“Без добродетели нет ни славы, ни чести” А.В. Суворов
«Распад Украины вполне реален»
11.04.2014

Распад Украины.jpg8 апреля 2014 года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что Советом безопасности ООН в очередной раз рассмотрена ситуация на Украине, передает портал Newsland. По этому вопросу экспертами вынесено заключение в рамках международного права: оказывается, после того, как распался Советский Союз, Украина не провела и не зарегистрировала надлежащим образом в ООН демаркацию своих границ как государства.

 

По границам она остается административным округом СССР, согласно обычному договору в рамках СНГ, который не имеет в ООН законную силу.

 

А так как страна не имеет официальной границы в рамках международного права, то нет никаких оснований говорить о ее нарушении. Также, не имеется оснований говорить и о сепаратизме, то есть, насильственном изменении конфигурации границы.

 

Причем, отмечается, что демаркация границ Украины имеется только в проекте по соглашению с Евросоюзом. В повестке дня ассоциации между Евросоюзом и Украиной, утвержденной в Люксембурге 8 апреля, сказано о том, что ЕС поможет Украине в оказании технической помощи в демаркации ее границ с соседними государствами. При этом, временные рамки проведения демаркационных работ на месте пока не прогнозируются. 

 

Также об этом говорит в одном из своих интервью президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «Украина до сих пор не подписала свои границы с Россией. А когда не подписаны границы, и есть (спорный) кусок или участок земли, это всегда будет камнем преткновения в межгосударственных отношениях. Это исторически так», - заявил он в ходе брифинга по итогам саммита по ядерной безопасности в Гааге в конце марта 2014 года, передает ИА Regnum. Назарбаев отметил, что «Казахстан, несмотря на то, что у нас огромная граница с Китаем (1700 км) - мы ее подписали, с Россией (больше семи тысяч км) - подписали, с южными соседями подписали. Эти бумаги - являются документами, которые сданы на хранение в Организацию Объединенных Наций. В Украине - нет таких документов». 

 

Заявления политиков прокомментировал в интервью «Русской народной линии» политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов: 

 

«Это важные заявления в мировом сообществе. Их роль повышается тем, что одно сделано секретарем международной организации, а другое сделано одним из наиболее авторитетных руководителей на постсоветском пространстве и в Евразийском регионе. Я думаю, что эти заявления не усиливают позиции украинского руководства и европейских стран в конфликте, который сейчас происходит на Украине. 

 

Мы уже говорили о том, что у Украины множество признаков несостоявшегося государства, где нет авторитета власти, где её может свергнуть набежавшая с улицы толпа, где нет армии, где в казне всего лишь миллиард долларов на 40 миллионов населения, а долг только России более 22 миллиардов долларов. И ещё один момент озвучен, что границы, оказывается, не демаркированы. Границы между Украиной и Россией сформировались, когда обе страны находились в составе Советского Союза, это были не государственные, а административные границы, которые показывали состояние двух субъектов в составе большого государства СССР. В итоге эти границы из административных рубежей превратились в государственные. Превратились по факту, но юридически не были оформлены. Несколько лет назад в Керченском проливе был конфликт по поводу того, кому принадлежит коса, России или Украине. На административном уровне эта граница тоже не была прописана, тогда обращались за решением к местным советам, и выясняли по спискам советских выборов, к кому относилась эта территория. Вот до чего приходилось доходить. 

 

В современном международном праве утверждение границ проходит несколько стадий. Во-первых, это согласование границ, чему предшествуют длительные переговоры. Потом идет делимитация границы, т.е. граница наносится на карты. После этого подписывается соглашение о государственной границе. Оно носит двухсторонний характер между двумя государствами. Если есть спорная территория, то выступает посредник, третья сторона, это может быть международная организация или иное государство. Далее идет демаркация границы. На основе карт границу наносят на местности. Это также порой вызывает споры, границу согласовывают на местности и обозначают знаками, столбами. Когда всё согласовано, когда нанесены все координаты, подписывается соглашение о демаркации границ. Только после этого считается, что все вопросы границы урегулированы. Как мы видим это поэтапный и сложный процесс. 

 

Надо сказать, что Россия очень внимательно относится к своим государственным границам. Урегулирование споров, например, между СССР, а потом Россией и Китаем заняло несколько десятков лет. В 1964 году начались переговоры, а в 1996 было подписано соглашение о завершении переговоров, и до 2000 годов продолжалась демаркация границ. Зато сейчас этот вопрос полностью урегулирован, и между нашими странами нет споров по этому вопросу. Именно поэтому началось улучшение наших отношений. К этому вопросу все страны должны относиться со всей серьезностью. Этот нерешенный вопрос ясно показывает, какая неразбериха царит на Украине уже более 20 лет. 

 

Также международное право показывает, что наряду с нормами, определяющими границу юридически, есть ещё так называемое традиционное понимание границы, есть границы, которые сформировались веками. Такие нормы называются нормами "обычного права", т.е. основанные на обычае. Но к Украине они не применяются, потому что ее границы были созданы искусственно. Восточная граница была определена большевиками в 1921-22 годах, западная граница была сформирована в 1939-40г., а окончательно границы Украины были определены после Великой Отечественной войны в 1945 году, когда к ней присоединили Ужгородскую область. Южная граница вообще определилась в составе СССР по воле Хрущева в 1954 году, а сегодня она изменилась. Таким образом, мы видим, что украинская государственность испытывает серьезные проблемы. 

 

Отлаженного легитимного механизма управления страной нет как в центре страны, так и на ее границах. Нет границ, оформленных государственными договорами, нет границ, которые были бы закреплены вековыми обычаями. Не следует списывать на Россию какие-то пограничные споры, как это пытаются делать некоторые государства. Неустановленность границ на Украине имеет глубокие исторические корни и, кроме того, связана с бездействием украинских властей в последние два десятилетия, а, может быть, это также связано с тем, что у них не хватило компетентности, юридической и правовой грамотности и политической мудрости. Все страны всегда стараются свои границы четко обозначить, потому что ещё со времен Римской империи известно, что развал государств всегда начинался с эрозии государственных границ. Как только границы Римской империи стали проникаемы для варваров, так началось падение империи. Оно заняло два века, но это было великое государство, и динамика была иная. Так мы видим, что у соседнего государства много проблем, и они приобрели такой характер, что поставили под угрозу и целостность Украины, и нежелание целых регионов находиться в составе Украины. Нет международно-правовых скреп, которые бы удерживали территории этого государства. 

 

Заявления Пан Ги Муна и Назарбаева подтверждают, что распад Украины, который начался с выхода из ее состава Крыма, вполне реален. Кроме всех существующих к этому предпосылок теперь добавился и аргумент правового международного характера».