“Мужественные подвиги достовернее слов” А.В. Суворов
Россия начала испытания «Мертвой руки»
11.05.2017

Статус.jpg

В США начинается истерика: «Россия испытывает оружие, перед которым бессильны ПРО США и все системы противоатомной защиты».

Неизвестно, что знали и/или подозревали разведки, но для «широкой мировой общественности» все началось чуть более года назад с короткого сюжета в новостях телевидения России. 11 ноября 2015 года, во время совещания по вопросам развития  оборонно-промышленный комплекса (ОПК), которое провели Владимир Путин и Сергей Шойгу, в кадр (совершенно случайно) попал некий документ, на который тут же обратили внимание пронырливые журналисты:

При внимательном ознакомлении с этим листом бумаги становится очевидно, что никакой это не сверхсекретный документ, по недосмотру попавший в кадр. Скорее, это информация к размышлению, ненавязчиво доведенная до сведения потенциального противника — вдруг у янки проблемы с получением разведданных о перспективных разработках России в этой области.

Вот как выглядела эта «справка», «совершенно случайно» снабженная пояснениями и ссылками для широкой публики, слабо разбирающейся в деталях:

Статус-6 копия.jpg

За прошедший год об этой «утечке информации» подзабыли, что явно не устраивает уходящую администрацию США. Сдавая дела, Барак Обама старается создать как можно больше «крючков», которыми можно было бы прицепить Трампа и его команду к продолжению холодной войны с Россией.

В результате, вчера обозреватель Билл Герц публикует в малоизвестном издании «Washington Free Beacon» материал о проведении Россией испытаний беспилотной подводной лодки, которая почему-то кажется ему имеющей отношение к программе «Статус-6».

Издание сообщило о том, что 27 ноября в России прошли испытания беспилотной подводной лодки (БПЛ), получившей в США обозначение Kanyon, с использованием в качестве , с использованием в качестве носителя атомной подлодки Б-90 «Саров» проекта 20120. Как раз эта АПЛ упоминалась среди прочих в качестве носителя БПЛ.

Суть проекта, который так беспокоит американцев, прост и изящен. Но только при наличии передовых научно-технических разработок, наличие коих в России долгие годы ставилось в США под сомнение. Судя по всему — напрасно.

«Статус-6» — это условное обозначение  проекта, утечку которого организовали год назад и суть которого сводится к следующему.

В настоящее время в России создается «Океанская многоцелевая система» ядерного сдерживания, которая войдет в качестве одной из ударных составляющих в оборонительную программу «Периметр» (англ. «Dead Hand» — «Мертвая рука»), о которой ниже.

По информации, которой сочло необходимым поделиться с потенциальным противником Министерство обороны России, в рамках программы предусматривается, что атомные подлодки пятого поколения проектов «Белгород» и «Хабаровск» смогут нести от трех до шести беспилотных атомных миниподлодок Kanyon.

Косвенно это подтверждается увеличением диаметра торпедных аппаратов до 1600 мм и исходящим от Правительства России спецпроектом, известным под наименованием «Цефалопод». За разработку системы отвечают широк известные ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБ «Малахит».

Указанные выше АПЛ 5-го поколения осуществляют «высев» БПЛ Kanyon в Мировом океане. Обладая высокой автономностью, выдерживающие благодаря необитаемости давление свыше 100 атмосфер, мини-лодки «спят» на глубинах свыше километра, недоступные для обнаружения существующими поисковыми системами.

Главной гарантией их безопасности служат огромные пространства, обследовать которые у противника нет сил и средств.

Обладая мощной энергетической установкой, БПЛ Kanyon способны на скорости около 100 узлов (185 км/час) преодолеть на километровой глубине до 10 тысяч километров.

Благодаря этому и будучи «положенными в спячку» неподалеку от выбранных для удара целей, по получении команды БПЛ Kanyon в состоянии быстро выйти на исходные позиции и, в зависимости от снаряжения и поставленной задачи, произвести пуск ОКР «Калибр» (или аналогичных по массо-габаритным характеристикам ракет) или самостоятельно выступить в качестве ядерной торпеды.

Скорость, маневренность и глубина действий обеспечивают безопасность при подходе к цели.

Эффективности наносимого в этом случае поражения способствуют два фактора — большая протяженность прибрежных стратегических объектов в США и Великобритании (к примеру) и возможность оснащения БПЛ Kanyon ядерными боеголовками практически неограниченной мощности.

Дело в том, что размеры боевого отделения (6,5 м длиной и около полутора метров диаметром) достаточны даже для 100-мегатонного термоядерного заряда. Оценить последствия подводного придонного взрыва такой мощности можно лишь теоретически на модельных испытаниях.

Расчеты показывают, что высота волны может колебаться от 500 до 1500 метров. Звучит фантастически, но в данном случае достаточно и того, что абсолютно все ученые сходятся в том, что мегатонные придонные термоядерные взрывы вызывают цунами с высотой волны в десятки метров. К сведению, волна, уничтожившая Фукусиму, была немногим более 10 метров.

Но душераздирающие описания возможных последствий подрыва боеголовок многомегатонной мощности не являются целью данного материала. Еще в 1961 году, академиком Сахаровым на примере АН602 (Царь-Бомба)  доказана возможность использования зарядов неограниченной мощности. Как говорил по факту испытаний Никита Хрущев: «Мы могли бы взорвать и помощнее, но побоялись, что у вас (в США) стекла повылетают».

Но опасения  экспертов в США вызваны не только возможностью размещения подобных аппаратов вблизи американского побережья, но и тем, что данная система органично вписывается в упомянутый выше «Периметр», систему ответного ядерного удара, разработанную на случай полномасштабной ядерной войны.

Это тот крайний случай, когда в России не остается высшего военного командования, системы связи разрушены и некому отдать приказ на применение ядерного оружия.

Система «Периметр» оценивает множество параметров, включая сейсмическую активность, радиоактивное заражение местности, наличие/отсутствие команд, тестирование каналов связи и управления et cetera.

Оценив совокупность обработанной информации как подтверждение начала против России ядерной войны, система «Периметр» активирует все уцелевшие ядерные средства, включая и описанные выше, после чего наступает Армагеддон неотвратимого ядерного возмездия, гарантирующий следующую мировую войну с использованием исключительно колюще-режущих предметов.

Скептики, а таковые существуют во всех странах, ставят существование системы «Периметр» под сомнение на основании того, что «автоматика может ошибаться» и ряду иных. Однако, на самом деле, принцип «Мертвой руки» в военном деле используется не одно десятилетие. Широкой публике это преподносится в кино как последние слова шахида: «Если вы меня застрелите, я разожму руку и оно взорвется» (или нечто подобное).

В реальности, существует в США командная система «Стратком», много десятилетий управляющая в том числе и ядерными силами. Регулярно проводятся учения, в т.ч. и с массовыми вылетами стратегических бомбардировщиков с территории США. На борту каждого находились не только ядерные бомбы и крылатые ракеты с настоящими боеголовками, но и полетные задания с перечнем целей, по которым наносится термоядерный удар.

Автору этих строк пришлось дважды принимать участие в противодействии этим учениям еще во времена СССР. Так вот, «вишенкой на тортике» этих учений являлся тот факт, что это были не совсем учения. Или вовсе не учения.

Это был полноценный боевой вылет десятков Б-52, которые в полном соответствии с полетным заданием должны были без какой-либо дополнительной команды нанести удар по территории СССР и союзников по Варшавскому договору.

Суть именно в этом — «без дополнительной команды». Следившие за полетом операторы седели за несколько часов, некоторых увозили с неожиданной язвой желудка, а один из слабонервных на моих глазах выпрыгнул из окна с криком «Ядерная война началась!»

Это как раз и есть пример принципа «Мертвой руки» — исполнение заранее отданного приказа о применении ядерного оружия. В примере выше начало войны отменялось кодированным приказом, передававшемся «Страткомом» только когда бомбардировщики уже были над Англией.

Так что ничего нового в «Периметре» нет. Как нет и в идее «спящих» до команды средствах поражения. Будь то агент в тылу противника или ядерная субмарина. В данном случае нервную реакцию в США вызвало осознание того, что Россия оказалась в состоянии подойти к испытанию изделий, их воплощению в натуре.

Невозможно точно сказать, когда на боевое дежурство заступят беспилотные атомные подлодки, но ясно одно — с таким оружием возмездия желающих развязать Третью мировую войну не окажется. Что нам и требуется.

Михаил Онуфриенко

Военное обозрение