“Теория без практики мертва” А.В. Суворов
СМЫСЛ ПРОИСХОДЯЩЕГО С НАМИ
01.11.2015

Притча о сеятеле.jpg

Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице…

Притчи соединяют мысли и образы, они переводят мысли в образы и делают их более волнующими. Но есть в этом некая опасность. Ибо значение образов не соответствует в точности возвещаемой истине. Оно скорее уводит от нее, чем приводит к ней. Ибо образ живет собственной жизнью, он рождает новые мысли, он становится более интересным, чем истина, и перекрывает ее. Но в сегодняшнем Евангелии образ точно соответствует истине, которую он должен передать. Кто последует этому образу, тот с радостью узнает, что каждая подробность его открывает новую сторону евангельской истины.

Сеятель — Вестник Божий, Сам Христос. Сеяние — слово Благой Вести, и поле — человеческое сердце. Дорога, о которой прежде всего идет речь, — это те, кто слушает внешне, рассеянно и тотчас отворачивается. Для них слово Божие падает в пустоту, и ничего из него не всходит. Камни — это те, кто начинает интересоваться духовной жизнью, на мгновение загорается, но не имеет глубины. Действие слова в них непродолжительно. Тернии — те, кто захвачен красотами земной жизни, своими делами, своими радостями и печалями, своими увлечениями и сражениями. Они принимают слово, и это слово даже может укорениться в них, но оно не может развиваться, потому что слишком многое давит на него и заглушает его. «Добрая земля» — те, кто слушает слово внимательно, принимает в свое сердце и старается с терпением и твердостью исполнять его в жизни.

И мы можем также извлечь еще нечто другое из этой притчи: сеятель не бросает семя в одно и то же место. Потому что не все семена взойдут, а те, что взойдут, заглушат друг друга. Речь идет здесь о тех, кто слушает слишком много и ничего не делает: одна мгновенная решимость у них ослабляет другую. Вот почему сеятель разбрасывает семена по всему полю, и каждое место получает то, что оно может там возрастить. Это те, кто принимает то, что может осуществить на деле, и те, кто исполняется решимости. Эта притча столь прозрачна, что нет в ней ничего требующего объяснения — и ничего другого не предлагает в ее объяснении Сам Христос. Но если мы хотим услышать ее с пользой, мы должны выделить в ней некоторые черты, приблизить их к нашей жизни, и увидеть, стало ли это приближение очевидным.

Благовестник Бога — сеятель, и то, что он приносит, — семя сеяния, нечто живое, что может пускать корни, развиваться, приносить плод. То, что дается нам от Бога, не есть нечто законченное, здесь — только начало. Семя может принимать самые различные формы. Оно может быть случайно брошенной фразой, серьезным размышлением в книге, радостным или печальным событием, нашим поведением в обыденной ситуации или просто интонацией нашего ответа. Такого рода семя сеяния может иметь самые разнообразные формы, даже забавные, иногда безумные. Речь идет о том, чтобы знать, принимает ли их человек, дает ли им в себе место. Но что-то начинает в его сердце работать, раскрываться день за днем. Требуется всегда принятие определяющего наш путь предложения свыше, в котором всегда начало новой жизни. Этот дар не есть что-то неподвижное, но он развивается, переходя из одного вида в другой. Тем не менее необходимо, чтобы мы готовили себя к тому, что должно придти, приняли смысл происходящего с нами и вошли в него до конца.

Так Божественный совершенный Промысл будет вести нас этап за этапом — через наши многие скорби и через нашу смерть — к великой жатве, к последнему Страшному Суду Господню.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России 

 

ОТ ЛУКИ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ. Глава 8.4-15

4Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: 5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото'м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 

Святитель Феофан Затворник:

Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней.

Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие - под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума.

Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, - выбрось из головы, а когда не выбрасывается, - подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.

Православие.Ру