юные казаки – казачья смена».

К уровням образования, включаемым в систему непрерывного образования казачества, относятся:

– основное общее образование;

– среднее (полное) общее образование;

– начальное профессиональное образование;

– среднее профессиональное образование;

– высшее профессиональное образование – бакалавриат;

– высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура;

– дополнительное образование.

– послевузовское профессиональное образование.

Представляется целесообразным опыт организации системы непрерывного казачьего образования использовать для формирования системы кадетского образования Российской Федерации.

2.9. Кадетское образование в современной России призвано реализовать государственный и социальный запрос на воспитание граждан России как убежденных патриотов, готовых служить Отечеству, применять полученные знания, навыки и опыт для защиты нашей Родины, защищать ее с оружием в руках.

Выпускники кадетских образовательных организаций призваны пополнять кадровый резерв для несения государственной гражданской и военной службы, что будет способствовать улучшению качества управления государством и содействовать укреплению его политической мощи, безопасности, суверенитета и территориальной целостности.

2.10. Воспитательные принципы кадетского образования категорически отрицают либеральные установки на формирование экономически мотивированных потребителей со стандартами мышления, поведения и ментальности в духе общечеловеческих ценностей, толерантности и прав человека. Воспитание личности кадета формирует его как гражданина России, просвещенного патриота, культурного, зрелого в суждениях и поступках человека с лидерской позицией, способного к духовному совершенствованию, жизнетворчеству и созиданию, готового и способного к службе Отчеству и его защите на базе приверженности историческим ценностям России.

2.11. Кадетское образование и кадетское движение призваны внести свой вклад в формирование и утверждение патриотической национальной идентификации народа в качестве единой российской нации.

Кадеты и кадетское движение России способны стать в российском обществе идейным и организующим патриотическим фактором «мягкой силы» в политически чрезвычайных и социально кризисных для России ситуациях.


III. Проблемы кадетского образования

3.1. В последние годы в России отмечается рост социальной востребованности кадетского образования. Наблюдается высокая мотивация несовершеннолетних обучающихся и их родителей к получению общего и среднего профессионального образования в образовательных организациях кадетского типа. Очевидно повышенное внимание органов законодательной и исполнительной власти, а также институтов гражданского общества к вопросам кадетского образования.

Однако высокий социальный запрос на кадетское образование не обеспечивается соответствующим институциональным предложением необходимого числа образовательных организаций кадетского типа. Кроме того, значительные средства и усилия, которые государство затрачивает на обеспечение деятельности существующих кадетских образовательных организаций, не приводят к соответствующему улучшению качества образования и подготовке необходимых специалистов для государственной службы, которая, в свою очередь, системно не связана со сферой кадетского образования. Такая ситуация сложилась в связи с недостаточным пониманием того факта, что подготовка профессионального государственных служащих является приоритетом государства, задачей и делом национальной безопасности России, не менее важным и затратным чем, например, подготовка музыкантов или спортсменов, математиков или экономистов, строителей или сварщиков, и должна осуществляться в единой системе образования государственной службы, начиная с кадетского образования.

3.2. В то же время образовательные организации кадетского типа создаются спонтанно и не всегда соответствуют предъявляемым требованиям. Более того, появляются частные организации, в которых невозможно реализовывать образовательные программы, направленные на подготовку несовершеннолетних обучающихся к государственной службе.

3.3. Возникла ситуация, когда кадетское образование фактически функционирует и расширяется, но юридически отсутствует в качестве специализированной системы обучения и воспитания юношества в государственном масштабе, что требует закрепления кадетского образования в национальном праве и внесения изменений или дополнений в нормативно-правовые акты и Федеральный государственный образовательный стандарт, а также закрепление кадетского образования в сферах ответственности соответствующих должностных лиц.

3.4. Проблемы кадетского образования могут быть объединены в следующие основные группы.

Проблемы мотивационного характера

3.5. Высокая мотивация несовершеннолетних обучающихся и их родителей к получению общего и среднего профессионального образования в образовательных организациях кадетского типа связана со значимостью кадетского образования, содержанием и качеством образовательных программ общего образования и профессиональной подготовки, высоким уровнем нравственного и патриотического воспитания.

3.6. Следует формировать особую историко-воспитательную социокультурную (кадетскую воспитательную) среду, насыщенную историческими национальными, военно-патриотическими ценностями, нормами морали, религиозной культуры, заповедями и традициями, символами и ритуалами. Специфическая социокультурная среда (кадетская образовательная среда и кадетская педагогика) будет способствовать формированию у кадет положительной мотивации на приобретение знаний, навыков и умений, необходимых государственному служащему в процессе службы, а также таких качеств характера, как инициативность, самостоятельность, готовность к высокопрофессиональному служению Отечеству с детства на гражданском и военном поприще.

3.7. Требуется формирование понимания кадетами необходимости овладения знаниями, навыками и умениями как обязательного условия для их служебного роста и жизненного успеха.

Проблемы содержательного характера

3.7. В настоящий момент отсутствуют единые учебные планы, образовательные программы и унифицированные подходы к содержанию кадетского образования. Образовательные организации кадетского типа реализуют дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы несистемно и разнонаправленно, без учёта специфики кадетского образования. Наблюдается несоответствие провозглашаемых задач образовательными организациями кадетского типа фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся и ожиданиям российской общественности.

3.8. Проблемы синхронизации программ дополнительных общеразвивающих программ с основными образовательными программами и учебно-методическое обеспечение деятельности кадетских образовательных организаций предлагается решить, в частности, посредством создания современных учебно-методических комплексов, разработкой учебно-методических материалов и формированием реестров учебных программ.

3.9. Учебно-материальная база ряда образовательных учреждений кадетского типа не соответствует целям, задачам и образовательным программам кадетского образования, её создание и содержание требует целенаправленной плановой работы. Не решены вопросы планового обучения воспитанников ООКТ по темам и специальностям защиты Отчества с плановым привлечением и использованием инфраструктуры, ресурсов и преподавательского состава ДОСААФ России.

3.10. В настоящее время не разработаны и не приняты решения по плановой реализации образовательных задач в учреждениях кадетского типа за счет летнего времени, не разработаны единые нормы содержания кадет, образцы единой формы одежды, знаки выпускников учреждений кадетского образования и документы об окончании образовательных организаций кадетского типа и получении их выпускниками профессиональных квалификаций федеральных образцов.

3.11. Кадетское образование не выделено в отдельную отрасль образования государственной службы, отсутствует система единого государственного учета образовательных организаций кадетского типа, не определены должностные лица ответственные за развитие и качество кадетского образования в Российской федерации и её субъектах, не решены проблемы взаимоотношений субъектов федерации и органов власти муниципальных образований относительно ответственности, принадлежности и содержания образовательных организаций кадетского типа.

Кадровые проблемы

3.12. Сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций кадетского типа не отвечает современным требованиям. В частности, наблюдается несоответствие профиля подготовки и требуемого уровня квалификации кадрового состава образовательных организаций кадетского типа.

В интересах повышения привлекательности труда сотрудников кадетских образовательных организаций, требуется привести в соответствие должности и звания воспитателей и преподавателей с распространением на воспитателей статуса преподавателей и классных руководителей, а также предусмотреть ряд льгот и социальных поощрений для работников сферы кадетского образования в Российской Федерации.

3.13. Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в большинстве своём имеют недостаточный опыт применения педагогических знаний в образовательных организациях кадетского типа. В этой связи требуется привести в соответствие должности и звания воспитателей и преподавателей образовательных организаций кадетского типа.

3.14. Педагогическая наука и преподаватели образовательных организаций высшего образования, как правило, дистанцированы от современных направлений исследований по проблемам кадетского образования, включая проблемы прикладного характера. Вопросы кадетской педагогики практически не разрабатываются. Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую формальна в части развития и совершенствования кадетского образования.

3.15. Формирование и пополнение корпуса постоянного состава (командование, преподаватели, офицеры воспитатели) кадетских образовательных учреждений целесообразно осуществлять, на договорных условиях, за счет офицерского состава Российской армии, состоящего в запасе и прошедшего специальную переподготовку к работе в образовательных учреждениях кадетского типа.


IV. Цели, принципы и задачи кадетского образования в Российской Федерации

4.1. Целями Кадетского образования являются:

- формирование федеральной системы кадетского образования как части государственной кадровой политики и государственной службы;

- подготовка государственных служащих, способных и готовых к службе и защите Отечества;

- комплектование государственного аппарата и органов государственного, муниципального и корпоративного управления профессионально подготовленными служащими.

4.2. Основные принципы Кадетского образования:

- формирование личности кадет как совокупности личностных качеств, отвечающих целям Кадетского образования;

- осознанное восприятие русской культуры и Православия, других традиционных российских религий;

- приоритет обязанностей служения Отечеству над правами;

- гармоничное сочетание воспитания и обучения;

- воспитание кадет в условиях коллектива и воинского общежития; на исторических кадетских традициях служения Отечеству с детства и в атмосфере любви к России и ее истории, формируемой на основе базовых национальных ценностей; на примерах служения Отечеству выдающихся деятелей России, её Героев, Святых и личном примере своих учителей и воспитателей ;

- подход к воспитанию кадет как достойных граждан России, патриотов, творческих и ответственных созидателей, специалистов своего дела, способных к преодолению трудностей жизни и службы, высоконравственных, скромных, жертвенных и верных отечественным культурно-историческим традициям.

4.3. Для достижения целей кадетского образования необходимо решить следующие задачи:

- воспитание кадета как гражданина и патриота своей страны, просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях и поступках, с лидерской позицией, способного к духовному совершенствованию и созиданию, готового и способного к службе Отчеству и его защите;

- формирование у кадет нацеленности на дальнейшее самосовершенствование и способности к самоотверженному труду в разных сферах жизнедеятельности Отечества;

- получение кадетами знаний и навыков работы по специальностям государственной, в том числе военной, службы, посредством реализации технологии комплексной подготовки государственных служащих, являющейся составляющей кадетского образования;

- подготовка кадета как государственно мыслящего служащего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны;

- формирование у кадет морально-психологических, деловых и организационных качеств, стойкости, выносливости к физическим и морально-психологическим нагрузкам;

- создание образовательной среды, формирующей у кадет положительную мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений, необходимых государственному служащему, а также таких черт характера, как инициативность, самостоятельность, готовность к высокопрофессиональному служению Отечеству;

- обеспечение обучающимся с высокой мотивацией и способностями необходимых условий для творческого развития.

4.4. Основой идеологии и этики кадет России является идея верного служения своему Отечеству на военном и гражданском поприще с детства.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности кадет основано на национальных духовных и культурных ценностях, исторических традициях государства, их воплощении в повседневной деятельности ООКТ и кадетской преемственности воспитанников от поколения к поколению.

Ключевая духовно-образующая роль в кадетском образовании принадлежит русскому языку, великой русской культуре и Русской Православной Церкви.

4.5. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности кадет, учебные планы и образовательные программы ООКТ, формируются в соответствии с традиционными ценностями России (общенациональными базисными ценностями), с учетом приоритетного фактора изучения русской культуры и православного воспитания кадет.

Духовное окормление кадет осуществляется по согласованному решению учредителей ООКТ и представителей Русской Православной Церкви (и/или других традиционных религий России с учетом дислокации ООКТ).  С согласия родителей и по желанию кадет проводятся религиозные обряды основных религий Российской Федерации.

4.6. Основные принципы функционирования ООКТ:

- решение соответствующего органа на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с программами и целями кадетского образования;

- специальный отбор педагогического и воспитательского состава и его специальная подготовка;

- нормативный отбор на конкурсной основе кандидатов для поступления в ООКТ;

- наличие специальных учебных планов и образовательных программ обучения, соответствующих государственным образовательным программам, и ФГОС;

- высокий гуманитарный уровень кадетского образования;

- современный уровень материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса ООКТ;

- создание системы непрерывного кадетского образования с учетом опыта формирования системы непрерывного казачьего образования;

 - формирование СКО как совокупности ООКТ.


V. Основы функционирования системы кадетского образования в Российской Федерации

5.1. Совокупность ООКТ образует СКО Российской Федерации (по уровням управления образованием) и является составной частью системы образования для подготовки государственных служащих, в рамках которой:

- формируется и выполняется государственный (ведомственный, региональный) заказ;

- реализуются программы предпрофессиональной и средней профессиональной подготовки специалистов государственной службы;

- готовятся кандидаты на поступление в профильные высшие учебные заведения с последующим обязательным исполнением кадетами-выпускниками государственной службы.

5.2. СКО формируется на основе существующих и вновь создаваемых ООКТ, в которых реализуются образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, а также с программами профильной предпрофессиональной и средней профессиональной подготовкой государственной службы.

5.3. В Российской Федерации создаются и функционируют 3 типа ООКТ.

Первый тип (основной) образуют ООКТ, учреждаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации «силового блока» и субъектами Российской Федерации. К нему относятся ПКУ, СВУ, НВМУ, ПГВ, а также КК ведомственного или регионального подчинения с обязательным интернатным содержанием и полным пансионом воспитанников – с 5 по 11 классы, реализующие модели среднего общего, профильного предпрофессионального и/или среднего профессионального образования государственной службы, в соответствии с решением учредителя ООКТ.

Второй тип (специальный) образуют  ООКТ, учреждаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации. К ним относятся ООКТ, являющиеся структурными подразделениями высших военных учебных заведений, предоставляющих своим воспитанникам интернатное содержание с полным пансионом и проживанием, осуществляющие двухлетнее обучение (10 и 11 классы) и реализующие модели среднего общего и профильного предпрофессионального (специального) образования.

Третий тип (общеобразовательный) образуют ООКТ, учреждаемые министерствами и  ведомствами, а также субъектами Российской Федерации. К ним относятся кадетские корпуса и кадетские школы (школы - интернаты) с возможностью или без возможности интернатного содержания и полного пансиона воспитанников или с частичным пансионом (только прием пища) – с 5 по11 классы, реализующие модели среднего общего и профильного предпрофессионального образования в соответствии с решением учредителя ООКТ.

5.4. В Российской Федерации также создаются и функционируют образовательные организации кадетской направленности. К ним относятся: общеобразовательные школы с кадетскими классами и кадетские классы – с 5 по 11 классы, реализующие модель среднего общего образования с углубленной гуманитарной, спортивной и военно-патриотической направленностью основных и дополнительных программ, являются организациями, реализующими элементы кадетского образования.

5.5. Участниками образовательного процесса в сфере кадетского образования в Российской Федерации являются:

- генеральный заказчик – Правительство Российской Федерации;

- заказчики – министерства, ведомства, субъекты федерации - учредители взаимосвязанных по профилю ВУЗов и кадетских (довузовских профильных) образовательных организаций;

- ответственные исполнители – Министерство образования и науки Российской Федерации, органы управления образованием субъектов Российской Федерации;

- образовательные учреждения, действующие в сфере кадетского образования;

- родители кадет (их законные представители);

- несовершеннолетние граждане Российской Федерации, обучающиеся в ООКТ.

5.6. Компетенции и обязанности заказчиков:

- определение перечня специальностей для подготовки в системе ООКТ по необходимой номенклатуре, требований (стандартов, показателей) по их овладению воспитанниками ООКТ;

- разработка требований по направлениям специалистов государственной службы;

- плановый прогноз и формирование государственного (ведомственного, регионального) заказа на подготовку необходимых специалистов в подведомственных ООКТ;

- финансирование подведомственных ООКТ;

- создание правовых, организационных, кадровых, материально-технических и других условий деятельности ООКТ;

- участие в периодическом уточнении ФГОС;

- подготовка учебников, учебно-методических пособий и материалов по тематике кадетского образования и в интересах выполнения своего заказа на подготовку необходимых специалистов государственной службы и обеспечение данными материалами подведомственных ООКТ;

- создание инфраструктуры и учебно-материальной базы подведомственных ООКТ;

- формирование системы соглашений (договоров) с ДОСААФ России по плановому использованию его учебно-материальной базы согласно учебных планов ООКТ;

- обеспечение прохождения всеми воспитанниками ООКТ системы плановых лагерей, сборов и стажировок в летнее учебное время;

- плановое обеспечение получения кадетами-выпускниками высшего образования в профильных ВУЗах с последующей профессиональной реализацией на государственной службе; 

- трудоустройство кадет-выпускников, получивших профессию или специальность, согласно государственному (ведомственному, региональному) заказу, договору с соответствующей ООКТ, и контрактам с ее выпускниками;

- ведение реестра подведомственных ООКТ и учета кадет-выпускников.

5.7. Компетенции и обязанности образовательных учреждений, действующих в сфере кадетского образования:

- создание условий для качественной реализации целей кадетского образования;

- организация учебного и воспитательного процесса;

- формирование в ООКТ кадетской образовательной среды и дополнительных общеразвивающих образовательных программ;

- разработка и выполнение учебных планов и программ согласно ФГОС, требованиям и заказам учредителей;

- постоянное совершенствование качества преподавательского, воспитательного и руководящего состава ООКТ.

5.8. Компетенции и обязанности родителей кадет (их законных представителей):

- подготовка и поддержка своего ребенка при поступлении и обучении в ООКТ;

- заключение общественных договоров с ООКТ.

5.9. Компетенции и обязанности несовершеннолетних граждан Российской Федерации, обучающихся в ООКТ:

- качественное и добросовестное выполнение обязанностей;

- соблюдение обязанностей кадета по подготовке с детства к служению Отечеству  на государственной службе. 

5.10. В рамках СКО все ООКТ с 5 по 9 классы реализуют модели среднего общего образования с углубленной гуманитарной, спортивной и военно-патриотической направленностью основных и дополнительных программ. После успешного окончания 9 класса, воспитанники ООКТ первого и второго типа (их родители или законные представители) заключают с ООКТ договор на продолжение кадетского образования по выбранному профилю (направлению) и соответствующей специальности.

5.11. Заказчик и ООКТ:

- заключают между собой договор о подготовке специалистов необходимых специальностей и номенклатур;

- формируют квоты целевого приема в профильные ВУЗы для выпускников ООКТ;

- после успешного окончания ООКТ направляют выпускников в подведомственные (профильные) учреждения высшей школы в рамках квоты целевого приема, по окончании которых, трудоустраивают их на государственную службу в рамках своей компетенции – с договорным условием обязательной службы в течение пяти лет.

5.12. Специфика подготовки по направлениям кадетского образования реализуется через основные образовательные программы, а также дополнительные общеразвивающие и специальные (профильные, предпрофессиональные и профессиональные), интегрированные с основными образовательными программами.

5.13. Документы и знаки, удостоверяющие окончание кадетами ООКТ первого и второго типов, подготавливаются централизованно, по единым федеральным формам, установленным Минобрнауки России с учетом исторических и региональных (ведомственных) предпочтений.

5.14. Выпускники ООКТ первого (основного) и второго (специального) типа подлежат отдельному государственному (военному) учету и личной идентификации.

5.15. По результатам каждого выпуска решением учредителя, согласованным с заказчиками, вносятся необходимые уточнения в заказ на специалистов, а также в учебные планы и программы подведомственных ООКТ на следующий учебный год и ближайшую перспективу.

5.16. На учредителей ООКТ возлагается:

- подготовка военных специалистов из числа суворовцев, нахимовцев и кадет, которую осуществляет Министерства и ведомства силового блока;

- подготовка специалистов государственной гражданской службы, которую согласованно осуществляют министерства, ведомства и государственные корпорации, а также субъекты Российской Федерации.

5.17. Учебные планы и программы среднего общего образования для ООКТ перерабатываются в соответствии с целями и задачами кадетского образования, требованиями учредителей и заказчиков, их профильными образовательными стандартами и специализацией  ООКТ.

5.18. В основу Кадетского образования закладывается комплекс дополнительных льгот и гарантий для преподавателей, воспитателей, руководящего состава ООКТ и для кадет-выпускников при их поступлении в профильные ВУЗы, а затем – на государственную службу.

5.19. Контроль за эффективностью функционирования системы кадетского образования возлагается на федеральные и региональные органы государственной власти.


VI. Основные направления реализации Концепции кадетского образования

6.1. Основными направлениями реализации Концепции являются государственная военная, правоохранительная, гражданская служба.

6.2. Формально-правовым условием реализации Концепции является заключение многостороннего соглашения между ООКТ, профильным ведомством, высшим учебным заведением профильного ведомства, общественными ветеранскими организациями ведомства, военным комиссариатом и ДОСААФ России (его местными подразделениями).

Условием реализации Концепции является возможность получения выпускниками ООКТ, лауреатами спартакиад и олимпиад системы кадетского образования России, а также выпускниками, получившими удостоверение ДОСААФ, которое подтверждает овладение ими военно-учетной или другой специальности по тематике защиты Отечества и государственной службы, дополнительных баллов к ЕГЭ, и возможность проведения учредителями целевого набора кадет в профильный ВУЗ.

6.3. Содержательными условиями реализации Концепции образовательной организацией являются: наличие государственного (регионального, ведомственного) заказа учредителей ООКТ на подготовку в них специалистов необходимых им номенклатур; разработка учредителями (заказчиками) необходимых требований (стандартов) к выпускнику ООКТ и соответствующих образовательных программ профильного (профессионального) обучения; увеличение общего времени обучения за счет планового использования летнего времени (летнего периода обучения) для выполнения программ профильного (профессионального) обучения воспитанников ООКТ в системе обязательных плановых лагерей (оздоровительных, спортивных, тематических), лагерных сборов и стажировок кадет, осуществляемых на объектах инфраструктуры ДОСААФ России и их учредителей; обязательное наличие в ООКТ института офицеров-воспитателей (классных руководителей), формируемого по договору из числа офицеров запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющих положительный опыт командования подразделениями и руководства воинскими коллективами, высшее образование, состоявшиеся семьи и прошедших специальную педагогическую подготовку для работы с детьми; создание в системе ООКТ необходимой кадетской воспитательной среды; а также создание системы методического обеспечения, ответственности и контроля за состоянием дел и эффективности системы кадетского образования в Российской Федерации и ее субъектах.

6.4. Содержательным наполнением Концепции являются реализация обязательной рабочей программы по учебному предмету «Основы военной подготовки», включающей знания о военной организации государства, системе обеспечения военной защиты населения, выработки высокого сознания общественного и воинского долга, совершенствование своих военных и методических знаний на основе беззаветной преданности Отечеству; обязательное овладение воспитанниками ООКТ рядом воинских учетных специальностей и другими специальностями (техническими, летными и пр.) согласно требований государственного оборонного заказа на их допризывную подготовку в системе ДОСААФ России.

6.5. Участники образовательных отношений вправе реализовывать общеразвивающие программы по учебным предметам вариативной части «Основы государственной гражданской службы», «Основы государственной правоохранительной службы», «Основы защиты жизнедеятельности» в соответствии с профилем обучения. 

6.6. С целью обеспечения эффективности Кадетского образования как составной части системы образования государственной службы и кадровой политики Российской Федерации создан и действует Межведомственный совет Минобрнауки России по кадетскому образованию.

6.7. Реализация Концепции осуществляется в 2 этапа (I этап – 2017 - 2019 годы и II этап – 2020 - 2025 годы) в соответствии с Планом реализации Концепции кадетского образования в Российской Федерации.

6.8. Предполагается обнародование положений настоящей Концепции и комплексное информационное сопровождение ее реализации.

6.9. СКО, ООКТ и кадетские общественные объединения выпускников ООКТ включаются в систему Государственных программ патриотического воспитания, а также проекты в области культуры, образования и науки, национальной обороны и государственного управления. С целью объединения организаций кадет-выпускников разных поколений учреждается Общественно-государственная организация «Кадеты России».


VII. Итоги реализации Концепции кадетского образования в Российской Федерации

7.1. Реализация настоящей Концепции обеспечит принципиально иной уровень развития кадетского образования, позволит улучшить качество обучения в ООКТ, совершенствовать формы преподавания и модернизировать содержание учебных дисциплин, что приведёт к совершенствованию системы подготовки специалистов для несения военной и государственной службы.

7.2. В результате реализации Концепции государство и общество получают СКО как составную часть образования государственной службы, государственной кадровой политики и основы кадрового резерва.

7.3. Реализация настоящей Концепции обеспечивает:

а) государству:

- воспитание граждан России как убежденных патриотов, готовых безупречно служить Отечеству и защищать его с оружием в руках;

- подготовку специалистов, имеющих профессиональные навыки работы с первичными коллективами и базовые знания (навыки) по управлению ими при исполнении первичных должностей военной или иной государственной службы;

- формирование патриотически настроенных государственных служащих, составляющих основу среднего класса;

- формирование кадрового резерва по разным видам государственной службы;

- улучшение качества управления государством и самой государственной службы, гарантированное снижение уровня коррупции, бюрократизма и неэффективного управления;

- рост качества государственного профессионального управления и улучшение мобилизационных возможностей государства в сферах управления;

- стабильность и надежность основ российской государственности.

б) российскому народу и обществу:

- основу национально и патриотически ориентированного гражданского общества;

- рост благосостояния, связанный с лучшим качеством управления государством;

- уверенность в своей безопасности и успешном историческом будущем;

- утверждение патриотической национальной идентификации.

в) воспитанникам:

- получение полного общего и среднего профессионального образования государственной службы;

- высокую моральную, нравственную, и первичную военную подготовку, физическую закалку, этику служения Отечеству;

- твёрдые внутренние основы жизни, дисциплину и уважение к труду;

- получение разносторонних знаний и навыков в соответствии с принципами кадетского образования;

- причастность к достойному корпоративному обществу России – кадетскому движению;

- высокую конкурентоспособность на рынке труда;

- возможность сделать успешную служебную карьеру государственного служащего.


VIII. Источники финансирования реализации Концепции кадетского образования

8.1. Для решения задач, поставленных в Концепции, предусматривается обеспечить последовательное, стабильное и неуклонное увеличение расходов на государственную поддержку образовательных организаций кадетского типа.

8.2. Финансирование расходов на функционирование СКО и деятельность ООКТ осуществляется за счет средств:

- федерального бюджета отдельной строкой в разделах, связанных с обороной, образованием, культурой и государственным управлением;

- бюджетов субъектов Российской Федерации;

- бюджетов муниципальных образований.

8.3. Основное экономическое обеспечение кадетского  образования -  средства федерального бюджета на подготовку младших специалистов государственной службы, согласно утвержденного государственного (ведомственного, регионального) заказа.

8.4. В качестве источников финансирования также используются средства, выделяемые на разработку и реализацию государственных программ и проектов в области национальной безопасности, культуры, образования и спорта; целевые гранты на разработку концептуальных, правовых, организационных, материально-технических, педагогических и других норм и условий кадетского образования, а также средства благотворителей, меценатов и спонсоров.