22 июня 2017 года отошёл ко Господу суворовский подвижник Александр Львович Кононенко – бессменный организатор Всероссийских Суворовско-Ушаковских военно-патриотических сборов
…Как этому невысокому, щуплому на вид, заметно прихрамывающему немолодому уже человеку удавалось тащить на себе весь воз связанных с организацией таких сборов проблем, я не представляю до сих пор! Не имея собственных средств, постоянных благотворителей, какой-то материальной базы; не обладая (на мой взгляд!) необходимой деловой хваткой, «нужными связями», даже просто физическими силами и богатырским здоровьем и много чем ещё, он каждый раз, казалось, совершал чудо! Вдруг находились деньги, помощники; удавалось договориться с проживанием, питанием ребят и даже раздобыть призы для победителей.
Львович, как мы звали его между собой, любил награждать детей, и каждый раз мальчишки и девчонки увозили со сборов во все концы страны: на Алтай, к Белому морю, в Карелию и на Волгу кучи грамот, ворох медалей, пачки художественной и исторической литературы, нехитрое военное и тактическое снаряжение и конечно памятные фирменные значки.
Удивляла его завидная работоспособность, терпение и неутомимость, ведь едва закончив очередные сборы, которые давались ему (что сегодня уже очевидно) слишком дорогой ценой, он принимался готовить очередные! В этом ему помогали люди, которых он самым удивительным образом находил и сплачивал вокруг не столько себя, но Идеи. Мне не известны все его даже явные помощники и благотворители, но многие из них, включая Героев России, ветеранов боевых действий, действующих офицеров и генералов запаса, представителей казачества составили бы честь недавно созданному по указанию сверху военно-патриотическому движению «Юнармия».
Постепенно проект расширял свои исторические и географические рамки: так появились Скобелевские сборы, военно-тактическая игра «Штурм Сен-Готарда», летние военно-патриотические лагеря «Кухмарь» на берегу легендарного Плещеева озера и «Серафимов дар» в Тульской области; а Суворовско - Ушаковский стяг сборов поднимался на флагшток на Балтике и в Суздале, в Борисоглебске и Переславле, над Бородинским полем и в Санаксарском монастыре, в имениях Александра Суворова и его потомков в Фетинино, Лакинске (Ундоле) и даже Швейцарских Альпах. В планах Львовича были Крым и другие регионы, связанные с именами великих, боготворимых им полководцев. Но и этого Кононенко было мало. Он – отец ещё и нескольких военно-патриотических клубов, с кажущейся лёгкостью рождаемых им там, где только ступала его нога!
Откуда у него – человека по сути невоенного такая любовь к Армии, к её славе, героям? После службы в Вооружённых Силах в конце мирных 70-х, Александр Львович, поступает в престижный МГИМО, затем работает в таможне; в лихие 90-е занялся бизнесом. А потом, как он объяснял в одном из немногочисленных телеинтервью, его вдруг «накрыло» - он пришел к Богу, к вере. Вернее сказать, Бог тихо позвал его на служение себе…
Наверное, этим и можно объяснить, что наш Львович, буквально следуя суворовским заветам, во главу угла всех мероприятий, ставил Христа и Его Церковь. Все сборы обязательно начинались с получения благословения на них правящего архиерея и молебна, а заканчивались Божественной Литургией и Причастием Святых Даров большинством участников сборов. И в этом он, в общем то готовый к компромиссам, совсем не жёсткий человек, был на удивление твёрд и непоколебим! И так же требовал от руководителей команд неукоснительного соблюдения чинопоследования вечернего и утреннего правил по образцу Русской армии и горе было тому, кто их нарушал. Тогда тихий и тактичный, снисходительный в некоторых других, как он считал мелочах, Львович превращался в настоящего Тигрыча – так за глаза звали его некоторые ребята. А он просто не мог поступить иначе, переступив через обретённые однажды дорогие ему идеалы.
Каюсь, последние года два я в силу разных причин не бывал на сборах. Казалось, что ещё успею. Не в этот раз, так в следующий. Что там может случиться? Последние, XIV по счёту Cуворовские сборы прошли в начале года под Суздалем. Их открытие было в Спасо-Евфимьевом монастыре у склепа героя Отечества Дмитрия Пожарского… Неужели на этом оборвётся славная история такого удивительного проекта, автором которого почти 15 лет бессменно был воин Христов Александр Львович Кононенко?
Спаси Бог за твои труды, брат, и вечная тебе память!
Роман Илющенко, подполковник запаса, член Объединённого Суворовского комитета