СОБОРНОЕ СЛОВО ХХ ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА ПО ТЕМЕ «РОССИЯ И ЗАПАД: ДИАЛОГ НАРОДОВ В ПОИСКАХ ОТВЕТОВ НА ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ»
1 ноября 2016 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся XX Всемирный Русский Народный Собор, посвящённый теме «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы».
На пленарном заседании были обобщены выводы секций: «Великая культура России и современный мир», «Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы», «На полях русской славы: исторические литературные связи», а также круглого стола «Россия и Запад. Архитектура пространства развития» и научно-практической конференции «Традиционные ценности. Общие проблемы — разные подходы».
По итогам обсуждения XX Всемирный Русский Народный Собор обращается к согражданам и соотечественникам с Соборным словом.
Со времен славянофилов и Н.Я.Данилевского русская историко-философская и социологическая мысль описывает Россию и Запад как два равновеликих культурно-исторических типа, как два родственных, но разных общества, вышедших из единой колыбели раннего христианства.
На протяжении долгого времени отношения между Россией и Западом были ключевым вопросом русской и европейской истории, а в последние два столетия превратились в один из важнейших факторов, определяющих судьбы всей планеты.
Эти отношения отнюдь не были безоблачными. В прошлом наша страна неоднократно подвергалась агрессии со стороны западных держав, в том числе трижды — в 1612, 1812 и 1941 годах — под угрозой оказывалось само существование России как самобытной независимой цивилизации. На состоявшейся в ходе Собора секции «Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы» отмечалось, что историческая память об этих событиях побуждает уделять особое внимание обороне и безопасности страны, укреплению сословия служилых и ратных людей, важнейшим элементом формирования которого является система Кадетского образования.
В то же время взаимоотношения России и Запада не могут быть сведены к геополитическому противоборству и военному противостоянию. Огромную позитивную роль играло и играет сотрудничество двух обществ, их экономическое, культурное и политическое взаимодействие.
Для России соседство с динамично развивающимся Западным обществом на протяжении веков было стимулом научного и социального прогресса, источником технологических и культурных достижений. В свою очередь, по мере становления Российской цивилизации, достижения русской науки и культуры также стали оказывать ощутимое влияние на развитие Западной Европы и Северной Америки.
Сегодня отношения России и Запада переживают не лучшие времена. Их приметами становятся политическое напряжение, взаимная критика в информационном поле, экономические санкции. На прошедшем в рамках Собора круглом столе «Россия и Запад. Архитектура пространства развития» отмечено, что наибольшие риски назревающего противостояния концентрируются именно в Европе, превращая эту часть света в зону долгосрочной напряженности. Сегодня всё больше экспертов говорит о возвращении «Холодной войны». Учитывая вовлеченность обеих сторон в целый ряд трудноразрешимых военных конфликтов, нельзя исключить перерастания возникших противоречий в войну горячую.
Предотвратить такое развитие событий — долг каждого трезвомыслящего человека, долг политических деятелей и гражданских обществ России и Запада. Не случайно в совместном заявлении самых авторитетных религиозных лидеров двух цивилизаций — Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска — содержится призыв к сугубой молитве о сохранении творения Божия от разрушения и недопущении новой мировой войны.
Альтернативой нарастающей конфронтации может быть только безопасное, справедливое, демократическое мироустройство, к строительству которого еще 15 лет тому назад призывал Президент России В.В.Путин в своём выступлении на VI Всемирном Русском Народном Соборе.
На пленарном заседании и секциях ХХ Собора выражено единодушное мнение о том, какую модель отношений между странами и цивилизациями следует считать безопасной, справедливой и демократической.
Основой безопасного мироустройства должны быть сохранение военно-стратегического паритета и уважение к международному праву. Иллюзия достижения одной из сторон подавляющего военного превосходства порождает сильнейший соблазн безнаказанного применения военной силы и провоцирует слабейшие стороны на несимметричные ответные действия.
В основе справедливого мироустройства должна лежать единая система правовых и нравственных координат, избегающая двойных стандартов. Только на основе равноценных, симметричных подходов можно добиться взаимопонимания и примирения сторон в возникающих конфликтах.
Демократическое мироустройство должно, прежде всего, опираться на волю народов, проявленную в их общественном развитии. Демократия не может быть сведена к какой-то одной типовой модели, возникшей в определённых исторических и социальных условиях. Демократия подразумевает свободное творчество народов, избирающих себе те политические и социальные модели, которые кажутся им наиболее эффективными и нравственно приемлемыми. Эпоха силового распространения определённых политических образцов или навязывания их через финансовое и информационное доминирование должна уйти в прошлое.
Достойным внимания примером нового типа отношений между странами с разными культурно-историческими традициями служит объединение БРИКС, в рамках которого ни один из членов не стремится к доминированию над другими. Подобный пример равноправных и взаимовыгодных отношений в исторической перспективе может также стать моделью для отношений России и Запада.
Возможность установления доброжелательных, уважительных связей базируется на том, что русская и западноевропейская культура имеют общие корни. Наши нравственные ценности вырастают из христианского Благовестия, опираются на фундамент десяти библейских заповедей. Эта общность ценностей позволяла вести плодотворный исторический диалог на протяжении долгих веков и находить взаимопонимание даже во времена «Холодной войны» между СССР и США.
Поэтому вызывает сугубую тревогу нарастающий ценностный разрыв, осложняющий взаимоотношения России и Запада в наши дни. Природа этого разрыва отражена в совместном заявлении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, сделанном по итогам встречи в Гаване: в то время как в России наблюдается «беспрецедентное возрождение христианской веры», целый ряд западных стран превращается «в секуляризованные общества, чуждые всякой памяти о Боге и его правде». Дальнейшее движение по расходящимся траекториям чревато полной утратой общих ценностей и взаимопонимания.
Вместе с тем очевидно, что степень взаимопонимания между Россией и Западным миром на уровне народной дипломатии, в случае диалога религиозных объединений и структур гражданского общества значительно выше, чем в сфере межгосударственных отношений. Это позволяет предположить, что нарастающие противоречия не являются продуктом неизбежного антагонизма наших цивилизаций, не вызваны несовместимостью их культурных кодов, а имеют иную, временную природу.
Мы убеждены, что главным противоречием современности является не столкновение цивилизаций, продекларированное С. Хантингтоном, а столкновение глобальных транснациональных элит со всеми локальными цивилизациями мира, в том числе и с народами Запада, сохраняющими верность своим христианских корням.
По большому счёту, это конфликт постчеловеческих ценностей, ценностей, возникающих в результате дегуманизации культуры и десакрализации общественного пространства, с всечеловеческими ценностями, с ценностями, присущими всем религиозным традициям и классическому гуманизму.
Закономерно, что в совместном Заявлении Патриарха Московского Кирилла и Папы Римского Франциска выражена тревога по поводу того, что в мире «стремительно подрываются духовные устои человеческого бытия». На состоявшейся в ходе Собора научно-практической конференции «Традиционные ценности. Общие проблемы — разные подходы» констатировано, что в рамках строительства нового глобального мира происходит покушение на фундаментальные основы этносов, наций, государств, цивилизаций: разрушение института семьи, эрозия базисных нравственных ценностей, агрессивное наступление на традиционные религиозные культуры. С этим не может согласиться ни большинство людей в России, ни большинство людей на Западе.
Русский народ, опираясь на заветы христианской культуры, не желает конфронтации с Западным миром и, как и в людях всех иных цивилизаций, видит в людях Запада своих братьев. Это отношение приобретает особую теплоту, когда мы вспоминаем о нашем духовном родстве, о наших общих христианских корнях и общей исторической колыбели.
Мы убеждены, что сумеем понять друг друга, признавая равное достоинство созданных нами обществ и культур, соблюдая равные права в политическом диалоге, не стремясь к военно-силовому, финансовому или информационному доминированию.
Мы также уверены в том, что народы России и Запада сумеют найти совместные ответы на брошенные им вызовы,- будь то экологическая угроза, опасность терроризма или разрушение нравственных ценностей. Мы выражаем надежду, что те политические силы, которые ради своих глобальных амбиций пренебрегают интересами собственных народов, разжигают русофобию и содействуют дехристианизации, потерпят фиаско и перестанут служить причиной назревающего мирового конфликта.
Нашей целью является многополярный равноправный мир, построенный на взаимном уважении разных культур и общей нравственной основе, где своё достойное место займут и Россия, и страны Западной цивилизации.
Со своей стороны, мы заявляем, что Всемирный Русский Народный Собор готов внести свой вклад в построение подобной системы мировых отношений, консолидируя соотечественников по всему миру, действуя в пространстве народной дипломатии, выражая позицию гражданского общества РФ на площадках ООН, ОБСЕ, представительных международных форумов.