В Российском Императорском флоте торпедных катеров не было. Только принятая в ноябре 1926 года первая послереволюционная программа военного судостроения предусматривала строительство кораблей этого класса.
К этому времени ЦАГИ по заданию Народного комиссариата по военным и морским делам уже разработал проект первого советского торпедного катера. С апреля 1925 года над его созданием работали талантливые инженеры С.С. Четвериков, А.А. Архангельский, Н.В. Грибов, В.М. Петляков, Н.С. Некрасов. Возглавил бригаду А.Н. Туполев. Катер под индексом «АНТ-3» был заложен в августе 1925 года в Москве. Это был реданный катер из гофрированного алюминия водоизмещением 11 т, вооруженный одной 450-мм торпедой образца 1912 года в лотковом аппарате и 2 пулеметами. Водоизмещение 8,9 тонны, дальность плавания 340 морских миль. Экипаж — 3 человека.
14 марта 1927 года катер, символически названный «Первенцем», был доставлен по железной дороге в Севастополь и спущен на воду Черного моря. Оснащенный двумя бензиновыми моторами «Райт-Тайфун» мощностью по 600 л. с., катер на испытаниях развил на спокойной воде 54 узла — скорость по тем временам поразительную даже для глиссера. Но испытания выявили, что при отличных ходовых качествах «Первенец» не обладал достаточной мореходностью. Несмотря на это, катер 12 августа 1927 года вошел в состав Морских сил Черного моря.
Выявленные в процессе испытаний и первых месяцев эксплуатации недостатки «Первенца» были устранены на серийном торпедном катере «ГАНТ-4», испытанном осенью 1928 года.