“Скорость нужна, а поспешность вредна” А.В. Суворов
Увековечить память Героев Бадабера
26.11.2019

Восстание в Бадабере.jpg

В Москве прошло заседание научно-исследовательского центра Российского Союза ветеранов Афганистана по вопросу «Увековечивание памяти советских военнопленных, погибших в ходе восстания в лагере Бадабер (Пакистан) в 1985 году». В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Госдумы РФ, представители московского правительства, военно-учебных заведений, ветеранских и общественных организаций.

26 апреля 1985 года измождённые, но не сломленные советские солдаты и офицеры подняли восстание в лагере Бадабер и более десяти часов противостояли нескольким сотням моджахедов и регулярной пакистанской армии. За смерть восставших противник заплатил дорогую цену. По данным советской разведки, погибли около 120 афганских моджахедов, 28 пакистанских офицеров, 13 представителей пакистанских властей и 6 иностранных советников, в том числе из США.

Лагерь Бадабер располагался в 24 километрах от Пешавара - второго по величине города Пакистана. Здесь под видом лагеря для беженцев находился учебно-террористический центр «Исламского общества Афганистана» (ИОА). Общее шефство над центром осуществлял лидер ИОА Б. Раббани.

Как рассказал лидер Российского союза ветеранов Афганистана, член Совета Федерации РФ Франц Клинцевич, история этого восстания до сих пор неизвестна целиком, и вряд ли когда-нибудь все существующие пробелы будут восполнены. «Те же, кто противостоял советским воинам - афганские моджахеды и пакистанские военные вдаваться в детали не хотели тогда, не хотят и сегодня», - подчеркнул Клинцевич.

По его мнению, необходимо актуализировать работу по финансированию этой деятельности и добиться льгот для семей погибших в ходе восстания советских воинов.

В рамках заседания собравшиеся обсудили проблемы законодательного обеспечения увековечивания памяти погибших при защите Отечества, межгосударственное взаимодействие по делам военнопленных и пропавших без вести, приоритетные направления деятельности Межведомственной комиссии по делам военнопленных, интернированных и пропавших без вести Минобороны РФ, а также научно-исследовательскую работу по фактам восстания советских военнопленных в период гражданской войны в Афганистане с 1979 по 1989 гг.

От общественной организации «Московские суворовцы» и организации инвалидов «Наш выбор» выступил офицер запаса Григорий Курильченко, много лет проработавший в Главном управлении кадров Минобороны России.

«Наши организации всецело поддерживают такую важную и нужную работу по увековечиванию памяти советских военнопленных, погибших в ходе восстания в лагере Бадабер, - заявил он. - К сожалению, многие годы факт восстания скрывался обоими правительствами Пакистана и СССР, пока не произошёл распад Союза. Впервые официальный представитель Исламабада признал факт гибели в Бадабере советских военнослужащих в беседе с представителем российского посольства только в конце 1991 года. Через год заместитель министра иностранных дел Пакистана Шахрияр Хан официально передал имена шести участников восстания».

По словам Курильченко, по прошествии более чем 30 лет трудно объективно оценивать те события и конкретные личные заслуги их участников, но архивно-исследовательскую работу вести просто необходимо, а погибших там ребят надо представить к наградам. «На мой взгляд, командиры всех уровней должны, прежде всего, нести ответственность за выполнение своих обязанностей. И тогда, может быть, неразберихи станет меньше по всем вопросам», - подчеркнул он.

По итогам заседания его участники выработали рекомендации для органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественно-государственных объединений и общественных объединений по реализации федерального законодательства по вопросам увековечивания памяти погибших защитников Отечества.

 

О восстании советских и афганских военнопленных в Пакистане 26 апреля 1985 года (выдержка из статьи ОПИ Спецназ России «Герои Бадабера»):

В 18:00 местного времени группа советских и афганских военнопленных в составе около 24 человек, содержавшихся в течение трех лет в специальной тюрьме Исламского общества Афганистана при центре военной подготовки афганских мятежников в районе Бадабера (24 км южнее Пешавара), совершила вооруженное выступление с целью освободиться из плена. Выбрав удобный момент, когда из 70 охранников осталось только двое (остальные ушли на молитву), военнопленные напали на охрану тюрьмы и находившегося на ее территории склада оружия и боеприпасов ИОА. Завладели оружием, заняли оборону и потребовали от прибывшего к месту событий Б. Раббани встречи с представителями советского и афганского посольств в Пакистане или представителем ООН.

Переговоры с Б. Раббани велись с использованием средств громкоговорящей связи и по телефону. Место происшествия было блокировано отрядами афганских мятежников и пакистанских малишей, а также пехотными, танковыми и артиллерийскими подразделениями 11 армейского корпуса Пакистана. После непродолжительных переговоров с восставшими лидер ИОА Б. Раббани, по согласованию с пакистанскими войсками, отдал приказ о штурме тюрьмы, в котором наряду с отрядами афганских контрреволюционеров приняли участие и пакистанские подразделения. Против обороняющихся были применены артиллерия, танки и боевые вертолеты. Сопротивление восставших прекратилось к исходу 27 апреля в результате взрыва боеприпасов, находившихся на складе.

Все принявшие участие в вооруженном выступлении советские и афганские военнопленные погибли. В результате взрыва и возникшего пожара был уничтожен ряд объектов, в том числе и канцелярия тюрьмы, в которой, по имеющимся данным, хранились документы со списками узников. В ходе операции по захвату тюрьмы погибло до 100 афганских мятежников. Имелись потери и среди пакистанцев […]

К сожалению, выяснить точные фамилии участников вооруженного выступления не представилось возможным, ввиду уничтожения списков пленных во время взрыва склада с боеприпасами и пожара, а также принятых пакистанскими властями и руководством афганской контрреволюцией мер по изоляции свидетелей событий в Бадабере…