От Матфея святое благовествование. Глава 21. 33-42.
33Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
38Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
39И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 13-ю по Пятидесятнице …
Как совершается «тайна беззакония»
Мы слышали сегодня притчу о злых виноградарях. Господь говорит, что был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник. Он обнес его оградой, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять плоды. Как же поступили со слугами господина виноградари? Они не только не отдали урожай его слугам, но повели себя по отношению к ним как преступники: одних побили камнями, других убили. И когда господин виноградника направил новых своих слуг, виноградари поступили с ними точно так же. И наконец, он послал к ним своего сына в надежде, что они постыдятся его, но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «Пойдем, убьем его и завладеем наследством». И, схватив его, они вывели его из виноградника и убили. Итак, говорит Христос, когда придет господин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Народ отвечает: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды в свои времена.
Вся эта притча — рассказ об отвержении Самого Господа Иисуса Христа. Виноградник в ней — избранный Богом народ Израилев. Как говорит пророк Исаия: виноградник Господень — народ Израилев (Ис. 5, 7). Хозяин виноградника — Бог, виноградари — религиозные вожди народа, слуги, которые приходят, чтобы собрать плоды — посланные Богом пророки. И, наконец, Сын — Христос Мессия, Он послан как последний посланник в мир.
В притче нет другого объяснения Его смерти, кроме того, что виноградари убили Его, потому что знали, что Он наследник, что Он — Сын Божий. «Придем и убьем Его, — говорят они, — и наследство будет наше». Какое простое решение всех проблем, существующих в роде человеческом, когда он отворачивается от Бога! От Каина до Каиафы, от Каиафы до убийц нашей святой царской семьи и до последнего убийцы, который будет на земле. Вынуть камень, всего один, из строения жизни — и не заботиться ни о чем. Все теперь принадлежит нам, и мы поступаем так, как хотим. Как просто и ясно показана в этой притче история и судьба Израиля и всего человечества!
Обратим внимание, как милостив Господь по отношению к тем, кому Он вверяет Свой виноградник, с каким непостижимым терпением снова и снова, несмотря на все страшные грехи и преступления, Он дает им возможность ответить на Его доверие, на Его любовь. Однако это не означает, что праведного суда Божия не существует. Все кончается тем, что Господь, как мы слышали, предает смерти злых делателей, забирает виноградник у них и передает его другим.
Со времени пришествия Христова новый виноградник Божий распространяется по всей земле. Весь человеческий род включается в этот виноградник. И этот новый виноградник — Церковь Христова с апостолами, мучениками, святителями, исповедниками, преподобными, благочестивыми царями и царицами — теми, кто достойно трудится в Господнем винограднике. Это «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел», как говорит нам слово Божие (1 Пет. 2, 9). «Якоже красный плод спасительного сеяния», приносят Господу добрые виноградари свой труд, и будут приносить Ему до скончания века.
Однако эта притча Господня — о злых виноградарях. И она касается не одного только Ветхого Завета. «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди, его же насади десница Твоя». Кто был на архиерейских службах, тот знает, что за Божественной литургией крестом и дикирием, в ознаменование Божественного и человеческого естества во Христе, осеняют архиереи молящийся народ. И это происходит в течение уже почти двух тысячелетий. Вся Церковь наша — виноградник Господень. Каждая душа человеческая, говорят святые отцы, это своего рода виноградник. И подобно тому, как хозяин винограда в притче не получил ни одной кисти виноградной, точно также Бог очень часто не получает духовных плодов от многих людей, которых Он любит.
Какая безутешная картина может предстать в день сбора урожая! Виноградник с тысячью лоз — и нет ни одной корзины, наполненной виноградом! Печально это зрелище, но насколько печальнее увидеть человека, или православный приход, или епархию, или целый народ — и весь человеческий род, когда они не приносят плодов духовной жизни! Неужели такое возможно? Что за опустошение над нашей землей прошло в недавние годы? Сам диавол иссушил почти весь виноградник. И Господь предупреждает, что будет горшее. Сын Человеческий, говорит Он, придя, найдет ли хоть одну виноградину на земле?
Кто же будет виновен в этом более всего? Князь мира сего, зная, что ему мало осталось времени, все более неистовствует, все более утверждает свое господство, «тайну беззакония», о которой говорит апостол Павел в Послании к Солунянам (2 Фес. 2, 4—7). Но она действует не только во внешнем мире, она касается и самой Церкви, потому что в конце концов «человек беззакония» придет и в храме Божием сядет, выдавая себя за Бога.
Совершенно понятно, что более всего противостоять «тайне беззакония» должны те, кто поставлен Господом трудиться над возделыванием душ человеческих; те, кто ответственен перед Богом за духовное состояние народа. А в чем же будет их вина? Как смогут эти люди дойти до отвержения Самого Бога? Вот притча о злых виноградарях показывает, сколь ужасным может быть возрастание во зле. Чем больше Господь проявляет милосердие по отношению к делателям виноградника, тем более они утверждаются в своем зле.
Мы видели ряд явлений неправедного суда злых виноградарей, пока они не доходят до убийства Сына Хозяина виноградника. Все начинается с утраты чувства реальности, утраты страха Божия. Каждый человек, живущий духовной жизнью, может знать, что можно потерять страх Божий, потерять благодать. Что можно с небрежением относиться к святыне. Слово Божие говорит: «Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). А если человек проклят, значит, лишен благодати. Значит, он подчиняется князю мира сего, силам зла. Он становится на тот самый путь, по которому шли злые виноградари.
Чтобы понять нашу ответственность, в особенности ответственность тех, кому вручен виноградник Божий, мы должны увидеть, что все подробности притчи имеют значение. С самого начала притчи говорится, что Господь дал делателям для служения ограду, башню и точило.
Точило в винограднике — место, где получают сок и вино. Согласно изъяснениям святых отцов, это тайна обетованного Мессии, истинного Спасителя рода человеческого, в ожидании Которого жили все в Ветхом Завете — и в чаянии Второго Пришествия Которого живем мы. «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет» (Ин. 7, 37), говорит Господь, обращаясь к таким людям.
Башня, говорят святые отцы, означает древний Иерусалимский храм — предтечу Церкви Христовой, где совершались прообразовательные жертвоприношения. И также она — все храмы самой Христовой Церкви. Но она, кроме того, — наблюдательная башня, с которой наблюдали и должны наблюдать всегда за приближением врагов, в особенности, когда наступает время созревания плодов. Это назначение башни лучше всего, наверное, помогает нам понять, как постепенно совершается «тайна беззакония» в Церкви.
Ведь и ограда, которой был обнесен виноградник, существует для тех же самых целей. Ограда — то, что отделяет виноградник от невозделанной земли и то, что должно защищать виноградник от воров, от диких зверей. Неогороженный виноградник открыт для разорения. Если ограда где-то оказывается разрушенной — тот, кому не все равно, что делается с виноградником, постарается немедленно восстановить ее. И в духовной жизни существует ограда. Как говорят святые отцы, это заповеди Божии. Прежде всего оградительный древний закон: не убивай, не воруй, не блуди. Эти запреты не утесняют свободу человека, как мы знаем, но защищают человека, ограждают его, хранят его свободу. Без этой ограды человеческая жизнь станет подобной винограднику, который могут вытоптать и пожрать стада диких свиней.
Мы живем во времена, когда упраздняются все ограды, все преграды на пути зла, все ограничения, все запреты совести и стыда, все предписания Божественного и человеческого закона. В больших городах никто не защищен сейчас от насильства рекламы самых гнусных пороков в метро и на улицах. А большинство людей (среди них есть и христиане) сами, добровольно, одним бездумным нажатием кнопки устраняют всякую данную Богом спасительную ограду, впуская каждый день в свой дом легионы бесов через телеящик. И людям внушается, что они обретают свободу, в то время как жизнь их становится лишенным всяких оград виноградником.
Есть и другие ограды в винограднике Господнем. Это таинства Церкви, Тайны Христовы, перед которыми мы молимся: «Не бо врагом Твоим тайну повем». Это догматы и каноны, и все установления церковные, которые должны храниться от всякого злого поползновения на них.
Когда не будет у делателей виноградника заботы об ограде, тогда придет его запустение и гибель. Пусть не думает кто-нибудь, что он простой мирянин, и какой с него спрос. Если ты принял дар Духа Святого, ты тоже делатель, какое бы место ты ни занимал в Церкви. И пусть не скажет кто-нибудь, что он заботится только о своем личном благочестии и остальное его не касается. Что значит твое благочестие, если тебя не заботит, что весь виноградник гибнет у нас на глазах? Нам всем дал Господь виноградник и снабдил его всем необходимым, чтобы мы достойно исполняли свой главный труд. Мы все облечены доверием Божиим, и все свободны отнестись к этому дару так, как нам заблагорассудится.
Однако и для всех нас приближается день, когда мы должны будем предстать пред Господом с отчетом, что мы сделали с тем, что Он нам вручил. Все мы должны будем дать ответ Господу на последнем и Страшном Суде. И выбор, перед которым мы стоим, как показывает Крест Христов, оказывается предельным. В этом мире, лежащем во зле, существуют зло и смерть. Когда зло раскрывается до предела, человек становится либо мучеником, либо убийцей. До такого предела дойдет жизнь, что иного выбора не будет дано никому.
В притче ясно показано, что Христос знает, что ждет Его впереди и каким путем должна идти Его Церковь. Он сознательно восходит к смерти, чтобы отдать Себя за спасение всех, чтобы стать краеугольным камнем, на котором строится жизнь и без которого, чему теперь, казалось бы, должно стать свидетелем все человечество, рушится все. Отвержение и смерть ожидают Господа и Церковь Его, но это все для того, чтобы изнести милость, и суд, и победу для любящих Его.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России