Благотворительный Фонд «Святого мученика Вонифатия» и Региональная общественная организация «Московские Суворовцы», с участием и по благословению Митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, осуществили передачу ковчега и икон со святыми мощами Божьих угодников в два особо значимых храма на Русской земле.
14 августа Икона Святителя Василия Великого с частицей его святых мощей передана в Свято-Васильевский мужской монастырь г. Суздаля, единственного монастыря в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
15 августа Ковчег со Святыми мощами Божьих угодников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Федора Ушакова и Икона Феодора Стратилата с частицей его святых мощей переданы в Храм Василия Великого построенного лично великим русским полководцем Александром Васильевичем Суворовым в своем родовом имении в селе Кистыш Суздальского района Владимирской области.
В ноябре 1782 года на первой службе, еще не полностью устроенного храма, участвовал Александр Суворов. В 1903 г. храм хотели расширить, но Императорское московское археологическое общество отказало «в виду большого археологического интереса представляемого этой церковью». В советское время храм был разорен и заброшен.
По прошествии 233 лет со дня первой службы, 15 августа 2015 года состоялась Первая Божественная литургия, которую отслужил Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий в еще не полностью устроенном Суворовском Храме.
В первой Божественной литургии и церемонии передачи святых мощей приняли участие Руководитель Инициативной группы и Объединённого Суворовского комитета, председатель Попечительского Совета фонда ОМОФОР, генерал-майор А.В.Черкасов, координатор Объединённого Суворовского комитета капитан 1 ранга В.И.Овсянников, Вице-президент Фонда «Святого мученика Вонифатия» член Императорского Православного Палестинского Общества Н.С.Мезенцева, Председатель РОО «Московские Суворовцы» Д.В.Нестеров, заместитель Председателя РОО «Московские Суворовцы» И.А.Пурин, атаман Суздальского казачьего общества В.А.Жулин, Княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова, княгиня Людмила Александвна Демидова- Лопухина (Турне), члены союза писателей России: полковник В.Е.Шамбаров, полковник В.А.Арефьев, Г.Б.Суздалев, А.А.Евсеенко, представители руководства Владимирской области и Суздальского района, председатель районного Совета ветеранов А.Б.Панфилов, казаки Переславского Войскового казачьего общества, местные жители окрестных сел и деревень, гости из Москвы, Владимира и Суздаля.
СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ.
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Святой Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.
СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но всесто этого его казнили, как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ
Святой великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины.
Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово.
За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия".
Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307 - 324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.
Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия.
Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз семь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей".
Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение.
Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому".
Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом.
Перед смертной казнью он сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ВОИН ФЕОДОР УШАКОВ
Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 г. в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции. Он происходил из древнего но небогатого дворянского рода. Родители его Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична были благочестивыми и глубоко верующими людьми.
Отец будущего адмирала прослужил в лейб-гвардии Преображенском полку почти двадцать лет и после рождения третьего сына Феодора выше в отставку в чине сержанта и вернулся в своё поместье где занялся хозяйством и воспитанием детей.
День рождения Федора Ушакова приходится между празднованием двух воинов великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона (память 8 и 17 февраля), а вся его жизнь прошла, от младенчества до кончины,под благотворным влиянием его дяди преподобного Феодора Санаксарского.
Преподобный Феодор родился и вырос в том же сельце Бурнакове. Отсюда в юности ушел служить в лейб-гвардии Преображенский полк, но за тем бежал из столицы в двинские леса, был пойман, но помилован Екатериной и принял монашество в Александро - Невском монастыре в 1748г. Позднее он основал Санаксарский монастырь.
Семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления-на-Острову, в трех верстах от Бурнакова на левом берегу Волги. В этом храме Феодора крестили, здесь же при мужском Островском Богоявленском монастыре была школа для дворянских детей, где он обучался грамоте и счету. Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, будучи очень набожными людьми, считали главным условием воспитания детей развитие высоких религиозных чувств и строгой нравственности. Эти чувства, возбужденные примером семьи и особенно родного дяди - монаха глубоко запечатлелись в сердце юноши, сохранились и стали господствующими всю его последующую жизнь.
В 1761г. Феодор Ушаков был принят в Морской кадетский корпус. Дяди своего в Александро-Невском монастыре он уже не застал. Он уже был в Тамбовской губернии в Санаксаре.
Кадеты в Морском корпусе в то время были предоставлены сами себе, но неблагоприятные условия не повлияли на Феодора. Добрые свойства его характера принесенные из родной семьи оградили его от порчи. Через пять лет он успешно одним из лучших окончил Морской корпус, получил чин мичмана и был приведен к присяге: «Аз Феодор Ушаков, обещаюсь и клянусь всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хощу и должен Ея Императорскому Величеству моей всемилостивейшей Великой Государыне Императрице Екатерине Алексеевне Самодержице Всероссийской и Ея Императорского Величества любезнейшему Сыну Государю Цесаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийского Престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего, до последней капли крови... в чем да поможет мне Господь Бог всемогущий. В заключение же сей моей клятвы целую слова и Крест Спасителя моего. Аминь.»1
В 1783г. он прибыл в Херсон уже капитаном 2-го ранга. Здесь он проявил себя в борьбе с эпидемией чумы. При этом он проявил свои способности в решении самых неожиданных задач, и прежде всего его любовь к ближним, подсказывающая ему наиболее верные решения. За борьбу с эпидемией Феодор Ушаков был произведен в капитаны 1-го ранга и награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. 3 июля у острова Феодониси командуя авангардом, а фактически всем флотом Федор Феодорович одержал свою первую победу над превосходящим турецким флотом. Это была, прежде всего, духовная победа. Вера в помощь Божию, а отсюда - неустрашимость перед неприятелем - вот что было решающим в флотоводческом таланте Феодора Ушакова. Потемкин писал Ушакову: «Требуйте от всякого, чтобы дрались мужественно или, лучше скажу, по-черноморски... Бог с вами! Возлагай те твердую на Него надежду. Ополчась верою, конечно победим. Молю создателя и поручаю Вас ходатайству Господа нашего Иисуса Христа!»2 С таким напутствием служил православный воин Феодор Ушаков, умножая славу Отечества.
Сам Феодор Ушаков ясно понимал: победы православному воинству дарует Господь и без помощи Божией всё умение человеческое «ничтоже есть». Знал, что в России на берегу реки Мокши в Санаксарской обители, возносит о нем молитвы старец Феодор. По возвращении в Севастополь Командующим флотом Феодором Ушаковым был отдан приказ, в котором говорилось: «Выражаю свою наипризнательнейшую благодарность и рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу; всем, кому возможно с судов, и священникам со всего флота быть в церкви Святителя Николая Чудотворца в десять часов по полуночи и по отшествии благодарственного молебна выпалить с корабля «Рождества Христова» из 51 Пушки».3
Еще в начале войны 1787г. Феодор Ушаков был назначен начальником порта и города Севастополь. По заключении мира в 1791г. он приступил к починке кораблей, занялся осушением болот для предотвращения болезней. Занимался строительством дорог, рынков колодцев, снабжением города продуктами и пресной водой. Он перестроил и значительно увеличил соборную церковь Святителя Николая, покровителя мореплавателей. Часто из-за задержек казенных сумм Феодор Феодорович вносил по нескольку тысяч своих денег, чтобы не останавливать производство работ. «Он чрезвычайно дорожил казенным интересом, утверждая, что в собственных деньгах нужно быть Щедрым, а в казенных скупым, - и правило сие доказывал на деле»,4 - вспоминали очевидцы.
Освободившись от ратных дел, прославленный адмирал, который «к вере отцов своих оказывал чрезвычайную приверженность», имел теперь больше возможности предаваться молитве. В Севастополе он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных; а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного, и был исполненный доброты необыкновенной...» 4 В1793г. он был вызван к Императрице в Петербург. Она встретила в нем человека прямодушного, скромного, мало знакомого с требованиями светской жизни». Екатерина подарила ему золотой крест-складень с мощами святых угодников. Такой награды не удостаивался ни один военачальник ни до ни после него.
В 1798г. началась знаменитая Средиземноморская экспедиция вице-адмирала Ушакова против «французов, яко буйного народа, истребившего не только в пределах своих Веру и Богом установленное правительство и законы... но и у соседних народов, которые по несчастию были ими побеждены или обмануты вероломническими их внушениями...».5 В Стамбуле Русский флот произвел на местное население очень хорошее впечатление своей дисциплиной и порядком. «Двенадцать кораблей российских делают меньше шума, нежели одна турецкая лодка; а матросы столь кротки, что не причиняют жителям никаких по улицам обид... дав, туркам опыт неслыханного порядка и дисциплины».
Коренные жители Ионических островов были православными греками. Ушаков обратился с воззванием к населению с призывом содействовать низвержению ига безбожников-французов. Ответом была повсеместная вооруженная помощь населения воодушевленного прибытием русской эскадры. После взятия островов Цериго и Занте Ушаков вместе с офицерами съехал на берег для слушания благодарственного молебна в церкви Святого Дионисия, при этом они были встречены духовенством и старейшинами с русскими флагами, цветами и ружейной пальбой. Также было и на острове Кефалония. Турки постоянно стремились устроить резню пленных, но Феодор Ушаков решительно это пресекал. Русские офицеры выкупали у турок пленных, спасая их от жестокой смерти. Французы были поражены великодушием русских воинов. «Русские доказали, - писал Егор Метакса, - что истинная храбрость спряжена всегда с человеколюбием, что победа венчается великодушием, а не жестокостью, и что звание воина и христианина должны быть неразлучны».6 Великая победа на Корфу явилась торжеством русского православного духа и преданности Отечеству.
27 марта вдень Святой Пасхи Главнокомандующий назначил большое торжество, предложив духовенству сделать вынос мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов. Русские войска были расставлены вдоль всего шествия. Гробницу поддерживали сам адмирал и его офицеры высшие чиновники острова. Производилась ружейная пальба.
Феодор Феодорович сумел установить на островах порядок и установить такую форму правления которая обеспечивала мир, тишину и спокойствие. «Люди всех сословий и наций, - обращался он к жителям островов,- чтите властное предназначение человечности. Да прекратятся раздоры, да умолкнет дух вендетты, да воцарится мир, добрый порядок и общее согласие!..» Феодор Ушаков будучи верным слугой Царю и Отечеству, роевностно отстаивал интересы России, и в то же время как христианин, как человек «доброты необыкновенной» он движим был искренним желанием дать греческому населению - друзьям России, единоверцам, недавним соратникам в освобождении островов спокойствие и благополучие. Так образовалась Республика Семи Соединенных Островов - первое национальное греческое государство нового времени. Феодор Ушаков, показавший себя здесь великим сыном России, говорил в последствии, что «имел счастье освобождать оные острова от неприятелей, установлять правительства и содержать в них мир, согласие, тишину и спокойствие...» Один из жителей острова Корфу писал в частном письме : «Поистине Благословение Божие, что здесь находится адмирал Ушаков, христианин и прекрасный человек... Поразительно его благочестие, как, впрочем, и других русских. Невероятно, но каждое воскресение все моряки желают посещать Божественную литургию, для них выделено шесть церквей. Точно также и адмирал ходит к обедне в церковь святителя Спиридона каждое воскресение. Мы, покуда здесь остаются русские, живем спокойно». 7
По поводу обвинений турками в нечестном распределения призовых средств он писал: «Я не интересовался ни одной полушкою и не имею надобности; Всемилостивейший Государь мой Император и Его Султанское Величество снабдили меня достаточно на малые мои издержки. Яне живу роскошно, потому не имею ни в чем нужды, и еще уделяю бедным, и для привлечения разных людей, которые помогают нам усердием в военных делах. Я не имею этой низости, как злословит меня капудан-паша...» И в другом письме: «Все сокровища в свете меня не обольстят, и я ничего не желаю и не ищу от моего малолетства; верен Государю и Отечеству, один рубль, от Монаршей руки полученный, почитаю превосходнейшее всякой драгоценности, неправильно нажитой». 8
После отставки в 1806г. он некоторое время жил в Петербурге Помогал своим племянникам но за тем в1810г. избрал для своей жизни тихую деревню Алексеевку в Темниковском уезде близ Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, где раньше подвизался его дядя преподобный Феодор Санаксарский. Монах и моряк были оба воинами Христовыми, оба ревностно служили Богу на том поприще, на которое Он их призвал.
Сохранилось свидетельство настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила о завершающем периоде жизни Федора Феодоровича: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители, по прибытии своем из Санкт-Петербурга, вел жизнь уединенную в собственном своем доме, в деревне Алексеевке, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресеньям и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время. В Великий пост живал в монастыре в келии, для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал обители от усердия своего значительные благотворения; также и бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».
В 1812г. он был избран дворянским собранием начальником ополчения Тамбовской губернии но не смог принять этой должности по состоянию здоровья. Но он устроил госпиталь для раненых в Темникове и дал деньги на его содержание. На формирование 1-го Тамбовского пехотного полка им было пожертвовано 2000р.
Остаток дней своих по словам Иеромонаха Нафанаила адмирал провел крайне воздержанно и окончил свою жизнь как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817г. октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника своего из дворян, первоначальника обители сея иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».
Отпевал Феодора Феодоровича в Спасо-Преображенской церкви городаТемникова пртоиерей Асинкрит Иванов, который за день до кончины в праздник Покрова Пресвятой Богородицы исповедал его и причастил. Народ нес гроб адмирала до самой обители. Погребен был Федор Феодорович у стены соборного храма, рядом сродным ему преподобным Феодором Санаксарским.
В 1991 году Санаксарский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. К могиле праведника потянулись паломники и почитатели его памяти.
В 2000 г. Патриарх Алексей II Благословил прославить его как местночтимого святого.
5 августа 2001 года состоялось Прославление воина Федора Ушакова в Санаксарском монастыре при участии православных иерархов, представителей государственной власти и высшего командования Военно-морского флота России и Украины.
Российский Флот приобрел своего небесного покровителя перед Богом о многострадальном Отечестве нашем.
СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, АРХИЕПИСКОП КЕСАРИИ КАППОДАКИЙСКОЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ УЧИТЕЛЬ.
Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии. В семье свт. Василия к лику святых причислены мать Эмилия (память 1 января), сестра Макрина (память 19 июля), брат Григорий (память 10 января).
Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом (память 25 января), а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины — центр классического образования.
В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толковате-лей Священного Писания. Ими был составлен сборник Добротолюбие.
В царствование Констанция (337-362) распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала к служению Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 г. был рукоположен в сан диакона, в 364 г. — в сан пресвитера. При императоре Валенте (334-378), стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан.
В 370 г. Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечеб-ницы, устроил два монастыря — мужской и женский.
Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь».
Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет.
Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий (память 23 ноября) так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».
Жития святых составлены по материалам сайта Православие.Ру
ФОТОГРАФИИ ВРУЧЕНИИ СВЯТЫХ МОЩЕЙ: