В Красном зале московской гостиницы «Метрополь» 24 января торжественно была открыта Памятная доска, посвященная переговорам председателя Совета министров СССР Иосифа Виссарионовича Сталина и главы КНР и КПК Мао Цзэдуна в Москве зимой 1949, 1950 годов. Точнее, приему в «Метрополе» в честь подписания советско-китайского Договора «О дружбе и взаимопомощи» 14 февраля 1950 г.
На памятном знаке указано на русском, китайском и английском языках: «В этом зале 14 февраля 1950 года Председатель Совета Министров СССР И.В.Сталин и Председатель центрального народного правительства КНР Мао Цзэдун присутствовали на приеме по случаю подписания Договора "О дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР"».
Официальным инициатором проекта является Российско-китайский информационно-аналитический центр (РКИАЦ), но подготовка проекта и его реализация обусловлены соответствующими решениями китайского руководства и посла КНР в РФ Ли Хуэя.
Российское руководство вынуждено учитывать в геополитических целях сохраняющиеся со дня провозглашения КНР (1 октября 1949 г.) повсеместно уважение Сталина и изучение его произведений в КНР. Да и в самой России и других экс-советских республиках, как сообщал «РВ», личность Сталина и сталинский период в СССР, вопреки изощренным фальсификациям с хрущевского лихолетья, пользуются всевозрастающим уважением.
Характерно, что упомянутое событие не приурочено к какой-либо юбилейной дате того договора или прибытия Мао Цзэдуна в Москву 16 декабря 1949 года. Поэтому согласие российской стороны на означенное мероприятие обусловлено геополитическими и двусторонними факторами: отказ КНР подписать с РФ договор о взаимном использовании нацвалют (что планировалось на 26, 27 декабря 2018 г.), умеренная позиция КНР в ООН в отношении антикрымских санкций Запада, пока скрытное недовольство Пекина обсуждением между РФ и Японией статуса Южных Курил (ввиду аналогичных японских притязаний на ряд китайских и корейских островов) и все более частые случаи подключения китайских банков и компаний к западным санкциям против РФ, о чем в конце декабря 2018 г. заявили посол РФ в КНР Андрей Денисов и глава представительства ЦБ РФ в Китае Владимир Данилов.
Потому в тактических целях Москва решилась на косвенную поддержку политики Пекина в отношении Сталина и сталинского наследия.
Посол КНР в РФ Ли Хуэй в своем выступлении в «Метрополе» отметил, что подписанный договор имел стратегическое значение не только для СССР и КНР, но и для всего послевоенного мира. А выдающийся личный вклад товарищей Сталина и Мао Цзэдуна в разработку этого документа и в целом в советско-китайский союз, по словам посла, помнят и чтут в Китае. Схожие оценки, но почти без упоминания личности Сталина, высказали: Александр Шманевский, замдиректора Первого департамента Азии МИД РФ; Сергей Лузянин, директор Института Дальнего Востока РАН; Сергей Санакоев, глава РКИАЦ.
Напомним, что этот договор действовал весь свой срок - до апреля 1980 г. Включительно, т.е. даже в периоды максимальной военно-политической конфронтации между Пекином и Москвой (1968-69, 1978-79 гг.). Для КНР этот документ, во-первых, был «страховкой» на случай конфликта с проамериканским Тайванем и прямого военного столкновения США в Индокитае, а во-вторых, ускорил поражение США в Индокитае, где советские и китайские военные советники, напомним, совместно помогали Демократической Республике Вьетнам, Лаосу, южновьетнамским и камбоджийским патриотам противостоять американской агрессии. В местных СМИ нередко публиковались фото, где китайские инструкторы обучают вьетнамцев и лаосцев обращению с советскими гаубицами или зенитными установками...
Китайские СМИ нередко отмечают, что сталинская идеология не столько коммунистическая, сколько нацеленная на национально-государственное строительство. Но официально Сталин в КНР и ее компартии - в числе классиков марксизма.
Что же касается приема в «Метрополе» 14 февраля 1950-го, здесь планировались выступления Сталина и Мао, но внезапное недомогание вынудило Сталина отказаться от выступления. А Мао в своей краткой речи упомянул о «вожде и учителе мирового антиимпериалистического движения, верном друге китайского народа товарище Сталине».
До этого, 21 декабря 1949-го, Сталин и Мао были рядом друг с другом: китайский лидер был справа от советского вождя в президиуме торжеств в Большом театре, где чествовали 70-летие Сталина. Тогда казалось, что советско-китайская дружба нерушима. Но, увы, ближайшим соседом слева от Сталина был Хрущев...
А. Громов