“Готовься в войне к миру, а в мире к войне” А.В. Суворов
Будущее России зависит от судьбы кадетского движения
30.10.2015

Суворовцы на Параде Победы 1945..jpg

Почему я утверждаю, что будущее нашей страны неразрывно связано с судьбой кадетского образования? Попробую объяснить.

Мы видим, что судьбу любой страны в век информационных технологий полностью определяют люди, владеющие возможностью принимать решения, влияющие на сознание гражданского общества. Пример  Европейского Союза, где правящая элита принимает решения прямо противоположные национальным интересам своих стран, убедительно свидетельствует, что все разговоры о демократии и волеизъявлении народа, якобы участвующего в управлении государством – пустая демагогия. Как сказал Константин Петрович Победносцев еще в ХIХ веке, демократия – это власть денежных мешков, которые управляют обществом, используя продажных политиков и журналистов. Почему в Европе сложился такой порядок? За последние годы «мировой интернационал ростовщиков», который И.А.Ильин называл «мировой закулисой»,  целенаправленно и методично занимался выращиванием, воспитанием и отбором элиты в европейских странах. Сделано все, чтобы в Европе больше не могли появиться такие государственные деятели, как Шарль де Голль.  У всех нынешних лидеров западных государств, по меткому выражению протоиерея Александра Шумского «лица, как будто стерты ластиком». Путем целенаправленного отбора создана новая элита европейских чиновников, послушно выполняющих волю транснациональных корпораций. О суверенитете нынешних европейских  государств можно говорить с большой натяжкой. 

Но  и в России за последние десятилетия путем подобного «отрицательного отбора» сознательно формировали «новую элиту», послушно исполняющую волю «денежных мешков».

Через СМИ, принадлежащие этим же «денежным мешкам», новые  «властители дум», в которые был назначен ряд либеральных политиков, политологов и журналистов, а также представители шоу-бизнеса,  старательно навязывали обществу определенную идеологию. И хотя согласно конституции РФ у нас запрещена любая государственная идеология (что само по себе весьма спорно), «де-факто»  новому российскому государству такую идеологию навязать пытались. Обществу в России методично старались привить культ «золотого тельца». И в результате этих попыток к началу 2000-х наша страна стояла на краю пропасти. Как ни странно это звучит, но спасла Россию беда. Развязанная бандами международных террористов, за которыми стояли наши т.н. «геополитические партнеры»,  война на Кавказе, заставила опомниться и встряхнуться здоровую часть общества. Кровь и боль этой войны, варварские теракты в Буденовске, Кизляре, «Норд-Осте» и Беслане  заставили подавляющее большинство наших граждан более трезво взглянуть на происходящее, по-иному оценить события в стране и мире. Естественно, стало меняться отношение и к Армии.

Мы все хорошо помним, что развал Советского Союза, обернувшийся трагедией для миллионов людей и кровопролитными конфликтами на просторах бывшей великой Державы, начинался с дикой антиармейской кампании. Все СМИ, начиная с журнала «Огонек» и заканчивая программами на центральном ТВ, как по команде обрушили потоки клеветы и грязи на Советскую Армию. Безумие антиармейской истерии в обществе доходило до того, что на занятия в Академии некоторые преподаватели офицерам рекомендовали приезжать в гражданской одежде, а затем надевать форму. Чем расплатилась страна за то, что позволила так относиться к своим защитникам, мы все знаем. Но в первую и во вторую Чеченскую кампании именно офицеры и солдаты, помнившие о Присяге, воинском Долге и верности Родине – понятиях, которые высмеивались в те годы всеми либеральными СМИ, спасли Россию от дальнейшего распада и окончательной катастрофы.

 С приходом Владимира Владимировича Путина страна отодвинулась от края пропасти, и началось постепенное оздоровление общества. Изменилось отношение к подвигу народа в Великой Отечественной войне, изменилось и отношение к человеку в погонах. В этом году мы видим плоды модернизации и обновления наших Вооруженных Сил. Благодаря этому стали возможны успехи российской дипломатии, наша страна уверенно возвращается в мировую политику, как великая Держава, способная отстаивать свои национальные интересы и приоритет международного права в современном мире.

Но если во внешней политике успехи России, которая постепенно преодолевает тяжелое наследие либеральных реформ, кризис государственности  и попытки уничтожить отечественный ВПК, очевидны, то внутри страны все далеко не так однозначно. Мы видим недовольство значительной части общества не только действиями  экономистов либерального блока  в правительстве, но и либеральными реформами здравоохранения и образования. Учитывая все более  ожесточенное  противостояние с нашими  «геополитическими партнерами» в Сирии и на Украине, сложную обстановку в Афганистане, недовольство народа продолжением либеральных реформ может стать серьезной угрозой для национальной безопасности. Не секрет, что наши противники ставку делают на провоцирование беспорядков, надеясь организовать московский «майдан», который приведет к смене власти в Кремле. Западные политики не стесняясь, откровенно заявляют, что их цель любым путем убрать Владимира Путина и заставить руководство России изменить внешнеполитический курс. 

Может ли нашей стране угрожать опасность возвращения во власть либералов и повторение предательства национальных интересов России, подобно тому, что мы наблюдали в конце 80-х и 90-е годы? Вроде бы российское общество переболело болезнью «либеральной утопии», в отличие от наших братьев и сестер на Украине. Но возможность повторения катастрофы не исключается, пока не произошла смена элиты, сформированной в 90-е годы общими усилиями либеральных «реформаторов»  и заокеанских советников ельцинской команды, «денежных мешков»-олигархов и их верной обслуги в СМИ. Было видно, как после ареста очередного «слуги народа», Владимир Путин,  выступая перед губернаторами, с горечью говорил о том, что человек, приходящий во власть, должен думать о государственных интересах, а не личном обогащении. Очень сложно бороться с коррупцией, когда идея обогащения и личного успеха два десятилетия навязывалась обществу, как смысл жизни.

Разве можно сегодня требовать от Владимира Путина полной смены нынешней элиты, когда долгое время она формировалась путем «отрицательного отбора»?  Где Владимиру Путину искать новые кадры управленцев-государственников, когда в стране упорно и методично насаждалась идеология потребительства, поклонения «золотому тельцу»? Успехи в восстановлении боеспособности Армии и Военно-Морского Флота, в постепенном восстановлении Оборонно-Промышленного Комплекса связаны с тем, что этим занимаются люди, воспитанные на идеях служения Отечеству. Нельзя не заметить, что Владимир Путин старается опираться на выходцев из спецслужб и Вооруженных Сил. И это связанно не только с тем, что сам Путин служил в органах госбезопасности. Просто люди, посвятившие свою жизнь военной службе, по определению – «государевы люди». Конечно, служба в ВС, ВМФ или разведке не гарантия того, что человек является безупречным и достоин руководящих должностей. Мы за годы Русской Смуты, наступившей в конце ХХ века,  видели немало  случаев предательства, видели, как ради выгоды и материальных благ продают интересы Родины. Но все же никто не сможет спорить, что среди людей,  решивших посвятить жизнь защите Отечества, людей долга и чести гораздо больше.  Именно такие люди должны сегодня прийти на смену псевдо-элите, сформированной в «лихие 90-е».

Не случайно в Российской Империи была должность – генерал-губернатор. Во многом крушение Империи было связанно с тем, что дворянство постепенно перестало быть служилым сословием. Были забыты заветы Государя Императора Петра Великого, который требовал, чтобы каждый дворянский недоросль начинал службу рядовым солдатом. Государь Петр Алексеевич сам прошел всю воинскую науку с азов, и в пехоте, и в артиллерии, и на Флоте, и не представлял, что дворянин может не служить Отечеству.

Дворянин – если не прослужил на воинской службе – 7 лет, или 10 лет на гражданской – по приказу Царя до старости оставался недорослем. Тех из дворян, кто увиливал от смотров – лишали вотчин. Таким образом царь Петр возвращал изначальный смысл дворянству – дворянин несет воинскую службу, защищая  Отечество, а за это крестьянин кормит своего помещика-дворянина. Императрица Екатерина нарушит эту справедливость русской жизни. Государь Павел I попытается восстановить правду, вернуться к заветам Петра Великого, но будет убит и оклеветан. 

По повелению государя Петра Алексеевича служить все дворяне должны были с «фундамента», запрещалось производить в офицеры тех, «которые не будут в солдатах». Сам Царь Петр начинал службу с  барабанщика в Преображенском полку. Затем стал бомбардиром. Впервые одел мундир капитана после взятия Азова. В 1700 объявлен унтер-офицером гвардии. В 1706 указом главы Преображенского приказа произведен в полковники. После Полтавы в генерал-лейтенанты и в шаутбенахты (контр-адмиралы). На радостях от получения морского чина, здесь же у шатра поднял контр-адмиральский флаг. После Гангута ему присвоено по решению Сената звание полного генерала «за успешные действия в Гангутской баталии».  В 1714 году – вице-адмирала. Петр Великий приказывал: «капральские и сержантские звания давать тем, которые учились и выучились подлинно». «Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не окажут». Об этом завете Петра Великого вспоминали. В 1837 году в книге «Путь чести или советы молодому офицеру» писалось: « «Служить Отечеству по твоему званию дворянина, лежит на тебе непременная обязанность, ибо не иначе можешь ты с дворянством усвоить себе честь и благородство твоих предков, как верной и усердной службою».

Заметим, что крушение Советского Союза произошло в тот момент, когда на вершине власти оказались два правителя никогда не служивших в армии – Михаил Горбачев и Борис Ельцин. В последнее время много говорят о демократии. Но в древнегреческих городах-полисах никогда не имел право голоса человек, который не занимал свое место в боевом строю фаланги. Точно так же никто бы не позволил принимать участие в вече Господина Великого Новгорода человеку, который не занимает свое место в боевом строю городского полка. Совершенно справедливо считалось, что человек не желающий защищать родную землю, не может считаться полноценным гражданином.      

Петровская Гвардия – Преображенцы и Семеновцы были кузницей кадров не только для Армии и Флота, но и для управления Российским государством.  И это было в традициях Древней Руси, где храбрые мужи великокняжеской дружины ставились наместниками в русских городах и землях. Двор Московских Государей, состоящий из избранной тысячи отборных воинов-дворян, получивших поместья в великокняжеских землях, также был кузницей кадров для управления Русской землей. Отбор людей, годных к государственной службе происходил из числа княжеских бояр и дружинников, доказавших  свое мужество и способности прежде всего на военном поприще. А юные бояре и дворяне готовились к воинскому служению буквально с младых ногтей. В служении Богу, Государю и Русской земле они видели свою честь и честь своего рода.  Эта традиция продолжалась и в Московском Царстве, и в Российской Империи. Продолжение этой традиции мы видим  в кадетских корпусах и суворовских училищах, где юношей готовят к службе Отечеству.  

Навигационная школа, основанная Петром Великим, стала прообразом кадетских корпусов Российской Империи. Воспитанниками кадетских корпусов являются не только великие русские полководцы и флотоводцы, стяжавшие своими победами славу Русской Державы, но и великие поэты, художники, композиторы, ученые, ставшие цветом Российской культуры и науки. В кадетских корпусах воспитывались и многие выдающиеся государственные деятели России.

После 1917 года казалось, что в СССР прервалась традиция, и кадетское движение и кадетское братство сохраняют лишь русские люди, оказавшиеся в годы русского лихолетья в эмиграции. Но огненное испытание, посланное  народу – Великая Отечественная война восстановила насильно прерванную связь Русской истории. После великих побед, решивших исход не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны, решением Сталина были созданы суворовские и нахимовские училища по образу «старых кадетских корпусов». В постановлении советского правительства подчеркивалось,  что суворовские военные училища «имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование... В суворовские военные училища принимать мальчиков с 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет». Так было восстановлено в России кадетское образование и кадетское движение. И суворовские и нахимовские училища с честью продолжили славную историю кадетских корпусов Российской Империи. Среди суворовцев и нахимовцев не только заслуженные военачальники, генералы и адмиралы, Герои Советского Союза и Герои России, но и люди составляющие гордость отечественной культуры и науки, выдающиеся спортсмены, олимпийские чемпионы. Воспитанники суворовских и нахимовских училищ, также как кадеты Российской Империи, на всю жизнь сохраняют великое кадетское братство и гордятся званием суворовец.

В кадетском движении необходимо сохранить живую связь поколений, ветераны должны передавать свой опыт юным суворовцам, хранить традиции взаимовыручки и взаимопомощи,  которые всегда были свойственны  кадетскому братству.  

Председатель общественной организации «Московские Суворовцы» Дмитрий Владимирович Нестеров говорит о значении воссоздания в 1943 году кадетских корпусов – Суворовских и Нахимовских  училищ: «Создание суворовских училищ – это действительно были те решительные шаги, программные действия, которые во многом сформировали новую Россию. И несмотря на то, что Советский Союз распался, в каждой из республик, которые раньше входили в состав СССР,  до сих пор существуют суворовские училища. Они могут называться по-другому – не суворовскими, а кадетскими лицеями. Но суть от этого не меняется. В конечном счете  дух, заложенный в ребенка, который служит Отечеству с детства, является основой строения и государственной власти, и государства в целом. Потому что нечего скрывать, практически все полководцы – это выпускники кадетских корпусов, ведущий генеральский состав нашего времени – выпускники Суворовского училища. И если эту преемственность рассматривать с одной и с другой стороны, со стороны исторического и со стороны настоящего, то четко понятно, что суворовцы - единственный такой слой населения, который служил Отечеству всегда, с детства, не выдвигая никаких политических требований, не думая о том, какой политический строй будет сегодня или завтра. Просто служить России - в этом выпускники суворовских училищ видят свой долг, независимо от занимаемой должности».

В годы  либеральных реформ Суворовские и Нахимовские училища пережили нелегкие времена. Для служителей культа «золотого тельца» существование кадетских корпусов казалось не только не нужным, но вызывало у них искреннее раздражение. Кадетское образование полностью противоречило той идеологии, которую либералы пытались навязать обществу. Как сказал Гегель: «Для лакея не существует Героя не потому, что Герой не является Героем,  но потому, что лакей является лакеем». Пытаясь исказить, очернить и фальсифицировать Русскую историю, принизить или оклеветать имена великих Русских полководцев, великие Русские Победы, либералы представляют из себя коллективного Смердякова, гениально изображенного Федором Михайловичем Достоевским в «Братьях Карамазовых». И поэтому они не хотели допустить, чтобы юношей воспитывали на примерах чести и доблести, беззаветного служения Отечеству. Либералы изо всех сил надеялись провести «демилитаризацию» Суворовских и Нахимовских училищ, уничтожить тот дух воинского благородства, стремление стать защитником Отечества, на котором  воспитывались юные кадеты. Либералы надеялись превратить Суворовские училища просто в некие «элитные учебные заведения». Но, слава Богу, это время осталось позади. Возвращение парадных расчетов суворовцев на Парад Победы стало символом того, что подлое время нам удалось пережить.

Трудно переоценить все, что сделали в это тяжелое время для сохранения преемственности поколений суворовцы первых выпусков. Одним из тех, кто по приказу Верховного Главнокомандующего  возрождал кадетские корпуса в 1943 году, был полковник Иван Владимирович Владимиров, офицер Императорской армии, кадет, окончивший  затем славное Алексеевское училище, храбро сражавшийся во время Германской войны, а затем на полях сражений Великой Отечественной. Его сын, потомственный русский офицер во многих поколениях,  генерал-майор Александр Иванович Владимиров  много лет трудится для спасения национальной суворовской военной школы, для создания стройной и продуманной системы кадетского образования в России.   

Замечательно, что суворовцам в этом году вернули форму старого образца, которую носили суворовцы первых выпусков, эта форма является  точной копией мундиров кадетских корпусов императорской России. Как и в Российской Империи, в Суворовских и Нахимовских училищах возведены храмы и все больше кадетов с молитвой обращаются к Богу. Многие принимают участие в богослужениях. Но, конечно, особенно часто посещают юные кадеты  храм перед экзаменами. Начальник Московского суворовского военного училища генерал-майор Касьянов Александр Михайлович рассказал интересную подробность об участии суворовцев в Параде Победы. Во время репетиций парада на Красной площади у суворовцев не все получалось. И тогда священник посоветовал им, вступая на площадь, у первого линейного дружно произнести «С нами Бог!». Парадный расчет Московского СВУ прошел на Параде Победы идеально.

Недавно общественная организация «Московские Суворовцы» и Благотворительный фонд святого мученика Вонифатия, совместно с Русской Православной Церковью и Министерством Обороны РФ, в рамках Программы «Духовное укрепление Российского воинства», торжественно передали ковчеги с частицами мощей святых угодников Божиих штабам Восточного военного округа и Тихоокеанского Флота, Владивостокскому президентскому кадетскому училищу, Уссурийскому СВУ и возрождающемуся Хабаровскому кадетскому корпусу. Ковчежцы с мощами святых в ближайшее время в рамках этой программы будут переданы в храмы многих суворовских, нахимовских, кадетских училищ и корпусов России.

Не случайно год перелома в  Великой Отечественной войне – 1943 - стал годом не только возрождения кадетского движения, но возрождения Русской Православной Церкви после периода небывалых гонений в атеистическом СССР.  В то время, когда выходит постановление советского правительства о создании Суворовских и Нахимовских училищ, Иосиф Сталин встречается в Кремле с митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Алексием (Симанским) и митрополитом Николаем (Ярушевичем). Многие священники и архиереи возвращаются из ссылок и тюрем, открываются храмы, начинает действовать семинария.

И сегодня кадеты могут полностью прочесть слова Русского Архистратига Александра Васильевича Суворова, без сокращений: «Потомство мое прошу брать мой пример; всякое дело начинать с благословения Божия; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия, и искать славу через истину и добродетель, которые суть мои символы».

В России за последние годы наряду с Суворовскими и Нахимовскими училищами открыты десятки кадетских корпусов по всей стране.  Конечно,  не везде все проходит гладко,  возникает множество трудностей и препятствий. Поэтому так необходима помощь государства кадетскому движению. Судя по словам Владимира Путина, глава государства хорошо понимает необходимость для страны поддержки кадетского движения. Но и либералы, которые ненавидят сам  дух воинского служения Отечеству, также пока еще никуда не делись. Очень многие из них окопались в системе образования. А тормозить, оказывать саботаж всем благим начинаниям в жизни страны они умеют очень профессионально.   

Стремление наших соотечественников отдать своих детей на обучение в кадетские корпуса было здоровой реакцией российского общества на разгул либеральных идей, пропаганду безудержного потребительства и сребролюбия. Это было не только желанием сохранить лучшие традиции, но уберечь душу своих детей, а значит  сохранить будущее России. Суворов, еще в ХVIII веке писал о том духе эгоизма, который навязывается сегодня обществу:

«Позабудем об общем деле, станем думать о себе самих - в этом вся добродетель светского человека».

Сам же Александр Васильевич  учил жить иначе:  «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключил доброе имя в славе моего Отечества, и все мои деяния клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто послушное порывам скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей».

От того, какой дух победит в российском обществе – дух эгоизма и себялюбия или суворовский дух служения Богу и Отечеству, идеалы чести, доблести и верности – зависит будущее нашей страны. Люди, воспитанные на идеалах служения Отечеству, нужны не только Армии и Военно-Морскому Флоту. Такие люди должны работать в государственном аппарате, быть востребованы во всех сферах жизни нашего общества. Вороватую и эгоистичную «элиту», сформировавшуюся в ельцинскую эпоху, должны, как можно скорее,  сменить настоящие «государевы люди». От этого зависит, сумеет ли Россия благополучно преодолеть все испытания, которые готовят нам наши «геополитические партнеры» и «заклятые друзья».

В 1943 году, когда впереди были еще  два года тяжелой войны, государственная власть, создавая суворовские и нахимовские училища, думала о воспитании будущей элиты, воспитании людей, которым предстоит служить Отечеству, о сохранении исторической преемственности. И сегодня будущее Росси зависит от того, придут ли во власть люди развращенные либеральными идеями, которые нам навязывали, как «общечеловеческие ценности», или же «государевы люди», воспитанные на  славных исторических традициях, духовных и нравственных  ценностях  великой Российской Державы.        

Особенно явно противостояние России с «постхристианским» Западом обозначилось после выступления Владимира Владимировича Путина на Валдае в 2013 году, когда глава Российского государства сказал о том, что Россия – это Русская Цивилизация, мы будем отстаивать наши традиционные духовные и нравственные ценности и не позволим уравнять добро и зло. Россия, как сказал Владимир Путин на Валдае, будет твердо отстаивать и принципы международного права.

Нашей стране противостоит идея глобализации, когда «мировой интернационал ростовщиков» попирает права суверенных государств и свободу народов, используя военную машину США - очередной «исключительной нации», уверенной в своем праве строить «новый мировой порядок» и заставлять народы жить по своим правилам. Этот порядок, где грех утверждается как норма, а отказ проводить парады содомитов считается нарушением «свободы и прав человека»,  достойным, чтобы в этой стране насаждать «демократию» ракетно-бомбовыми ударами.   

Противостоять этой откровенно сатанинской глобализации способен только народ с крепким духовным стержнем, страна, где в обществе утверждены  твердые нравственные нормы. Для того, чтобы Россия стала такой страной, на смену элитам, появившимся в результате «отрицательного отбора», должны прийти новые люди,  воспитанные на идеалах,  которые утверждали своей жизнью Русский Архистратиг Александр Васильевич Суворов и непобедимый адмирал Святой Феодор Феодорович Ушаков. А воспитывают на таких идеалах в Суворовских и Нахимовских училищах, в Кадетских корпусах. Именно  там воспитывают сегодня будущее великой России. Поэтому я уверен, что от судьбы кадетского образования зависит и судьба нашего Отечества.     

Какие бы испытания не выпали на долю нашего Отечества  в ХХI веке, мы не сомневаемся, Россия пройдет их с честью и одержит победы над всеми врагами.  А.В.Суворов, узнав о взятии русским флотом Ф.Ф.Ушакова Корфу, воскликнул: «Великий Петр наш жив!» и вспомнил слова Императора Петра Великого после победы над шведским флотом при Аландских островах: «Природа произвела Россию только одну; соперницы она не имеет!»

На иконе святого праведного воина непобедимого адмирала Феодора Ушакова на свитке надпись: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури послужат к славе России». Надеемся, что недолго осталось ждать и прославления в лике святых Александра Васильевича Суворова. Для надписи на иконе святого праведного воина непобедимого генералиссимуса Александра Суворова могут быть избраны слова великого полководца: «За Пречистую Владычицу Богородицу! За Дом Богоматери!», «Мы Русские - с нами Бог!», «Молись Богу; от Него победа! Чудо -богатыри, Бог нас водит - Он нам генерал!» «Мы Русские - какой восторг!».         

Виктор Саулкин, руководитель информационно-аналитического центра РОО «Московские Суворовцы»