27 января, в заключительный день XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия», в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя состоялась конференция «История и перспективы развития национальной системы образования в России», проводимая Всемирным Русским Народным Собором (ВРНС). В мероприятии приняли участие представители церкви, общественных организаций и кадетского сообщества.
Открывая конференцию, член Бюро Президиума ВРНС генерал-лейтенант Шатохин Владимир Яковлевич отметил основные компоненты в воспитании и образовании подрастающего поколения: «это воспитание духовно-нравственное, воспитание умения мылить или логики и воспитание через предмет. Сейчас мы получили не воспитание через предмет, а «дай мне денег и я дам тебе какой-нибудь предмет». Примеров можно привести массу, например: задаю вопрос администрации образования Минобороны: «А как у вас с вопросами воспитания?» Ответ: «у нас нет воспитания, у нас есть социализация»...
Советник полномочно го представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, член Бюро Президиума ВРНС Марина Белогубова в своем выступлении отметила: «При формировании именно системы образования, включающей разные структуры и ответвления, мы исходим из очень важной позиции. Обучить человека, дать для его развития знания легко, но гораздо сложнее воспитать гражданина, настоящего патриота своей страны», - подчеркнула она.
С докладом «Кадетское образование в России: основа системы образования государственной службы и строительства будущего России» выступил Московский суворовец, президент Коллегии военных экспертов России, почётный председатель Союза кадетских объединений России «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России» Александр Владимиров.
По его словам, формирование государственной кадровой политики России и выдвижение к власти её лучших представителей - есть обязательное условие выживания России как государства, суперэтноса и особой цивилизации, и это есть дело всей нации. Поэтому у России сейчас есть одна главная первоочередная задача - создание нравственной и дееспособной государственной власти.
Александр Владимиров предложил обратиться к Администрации Президента России, к Правительству и Государственной думе РФ, к Общественной палате РФ и ведущим образовательным учреждениям высшей школы государственной службы, а также к авторитетным институтам гражданского общества и ветеранским организациям кадет, с предположением подготовить и в феврале - марте 2017 года провести слушания–форум по теме кадровой политики России в стенах Общественной палаты РФ.
«Нашей рабочей группой Межведомственного Совета Минобрнауки России по кадетскому образования разработана и представлена Совету и российской общественности концепция Кадетского образования в Российской Федерации: базовые основы. концепция Кадетского образования представлена в документах Рождественских чтений, на наших суворовских сайтах и доступна для ознакомления и обсуждения», - добавил он.
В свою очередь, член Совета по кадетскому образованию при Министерстве образования и науки Российской Федерации, председатель общественной организации «Московские Суворовцы» Дмитрий Нестеров выступил на тему: «Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы на примере развивающегося кадетского образования в России».
«Наши противники прекрасно понимают, что перестраивая образование, они бьют в ключевую точку, вдребезги разбивая национальную безопасность страны. Без суверенной системы образования невозможно формирование государственного мышления и государственного подхода, - отметил Дмитрий Нестеров. - Меняются министры образования и науки, но сломать либеральную систему, которой уже более 25 лет не так просто. Мы с надеждой смотрим на Министра образования и науки России Ольгу Юрьевну Васильеву, которая, по назначению, немедленно включилась в работу по Кадетскому образованию, и мы верим, что под ее руководством будет создана настоящая государственная система образования».
Заместитель управляющего делами Московской Патриархии, заместитель Главы ВРНС, епископ Воскресенский Савва, завершая мероприятие, поблагодарил присутствующих за участие в конференции и пожелал всем здравия и успехов в праведном труде.
«Сегодня прозвучал ряд докладов, в которых поднимаются проблемы в нашем образовании. Конечно же этих проблем достаточно много. Вы их переживаете, вы их ощущаете, но в столице система образования немного отличается от той, которая существует в регионах не в плане, может быть методологии, не в плане каких-то указаний свыше. Так принято, что столичный регион является образцовым и здесь всегда проводятся первоочередные этапы внедрения тех или иных систем образования», - заявил Епископ Воскресенский Савва.
«Мы можем очень много говорить об образовании, мы можем ругать образование, но, тем не менее, кризис образования больше связан не с самой системой, а по большей части он связан нашим с вами кризисом духовным. И поэтому, если мы хотим поднять какую-то проблему, решить её, то надо, мне кажется, начинать с себя. И когда мы на местах начнём реализовывать какие-то свои реформы, чтобы внедрить в общую систему, то, для этого, наверное, прежде всего, нужно поменять своё мировоззрение», - резюмировал он.
По итогам конференции «История и перспективы развития национальной системы образования в России» была принята резолюция. В документе, в частности, говорится о том, что необходимо отказаться от понимания образования как сферы образовательных услуг, но возродить понимание системы образования как института воспитания и обучения подрастающего поколения.
Для этого нужно разработать в едином методологическом ключе следующие основополагающие документы: Доктрина развития российского образования; концепции развития отдельных сфер воспитания и образования; единые федеральные образовательные стандарты, учебные программы и учебники; Программа развития российского образования, уточняется далее в резолюции.
В соответствии с этими документами необходимо дополнить «Закон об образовании РФ» (или принять новый Закон). На конференции был рассмотрен проект «Доктрины развития образования в Российской Федерации», разработанный Советом по образованию и науки при Всемирном Русском Народном Соборе.
Участники конференции порекомендовали начать широкое обсуждение этого документа в общественных организациях и государственных органах.
Напомним, церемония открытия юбилейных Рождественских образовательных чтений, посвящённых теме «1917-2017: уроки столетия», состоялась 25 января в Государственном Кремлевском дворце. Торжествам предшествовала Божественная литургия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Пленарное заседание форума возглавил председатель Международных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Работа XXV Международных Рождественских образовательных чтений велась по 16 направлениям. Участники обсудили такие темы, как деятельность Русской Православной Церкви в период гонений, жизнь Церкви и святоотеческая традиция, история православного храмостроительства, социальная миссия Церкви и другие.
Всего в Рождественских чтениях приняло участие более 17 000 человек из стран канонического присутствия Русской Православной Церкви. В рамках чтений прошло свыше 150 конференций, круглых столов, презентаций, мастер-классов, на которых участники обменялись накопленным опытом, представили новые разработки в области образования, духовно-нравственного просвещения, миссионерской и катехизаторской деятельности, социального, молодёжного, тюремного служения, а также взаимодействия Церкви с обществом и СМИ.