“Скорость нужна, а поспешность вредна” А.В. Суворов
«АПОСТОЛЬСКАЯ ЛОДКА»
11.10.2015 Апостольская лодка.jpg

Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали; но когда Господь вошел в их лодку и, после проповеди, велел забросить мрежу, поймалось столько, что вытащить не могли и мрежа прорвалась. Это образ всякого труда без помощи Божией, и труда с помощью Божией. Пока один человек трудится, и одними своими силами хочет чего достигнуть - все из рук валится; когда приближится к нему Господь, - откуда потечет добро за добром. В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна: "без Мене не можете творити ничесоже", сказал Господь. И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только плода не приносит, но иссыхая и живность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, плодов правды, ценных для жизни вечной, приносить не могут. Добро какое и бывает в них иногда, только на вид добро, а в существе недоброкачественно; как лесное яблоко и красно бывает с виду, а попробуй - кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже осязательно видно: бьется, бьется иной, и все не в прок. Когда же низойдет благословение Божие, - откуда что берется. Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины.

Святитель Феофан Затворник

 

ОТ ЛУКИ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ. Глава 5. 1-11.

1Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, 2увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

4Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

6Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

7И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

8Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

9Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; 10также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

 

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 19-ю по Пятидесятнице…

Снова нам предлагается тема Слова, и она трудна, хотя в центре сегодняшнего воскресного Евангелия — призвание учеников к проповеди слова. Петр, столь сомневающийся в знании Господом дела рыбной ловли, говорит Ему: «Но по слову Твоему, Господи, закину сеть». Он уже видел, что может совершать это Слово, когда Господь изгнал нечистого в синагоге (Лк. 4, 31—34). Обычно мы понимаем ответ Петра как «по Твоему повелению», и это так — в той мере, в какой мы видим в Евангелии, что Божественное Слово — дело, осуществляющее то, что оно возвещает, творческое действие. Мы видели страх и изумление апостола после утишения бури: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк. 8, 25).

Сегодняшнее Евангелие — пророческое. Толпы теснятся вокруг Христа, чтобы услышать Слово Божие. Чтобы быть услышанным, Христос пользуется как микрофоном естественным свойством воды. Его голос расходится по поверхности воды (таким же образом рыбаки могут переговариваться со своих лодок даже на большом расстоянии друг от друга). Но здесь природное явление становится символом. Это та же самая лодка, которая будет служить Слову просвещения, Слову силы и чуда и Слову призвания, посланничества на проповедь. Эта «апостольская лодка» — вся жизнь Церкви. В ней присутствует также слово покаяния Петра и дар милосердия Христова, вхождение в веру новых учеников и благодать, действующая неприметно для внешних. Как не узнать в этом повествовании, которое кажется вначале простым описанием происходящего, основы христианской веры! Петр, Иаков и Иоанн — разве это не напоминает нам ни о чем? Мы встретимся с ними на горе Преображения, они будут свидетелями воскрешения юной дочери Иаира и участниками Гефсиманского моления Спасителя. Согласно церковному преданию, они являют свидетельство «тайны», которая есть Иисус Христос. В них — священный страх, охватывающий человека при прикосновении к нему святости Божией. Таково первое движение Петра. Сила и величие Христа, владеющего всей нашей жизнью, дают осознать ему свою малость, свое недостоинство, свою несвятость, то есть свой грех. Слово Святого Бога касается нечистых уст как раскаленный уголь: «Не бойся!» Оно возвещает прощение, и вопль покаяния человека, спасенного грешника, становится в его очищенных устах пением, исполненным благодати: «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою» (Пс. 50, 17). Более того, это исповедание спасения тотчас переходит в проповедь Христову. Слово, ставшее плотию, не только прощает, но дает власть и дар благовествовать миру. Это благовестие прощения и плод его — жизнь и радость. «Не бойся, отныне будешь ловить человеков» — живых для Царства Небесного. Ты привлечешь их в сети любви Божией. Мы помним, как Бог вопрошает Исаию: «Кого Мне послать?» Исаия понимает Господа, у него уже есть некий духовный опыт, поэтому он может без всякого страха ответить: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6, 8). Петр и другие ученики тоже поняли — они тоже оставили все и последовали за Господом. Отныне слово истины будет в их устах, чтобы возвещать вслед за Спасителем Царство Божие. «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои», — говорит Бог Иеремии (Иер. 1, 9).

И вот еще о чем мы должны задуматься, слушая это Евангелие. Есть библейские образы, к которым надо относиться с большой осторожностью. Таков, например, образ пастыря (пастуха), поскольку с этим образом связан образ стада. Кто-то почти бессознательно может представить блеющих баранов, слепо идущих за пастухом неизвестно куда, чтобы потом оказаться в загоне. Таков же образ сети и рыб. В Евангелии буквально сказано, что Петр будет ловить людей, как рыб. Живых, разумеется, но только на какое-то время. Петр должен вытащить их из естественной среды и заключить, как в ловушку, в ячейки сети, где они задохнутся. Бедные рыбы, бедные люди, пойманные в сети Церкви! Мы видим, куда такой образ может завести. Мы должны быть очень внимательными, чтобы образ не увлек нас слишком далеко. Эта опасность реальна не только для внешних — внутри Церкви тоже может быть ложное богословие, основанное на вытягивании идеи из образа. Здесь только образ, выражающий тайну собирания людей в Божественной любви. Собирания в хоре хвалы и радости вместе с ангелами. Собирания народа свободы и жизни — жизни, против которой даже смерть не может ничего. Сеть Божественной любви спасает людей от смерти, представленной морем в традиции ветхозаветной системы образов.

Наконец, требуется весь наш личный духовный опыт, чтобы он перешел в наше благовестие веры, в наше слово, в наше свидетельство. Если мы обрели это свободное, радостное знание Церкви, в которой жизнь с избытком, тогда сеть, которую мы закинули в людское море, будет принята многими с благодарностью за дар оказаться призванными к новой жизни, за радость присоединиться к услышавшим Благую Весть спасения. И наоборот, люди будут иметь причины испугаться этой сети, если увидят, что она готова, как дверь темницы, захлопнуться за ними. Как нам надо жить, чтобы, глядя на нас, они поняли, как написал в письме своему юному духовному чаду один опытный пастырь: «Заповеди Божии — не ограничение свободной жизни, а та евангельская жемчужина (вот еще один прекрасный образ), найдя которую, человек с радостью все оставляет и продает для приобретения ее».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Русская Народная Линия