“Дисциплина - мать победы” А.В. Суворов
РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА
03.08.2024

Рельсовая война...jpg

В ночь на 3 августа 1943 года 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Смоленской и Орловской областей, а также часть украинских партизан одновременно начали операцию «Рельсовая война». Только за первые часы операции было взорвано как минимум 42 тысячи рельсов. История еще не знала подобных масштабов – диверсии были проведены по фронту на 1000 км и от линии фронта до западной границы СССР (глубина до 750 км).

Летом 1943 года советским командованием было принято решение о нанесении удара по столь важной составляющей немецкой военной машины, а роль главных исполнителей замысла Ставки отводилась партизанским отрядам.

Важно отметить, что с самых первых дней Войны на всей оккупированной территории зародилось народно-освободительное движение. Сформированные из местных жителей и красноармейцев, вырвавшихся из окружения или бежавших из плена, партизанские отряды вели непрерывную войну в неприятельском тылу: подрывая мосты, пуская под откос вражеские эшелоны и уничтожая гарнизоны.

Возмужавшее к лету 1943 года партизанское движение было готово к проведению массовых хорошо скоординированных операций.

Гитлеровская пропаганда широко разрекламировала будущую операцию под Курском, обещая, что «летнее наступление решит судьбу Европы». При крушении поездов под Могилевом, по донесениям разведки, среди сваленной по откос техники были обнаружены незнакомые мощные танки. Это были «Тигры», предназначенные для боев под Курском.

9 июля 1943 года в письме И.В.Сталину начальник штаба П.К.Пономаренко предложил с целью дезорганизации железнодорожных перевозок противника провести одновременно и повсеместно операцию по разрушению рельсов на железнодорожных путях. Центральный штаб партизанского движения принял в июне 1943 года постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны».

Так будущая операция обрела кодовое имя «Рельсовая война».

Основной целью кампании было нанесение максимального урона железнодорожным коммуникациям противника на Орловско-Курском направлении, для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве. Основными объектами будущего удара должны были стать железнодорожные мосты, узловые станции, подвижной состав и непосредственно сами железнодорожные пути.

В рамках подготовки операции за линию фронта были переправлены сотни тонн взрывчатки, отряды пополнились подрывниками. В некоторых партизанских отрядах было налажено производство самодельных мин из неразорвавшихся снарядов, а необходимый для бомб тол выплавляли в так называемых «чертовых кухнях». Позднее в тех же кухнях тол стали выплавлять в заранее приготовленных для этого формах, в которых он застывал в виде «буханок», как их называли партизаны. Основным навыкам подрывного дела обучались все члены отряда от повара до командира.

Исключительную важность железнодорожной инфраструктуры понимали и немцы. В рамках предотвращения диверсионных акций немецкое командование приняло целый ряд контрмер. Вдоль железнодорожного полотна на 100 метров вырубался лес, устанавливались вышки, проволочные заграждения, а иногда и минные поля. На особо важных участках, перегонах и узловых станциях были установлены дзоты и держались постоянные гарнизоны.

Также немцы провели ряд операций против партизан. Их целью был захват утраченных территорий, которые могли играть важную роль в предстоящем летнем наступлении.

Но партизанская разведка всегда была начеку и часто карательные операции заканчивались для оккупантов бесславно. Одному из таких немецких отрядов был нанесен большой урон своими. О том, что гитлеровцы планируют наступление на их участок, партизаны узнали заранее и, заняв наиболее выгодную позицию, приготовились к встрече с врагом. Вскоре появился немецкий самолет, который кружил над местностью какое-то время, чтобы наметить цели для уничтожения, а затем вызвал двух бомбардировщиков. После того, как были сброшены первые бомбы, вражеская пехота поднялась в наступление. Но когда партизаны открыли огонь, гитлеровцы повернули назад. В это время немецкие бомбардировщики совершали очередной заход. Заметив бегущих, летчики приняли их за партизан и скинули на них оставшиеся бомбы, а затем еще для верности прочесали свою пехоту пулеметным огнем. Карательная операция провалилась.

22 июля 1943 года партизаны Орловской области провели массовый подрыв рельс — это была своеобразная репетиция перед будущей масштабной операцией. К концу июля подготовка была закончена. Операцию «Рельсовая война» решено было начать 3 августа.

Время начала удара было выбрано не случайно. Под натиском наступавших советских войск немецкое командование непрерывно перебрасывало мобильные части с одного участка фронта на другой, пытаясь латать дыры в обороне. Нагрузка на железнодорожные пути была максимальна, а значит и урон, причиненный при разрушении, был бы наибольшим.

Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Опыт, приобретённый в ходе этих операций, использовался в дальнейших действиях против немецких войск.

Термин «Рельсовая война» позднее распространился и на все прочие партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожного пути, в том числе и совершённые до августа 1943 года.

В 1944 и 1945 годах в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвящённые «Рельсовой войне».

«Это наша Победа»

Рельсовая война.jpg

Рельсовая война_.jpg

Рельсовая война....jpg