“Приучайся к неутомимой деятельности” А.В. Суворов
Начало боевого пути авиаполка «Нормандия-Неман»
28.11.2024

Нормандия-Неман..jpg

81 год назад в СССР, на аэродром города Иваново, прибыла первая группа французов в составе четырнадцати летчиков и семнадцати человек технического персонала для участия в боевых действиях против фашистской Германии. Первое боевое крещение они получили в районе города Полотняный Завод Калужской области...

Авиаполк «Нормандия-Неман» был единственной воинской частью другой страны, воевавшей на территории СССР в годы Великой Отечественной. Англичане и американцы отправляли в Советский Союз лишь технику, продовольствие, горючее. Оккупированная Франция ничего этого дать не могла. В 1942 году генерал Шарль де Голль предложил советскому руководству помощь в виде эскадрильи французских летчиков. Сталин принял предложение. Для Иосифа Виссарионовича это имело очень существенное политическое значение, поскольку глава нашего государства надеялся на то, что прибытие союзников ускорит открытие второго фронта. Де Голль в свою очередь хотел заручиться помощью французских коммунистов, участвующих в Сопротивлении. Помимо этого, признание его Советским Союзом в качестве лидера движения освобождения Франции было необходимо генералу как противовес давлению Черчилля. К тому времени англичане уже приняли ряд важных решений о французских колониях, даже не поставив в известность знаменитого государственного деятеля.

28 ноября 1942-го на аэродром в городе Иваново прибыла первая группа французов в составе четырнадцати летчиков и семнадцати человек технического персонала для участия в боевых действиях против фашистской Германии.

4 декабря из них уже сформировали авиационную эскадрилью. Летчики назвали ее «Нормандия» в честь одной из французских провинций. Таким образом, они показали свое отличие от авиаполков Виши, которые имели лишь номерные названия.

Большинству французских летчиков к тому времени едва-едва исполнилось двадцать лет. Из пятнадцати прибывших пилотов только семеро имели опыт воздушных сражений, участвуя в одиночных боях над Северной Африкой. Поскольку летчиков свободной Франции обучали специалисты из Англии, Черчилль был против того, чтобы отпускать асов с Западного фронта. Лишь трое из французов налетали больше трехсот часов, которые были необходимы, чтобы получить летное удостоверение. У прочих эта цифра колебалась около 150. Чтобы оказаться на Восточном фронте, пилоты сжульничали, приписав себе недостающие часы.

После прибытия в Советский Союз французам было предложено самим выбрать модель самолета для сражений. Среди вариантов были английские «Харрикейны», американские «Эйркобры», советские Ла-5 и Як-1. Пилоты остановили свой выбор на Як-1. Вскоре все французские летчики-истребители успешно сдали экзамен и отправились с тренировочной базы в распоряжение полка бомбардировщиков на аэродроме Полотняного завода. Их заданием стало сопровождать медленные Пе-2.

После первых боев пилоты открыли счет сбитым фашистам. Однако были потери и немалые. Только за 13 апреля эскадрилья лишилась троих человек. Обнаружились нешуточные проблемы. Французы не могли ориентироваться в заснеженных степях России. Это стоило жизни Жану Рею, который вместе с Луи Астье во время задания в августе 1943-го года оказался над территорией врага и был обстрелян. Кроме этого высокое мастерство французских летчиков имело одну нелицеприятную особенность. Друзья на земле, на высоте они были каждый за себя. Пилоты изначально обучались для ведения одиночных боев. Однако такая тактика на самом страшном фронте приводила лишь к тому, что они превращались в пушечное мясо для немцев.

Отсиживаться в тылу французы вовсе не собирались, но разрешить им дальше принимать участие в боях советское командование тоже не могло. Стране нужна была живая и боеспособная эскадрилья, а не несколько мертвых героев. Поэтому «Нормандию» прикрепили к 303-й авиадивизии четвертой эскадрильей в восемнадцатом авиаполку. Гвардейцы из 18-го взялись «поставить на крыло» иностранцев, на личном примере обучив их боевому взаимодействию. 17 апреля 1943 года состоялся первый совместный боевой вылет советских и французских летчиков.

Советские пилоты потратили немало времени, чтобы обучить французов не теряться в незнакомой местности. Генерал-майор Захаров лично объяснял иностранцам тактику ведения группового боя с взаимоприкрытием на примере веника. Он ломал по одному прутику и тут же показывал, что если все прутики вместе, то веник не сломать.

Немало неудобств союзникам доставляли языковой барьер и обычные бытовые трудности. Например, французы отказывались есть повсеместно распространенную у нас гречневую кашу, называя ее «птичьей едой».

Еще одной проблемой являлся суровый климат нашей страны. Летчикам приходилось несладко во время российских холодов. А механикам было еще сложнее. В рукавицах у них не получалось подкрутить ни один винтик, а без варежек работать в мороз они и вовсе не могли. В конечном итоге по обоюдному согласию французских механиков заменили на наших.

Вскоре между русскими и французами завязались товарищеские отношения, переросшие в настоящую мужскую дружбу. Когда Василий Сталин захотел забрать к себе ставших известными «нормандцев», то французы категорически воспротивились этому переводу. Командира 303-й авиационной дивизии, Георгия Захарова, они разве что не боготворили. Именовали его «старшим братом» и «отцом». А по приказу начальника восемнадцатого авиаполка Анатолия Голубова беспрекословно могли отправиться и в пекло, и на край света.

В 1944-ом фашисты подбили самолет, в котором находились пилот-француз Морис де Сейн и советский механик Владимир Белозуб. Пилоту приказали прыгать, но он знал, что у механика нет парашюта. Де Сейн не оставил друга, до последнего момента пытаясь выровнять машину. Они погибли вместе. Другим менее печальным примером дружбы союзников стали любовные романы французских пилотов с местными девушками. Один из них – Александр Лоран – даже женился.

В июле 1943 года эскадрилью переформировали в истребительный полк. Первым командиром назначили майора Пьера Пуйяда. Вскоре самолеты Як-1 заменили на Як-9. А в августе 1944-го полк получил Як-3.

Истребительный полк «Нормандия» участвовал в битве на Курской дуге, в Белорусской и Восточно-Прусской операциях. Пилоты помогали освобождать Орел, Брянск, Смоленск, Кенигсберг, Гумбиннен (ныне Гусев), Пилау, Инстенбург и другие города. Летом 1944 года за неоценимую помощь в форсировании реки Неман и освобождении Литвы Иосиф Виссарионович присвоил авиаполку почетное название «Нормандия-Неман».

Но основной результат действий истребительного полка – свыше пяти тысяч вылетов, около 900 воздушных боев, 273 зафиксированные победы (не считая восьмидесяти подбитых самолетов) с марта 1943-го по апрель 1945-го. Однако судьба не баловала французов. За время боевых действий из девяноста шести пилотов погибло сорок два (из них тридцать пять в воздушных боях). Из пятнадцати человек первой команды в живых осталось лишь трое: Ролан де ля Пуап, Марсель Альбер и Жозеф Риссо. Восемьдесят три летчика полка «Нормандия-Неман» были награждены советским руководством, а полк удостоился орденов Красного Знамени и Александра Невского. Четырем французам присвоили звание Героя Советского Союза. Его получили: лейтенант Марсель Альбер, лейтенант Ролан де ля Пуап, командир третьей эскадрильи Марсель Лефевр (посмертно) и лейтенант Жак Андре. Правительство Франции наградило «Нормандию-Неман» Военным крестом, орденом Почётного легиона, Военной медалью и Орденом Освобождения.

Ролан де ла Пуап был в числе первых пилотов, отправившихся в нашу страну. В составе авиаполка «Нормандия-Неман» произвёл более ста двадцати вылетов, одержав восемнадцать побед! За один день он смог уничтожить два фашистских самолета. Указом Президиума Верховного Совета СССР за воинскую доблесть и мужество Ролану было присвоено звание Героя Советского Союза. Много позже в 2008 году отставной полковник, граф де ла Пуап удостоился одной из главных наград Франции – Большого креста ордена Почетного легиона. После окончания войны Ролан служил в ВВС Франции до 1947 года, потом стал бизнесменом. Заработанное состояние потратил на создание морского зоопарка «Marineland» на Лазурном побережье Франции. Скончался знаменитый ас «Нормандии» по естественным причинам 23 октября 2012 года в городке Сен-Тропе на девяносто третьем году жизни.

По материалам «Военное обозрение»