Произведение «Семь слов о русском мире» Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла издано очень малым тиражом — 2500 экз. и мгновенно стало библиографической редкостью. А между тем, эта книга, на мой взгляд, должна быть прочитана в каждой российской семье, независимо от национальности и вероисповедания.
В ней честно заданы ключевые вопросы нашего бытия и открыто даны на них ответы Патриарха Кирилла. С позицией Святейшего можно соглашаться, ей можно оппонировать. Но нельзя не видеть, что, проделывая следом за Патриархом духовную работу, мы становимся мудрее и сильнее, делаем уверенные шаги, чтобы выкарабкаться из замкнутого круга социальной апатии.
В краткой публикации нет возможности затронуть все грани глубокого произведения, поэтому остановлюсь, как мне кажется, на главных, судьбоносных вопросах.
«Взявшись за плуг, не поворачиваться вспять»
Сегодня в России уже абсолютное большинство граждан признают факт того, что различные социальные группы и просто люди все дальше и дальше отдаляются друг от друга. Однако, те, кто, управляет ныне рычагами власти в стране сверху донизу, стараются не замечать такие настроения, лукаво обходят опасную тему.
Может быть, по этой причине именно «Слово» первое Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (выступление на учредительном собрании Новосибирского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, 24 августа 2013 года) обращено к этой судьбоносной проблеме нашего бытия.
Без подбора удобных и расплывчатых слов Патриарх Кирилл обозначил свою позицию — «нас многое сегодня разделяет», «мы по многим темам расходимся», «всякое разделение ослабляет общество и государство». Но одно дело об этом заявить, другое — указать на причины того, что «раздробляет общество». И Святейший их честно и недвусмысленно называет: политический плюрализм различных партий, социальное неравенство, как результат разного имущественного положения людей, многонациональность страны и разделение на поколения, на «отцов» и «детей». Кто-то назовет и многое другое, что всех нас разделяет. Но мы не можем не признать, взятая на западе политическая конкуренция партий, допущенная государством пропасть между очень богатыми людьми и неимущими, медленный поиск балансов в межэтнических отношениях, утрата общего языка и общей ценностной платформы в диалоге «отцов» и «детей» так точно подмеченные Патриархом Кириллом, несут в себе стратегические угрозы для единства нашего народа.
Вполне естественно, что в российском обществе существуют разные подходы к тому, как этим угрозам противостоять. Разномыслия предостаточно. Но Патриарх Кирилл к этой проблеме подходит с иной стороны и обращается ко всем нам: «А теперь давайте попытаемся понять: а что уравновешивает эти многочисленные потенциалы разделения в нашей стране? Подскажите, пожалуйста. Может быть, кто-то лучше меня разбирается в этом вопросе. Я не вижу такой системы».
В этом месте статьи, уважаемый читатель, не могу не сделать одно отступление. Этому «Слову» Патриарха Кирилла более двух лет, но, сколько не искал крупных дискуссий ученых и политиков по вопросу, поставленному Святейшим, так и не нашел. А ведь так важно для нас попытаться понять, как нам теперь-то спасться!
Но продолжим, уважаемый читатель. Задав себе и нам всем вопрос, Патриарх Кирилл обозначил свою позицию: «Традиционно такой системой была Церковь... У Церкви еще нет потенциала, позволяющего говорить о том, что она способна уравновесить все эти конфликты, хотя сегодня уже делается очень многое. Но у Церкви есть возможность собирать людей, в том числе людей различных взглядов и разных убеждений, во имя высших целей...». Дав такой ответ, Патриарх Кирилл заметил, что «эти цели должны быть ясно сформулированы».
Сегодня всем очевидно, что эту как раз-то работу мы выполняем крайне вяло и безынициативно. Целей много и у всех они свои. У партий и движений, у бедных и богатых, у верующих и неверующих и так далее. А это беда. Вот почему Патриарх Кирилл обращается с советом: «Нужно так формулировать цели и задачи общенародной жизни, стратегического развития нашего общества, чтобы это объединяло людей независимо от политических, социальных, этнических, возрастных и прочих границ».
Вполне правомерен вопрос: «А исчерпывает ли ответ Патриарха Кирилла всю сложность вопроса о преодолении противоречий, разделяющих наше общество и всех нас?». Безусловно, нет. Было бы наивно думать, что разнообразные противоречия, несущие угрозы единству может решить только Церковь. Им должны противостоять и государство, и гражданское общество, и другие традиционные конфессии страны... Однако, Святейший прав в главном: без «системы», которая бы смогла уравновесить многочисленные потенциалы разделения в нашей стране России не решить свои стратегические и тактические задачи. Действительно, «у Церкви еще нет потенциала», но такого потенциала нет и у гражданского общества. Чего стоят многолетние мучения с таким одним институтом гражданского общества, как Общественная палата РФ и общественные палаты регионов. Они по-прежнему слабы, несамостоятельны и безвольны, не пользуются авторитетом у народа.
Законодательство, которое регулирует их деятельность, не позволяет им полномасштабно действовать в интересах страны. Их повестки дня не выходят на реальные острые темы гражданского общества, не помогают властям мобилизоваться.
И хотя, «у Церкви еще нет потенциала, позволяющего говорить о том, что она способна уравновесить все эти конфликты» посредством Всемирного Русского Народного Собора достигнут огромный прогресс на этом направлении, «это самый эффективный, самый значимый инструмент гражданского общества в России» по мнению Патриарха Кирилла.
С 1993 г. великая традиция Земских соборов продолжена и Всемирный Русский Народный Собор стал уникальной платформой для общенациональной дискуссии.
Представляется, что пришло время и для проведения соборного форума Белгородского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, подобных форумах в тех регионах, где созданы отделения ВРНС. Ведь для нас ныне так важен призыв Патриарха Кирилла в первом «Слове»: «...Самое главное, я хотел бы пожелать вам „взявшись за плуг“, как говорит Священное Писание, „не поворачиваться вспять“ (Лк.9,62). Если вы связываете себя с Собором, нужно всегда идти вперед».
«Выдергиваем кирпич — обрушивается здание...»
Второе «Слово» Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (выступление на Ставропольском форуме Всемирного Русского Народного Собора, 12 декабря 2012 г.) называется «О русских на Кавказе» посвящено фундаментальным основам мирной жизни столь разных народов, населяющих Россию и, прежде всего русскому народу, «потому что он действительно является скрепой многонациональной общности...».
Положительная перспектива прогресса на Кавказе, возрождения Кавказа Патриархом Кириллом тесно увязаны с достижением главной цели — «сохранения преемственности народной жизни, верности заветам отцов, сохранения прочного межэтнического, межнационального, межрелигиозного мира».
Одновременно, во втором «Слове» содержится прямая связь со «Словом» первым, ибо враги России, чтобы сорвать гармонизацию межнациональных отношений, наносят свой удар именно по традициям Православия, ислама и других традиционных религий. Патриарх Кирилл отмечает: «Те, кто сегодня пытается расколоть общество и посеять вражду по религиозному признаку, толкают народы на путь самоуничтожения. Нельзя построить будущее одних людей на ненависти к другим, особенно если те являются носителями иного национального и религиозного начала...».
Чрезвычайно важно, чтобы осознание этих истин пришло к нашей молодежи. Ей определять облик страны в будущем. В книге Патриарха Кирилла читаем: «Подчас телевидение и иные СМИ пропагандируют красивую жизнь без усилий и забот. В эту ловушку попадают прежде всего неокрепшие души молодых людей. Они растут и воспитываются на примерах лени, эгоизма, культа потребления и насилия. Надо показать молодежи радость труда, удовлетворения от честно проделанной работы...».
От себя замечу — огромная ответственность за все это старших поколений. И здесь не могу не привести замечание Патриарха Кирилла из первого «Слова»: «Мы знаем, что наряду с богатыми людьми, у которых не хватает сдержанности, способности ограничивать себя, не хватает бытовой культуры, чтобы свое богатство не выпячивать перед глазами других людей, есть неимущие». Зададимся вопросом: «Не разрушает ли неправильная государственная политика в отношении богатства нашу молодежь, наше будущее?». Ответ очевиден. Надо срочно менять в этом вопросе положение дел и выравнивать социальное положение разных категорий граждан, вести непримиримую борьбу с бедностью. Патриарх Кирилл справедливо замечает: «Очень опасной может быть перспектива отчуждения русских, и прежде всего русской молодежи, от государства, государственных структур, руководства бизнесом. В недалеком будущем это может стать крупнейшим фактором нестабильности, несущим угрозу фундаментальным основам нашей цивилизации».
И даже в условиях, когда накал страстей в обществе высок, многие проблемы решаются плохо, власти нередко молодежью манипулируют, то там, то тут проявляется «глухота и слепота власти» к требованиям молодежи. Поэтому молодежь обязана воспринять, понять и принять как руководство к действию простую, но такую глубокую мысль Патриарха Кирилла: «Выдергиваем кирпич — обрушивается здание; хотим построить свое благополучие, притесняя другого, разрушая его жизнь, дискриминируя, издеваясь над ним, — обрушиваемся сами. Этот тезис, который разделяют все религии, в том числе Православие и ислам, должен быть с молоком матери впитан нашей молодежью: не поднимай руку на ближнего, не пытайся, обижая другого, создать свое собственное благополучие...».
Вот почему сегодня как никогда важно укреплять дружбу между народами России. И в этой связи и за вторым «Словом» Святейшего должны последовать наши общие добрые дела — нам в Белгородской области повсеместно надо активизировать работу всех структур, которые занимаются добрым диалогом, укреплением дружбы между народами. Особенно важно, чтобы здесь на Святом Белогорье, в приграничье крепло духовное сообщество и друзей Украины, несмотря на все современные трудности и проблемы. Укреплением межнациональной и межконфессиональной дружбы должны быть пронизаны все государственные и общественные коммуникации.
России не выстоять без духовного суверенитета
В 2015 году в «Белгородской правде» были опубликованы две авторские статьи «Разговор с Патриархом» и «Солидарное общество — наш социальный идеал». В них подробно всесторонне рассматривались ключевые положения третьего «Слова» Патриарха Кирилла (выступление на XYII Всемирном Русском Народном Соборе, 31 октября 2013 года). Вместе с тем, третье «Слово» «О солидарном обществе» затрагивает настолько широкий диапазон проблем, что одну, очень важную проблему, оставшуюся в стороне от рассмотрения в предыдущих статьях, крайне необходимо упомянуть.
Связана она с тем, как мы все сегодня относимся к нашему великому духовному наследию. А относимся крайне небрежно, неуважительно. Модным стало читать только мудрые мысли из сборников, кои в дорогущей коже заполонили полки наших властей. Между тем, только дотошное, духовно ориентированное, скрупулезное чтение трудов русских мыслителей позволит всем нам выбраться из того опасного круга «социального обмана и цинизма», в котором мы все оказались.
Именно мудрое отношение к нашему великому наследию характеризует все семь «Слов» Святейшего.
Понять русский замысел о солидарном обществе невозможно без изучения трудов Ивана Александровича Ильина, к которым и обратил свой взор Патриарх Кирилл. Это то и позволило ему сделать фундаментальный вывод: «Особой национальной идеей, пронизывающей нашу историю и культуру на протяжении многих веков, является идея человеческой солидарности... Однако в современном мире преобладает иная модель устроения общества — модель конфликта. В его основу положена система перманентных противостояний, конкуренции и борьбы, якобы неизбежных и необходимых для прогресса... Поэтому нашим проектом будущего должно стать солидарное общество как альтернатива обществу перманентного конфликта».
Нам всем крайне необходимо сделать не только духовный выбор, но и осуществлять твердые практические шаги. Святейший подчеркивает: «...Высшей ступенью утверждения суверенитета России как уникальной страны-цивилизации является суверенитет духовный. В его основе лежат ценности, разделяемые моральным большинством нашего общества».
Чтобы это стало возможно — всем надо учиться, преодолевать невежество в понимании нашей «особой национальной идеи». Вот почему из третьего «Слова» Патриарха Кирилла следует для нас и еще одна важная задача — овладевать знаниями о солидарном обществе, учиться эти знания переплавлять в социальную практику, подтягивать к соборной работе всех без исключения, от кого зависит социальный мир. И помнить, что справедливое устроение жизни не красивые слова, а реальность, которая ныне практически незрима.
Можно ли себе представить, чтобы дороги Европы украшали мысли русских философов? А посмотрите на наши дороги! То там, то тут на баннерах цитаты «европейцев» иных по духу, иных по вере. С какой целью? А все потому, что плохо знаем свое, национальное наследие. И это мелочи по сравнению с тем, что нам надо избавлять общество от чрезмерного озлобления и ненависти. Как видим и в этом вопросе, за «Словом» Патриарха Кирилла должны последовать наши конкретные дела.
Чтобы не надломились души людей
В современном российском обществе нарастает открытый разговор о богатстве, о значении материальных благ. Рыночная экономика, ворвавшаяся в русский мир после 1991 года, искалечила, изуродовала нашего человека. И неслучайно, те, кто пристально и честно изучают наше общество, ставят неутешительный диагноз — во имя материального благополучия в жертву приносятся традиционные ценности русского народа, между тем в России духовные ценности всегда ставились выше материальных обстоятельств.
В четвертом «Слове» (выступление на Тюменском форуме Всемирного Русского Народного Собора, 21 июня 2014 г.) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое называется «О русском единстве», раскрывается глубинный смысл главного богатства нашего народа — нашего Отечества, нашей России.
Зададимся вопросом: «А есть что-то такое ради чего можно было бы принести в жертву Святую Русь — Россию?». Естественно, что всякий любящий Родину скажет, что ничего нет выше родной земли, «отчины и дедины». Тогда задумаемся, почему те, кто обуздал удачу, кто богат и благополучен, так надменны и беспечны, так отстранены от основной массы людей, которые бедны. Патриарх Кирилл отмечает: «...Мы знаем, что очень часто страны и государства терпят фиаско не потому, что мало добывается нефти, не потому, что неблагоприятно складываются экономические перспективы, а потому, что нечто надломилось в душе людей, нечто произошло на уровне их сознания, — когда они с легкостью поднимают друг на друга руку, когда они разрушают свою историческую общность, когда они покорно следуют рекомендациям извне. Вот тогда и наступает национальная погибель».
Обращая свое внимание к определению роли Сибири в деле формирования русского национального характера Патриарх Кирилл акцентирует внимание всех нас не на несметных богатствах края, а на том, что «сибиряки издавна славятся тем, что являют собой пример сильной воли, твердости и редкого мужества».
Как же нужны всем нам эти качества сегодня! Ведь для того, чтобы исправить те ошибки, которые мы совершили, строя по либеральным лекалам «капиталистическую Россию», нам как раз и необходимы и сильная воля, и твердость, и редкое мужество.
В четвертом «Слове» Святейший Патриарх четко определил, для чего нам необходимы эти качества — для решения триединой задачи: для обеспечения единства и взаимопонимания внутри русского народа, для обеспечения единства и взаимопонимания между русским народом и Российским государством, для обеспечения единства и взаимопонимания между русским народом и другими братскими народами нашей страны.
Особенность текущего момента состоит в том, что эти задачи надо решать одновременно, не откладывая в долгий ящик. Все это обязывает всех нас пересмотреть многое из того, с чем мы свыклись за последние годы. И начинать надо не со словесной трескотни о том, что «все хорошо, все нормально», «давайте видеть больше позитива», а с признания убийственности для России распространившегося культа денег, культа материального богатства, культа заморского доллара. И в этом смысле региональное отделение Всемирного Русского Народного Собора должно объединять всех, кто не на словах, а на деле готов постоять за сбережение России, за ее единство, за единство нашего народа, кто готов неустанно трудиться во благо людей, не раскалывая русский мир на кучку богатых и неимущий русский народ.
«Не нанести ... ущерб народной жизни...»
В «Слове» четвертом есть глубокая мысль Патриарха Кирилла: «По мировым масштабам русские — исключительно цельная, единая нация. По степени религиозного и языкового единства регионов, по близости культурных матриц русские не имеют аналогов среди крупных наций планеты. Феномен русской монолитности объясняется тем, что в нашем национальном сознании исключительное место занимает связь личности с государством...».
Именно по этой причине для народа чрезвычайно важен исторический взгляд на русскую нацию, на наше государство. Именно огромная поляризация взглядов на нашу историю нас сегодня и разделяет. За многие века еще не было такого периода, чтобы власти допустили столько хаоса в осмыслении нашей истории. В начале XXI века мы не имеем официальной государственной истории России.
Пятое «Слово» Патриарха Кирилла «О русской истории» (выступление на XYIII Всемирном Русском Народном Соборе, 11 ноября 2014 г.) как раз и содержит ответ на те вызовы и угрозы, которые включают в себя вульгарное историческое разномыслие губительное для единства страны. Святейший Патриарх отмечает: «...Мы должны как зеницу ока хранить единство нашей страны, созданной и завещанной нам предками. При этом нельзя ни на минуту забывать, что это единство не может быть обеспечено лишь силой. Его надежной основой в первую очередь должна быть духовная и нравственная общность живущих в стране людей, общность ценностей».
Оглянемся вокруг. Так ли уж хорошо усвоили эти истины, скажем уроки истории, те, кто сегодня определяет власть в государстве, власть в бизнесе, власть в обществе. Насколько эти социальные группы работают на единство, а не против него. Насколько они осознают утверждение Святейшего: «Народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство».
Читая и перечитывая пятое «Слово» Патриарха Кирилла понимаешь, что без новой государственной политики в области истории России нам не исправить нынешнюю «кашу» и в системе образования, и в семье, и в умах людей. Святейший вполне справедливо обращается ко всем нам, чтобы мы проявили ответственность и инициативность в вопросах связанных с образованием: «...Вопрос единого подхода к истории... надо рассматривать не как частный вопрос, не как проблему одной из научных дисциплин — преподавание истории в школе, но как чрезвычайно важный вопрос государственного и национального бытия. Это проблема, которая должна решаться не только в рамках Министерства образования и науки. Мы все должны принимать участие в обсуждении этих решений, чтобы не нанести через систему образования такой ущерб народной жизни, который потом будет очень тяжело и, может быть, даже невозможно исправить».
Разве можно не согласиться с такими мыслями Патриарха Кирилла: «описание прошлого России требует сложной, многоцветной палитры», «единство исторического сознания должно поддерживать стремление преодолеть социальные распри», «навсегда должна остаться в прошлом имущественная пропасть между „барином“ и „мужиком“, как бы барин и мужик не назывались сегодня», «нельзя соглашаться с теми, кто сводит нашу историю к одним лишь тяжелым и мрачным временам»...
Пятое «Слово» Патриарха Кирилла, кроме теоретического значения, имеет и сугубо практическое. Ведь никто из тех, кто профессионально занимается историей, уже и не помнит, чтобы историки Белгородчины собирались вместе, чтобы на областном уровне активно работали общественные структуры историков, чтобы была широкомасштабная государственная поддержка при издательстве трудов историков.
Часто приходится слышать о том, что историков никто не слушает, потому что они сами запутались в собственном историческом осмыслении прошлого. И то, правда. Но ведь власти на то и власти, чтобы зрить дальше и глубже. А потому, нам не следует ждать, когда «наверху» в Москве кто-то напишет учебники. Не напишут. Ибо это вопрос ни кабинетов, а талантов. Пока Россия не родит новых Карамзиных, Соловьевых, Грековых, Рыбаковых..., чиновники будут заседать, и заседать, будут плодиться горы томов записок и справок, а дело с места не сдвинется. Учебник истории не создается бригадным подрядом или по указке начальника. Это вопрос гения истории России, обязательно патриота, обязательно титана и энциклопедиста. Наконец, это вопрос воли лидера страны. Учебники истории писали при Екатерине II, Александре II, Сталине...
Нам всем надо вдуматься в слова Патриарха Кирилла: «Говоря о духовных скрепах нашего единства, мы не имеем права забывать, что главным творцом отечественной культуры является русский народ». И как только это поймут те, от кого зависит принятие государственных решений, Россия, имеющая великую историю, обретет ее в виде учебно-методической и воспитательной основы народного образования. Нам следует уйти от истории чиновников, истории только великих людей, хотя они тоже народ. Поэтому так важно, чтобы и на Белгородчине было соборное сообщество историков, всех от кого зависит историческое воспитание граждан, чтобы это сообщество реально влияло на историческое образование и воспитание белгородцев.
Итак, возвращаемся на круги своя. Все дело в политической воле. Но должна быть не проста она, а такая, которая вызывала бы желание у гениев и талантов поверить этой политической воле и поставить свои жизни на службу русской истории. При этом, власти должны понять, что труд тех, кто обеспечивает единство государства посредством духовных скреп должен цениться по крайней мере не меньше, чем труд тех, кто занимается производством товаров, продуктов питания, торговлей и ростовщичеством. Сегодня, то, что происходит с нашей историей — отражение торгашеского начала в нашей жизни. Да и у немалого числа бизнесменов и чиновников торгашеское сознание. С этим надо кончать. Чтиво на потребу дня должно быть выдавлено из нашей жизни и заменено истинными духовными ценностями русского народа.
И как здесь не согласиться со словами, которыми Патриарх Кирилл завершает свое пятое «Слово»: «Нашей стране, всем ее народам, и в первую очередь русскому, предстоит предпринять немалые усилия, чтобы проторить достойный путь в будущее».
«...Не могут люди одинаково мыслить...»
Наш народ никогда не откажется от свободы и справедливости. История уже не раз показывала, что за «смутными временами» в попирании свободы и справедливости, всегда наступали периоды их торжества.
Шестое «Слово» «О свободе и справедливости» (выступление на открытии III Рождественских Парламентских встреч, 22 января 2015 г.) Патриарха Кирилла вскрывает новые грани угроз и опасностей, которые сегодня любой ценой обязан преодолеть русский народ.
В обществе сложилось ошибочное понимание справедливости, а понятие справедливости, как отмечает Патриарх Кирилл, «интерпретируется в соответствии с господствующими философскими и даже политическими установками». Между тем, Святейший напоминает всем нам: «Если задуматься о том, что такое справедливость... мы выходим на идею Бога, потому что справедливость универсальна, и до недавнего времени не возникало никаких сомнений относительно того, как это понятие следует интерпретировать. А если в основе понятия — универсальная истина, то она превышает возможности человеческого ума, человеческой инициативы и даже коллективного разума народов и сообществ».
Сходная ситуация и с понятием свободы. Навязанная западом трактовка предполагает отказ от приоритета нравственной нормы. Патриарх Кирилл отмечает: «...Абсолютизация свободы выбора в отрыве от нравственных установок смертельно опасна для человека и общества, потому что выбрать-то можно и зло. Мы видим, какой драмой порой оборачивается ложно понятая свобода».
В шестом «Слове» диапазон анализа справедливости и свободы весьма широк. Обращу лишь внимание на одно обстоятельство. Сегодня вновь ожесточается политическая борьба, что является естественным результатом того, что десятки миллионов граждан России оказались за чертой бедности, без работы, без перспективы. Одновременно, это и результат того, что правящая партия так и не нашла национального пути развития, как это сделали, например, в Китае. И нам, по-разному понимающим теперь пути преодоления кризиса, нельзя скатиться до социальной грызни. Вот почему следующие слова Патриарха Кирилла имеют ключевое значение: «Полагаю, что в обществе, традиционном для России, если хотите — в солидарном обществе, политические партии должны конкурировать не в смысле противопоставления различных ценностей — например, свободы и справедливости, державности и достоинства, — а в смысле их гармонизации, одновременного осуществления, воплощения в конкретных политических действиях и законодательных актах. Вот поле для политического плюрализма, потому что не могут люди одинаково мыслить...».
Это положение должно браться в расчет правящей партией страны. Она не должна допускать накала цинизма до той степени, когда все кругом «умиляются» от того, что десятки миллионов нищих голосуют за узкий слой богатых и счастливых. Так страну не сдвинуть с места, не добиться ее модернизации, не вывести элиту из интеллектуального и нравственного тупика. И тогда осуществятся добрые пожелания Святейшего: «...Стремление к справедливости должно не раскалывать общество, не вести нас к новому витку ненависти и розни, но служить достижению социальной гармонии, наполнению конкретным содержанием не только политических, но и социально-экономических прав граждан».
«...Мы не должны поступаться своими духовными ценностями»
Есть важнейшие истины, выстраданные нашим народом, которые лежат на поверхности. Но вот беда. В российском обществе не утихают споры о них. Помогают и недруги, «подливают масло в огонь».
Вроде бы ясно, что Россия — это не просто государство со своими границами, это — страна-цивилизация, чьи пределы, миссия и смысл бытия по словам Патриарха Кирилла «определяются духовными ценностями, идеалами, историческими и культурными памятниками, святынями». Именно такое понимание России в центре седьмого «Слова» «О рубежах российской государственности» Патриарха Кирилла (выступление на I Калининградском форуме Всемирного Русского Народного Собора, 14 марта 2015 г.). Рассматривая самые разные вопросы, в решении которых Калининградская область призвана сыграть важную роль, Святейший главное внимание концентрирует на отстаивании наших духовных ценностей.
Но те, кто борется с Россией, культивируют иные ценности. Вот почему так актуальны слова Патриарха Кирилла: «...Нашими рубежами являются и наши мировоззренческие установки, стоящие на страже нашей цивилизационной идентичности. Сердцевиной нашей цивилизации в социальном смысле является русский народ, главный созидатель Российского государства. В духовном же смысле такой сердцевиной, несомненно, является православное христианство...Оставаясь открытыми к научному и технологическому взаимодействию, к опыту материального и бытового устроения, мы не должны поступаться своими духовными ценностями, сохраняя православную веру и наше национальное самосознание».
Признаемся честно, внутренней, духовной работы мы все проделываем мало. С легкостью говорим о своем патриотизме, о доброделании, о православной вере... Но на поверку оказывается, что все наши сегодняшние проблемы как раз результат обратного — недостаточного патриотизма, ничтожно малого доброделания, не стойкости в православной вере. Очевидно, что «рубежи российской государственности» проходят через наши души и от нашей совести и крепости духа будет зависеть завтрашний день России.
Завершая размышления над книгой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Семь слов о русском мире», обязан заметить, что обратил внимание лишь на малую часть мыслей и идей, содержащихся в произведении. И тот, кто познакомится с книгой, обязательно извлечет из нее много полезного и крайне необходимого во имя служения нашей Святой Руси, нашей Великой России!
В.В.Овчинников, историк