В последние два года российский топливно-энергетический комплекс столкнулся с беспрецедентными вызовами, на которые пришлось оперативно реагировать. Причем зачастую — действуя на опережение. О направлениях государственной деятельности в области безопасности, о том, какую деятельность ведет в этом направлении созданный пять лет назад Департамент экономической безопасности в ТЭКе Минэнерго России, его директор, выпускник Московского суворовского военного училища, Антон Семейкин рассказал шеф-редактору «ЭПР».
— Антон Юрьевич, Департамент экономической безопасности в ТЭКе Минэнерго России занимается всеми аспектами безопасности. Кроме угроз, связанных с действиями недружественных сторон в отношении объектов ТЭКа, остаются актуальными и правонарушения в сфере экономической безопасности…
— Да, работа нашего Департамента очень разноплановая. По своему функционалу Департамент является уникальным структурным подразделением, не имеющим аналогов в других «гражданских» министерствах и ведомствах. Департамент в режиме «единого окна» осуществляет функционал по вопросам мобилизационной работы, противодействия киберугрозам, обеспечения безопасности объектов ТЭКа, взаимодействует с аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации, Национальным антитеррористическим комитетом, Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации, правоохранительными и надзорными органами. Помимо этого, мы осуществляем функции финансового аудита и контрольно-ревизионной работы, профилактики коррупционных правонарушений. Фактически мы представляем собой единый комплекс экономической безопасности.
В рамках проводимой работы по противодействию правонарушениям в сфере ТЭКа Департамент осуществляет свою деятельность в рамках требований ФЗ №182 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
Понимая важнейшую роль ТЭКа в экономике страны и в обеспечении безопасности государства в целом, а также осознавая масштабы ущерба государственным интересам и интересам крупных организаций ТЭКа, причиняемого в результате совершения противоправных деяний, Правительством Российской Федерации в 2020 году было принято решение о создании на площадке Минэнерго России рабочей группы по профилактике правонарушений в сфере экономической безопасности ТЭКа.
Основными задачами рабочей группы являются выработка и реализация комплекса скоординированных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере экономической безопасности в ТЭКе, а также осуществление мониторинга состояния профилактики правонарушений в сфере экономической безопасности в ТЭКе.
В состав рабочей группы входят представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, Росфинмониторинга, ФНС России, ФССП России. К деятельности рабочей группы при необходимости привлекаются представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и крупных компаний ТЭКа.
Указанная рабочая группа является «пилотным проектом», призванным консолидировать усилия правоохранительных органов и органов государственной власти в сфере обеспечения экономической безопасности ТЭКа, направленные на пресечение противоправных действий в отрасли.
Департамент играет ключевую роль в деятельности рабочей группы.
Фактически работники Департамента выполняют функцию «правоохранителя» в ТЭКе. В Департаменте работают сотрудники, которые, с одной стороны, имеют богатый опыт службы в правоохранительных органах, а с другой — обладающие специальными познаниями в функционировании различных отраслей ТЭКа.
Энергетика представляет собой очень сложную, специфическую и постоянно совершенствующуюся структуру. Сотрудникам правоохранительных органов, не обладающим соответствующей компетенцией, зачастую довольно сложно самостоятельно дать надлежащую процессуальную оценку тем или иным противоправным деяниям, совершенным в сфере ТЭКа, и определить их верную правовую квалификацию.
В рамках деятельности рабочей группы сотрудники Департамента выступают в качестве специалистов-аналитиков. Используя имеющейся опыт в правоохранительной деятельности, а также специальные познания в отраслях ТЭКа, мы помогаем представителям правоохранительных органов проанализировать имеющиеся материалы о противоправной деятельности в сфере ТЭКа с точки зрения действующего законодательства и специфики той или иной отрасли ТЭКа, а также дать верную профессиональную оценку указанным действиям.
Еще раз хочу акцентировать внимание на то, что Департамент не подменяет собой правоохранительные органы. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, возбуждение уголовных дел, сбор доказательств, дача процессуальной оценки действиям виновных лиц относится к исключительной компетенции правоохранительных и судебных органов. Мы оказываем аналитическое и экспертное содействие правоохранительным органам при осуществлении вышеуказанной деятельности с учетом специфики отрасли.
Кроме того, работники Департамента выступают в роли «связующего» звена во взаимоотношениях представителей правоохранительных и надзорных органов при выявлении и пресечении противоправных деяний в сфере ТЭКа.
Указанная совместная деятельность в рамках рабочей группы дала положительные результаты. С нашей помощью был возбужден ряд резонансных уголовных дел по факту совершения преступлений в сфере ТЭКа, связанных с хищением денежных средств, принадлежащих крупным энергетическим предприятиям. Хищением денежных средств из бюджетов различных уровней. А также легализацией похищенных денежных средств. Ряд уголовных дел направлен в суд. Расследование некоторых уголовных дел продолжается.
Помимо этого, результаты деятельности рабочей группы способствуют формированию, а также выработке предложений по совершенствованию действующего законодательства.
В этом и есть суть проводимой нами работы в сфере профилактики правонарушений в сфере ТЭКа.
Также Департамент на постоянной основе осуществляет взаимодействие с представителями подразделений безопасности крупнейших компаний ТЭКа в целях выявления и пресечения противоправных действий, осуществляемых в отношении указанных компаний, своевременно анализируя и доводя соответствующую информацию до сведения правоохранительных органов.
— В последние годы появились новые виды преступлений, например, связанные с выводом капиталов за рубеж…
— Да, в настоящее время это одна из наиболее актуальных проблем не только в сфере ТЭКа, но и в экономике в целом. Вывод финансовых активов крупных энергетических компаний за рубеж, зачастую сопряженных с их хищением, противодействует исполнению поручений Президента Российской Федерации по деофшоризации отраслей экономики, в том числе и энергетики.
В настоящее время государством активно реализуется механизм изъятия и обращения в доход государства денежных средств и активов, полученных чиновниками и коммерческими организациями в результате совершения противоправных действий, в том числе связанных с нарушением законодательства в сфере противодействия коррупции и выведенных за рубеж.
В качестве иллюстрации данной проблемы могу привести свежий пример. Недавно при участии Департамента удалось вернуть из-за рубежа активы крупнейшей энергетической организации ПАО «ТГК-2», принадлежавшие бывшему сенатору, находящемуся в международном розыске. Указанные активы были приобретены им и выведены за рубеж в результате осуществления незаконной предпринимательской деятельности в нарушение запретов, установленных законом. По иску Генеральной прокуратуры Российской Федерации судом указанные активы были арестованы и обращены в доход государства.
Подача и удовлетворение указанного антикоррупционного иска позволило в кратчайшие сроки вернуть государству активы, которые оцениваются в десятки миллиардов рублей.
Но самое главное, удалось предотвратить банкротство указанного предприятия и обеспечить стабильное энергоснабжение пяти регионов Российской Федерации. Таким образом, создан положительный прецедент в правоприменительной практике, который позволит возвращать из-за рубежа незаконно выведенные финансы и активы.
Конечно, многим такой механизм не нравится, и в первую очередь — людям с большими административными и финансовыми ресурсами. Для изменения сложившейся ситуации и для защиты интересов государства нужно объединение усилий правоохранительных органов и нас — людей «с горящими глазами». Людей, которые хотят работать честно, по закону и помогать своему государству в такое непростое время.
Для изменения сложившейся ситуации и для защиты интересов государства нужно объединение усилий правоохранительных органов и нас — людей «с горящими глазами». Людей, которые хотят работать честно, по закону и помогать своему государству в такое непростое время.
При этом главное — не допустить «перегибания палки». В каждом случае необходимо тщательно и беспристрастно разбираться: при каких обстоятельствах заработаны указанные денежные средства. Идет ли речь о нарушении закона или об осуществлении законной предпринимательской деятельности. Но в принципе это очень правильный и эффективный механизм.
Весь смысл проводимой работы по деофшоризации экономики сводится к одному простому принципу: «Хочешь зарабатывать в нашей стране? Находись в этой стране! Работай в этой стране! Приноси доход не только себе, но и своему государству, которое создает тебе для этого все необходимые условия!»
— А что вы можете сказать о других новых видах правонарушений, таких как майнинг, противодействие объединению ТСО и т.д.? По этим новым направлениям тоже нарабатывается правоприменительная практика?
— Говоря о процессе консолидации ТСО, следует понимать, что для рынка и для государства гораздо выгоднее иметь крупные сетевые организации, деятельность которых прозрачна. Речь идет об организациях, деятельность которых можно регулировать, понимая при этом, каковы истинные цели их деятельности, кому они принадлежат, в каком состоянии они содержат электросетевое хозяйство, какие меры принимаются указанными организациями для улучшения состояния электросетевого комплекса. Необходимость консолидации ТСО продиктована сложившейся ситуацией в сфере электроэнергетики.
К сожалению, в настоящее время существует большое количество независимых территориальных сетевых организаций, зачастую аффилированных с местными властями или местными представителями бизнеса. Они преследуют лишь одну цель — побыстрее заработать и уйти с рынка или сменить название и еще раз заработать. При этом интересы потребителей электроэнергии и государственные интересы, выраженные в обеспечении гарантированного электроснабжения, указанными организациями практически не учитываются.
Электросетевое хозяйство, принадлежащее таким организациям, зачастую находится в плачевном состоянии, действенных мер по ремонту или замене старого оборудования не предпринимается. Денежные средства, получаемые от потребителей, зачастую выводятся на счета фирм-«однодневок» и обналичиваются, говоря простым языком, — похищаются. Такая деятельность независимых ТСО причиняет ущерб крупным компаниям котлодержателям, которые не получают предназначенных им денежных средств. А потом мы не можем разобраться, по чьей вине происходят отключения. При этом указанные недобросовестные ТСО вместе с местными чиновниками заявляют о неэффективности работы госкомпаний. Поэтому сейчас ведется активное противодействие таким компаниям, попавшим в рамках реформирования к частным лицам.
Я не говорю, что все независимые ТСО плохие. Но мы должны знать, кто конечный бенефициар, кто владелец, кто отвечает за состояние электросетевого хозяйства. Этот вопрос должен быть максимально прозрачным.
Сейчас параллельно в четырех регионах России формируется правоприменительная практика в этой сфере. Пока о результатах ее реализации говорить рано, но в этот вопрос мы глубоко погружены. Есть распоряжение Президента о консолидации, и в настоящее время ведется активная работа по реализации указанного распоряжения.
Что касается майнинга, то это тоже большая серая зона, которая, к сожалению, до сих пор не имеет четкого нормативно-правового регулирования. Где-то это вполне законная регулируемая деятельность, где-то «майнеры» получают льготы на электрическую энергию, а где-то незаконно присоединяются к сетям, допуская безучетное потребление электроэнергии.
Сейчас нарушители, осуществляющие свою деятельность в сфере майнинга, пошли еще дальше — они активно используют инфраструктуру федеральных, муниципальных, региональных органов, коммерческих организаций для незаконного вырабатывания криптовалюты. В настоящее время «майнинг» оказывает значительное влияние на рост теневого сектора экономики в Российской Федерации.
Полученная посредством «майнинга» криптовалюта зачастую используется при совершении имущественных преступлений, выступает в качестве платежного средства для оплаты услуг криминального характера (например, при приобретении оружия, наркотических средств, поддельных документов, иных предметов), а также используется в качестве предмета незаконного вознаграждения.
В отсутствие законодательно установленных запретов полученная путем «майнинга» криптовалюта используется для вывода денежных средств за пределы Российской Федерации с целью последующего обналичивания, что способствует незаконному оттоку капитала из различных секторов экономики за рубеж.
Эту проблему необходимо решать. Здесь правоохранитель, опять же, должен идти в ногу со временем. Мы тоже этим занимаемся и, надеюсь, скоро сможем отчитаться о проделанной работе.
— Антон Юрьевич, в начале 2022 года вы рассказывали нам о довольно существенных изменениях в законодательстве о безопасности объектов ТЭКа, подготовленных вашей командой. Скажите, какие результаты этой работы? Чего сейчас еще не хватает в этой части? Что планируется сделать?
— В июле 2022 года подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон, подготовленный нашим Департаментом, которым внесено достаточно много новелл в Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». В целях реализации его положений нами разработан ряд нормативных правовых актов как Правительства Российской Федерации, так и Министерства.
Например, это акты Правительства об утверждении:
▪️ формы обращения и перечня документов, направляемых субъектом ТЭКа
▪️ в Министерство, для подготовки решения Правительства о предоставлении права на учреждение частной охранной организации;
▪️ формы паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса;
▪️ специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов ТЭКа средней категории опасности;
▪️ перечня объектов вокруг которых устанавливаются зоны безопасности.
Приказом Минэнерго России утвержден порядок согласования передачи субъектами ТЭКа, владеющими объектами, которым присвоена высокая категория опасности, в аренду или иное пользование зданий, строений, сооружений, их частей, входящих в состав таких объектов, а также земельных участков, для целей, не связанных с производственной деятельностью.
Также установлены особенности применения законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭКа на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей.
Естественно, это неполный перечень принятых нормативных актов.
Министерство на постоянной основе ведет анализ результатов правоприменительной практики нормативных актов в сфере безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭКа, в ходе которого в них подготавливаются необходимые изменения или новые редакции документов. В настоящее время мы, например, работаем над вопросами расширения зон безопасности, распространения их действия на воздушное пространство, вырабатываем подходы к принятию дополнительных мер реагирования на возникающие угрозы, в том числе в целях оснащения объектов дополнительными средствами защиты.
Одним из основных направлений в плане нормотворческой деятельности в настоящее время является актуализация требований к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭКа и процедуры категорирования этих объектов. Это очень сложная работа.
Документы на эту тему были написаны почти десять лет назад, когда никто не представлял, с чем придется столкнуться и от чего защищаться. СВО высветила все слабые места в обеспечении безопасности, показала, к каким угрозам мы не готовы, о каких моделях нарушителей мы не задумывались.
Эта сфера регулирования очень чувствительна для организаций ТЭКа, поскольку любое необдуманное решение может повлечь за собой значительные финансовые издержки организаций, которые могут быть не соизмеримы угрозам либо могут ослабить защищенность объектов.
По этой причине мы так кропотливо работаем над этими документами, обсуждая буквально каждую норму не только с контролирующими органами, а в первую очередь с организациями.
Мы уже обсудили проект обновленных требований с Росгвардией, ФСБ России, МЧС России и Минэкономразвития России. После учета некоторых замечаний и предложений проект будет направлен в Минюст России на правовую экспертизу и внесен в Правительство Российской Федерации.
Надеемся, новые требования помогут устранить необоснованную нагрузку на субъекты ТЭКа — финансовую и административную. И при этом позволят повысить уровень защищенности.
— Будут ли меняться принципы категорирования? Например, на территориальный?
— В части категорирования нужно серьезно менять подход. Работа по совершенствованию правил категорирования началась еще в 2021 году. За эти годы по результатам правоприменительной практики «высветилось» много болевых точек регулирования этого вопроса.
Приоритетом для нас было заложить новый подход к определению категории опасности объекта, при котором категория присваивалась бы в зависимости от влияния объекта ТЭКа на энергосистему страны в целом, обороноспособность страны, экологическую безопасность и жизнедеятельность региона.
Вместе с тем мы понимаем, что сейчас, в период СВО, кардинальные изменения могут быть опасными. Поэтому сейчас планируем заложить теоретическую базу, регламентировать сам процесс проведения категорирования, определить перечень видов объектов, не подлежащих категорированию, а совершенствовать процедуры будем после нашей победы.
— Одна из главных угроз сегодня, как мы видим из сообщений СМИ, — атаки беспилотников. В первую очередь под прицелом, конечно же, объекты ТЭКа и транспортной инфраструктуры. Для решения этого вопроса принимаются меры на законодательном уровне, например, предоставление права применения средств противодействия беспилотным аппаратам не только силовым структурам, но и ведомственным охранам. Какие еще вопросы необходимо решить для повышения эффективности защиты объектов ТЭКа от данной угрозы и что уже сделано?
— Действительно, сейчас, как никогда, актуальны вопросы противодействия БВС (беспилотное воздушное судно).
В первую очередь нужно решать задачу обеспечения объектов ТЭКа средствами по борьбе с беспилотниками. Но для начала нужно решить, что это должны быть за средства, чтобы это было эффективно.
Сейчас на рынке много компаний, поставляющих средства противодействия БВС. Они различаются по мощности, принципу действия, дальности, радиусу, диапазону частот и т.д. Практика их применения только формируется. Но уже сейчас в этом направлении очевидны проблемы. Например, часто встречаются фирмы-однодневки, которые после реализации товара растворяются. Отсутствует система сервисного обслуживания многих из таких средств. Не соответствуют заявленные характеристики фактическим. Это, конечно, возмутительно, что в современных условиях среди нас осуществляют свою деятельность такие недобросовестные производители и продавцы, которые, преследуя цель заработать, «ставят на кон» жизни людей.
Поэтому мы самым тщательным образом изучаем все вопросы в данном направлении, не хотим ошибиться, не хотим, чтобы компаниям приходилось тратить деньги на неэффективные средства защиты.
В целом, могу сказать, что любые решения, а уж тем более в столь важном вопросе, мы принимаем только на основании результатов комплексного изучения проблематики и, естественно, с учетом интересов компаний ТЭКа.
— Департамент также занимается и вопросами информационной безопасности. Расскажите, как выстроена эта работа и насколько активно сейчас решаются вопросы кибербезопасности?
— Безусловно, обеспечение информационной безопасности сегодня одно из важнейших направлений.
За последние годы мы видим, что количество кибератак на информационную инфраструктуру Минэнерго России и объектов ТЭКа постоянно растет. Особенно ощутимо это стало с началом СВО. По сути мы оказались втянуты в настоящие боевые действия в киберпространстве. В этих условиях ключевой задачей является поддержание устойчивого функционирования объектов критической информационной инфраструктуры, вопросы безопасности которых регулируются Федеральным законом «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» и соответствующими нормативными подзаконными актами.
Как субъект критической информационной инфраструктуры Министерство выполнило все требования указанного законодательства.
Заблаговременно, еще до выхода Указа Президента Российской Федерации № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» был назначен заместитель министра энергетики, ответственный за информационную безопасность. В составе Департамента сформировано подразделение по противодействию киберугрозам, в том числе выполняющее задачи, связанные с обеспечением безопасности критической информационной инфраструктуры.
Дополнительно, в целях мониторинга безопасности собственных информационных ресурсов и ресурсов подведомственных организаций, в начале 2021 года введен в эксплуатацию ведомственный центр обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. В настоящее время он успешно развивается.
Если говорить о кибербезопасности ТЭКа, то стоит отметить, что полномочия Минэнерго России, предусмотренные нормативно-правовыми актами в части решения вопросов безопасности критической информационной инфраструктуры отрасли, весьма ограничены.
Вся эта системная работа дает конкретные результаты, и анализ текущей ситуации говорит о том, что в целом ТЭК довольно успешно справляется с современными вызовами и угрозами информационной безопасности.
Вместе с тем, понимая важность решения данных вопросов, а также учитывая задачи, стоящие перед Министерством как отраслевым регулятором, в целях координации обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры ТЭКа, по инициативе Минэнерго России создана соответствующая комиссия. В ее состав вошли представители ФСТЭК России, ФСБ России, Минцифры России, а также всех крупных компаний ТЭКа.
С 2020 года регулярно проводятся отраслевые командно-штабные учения и кибертренировки, по результатам которых на базе ведомственного центра реализован «пилотный проект» по созданию отраслевого центра управления кибербезопасностью в ТЭКе. В целях определения состояния информационной безопасности объектов ТЭКа сотрудниками Департамента совместно с ФСТЭК России и ФСБ России проводятся мероприятия по оценке защищенности информационных ресурсов компаний ТЭКа.
Кроме того, совместно с компаниями ТЭКа, которым выдано мобилизационное задание, совершенствуется деятельность по организации обеспечения информационной безопасности в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время. В рамках этой работы отрабатываются вопросы эффективности выполнения мобилизационных заданий в условиях проведения целенаправленных кибератак на их информационные ресурсы.
Вся эта системная работа дает конкретные результаты, и анализ текущей ситуации говорит о том, что в целом ТЭК довольно успешно справляется с современными вызовами и угрозами информационной безопасности.
Возвращаясь к теме правового регулирования, мы видим, что в последнее время все больше «гражданских» министерств привлекается к решению задач, связанных с обеспечением безопасности критической информационной инфраструктуры в своих отраслях. Но для эффективного решения таких задач необходимы изменения в законодательстве, наделяющие эти органы соответствующими полномочиями.
— Выступая на РЭН-2023 вы упомянули, что сейчас взаимодействуете с компаниями для создания некой информационной базы для повышения общего уровня кибербезопасности в ТЭКе. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой работе.
— Действительно, в настоящее время нами ведется активная работа по заключению с компаниями ТЭКа соглашений о взаимодействии по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и угроз информационной безопасности.
Идея заключается в создании механизма, позволяющего в формате «единого окна» оперативно обмениваться информацией о возникающих угрозах информационной безопасности в ТЭКе, техниках и тактиках, используемых киберзлоумышленниками, индикаторах компрометации, методах и лучших практиках по противодействию компьютерным атакам, позволяющих предотвращать возникновение компьютерных инцидентов.
В данном процессе определенным «аккумулятором» такой информации и связующим звеном между участниками взаимодействия является ведомственный центр Минэнерго России.
Уверен, что выбранный Департаментом подход, в том числе поспособствует общему развитию ГосСОПКА (государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак). Сейчас очень важна оперативность принятия решений. При этом мы понимаем, что качественно противодействовать киберугрозам на объектах ТЭКа может только специалист, с одной стороны, обладающий навыками и умением решать вопросы информационной безопасности, а с другой — понимающий специфику функционирования объектов ТЭКа, как организованы технологические процессы на таких объектах.
СПРАВКА:
Департамент экономической безопасности в ТЭКе был создан 28 декабря 2018 года как структурное подразделение Минэнерго России. В числе его задач: осуществление полномочий Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование по вопросам антитеррористической защищенности и безопасности критической информационной инфраструктуры объектов ТЭКа, организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением, а также обеспечение взаимодействия Министерства в установленном порядке с организациями ТЭКа и правоохранительными органами в сфере экономической безопасности в ТЭКе.
Анастасия Бондаренко, статс-секретарь — заместитель министра энергетики Российской Федерации:
«Значительное количество обращений правоохранительных и иных органов государственной власти по вопросам «на стыке» компетенций различных ведомств, «распыление» критически важного функционала внутри самого Министерства, а также работа в 2018 году над проектом Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, четко структурировавшей новые вызовы и угрозы национальной безопасности, показали насущную необходимость более скоординированной деятельности как внутри самого Минэнерго России, так и с блоком «силовых» ведомств.
В конце 2018 года руководством Министерства принято решение о создании нового структурного подразделения — Департамента экономической безопасности в ТЭКе. В его компетенцию изначально входили вопросы безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭКа, мобилизационной подготовки, профилактики правонарушений, а также кибербезопасности.
Департамент стремительно наращивал свои компетенции и со временем его функционал был дополнен контрольно-ревизионной работой, внутренним финансовым аудитом, а также профилактикой коррупционных правонарушений.
Уникальность Департамента заключается в том, что в настоящее время это, наверное, единственное в своем роде подразделение в «гражданских» министерствах, в котором сосредоточены основные направления обеспечения экономической безопасности сферы регулирования.
Подводя первые итоги работы Департамента, пока за 5-летний период, можно с уверенностью сказать, что комплексный подход в решении указанных вопросов, выбранный Министерством, доказал свою эффективность, что особенно ощутимо на фоне проводимой специальной военной операции.
Уверена, что у Департамента большое будущее. Ведь дело не в бюрократии — на бумаге «создать» можно что угодно, она все стерпит, как говорят. А вот на деле — это большая и кропотливая работа профессионалов своего дела, которые отдают ему всю душу.
Хочу оставить им здесь это: «Спасибо, ребята! Работаем».
Газета «Энергетика и промышленность России»