Как готовились к тому самому Параду Победы летом 45-го в послевоенной Москве, как проходили репетиции и сам торжественный марш по брусчатке у мавзолея, рассказал непосредственный участник Московский суворовец Анатолий Сунцов. Его история простая, трогательная, похожая на истории миллионов советских людей, переживших войну. Она как нельзя лучше передает дух того времени.
Об этой фотографии Анатолий Геннадьевич узнал не сразу — друзья показали в одной из книг про суворовцев. В кадр он попал совершенно случайно. С ростом метр двадцать, место ему выделили в последних рядах. В Суворовском училище он оказался после гибели отца. Майор Сунцов пал смертью храбрых на Курской дуге.
В середине июня около 200 суворовцев из города Горький, сейчас это Нижний Новгород, эшелоном перебросили в Москву. И начались многочасовые тренировки. Маршировали кадеты по пустым московским улицам в пять утра.
«Старались, чтобы мы маршировали, когда минимум народа было и транспорта, по 5-6 часов в день, если не больше. И мозоли были, и ноги уставали», — вспоминает подполковник запаса, участник парада 24 июня 1945 года Анатолий Сунцов.
Курсантам в их парадной коробке было по 13-14 лет. Мальчишки и представить не могли, говорит Анатолий Геннадьевич, что им предстоит участвовать в Параде Победы. 24 июня с утра шел дождь. Долетали брызги и от фонтана на Лобном месте. Все стояли мокрые с головы до пят, но никто не жаловался.
«Смотришь — кругом одни воины стоят. Ну и были горды, что нас поставили в этот общий строй. Но, с другой стороны, было немножко грустно, что не наши отцы стоят здесь, а мы, их заменившие», — говорит Анатолий Сунцов.
Столько лет прошло, говорит Анатолий Геннадьевич, а в памяти, как будто все было вчера. Жуков и Рокоссовский — на грациозных скакунах. На трибуне — живой Сталин, совсем не похожий на свой плакатный образ.
«120 шагов в минуту, и это пролетает как миг. Шли дружно, косили глаз направо — на Мавзолей, а другим глазом смотрели влево, чтобы держать равнение в строю», — рассказывает Анатолий Сунцов.
После парада курсантов отпустили проведать московских родственников. Столица ликовала. Все улицы были заполнены горожанами.
«На улицах стояли прожектора, люди бросали мелочь, и они как искорки разлетались в свете луча прожекторов», — вспоминает Анатолий Сунцов.
После суворовского училища Анатолий Геннадьевич закончил Львовское пехотное, затем бронетанковую академию. Почти 20 лет прослужил в ракетных войсках стратегического назначения. Еще в 70-х он разыскал на Курской дуге могилу отца — неприметный холмик на обрывистом берегу реки. Постоял, поплакал и прошептал: «На Параде Победы, батя, я прошел за тебя».
Олег Шишкин, Первый Канал