Праздник Покрова в моей памяти остается навсегда! Это был Престольный праздник и к этому празднику готовились в домах и семьях заранее. Мы, дети, в этот день получали столько вкусняшек, сколько могли съесть! Мамы пекли вкусные пироги, папы резали поросят, бычков и готовился вкусный праздничный стол! Ходили в гости друг к другу, угощались всем селом.
В селе, в центре стоял деревянный храм Покрова Богородицы. Но активисты Советской власти разрушили храм. Всем селом жители плакали и мололись и просили не разрушать храм! Все, кто разрушал храм погибли молодыми - кто попал под поезд, кто-то замерз в метель, сбился с дороги, а последнего активиста по разрушению храма в драке пырнули ножом.
Батюшку храма сослали в Сибирь. Он построил и храм и церковную школу и рядом с храмом стоял поповский колодец. В ночь, когда должны были забрать батюшку ему об этом шепнули и он свою серебряную крупную цепочку с большим серебряным крестом бросил в колодец. Поповский колодец с серебряной водой много лет лечил моих сельчан ото всех болезней.
А мне иногда кажется, что храмы, разрушенные на земле поднялись высоко в небо и стоят там и смотрят вниз на людей и добрых людей Благословляют!
В годы Великой Отечественной войны пропал без вести мой родной дедушка Саликов Иван Иванович и его младший сын Михаил. Моя бабушка Саликова Дарья Яковлевна никогда не считалась солдатской вдовой. Она получила не похоронку, а извещение о том, что ее муж и сын пропали без вести. Солдатских вдов власти привечали, им платили повышенную пенсию по потери кормильца.
Моя бабушка никаких денег не получала. Даже когда в праздники собирали вдов и для них устраивали чаепитие, концерты, им дарили подарки, то бабушку никогда никуда не приглашали. Куда только не обращался мой папа, Саликов Александр Иванович, директор сельской Новокирсановской школы, ему везде отказывали и присылали суровый ответ - пропали без вести.
Папа дошел с победой до Берлина! Давно нет папы, давно нет и бабушки, а я помнила об этом всегда и когда ходила в храм, то подавала записочки о упокоении воина Ивана и воина Михаила. И произошло чудо! Поисковые отряды нашли останки погибших воинов - освободителей Ленинградской земли!
В окопах, поросших кустарниками, травой лежали наши советские солдаты и среди них мои родные люди! Батюшка нашего храма мне объяснил «Ты ведь молилась за воина Ивана и воина Михаила - вот тебе их Господь нашел!».
В Братской могиле в местечке Липовник под Киришами Ленинградской области перезахоронены защитники Ленинградского фронта и золотыми буквами выбиты их имена!
И совсем недавно, на рассвете ко мне в тонком сне пришел мой дед в солдатской шинели с винтовкой в руке. «Ты хочешь знать как мы погибли? Смотри». И я увидела всю картину последнего боя, как погиб мой дед. Он стоял вместе со мной где-то высоко и мы вместе смотрели вниз. Солдаты получили приказ «Ни шагу назад!»
Командование уехало, стало тихо, солдатам оставили немного еды, немного воды, немного патронов. «Мы скоро вернемся с подкреплением!»
Никакого подкрепления не было. Вскоре ребята увидели из окоп, как на них надвигаются немецкие танки! Рядом уверенно шли немецкие солдаты с автоматами. Их было очень много! Они приближались быстро. Гул танков, немецкая лающая речь все становилась слышнее. Было очень страшно. Некоторые наши парни не выдержали, выскочили из окопов и побежали прочь, но по ним стали строчить автоматчики и они погибли на глазах у всех.
Дед прицелился и выстрелил. Стреляли по фашистам и остальные солдаты, но танки уже мчались дальше, а автоматчики добивали наших защитников - советских солдат. Вот он рядом немец, размахнулся и ударил деда штыком прямо в грудь. Сын метнулся к отцу и закричал во все горло «Папаня!». Но другой немец разрядил в Мишу всю обойму пуль. Они лежали рядом и никто из начальства не видел, как они все погибли, поэтому и написали в семьи не похоронки, а извещения, что ваши родные пропали без вести! Дед попросил меня «Напиши, расскажи, как мы погибли!».
Я долго не могла сесть за стол и написать об этом. Вам пишу первым, может где-то опубликуете?
Мне было очень страшно, когда я видела этот последний бой моего деда.
Я не понимала, почему мои дочки долгожданные и любимые, став взрослыми, уехали из родного города в Санкт-Петербург и нашли там себя, создали семьи, родили детей, живут там, зовут и меня к себе. Конечно, я нужна им.
Но когда я вспоминаю своего деда - защитника Ленинградской земли, то почему-то думаю, это они позвали сюда своих потомков, своих правнуков. Прошу Вас - опубликуйте где-то, чтоб знали новые молодые люди, какой ценой досталась России Великая Победа над фашизмом!
Надежда Александровна Дмитриева,
председатель комитета солдатских матерей Лазаревского района «Совет родителей военнослужащих России» по городу Сочи.