В Московской области состоялся Всероссийский форум «Устремленные в будущее». Форум собрал представителей органов государственной власти субъектов РФ, Минобороны РФ, Минпросвещения РФ, войскового казачьего общества, российских казачьих кадетских корпусов и школ с кадетскими казачьими классами, а также педагогов и общественников. Одна из главных тем форума – актуальность кадетского образования в России.
В ходе мероприятия прошли образовательные семинары, тренинги и мастер-классы. С докладом о кадетском образовании на форуме выступил член Совета Минпросвещения РФ по кадетскому образованию, председатель общественной организации «Московские суворовцы» Дмитрий Нестеров.
Своё выступление он начал с краткого исторического экскурса. «Первый Шляхетский кадетский корпус был основан Императрицей Анной Иоановной в Санкт-Петербурге в 1732 году. Три с лишним столетия кадеты России всегда составляли её национальное достояние и дали Отечеству тысячи своих воспитанников, составивших славу России в военном деле, государственном управлении, культуре, искусстве, в войне и мире. Причём, история кадет за все эти годы никогда не прерывалась, несмотря на то, что за это время в истории России завершили свое существование две великие Российская и Советская империи, родилась новая Россия», – напомнил Дмитрий Нестеров.
«В Имперский период, закончившийся Гражданской войной в 1918 году, было создано 32 кадетских корпуса, давших России плеяду выдающихся людей. Этот период сменился периодом Эмиграции и Рассеяния русских кадет, чей лозунг звучал так – «Рассеяны, но не расторгнуты!» и новой их организацией в русских кадетских корпусах Версаля (функционировал до 1964 года) и Белой Церкви, который был прерван Германским фашизмом в 1943 году, – пояснил он. – Советский период истории кадет связан с образованием в 1943 году системы суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ «типа старых кадетских корпусов».
Первые казачьи кадетские корпуса на территории России, говорит Дмитрий Нестеров, появились в XIX веке. «Именно тогда провели крупную реформу военно-учебных заведений: местные военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса, основаны и новые кадетские корпуса в казачьих войсках. «Самым старшим из казачьих кадетских корпусов был Оренбургский Неплюевский, учреждённый в 1825 году. Затем появился Омский кадетский корпус, преобразованный в 1848 году из Войскового казачьего училища. В 1883 году в Новочеркасске основали Донской Императора Александра III кадетский корпус, в 1887 году Второй Оренбургский кадетский корпус, а в 1901 году Владикавказский кадетский корпус. После распада СССР в России стали стихийно возникать кадетские казачьи корпуса – в Новочеркасске, Таганроге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Красноярске, Омске, в Ставрополе и других городах», – рассказал он.
По словам председателя общественной организации «Московские суворовцы» Дмитрия Нестерова, в настоящее время кадеты России переживают период своей новейшей истории, который должен поднять их на новый уровень профессиональной пригодности, патриотического воспитания и официального признания властью и обществом в качестве патриотической и профессиональной опоры нации, при сохранении главной исторической задачи кадет – беспорочно служить Отечеству с детства и всю жизнь.
«Сегодня кадетское образование в России является самым востребованным российским обществом видом образования несовершеннолетних граждан, а его популярность неуклонно возрастает. В стране действуют более 200 учреждений кадетского образования (казачьих кадетских корпусов, кадетских корпусов и кадетских училищ различных министерств и ведомств, а также регионов Российской Федерации), а число кадетских классов насчитывается сотнями», – отметил член Совета Минпросвещения РФ по кадетскому образованию.
Дмитрий Нестеров также подчеркнул, что по итогам поручения президента РФ от 28 января 2016 года был создан совет по кадетскому образованию, в котором всеми участниками совета была разработана и взята за основу концепция кадетского образования в России.
«Основная цель концепции – дать ребятам патриотическую социализацию, вырабатывать устойчивую нравственную позицию, способность различать добро и зло, давать им профильную подготовку к будущей специальности, ориентировать кадет на работу и службу во благо Отечества, тем самым готовить их как новый служивый слой России. Концепция закладывает принципы и смыслы воспитания, доброй конкуренции между кадетами, суворовцами и нахимовцами, а также регулирует взаимоотношение участников образовательного процесса по линии Заказчик-Исполнитель-Воспитанник», – напомнил Дмитрий Нестеров.
«Текущие трудности в развитии системы кадетского образования в России связаны с отсутствием разработанных и принятых единых правовых и организационных основ, отсутствием федеральных органов управления кадетским образованием, незаинтересованностью в этой непростой работе чиновников существующих органов управления образования, а также в недостаточной подготовке и слабом подборе руководящих кадров для кадетских образовательных организаций», – добавил он.
«Работа над концепцией кадетского образования ещё продолжается. Убеждён, принятие концепции кадетского образования в Российской Федерации станет качественным прорывом в сфере образования государственной службы, подготовке её кадров федерального и регионального уровней и даст государству возможность резкого улучшения качества государственного управления», – заключил Нестеров.
Независимое военное обозрение