“Победи себя - будешь непобедим!” А.В. Суворов
«Это очередная попытка «съесть» людей»
21.07.2016 Покемон 2.jpg

Вышедшая больше недели назад игра для смартфонов с дополненной реальностью «Pokemon Go» в нескольких странах уже спровоцировала ряд скандалов, итогом которых стали призывы бойкотировать приложение или ограничить его действие рядом объектов. Например, руководство Музея Освенцима попросило убрать покемонов со своей территории, сообщает Regions.ru. В свою очередь, писатель Дмитрий Рус, автор серии книг о виртуальных играх, утверждает, что данное игровое приложение для мобильных устройств имеет явную шпионскую цель и создано не без участия ЦРУ.

Российские законодатели уже намерены ввести ограничения для популярной игры, чтобы защитить общество. Предлагаемые меры, несмотря на парламентские каникулы, будут обсуждаться в Совете Федерации, так как многие члены верхней палаты, как и нижней, по-прежнему работают. Об этом сообщил первый зампред комитета СФ по обороне Франц Клинцевич. Сенатор отмечает, что еще нет точной информации о влиянии игр для смартфонов на сознание людей и, что самое важное, ‒ детей и подростков, однако, по его мнению, в настоящее время в российском обществе недостаточно нравственных ориентиров, которые могли бы защитить подрастающее поколение от этого не до конца изученного явления. «Ощущение, что дьявол пришел через этот механизм и пытается просто развалить нас изнутри духовно, ‒ прокомментировал Клинцевич веяния западной культуры и появление "Pokemon Go". ‒ Но я понимаю, что это сферу контролировать сегодня крайне тяжело. Создается впечатление, что это навязано извне людьми, которые точно понимают, что пройдет год-второй и последствия будут необратимы».

По его мнению, для разработки необходимых ограничений важно привлечь профессионалов, а вопросу придать крайне широкое общественное обсуждение. Отдельного внимания заслуживают и появляющиеся шлемы дополненной реальности. «В обществе должна появиться дискуссия, потому что мы на грани больших проблем. Эти проблемы нам навязаны. Потом в одночасье ‒ мы с ними уже не справимся», ‒ полагает сенатор.

Из игрового мира «Pokemon Go» сенатор предлагает исключить религиозные учреждения, тюрьмы, больницы, другие объекты социального назначения, а также места погребения и памятники. Последние, по его мнению, священны для многих людей, и экспериментировать с ними нельзя. «Иначе дойдем до постели и интимных вопросов. Санузлы будем показывать. Поэтому нужно бить очень серьезную тревогу», ‒ отметил Клинцевич, пояснив, что подобные игры влияют на психику, психологию, поведенческую функцию, отношения, порождая распущенность и вседозволенность.

Как отмечает Regions.ru, многопользовательская ролевая игра дополненной реальности для смартфонов «Pokemon Go» от компании Nintendo вышла 6 июля 2016 года и меньше, чем за две недели, стала самой популярной игрой в истории, а капитализация компании-разработчика приложения за считанные дни увеличилась на $8 млрд. Вместе с ростом популярности игры в ведущих мировых СМИ стали появляться новости о неожиданных находках, сделанных пользователями во время игры (например, сообщалось об американском солдате, «поймавшем покемона» на линии фронта), а также о происшествиях, связанных с приложением, - ряд новостей рассказывали о заигравшихся молодых людях, которые становились участниками и виновниками ДТП. Многие коммерческие организации, напротив, решили использовать информационный шум вокруг появившейся игры в целях развития своего бизнеса. В сети уже можно наблюдать несколько рекламных кампаний, главной темой которых являются покемоны.

Прокомментировать ажиотаж, вызванной новой игрой и связанную с ней опасность издание попросило прокомментировать известных православных священнослужителей.

Директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области протоиерей Алексий Новичков, полагает, что подобные игры способны привести к необратимым явлениям психики: «Мы уже наслышаны о психическом воздействии, которое оказывают на людей и неисследованные до сих пор различные новые игры, и яркие информационные объекты, которые появляются даже в сфере рекламы и информационной политики. Мы уже осознали, что живем в век, когда на нас воздействуют с помощью множества искусственно созданных факторов, и результат этих воздействий, конечно же, непредсказуем. Мы как минимум должны предполагать отрицательную реакцию организма, а впоследствии - болезни, и возможно, даже необратимые явления психики».

«Воздействия на человека стали более активными, ‒ отметил священник. ‒ Не исключено, что в ближайшие годы мы столкнемся с новыми психическими эпидемиями, когда вполне здоровые физически люди массово или локально начнут совершать какие-то действия, которые, возможно, стремительно изменят нашу жизнь в худшую сторону. Мы все больше погружаемся в ту область, затрагивать которую не нужно, и уж конечно, здесь необходимы некие ограничения ‒ в виде нравственных, общекультурных норм, стереотипов поведения. Иначе мы можем прозевать момент, когда наша жизнь стремительно начнет меняться к худшему, и этот процесс будет необратим».  

«Эту проблему, конечно, нужно серьезно изучать, ‒ призвал отец Алексий. ‒ Мы уже сталкиваемся с возрастающим количеством самоубийств, необъяснимых действий людей, признаками массового психоза, с потерями каких-то очевидных преимуществ нашей жизни, которые были еще 30-40 лет назад. А теперь у нас их нет, или ими могут пользоваться единицы. На мой взгляд, мы должны сейчас вплотную заняться изучением сферы игрового бизнеса, медиабизнеса - именно туда надо вкладывать средства. Думаю, их уже вкладывают, но не туда, куда нужно, стремясь не защитить человека, но выявить его новые уязвимые места. Мы давно имеем дело со многими явлениями, которые по своим поражающим свойствам напоминают Pokemon Go. И этих воздействующих на нас факторов становится все больше. Нужно начать их классифицировать, называть и ограничивать - по крайней мере, до тех пор, пока не станет окончательно понятно: безопасны ли они, или, напротив, вредны».

 Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской протоиерей Александр Ильяшенко признался, что с такой проблемой он пока не сталкивался и об игре не слышал. Но ориентируясь на мнения других людей, пастырь считает, что если многие уважаемые люди считают, что Pokemon Go - опасная игра, лучше перестраховаться и руководствоваться медицинским принципом: «не навреди». «Если есть случаи отрицательного воздействия этой игры на людей, пусть специалисты решают, ограничить ее или запретить», - отметил он. «Но мне кажется, речь идет здесь, в первую очередь, о баснословной прибыли. В эпоху капитализации деньги решают все. Вот и капитал компании - разработчика игры, Nintendo, - увеличился чуть не на 10 миллиардов долларов. Кто-то получает огромные барыши. Конечно, это должно вызывать настороженность», ‒ заключил он.

 Настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске иерей Святослав Шевченко специально посмотрел ролик англоязычного пользователя Нью-Йорка, в котором показано, как в парке собралось несколько сотен человек, ловивших редкого покемона. «Это был вечер, люди оставляли машины и бежали с телефонами в условленное место. Честно говоря, это было похоже на эпидемию. Десятки миллионов человек по всему миру всего за несколько дней "подсели" на эту игру, как на наркотик. Неслучайно в СМИ сравнивают "ловцов покемонов" с зомби. Да, были уже ДТП, кроме того, "покемономаны", а вернее, их смартфоны, становятся легкой добычей грабителей», ‒ отметил пастырь.

Кроме того, обратил внимание священник, есть в этом и духовная опасность ‒ «люди, увлекшиеся игрой, легко могут "впасть в детство" и потратить многие часы своей жизни непонятно на что. Так, в Новой Зеландии мужчина уже уволился с работы, чтобы полностью посвятить себя Pokemon Go». Слово «покемон», напомнил отец Святослав, в переводе на русский означает «карманный монстр», то есть мелкий бес, а значит, «по сути, "покеноманы" ловят чертей, демонов. А заигрывания с нечистой силой к хорошему не приведут». «Если не придумать этой "безобидной" игре антидот, общество ждет деградация ‒ естественно, у разработчиков Pokemon Go есть коммерческий интерес, и они будут "подсаживать" на нее все больше людей», ‒ добавил священник. Кроме того, считает отец Святослав, то обстоятельство, что в игру включилось такое огромное количество людей и так быстро стало внушаемым, рождает вопрос: не является ли ее внедрение неким социальным экспериментом. «Представьте на секунду, что где-то идет митинг протеста, и разработчик помещает покемона именно туда, многократно увеличив количество протестующих. А зомбированными людьми манипулировать легко», ‒ предположил он. «Кстати, одного покемона обнаружили в кабинете президента Израиля. Так что люди, подверженные зависимости от игры, могут пойти куда угодно - в том числе в православные храмы. Представляете, идет богослужение, и вдруг в храм заходят люди с телефонами, начиная громко обсуждать, кто кого поймал? Во что превратится богослужение? Кроме того, в православном храме есть сакральное помещение, куда не всем можно заходить ‒ алтарь. А если покемоны появятся в алтаре, и кто-то захочет их там поймать? Это может довести до кощунства. Так что меня не удивляет, что Музей Освенцима хочет закрыть свою территорию для этой игры. И наши законодатели мыслят в правильном направлении. Нужно если не полностью запретить эту игру, то ограничить ее локацию, исключив храмы, больницы, кладбища, религиозные учреждения ‒ чтобы избежать скандалов и провокаций», ‒ призвал пастырь.

 Декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета священник Петр Коломейцев настроен более решительно и уверен, что в России эту игру надо запретить: «Когда я учился еще в архитектурном институте, у нас как-то распространили в виде листовок математическую задачу - если я не ошибаюсь, нужно было обнаружить фальшивую монетку. Эта математическая задача была призвана отвлечь мозги математиков от решения каждодневных прикладных задач. Мир уже знает, как с помощью тех или иных игрушек отвлечь от чего-то внимание. Эта игра тоже отвлекает внимание людей ‒ но на такую странную задачу, как ловля покемонов. А ведь ее разработчики могут с помощью условий задачи завести человека куда угодно, поставив его в какую угодно ситуацию. Можно вызвать управляемый флешмоб, который не будет распознан участниками игры и приведет их к печальным последствиям, собрав всех в одном месте. Получается, разработчики игры сами играют людьми как марионетками».

«Я считаю, тут нужны радикальные меры - необходимо не только ограничивать места для ловли покемонов (что само собой разумеется), а вообще избавляться от этой игры, ‒ убежден пастырь. ‒ Иначе мы просто потеряем наших детей и подростков - они перестанут думать об учебе или собственном развитии, полностью погрузившись в Pokemon Go. Эта игра - просто кем-то разработанная диверсия, ‒ другой характеристики у меня нет».

Клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, заместитель директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы Иерей Иван Воробьев видит в этом феномене лишь первую пробу затягивания людей в виртуальную реальность, стирающую граница с реальным миром. На следующем шаге, полагает он, «людьми будут с помощью игры управлять, и начнется эдакое виртуальное рабство, когда человек будет выполнять задания якобы игры, а на самом деле это может привести к очень тяжелым и серьезным последствиям».

Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе священник Антоний Скрынников полагает, что бороться с прогрессом техники и технологий бессмысленно, даже если они иногда напоминают регресс, и «при этом нужно отдавать себе отчет, что для молодежи, которая не посещает храм, выступления Церкви против компьютерных игр спровоцируют лишь антагонизм». «Нужно говорить не о запрете тех или иных игр, а во-первых, создавать качественную альтернативу, создавать качественные игры, связанные с церковной или исторической тематикой. Во-вторых, что касается Pokemon Go, то нужно говорить о логичных ограничениях для игры, таких как частная собственность или объекты религиозного или сугубо культурного назначения», - считает он.

Священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии иеромонах Макарий (Маркиш) уверен, что это «дело отнюдь не игрушечное»: «Есть старинная пословица: на то и щука в море, чтобы карась не дремал. Совершенно правильно депутат упоминает дьявола, подобная игра ‒ это очередная попытка, чтобы "съесть" людей».

«И как запретишь такие игры? ‒ задается вопросом священник. ‒ Мы живем в свободной стране! Вот если к нам в дом забрел идиот, начинает что-то вытворять, то у нас же претензии к нему, а не к тому, кто дал ему инструктаж, ведь это же игра. Музей Освенцима попросил изготовителей игры, чтобы они убрали покемонов с их территории, изготовители, скорее всего, согласятся это сделать, а с другими могут не согласиться. И вот тут надо помнить главное: ответственность за этот кретинизм ложится на самих кретинов-игроков. Потому что сама по себе игра внешне ничего плохого не несет, нет там сексуальных или террористических намеков, поэтому юридическая защита производителей игры будет очень четкая. А вот к самим игрокам вопросы возникнут. Одно дело, сидя на диване давить на кнопочки, а другое дело смешивать выдумку и реальность, - в этом и состоит притягательность игры! Вот и становится "наживка" очень вкусной для несчастных "карасей"... И если ставить выбор - быть сожранным этим сатанинским изобретением или быть человеком и забыть про игру, что выберет каждый из нас? Человек попадает в сети психического расстройства. Безусловно, увлечение этим маразмом есть форма деградации и дегуманизации человека, причем добровольная».

Русская Народная Линия