19 мая 1868 года (6 мая по ст. ст.) родился последний Государь Российской Империи Николай Александрович Романов. Сыну Императора Александра III было суждено появиться на свет в день памяти святого праведного Иова Многострадального, прошедшего страшный путь богооставленности и скорбей. К сожалению, жизненные пути двух святых - царственного страстотерпца и библейского праотца - во многом удивительно совпадают. По поводу своего дня рождения Николай II однажды сказал: «Я родился в день Иова Многострадального и мне предназначено страдать».
Николай II принял державу 20 октября 1894 года, в день смерти отца, умершего в Ливадийском дворце в Крыму. О России тех лет видный историк С.П.Мельгунов написал следующие строки: «И друзья, и враги Императорской России одинаково признают, что Император Александр III значительно повысил международный вес Российской Империи, а в её пределах утвердил и возвеличил значение самодержавной Царской власти».[1] Теперь молодому 26-летнему Государю предстояло продолжить славное правление династии Романовых.
Нет смысла давать полное описание периода правления Николая II: это можно самостоятельно изучить в книгах, вышедших в свет в последние годы. Приведу лишь некоторые, самые примечательные факты. В его эпоху был отмечен феноменальный прирост населения России - от 122 млн. в 1894 г. до 182 млн. накануне большой войны. В течение двух десятилетий урожай главных злаковых в России удвоился. В 1913 г. наша страна обошла по этому показателю на 33% САСШ (дореволюционное название США), Канаду и Аргентину вместе взятых. Мировые цены на зерно определялись на Нижегородской ярмарке. Быстрыми темпами развивалась железнодорожная сеть. В самый разгар войны царское правительство нашло ресурсы на строительство более 2.000 вёрст железной дороги, которая соединила Кольский полуостров и центр России.[2] Гигантский внутренний потенциал России начинал постепенно сказываться в мировой политике.
Несмотря на громадные успехи в деле управления государством, недоброжелатели Императора и России стали распространять злые семена клеветы ещё при жизни Николая II. Так, они всячески поддерживали мифы о приказе Царя стрелять по манифестантам 9 января 1905 г., пытались превратить Распутина в инструмент предательской борьбы против Трона и продолжали плести разнообразные заговоры в то время, когда Государь руководил военными действиями русской армии во время Великой войны 1914-1917 годов.
После ритуального убийства Августейшей Семьи в зловещем Ипатьевском доме в Екатеринбурге Николай II - уже не Царь, уже не в миру живых, но по-прежнему символ старой России, а значит угроза новой террористической и русофобской власти - стал главным объектом атаки приехавших с Запада коммунистов. Советская пропаганда, нацеленная на создание «нового человека» путём выкорчёвывания исторического сознания народа, проявила всю беспощадность именно к Императору Николаю II. Коммунисты до безобразия исказили и оболгали его образ, что было продиктовано необходимостью оправдать «народную революцию», дескать, сейчас живём плохо, а при царе ещё хуже. Однако в советской историографии поражает отнюдь не патологическая ненависть к последнему русскому Государю, но какая-то совершенно ужасающая преемственность, из года в год, из десятилетия в десятилетие. Если отношение к таким деятелям Исторической России, как Иван Грозный, Петр I, даже Александр II менялось по мере смены партийного руководства, то отношение к Николаю II, независимо от воззрений хозяина Кремля, будь им Сталин или Горбачёв, даже в годы перестройки оставалось неизменным.[3]
Приведу несколько цитат из советских книг разных лет о последнем Русском Царе. Одним из первых фальсификаторов на войне против истории стал И.Василевский. В книге «Романовы. От Михаила до Николая», изданной ещё при Ленине, в 1923 г., автор собрал скабрезные анекдоты из жизни царственных особ, допустил массу неточностей и вольных передёргиваний фактов. Вторым подобным образчиком, уже ранних сталинских времён, стала брошюрка под названием «Последние дни Романовых», вышедшая в 1926 г. в городе Свердловске, названном в честь главного организатора цареубийства. Вся книга наполнена ненавистью и презрением к последнему Царю России. Автор вешает бездоказательные ярлыки «донельзя умственно ограниченного» человека»[4], приводит нелепые сравнения и с ехидными комментариями цитирует переписку августейших особ. Официальную позицию советского режима по Николаю II можно найти в пресловутой Большой советской энциклопедии от 1939 г., однако написанные там ядовитые слова даже цитировать неприлично.[5] Последняя в советское время примечательная книжка с издевательским названием «Двадцать три ступени вниз» была издана в 1989 г. уже на закате советского государства. Автор начинает поношения Государя и всего рода Романовых буквально с предисловия. «Последний по счёту самодержец земли российской принадлежал к династии Романовых, представители которой, за исключение Петра Алексеевича, страниц истории собою не украсили».[6] Эта клевета выглядит особенно смехотворно на фоне того, что в течение 300 лет правления этой славной династии России раздвинула границы во всех направлениях света и стала мировой державой.
Вне всяких сомнений, Николай II является основополагающей фигурой русского истории ХХ века, а, быть может, и всего тысячелетнего бытия России. В пользу этого утверждения говорит то обстоятельство, что именно на нём закончилась русская православная монархия и началась великая революционная столетняя смута. Именно после его свержения началась гражданская война, последствия которой - ведь эта война ведётся на духовном фронте - не преодолены до сих пор. В этой связи правдивый и честный взгляд на личность и период правления Николая II, очищенный от зловредных коммунистических мифов, является ключом к пониманию исторического процесса в ХХ веке и к Возрождению России в будущем.
Русская Православная Церковь заграницей канонизировала Царя-мученика ещё в далёком 1981 году. Московский Патриархат совершил то же самое в августе 2000 года. В то же время осуждения этого преступления века на государственном уровне не последовало. Политики, в те годы уже либералы, порождённые советской номенклатурой, ограничились лишь частными заявлениями. С моей точки зрения, такое безразличное отношение к Николаю II можно назвать лишь покрывательством убийц и позорным соучастием в забвении исторической памяти. Осудить же это злодеяние нам необходимо хотя бы потому, что это откроет путь к примирению народа со своей историей. Мы должны посмотреть на нашу страну в ХХ веке христианскими глазами, отбросив химерическую идею примирения Православия и коммунизма, Христа и велиара. Без познания и признания всей глубины беззакония, совершённого коммунистами в Екатеринбурге в 1918 г., все попытки дать оценку советской эпохе выглядят как театрализованная «битва» сталинистов и антисталинистов. Без обращения взоров к личности последнего русского Государя невозможно понять советскую власть, её природу и психологию, которая явилась полным антиподом христианского служения Николая II Богу и народу. Какое бы великое государство ни возвели коммунисты, без Бога и Царя ему и века просуществовать не удалось, будучи уничтоженными теми, кого выпестовала его же идеология.
Глубоко убеждён, что главная национальная задача России - это примирение нашего народа со своей историей. Недопустимо нации, если мы, конечно, считаем себя одной нацией, иметь столь разные взгляды на историю, продиктованные не внутренними убеждениями, но вековой ложью - от коммунистического «воспитания нового человека» до либерального мифотворчества. Слепая вера в навязанные нам догматы о «слабом и кровавом царе» только разжигает гражданскую войну, которая началась сразу после падения Богом установленной монархии. Исчезла верховная, всепримиряющая роль Императора, люди потеряли понятие свободы во Христе и предпочли свободу без Христа, что в полной мере олицетворяло временное правительство. Однако такая свобода продолжалась недолго, и на смену её пришёл новые режим - уже не просто атеистический, но богоборческий, и начались массовые расправы над всеми сословиями Исторической России, над самой страной, её культурой и историей. В этом дьявольском огне революции погиб и сам Русский Государь.
Отказ от Бога и Царя в пользу мифической свободы в феврале, который обернулся расстрелом, концлагерем и разложением христианской морали уже в октябре - это вина не только предателей из генерального штаба, депутатов и некоторых архиереев, но и всего русского народа. Ведь наши предки в дни позорного ареста Государя вместо сохранения Богом утверждённой власти на земле нарушили обет 1613 г. либо тотальным молчанием, либо участием в революции в надежде построить лучшую Россию. Ещё в первый день января 1918 г. Патриарх Тихон в проповеди в Храме Христа Спасителя предостерёг от строительства государства без Бога.[7] Отступив от Бога и Царя, интеллигент был изгнан за границу, боевой офицер и казак - расстреляны, философ - отправлен на лесоповал, крестьянин - загнан в рабовладельческую колхозную систему, рабочий же лишился всяких гражданских прав, став винтиком огромной и беспощадной государственной машины, страна же, великая ещё недавно страна, оказался расчленена на республики и позже рухнула в пропасть, не простояв и века. Таковы трагические итоги революций 1917 года.
Всем, кто сегодня хвалит советскую власть или даже вновь поднимает красное знамя и мостит советский герб, как это произошло в Новороссии, стоило бы помнить, что этот режим начался с чудовищного преступления против Христа - с убийства Помазанника Божьего и Его Семьи. Там, где предается Бог, там предаётся и государство, и народ, и история. Всё это мы сполна познали в советское время. Есть ли сегодня у нас гарантии того, что в России не появится новая антихристианская диктатура? Абсолютно неважно, будет она коммунистической или либеральной, ведь в отношении Православия, как показывают история и современность, советская власть и сегодняшняя «прогрессивная общественность» выглядят как ближайшие родственники. С моей точки зрения, гарантией от нового богоборческого антирусского царства может стать только Покаяние (по-гречески - изменение разума). Другими словами, мы думали и продолжаем думать сейчас одним, неправильным и неправедным образом, а в будущем должны преобразить свои помыслы - увидеть в Николае II истинного православного христианина, сильного государственника и примерного семьянина; и, поняв это, осознать глубину духовного падения народа в 1917 г., отдавшего такого Царя на заклание в руки врагов России. Убеждён, что в будущей России государственные деятели будут считать именно его жизненный путь образцом подлинного христианского служения Богу и стране.
К сожалению, сегодня очень популярна следующая точка зрения на Покаяние: «да, убийство Царя - это ужасно, я осуждаю его палачей, но ведь я в то время не жил. Зачем мне каяться в чужих грехах?» Получается какое-то фарисейство. Ведь мы гордимся Победой в Великой Отечественной войне, которую завоёвывали лично лишь немногие из ныне живущих наших сограждан - ветераны, тогда как остальные являются их потомками, но в то же время ощущают преемственность с ними, особенно на фоне возрождения нацизма в соседней стране. Так почему же мы обсуждаем лишь наши достижения и затушёвываем наши ошибки и грехи? Почему многие из нас говорят, что это их Победа в Войне, но не их вина за принятие убийства Божьего Помазанника?
[1] Мельгунов С. Царствования Императора Николая II. Т.I. С.8
[2] Бразоль Б. Царствование Императора Николая II в цифрах и фактах. С.4-8
[3] Разрушители страны скорее стремились к реабилитации демонов революции Троцкого, Зиновьева и иже с ними, нежели царственного страстотерпца.
[4] Быков П. Последние дни Романовых. 1923, С.4
[5] Большая Советская Энциклопедия, изд 1-е, Т. 42-й, 1939, Стб. 133-137
[6] Касвинов М. Двадцать три ступени вниз. 1989, С.3
[7] Патриарх Тихон. Новогоднее слово: http://sv-tihon.ru/svyatitel/slova/7-novogodnee-slovo
Русская народная линия