Зашёл на ресурс, посвященный народному почитанию А.В.Суворова: https://www.mccvu.ru/suvorov/proslavlenie/. Посмотрел только письма последних февральских дней и решил прокомментировать некоторые. Поскольку тема канонизации А.В. Суворова меня волнует, я посчитал возможным выразить свои комментарии некоторым авторам писем. Не знаю - будете ли вы отправлять им мои комментарии, организуете форум, либо просто узнаете моё мнение по этому поводу.
Заместитель министра культуры Красноярского края Анжелика Трофимова.
«...При этом говорить о вкладе Суворова А.В. в культуру вряд ли возможно в силу того, что, проявив с детских лет тягу к военному делу, он с 12 лет и до конца своих дней почти всю свою жизнь провёл в военных походах.
Что касается причисления Суворова А.В. к лику святых, то этот вопрос находится исключительно в ведении религиозных организаций, согласно Конституции Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства».
Комментарий Леонтьева С.А.:
Заместитель министра культуры, в силу своего молодого максимализма, кроме того, что пренебрегает собственным отчеством, решительно считает, что вклад в культуру могут вносить лишь деятели культуры (художники, музыканты, скульпторы, писатели и поэты), что область культуры не подвержена влиянию из других областей жизни человеческого общества и поэтому человек, проведший в военных походах 50 лет своей жизни, принёсший славу и уважение Российской Империи, никак не повлиял на культурную жизнь государства Российского.
Тем не менее, я приведу один из обратных примеров, как воспринимали «писателя Суворова» в гитлеровской германии в 1940 году.
На улицах Берлина с 1933 в огне костров горят книги не соответствующие «германскому духу» и, о чудо, - издательство Вермахта в 1940 году принимает решение поднять культурный уровень офицерского состава переводным изданием забытой тогда в нашем Отечестве книгой Суворова - «Наука побеждать». Жесткий переплёт, тираж 40000 экз., всему офицерскому составу - изучить и применять на практике: «С русскими - их же оружием».
В 1942 году, перед Сталинградской битвой, мой дед, будучи замполитом полка, получил небольшую брошюру воениздата «Заветы Суворова» - мягкий переплёт (чтобы носить в кармане), тираж 25000 экз. С опозданием от германцев на 2 года, перед решающей битвой, вспомнили о «вкладе в русскую культуру». Причём, таком фундаментальном вкладе, без которого, возможно, нынешняя культура могла бы и не выстоять.
Считать ли книгу «Наука побеждать» вкладом в культуру России?
Это ведь не прикладной учебник по военному искусству - это наука побеждать с верой в Бога.
Если же говорить о самом Суворове то, он, кроме инженерных наук, в совершенстве владел шестью языками. Был очень образованным и эрудированным человеком, впитавшим культурные ценности предшествующих поколений. И если бы Божьим призванием его не была воинская слава, позволившая сохранить культуру Российскую, то наверняка, он бы стал известным писателем или поэтом. Кстати он писал очень душевные стихи, но они были не для публики - он писал их своей дочери Суворочке.
Так же хотел бы прокомментировать Ваш тезис о том, что «религиозные объединения по Конституции отделены от государства». Бесспорно - в экономическом и пропагандистском плане. Основное - это свобода вероисповедования. Поэтому, я надеюсь, этот тезис просто тезис, типа «Земля вращается вокруг Солнца», а не ответ на Ваше отношение к возможности причисления А.В. Суворова к лику Святых.
В XVIII веке, в суворовскую эпоху, на гербе рода Суворовых звучал девиз: «За Веру, Царя и Отечество». Была ли церковь отделена от государства в этом девизе? Или здесь звучит триединство этих понятий ?
Так же и сейчас - мы одни и те же люди, которые верят в Бога или не верят - это наш выбор, но живём мы в одном Отечестве и подчиняемся законам одного Государства.
Поэтому, если Вы не относите себя к православным верующим, то наверное, и не нужно утруждаться писать выдержки из Конституции, вместо ответа на простой вопрос - достоин ли по Вашему мнению А.В. Суворов почитанию в лике Святых по его совокупным заслугам перед Богом и Отечеством.
Председатель комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» Калининградской области Петухова Татьяна Михайловна:
«Великий государственник, служил государству «не лестно», понимал значимость национальных интересов и умел их отстаивать. Просветитель, реформатор. Суворова А.В. отличала энциклопедичность знаний, владение европейскими языками.
Александр Васильевич впитал наследие всех эпох и стал фигурой, блестяще завершившей 18 век.
Образ Александра Васильевича сегодня актуален. Биографию яркой исторической личности сегодня есть возможность почерпнуть из книг серии «Жизнь замечательных людей», произведений В. Лопатина и донести до подрастающего поколения».
Комментарий Леонтьева С.А.:
Низкий поклон Вам Татьяна Михайловна за ваше желание «донести до подрастающего поколения...».
Есть такая книга «Свет Суворова на Земле» автора Комаровой Ларисы Сергеевны. Она профессор и написала эту книгу более 10 лет назад, находясь уже в пенсионном возрасте. Её мечта - на базе этой книги ввести в школах уроки «О жизни замечательных людей» с подробным рассказом о Суворове, как о человеке. О том, как образовывался феномен будущего непобедимого полководца. О том, что традиционные для русской культуры моральные и духовные ценности закладывались в него с детства и как он не отторгал, а внимал опыту предшествующих поколений.
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь
«Вопрос о его причислении к лику святых поднимается российской общественностью уже долгое время, однако с точки зрения церковного права этот процесс является долгим и требует максимально предельной осторожности. Нам известно множество имён наших глубоко верующих соотечественников, которые отличались добротой, кротостью нрава, были прекрасными людьми, выдающимися учёными, общественными и политическими деятелями, но не канонизированных Православной Церковью и в этом нет чего-то необычного.
Общими критериями канонизации являются:
1) святость жизни;
2) соответствие веры подвижника православному вероучению;
3) почитание церковным народом (не просто уважение, но массовое обращение к не прославленному подвижнику в молитвах);
4) дар чудотворения при жизни и/или после смерти (как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная благодать);
5) страдание за православную веру.
При наличии этих критериев, все материалы с подтверждающими документами должны направляться только в Синодальную комиссию по канонизации святых
Комментарий Леонтьева С.А.:
1) святость жизни:
Не компетентен комментировать, т.к. определение святости даётся Церковью при причислении человека к лику святых. Что первично - определение Церковью, что жизнь Александра Васильевича была свята и поэтому он достоин прославления в лике Святых, либо причисление к лику Святых и отсюда понимание святости его жизни?
2) соответствие веры подвижника православному вероучению:
Без сомнений.
3) почитание церковным народом (не просто уважение, но массовое обращение к не прославленному подвижнику в молитвах):
Без сомнений. Огромное количество православных людей (не только военнослужащих) обращались к не прославленному подвижнику А.В. Суворову в своих молитвах.
4) дар чудотворения при жизни и/или после смерти (как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная благодать):
Давайте вспомним обращение «Чудо-Богатыри», которое сам Суворов применял к своим воинам. Только воины, получившие Божественную благодать через молитвы подвижника, способны были выдержать те лишения и тяготы, которые выпали на их долю в военных походах того времени.
Попробуйте представить себе Швейцарские Альпы с заснеженными перевалами в 1799 году. Сам по себе переход войск в несколько сотен километров без боевых столкновений с противником - это уже тяжелейшее испытание. А победоносные сражения в незнакомой горной местности, при отсутствия связи и необходимого провианта, холода и какой-либо прагматичной идеи, ради которой люди отдавали свои жизни - это и есть ЧУДО.
«Мы русские - с нами Бог», - вот те духоподъёмные слова, которые позволяли чудо-богатырям одерживать победу в каждом бою, совершая по сути ЧУДО, благодаря силе веры.
По всем рациональным правилам ведения боевых действий и существующему опыту военных компаний, войско, руководимое Суворовым должно было раствориться в суровой природе альпийских гор, пасть в баталиях с французскими войсками, находившимися в численном и позиционном преимуществе, а не одерживать одну победу за другой.
Сам же 70-летний командующий был в арьергарде событий, не руководил из далёкого штаба, а вместе с воинами жёг костры на перевалах.
Помазанник Божий - Император Павел Первый в своём рескрипте, посвящённом Суворову А.В. мог оценить это лишь как ЧУДО.
Через 12 лет после ухода из жизни Генералиссимуса, его соратники и последователи сумели одержать победу в отечественной войне 1812 года.
Что касается чудотворения после смерти Александра Васильевича, то массовое обращение к его памяти в 1942 году также сыграло огромную благотворную роль в деле разгрома фашистских захватчиков.
Архистратиг войска русского молил и всегда молит Господа о спасении Отечества.
5) страдание за православную веру:
Считать ли жизнь Александра Васильевича, которую он готов был отдать за «Веру, Царя и Отечество» в каждом сражении, «страданием за православную веру»? Пусть определяет Синодальная комиссия.
С уважением,
Леонтьев Сергей Александрович,
Генеральный Директор «Музея-Усадьбы дворян Леонтьевых»,
член координационного совета при Министерстве Культуры РФ по вопросам сохранения культурного наследия,
заместитель Председателя Совета «Ассоциации владельцев исторических усадеб»,
потомок генералиссимуса А.В. Суворова в восьмом колене.